Умение создавать и гасить конфликты
Умение создавать и гасить конфликты – это не менее важное качество ведущего ток-шоу, чем те, о которых говорилось выше. Нет и не может быть массовой программы, которая не содержит конфликта и при этом интересна телезрителю. К сожалению, эта простая мысль часто игнорируется творческими работниками, которые пытаются «изобрести велосипед» и учатся на собственных ошибках. Такого права у нас нет, потому что зритель не должен смотреть плохие программы. Сколько раз мне доводилось видеть дискуссии в прямом эфире на философские темы «Что такое счастье» или «Как поднять науку». Неглупые люди в студии и вполне подготовленные к разговору ведущие дудели в одну дуду, и трудно было отличить начало программы от ее финала, мнение одного человека и от мнения другого. Самое коварное в таких программах – что в студии во время записи или прямого эфира всем участникам интересно и приятно разговаривать друг с другом. Только бедный телезритель оказывается совсем ни при чем. Нет конфликта, нет дискуссии, нет программы. Конфликт надо уметь создать. И продумывать его надо задолго до эфира. Самый распространенный вид конфликта – это открытый спор двух (или более) людей, которые имеют принципиально разные мнения по обсуждаемому вопросу.
Если вам так хочется сделать программу о счастье, надо позвать такого человека, который будет утверждать, что «счастья на земле нет и быть не может», и сможет защитить свою точку зрения перед теми, кто готов повторять прописные истины: «счастье зависит от самого человека», «счастье – когда тебя поминают» и т. д.
■ Секрет популярности Владимира Жириновского в журналистской среде и его участия в самых разных ток-шоу кроется именно в его умении спорить на любую тему с кем угодно. Похоже, если кто-то скажет, что за окном весна, Жириновский тут же начнет утверждать, что это не весна, а сплошное безобразие. ■
Это тоже своего рода талант. И судя по тому, как часто появляется в эфире одни и те же конфликтные по своей природе лица, талант весьма редкий. Однако конфликт – это не всегда спор конкретных личностей.
■ В чем был конфликт популярной некогда программы «Человек в маске» на Первом канале? Напомню: в течение часа ведущий Владимир Познер вел откровенно интимную беседу с героем в маске, который рассказывал свою непростую историю. Зал слушал затаив дыхание.
Конфликт в программе возникал между нашим привычным представлением о жизни и конкретной историей человека, которая входит в противоречие с этими представлениями.
Общественная мораль утверждает, что наркомания – это ужасно, что наркоманы – отбросы общества, которые сами виноваты в своей слабости. Но в одной из программ Владимира Познера зрители увидели молодого человека, страдающего этой зависимостью, услышали его откровения, которые вызывали сочувствие и заставляли посмотреть на эту проблему совсем иначе. ■
Иногда в человеческих ток-шоу сталкиваются разные истории и разные судьбы. В результате возникает целая череда конфликтов. Так, например, на одной из таких программ обсуждается вопрос, сколько иметь детей. В качестве гостей были приглашены многодетная мама и молодая пара, которая принципиально не хочет иметь детей. В этой же программе в качестве героя выступала женщина, которая имела двоих детей и была убеждена, что дети в многодетных семьях всегда страдают от того, что их много.
Возможны и другие герои, которые имеют свою точку зрения на подобные вопросы. Ведущему остается только умело дирижировать дискуссией между этими людьми и точно представлять каждого из них, что бывает не так просто, если героев много.
Иногда в режиссерском и авторском сценарии массовой программы предусмотрены целые цепочки конфликтов, которые могут быть интересны зрителям. Ведущий должен уметь остро чувствовать моменты затянутости или излишней отвлеченности, успокоенности. Телезритель всегда может щелкнуть телевизионным пультом именно в такой момент.
СОВЕТЫ
КАК МОЖНО ИСКУССТВЕННО ОБОСТРИТЬ КОНФЛИКТ?
- задать острый, провокационный вопрос герою;
обратиться к тем зрителям в - зале, которые явно готовы к спору (иногда для этого используются «подсадные утки»);
предложить посмотреть сюжет, - подготовленный заранее, который опровергает то, о чем только что говорилось.
Такие моменты надо продумывать заранее, особенно если для участия в программе приглашены чиновники или политики, склонные к бахвальству, популизму, саморекламе и имеющие огромный опыт ухода от острых вопросов. Опытные ведущие вместе с творческой группой готовятся к разговору с такими людьми особенно тщательно, почти как к бою. Конечно, реальная жизнь реальных людей, конкретная жизненная история, хорошо снятая и смонтированная в качестве сюжета, или телемост с глубинкой, где люди просто не понимают, о чем так красиво говорят начальники в студии, но при этом имеют возможность высказать это непонимание публично, – такие моменты становятся драматичными, яркими и делают программу успешной.
■ Когда-то, еще в советские времена, буквальным шоком для телезрителей стало появление так называемой «лестницы с подростками» в программе «12 этаж» молодежной редакции Центрального телевидения. Идея программы была очень проста: в студии проходили дискуссии на разные темы с интересными и яркими людьми, но время от времени с помощью телемоста в прямом эфире возникала лестница обычного московского подъезда, где сидели подростки, которые никогда ни в чем не соглашались с уважаемыми людьми. При этом, что самое удивительное, подростки были во много раз убедительнее и естественнее, чем взрослые люди в студии. По времени включения лестница занимала не более 10 процентов продолжительности всей программы, но запоминалась всегда именно она. ■
Умение создавать конфликты – это прежде всего способность уловить тот момент, когда становится скучно и нужно поднять интерес к программе, значит, создать конфликт. Не менее важное умение – погасить конфликт, если он выходит за рамки программы. Когда люди начинают спорить, они перестают контролировать себя. И уж совсем наплевать им на то время, которое им было отведено в эфире заранее. «Нет, дайте я скажу», «не перебивайте меня, я вас не перебивал», «я должен ответить на этот выпад» и т. д. Вам не раз приходилось слышать эти фразы, не правда ли?
■ В программе Владимира Соловьева «К барьеру!» на НТВ, где конфликт между спорящими является смыслом и содержанием программы, участники часто говорят одновременно, не слушая друг друга. Ведущий и вся творческая бригада сознательно пошли на этот шаг, так как шквал эмоций на экране – это всегда интересно. Но программа структурирована таким образом, что свободное слововыражение дается противникам только в первом раунде, а затем следуют другие раунды, где вопросы задает ведущий или секунданты. ■
Чем сложнее задача программы, тем четче продумываются структура, сценарий и хронометраж каждого элемента сценария. Самый плохой способ погасить выходящий за рамки программы конфликт – это резко прервать спорящих, напомнив им, кто здесь главный. Гораздо выгоднее для ведущего быть не судьей и не грозным начальником, а равноправным участником дискуссии, у которого, однако, есть профессиональная обязанность следить за соблюдением равных прав всех выступающих и ни на секунду не забывать об интересах тех, кто смотрит программу. Фраза ведущего: «Боюсь, зрители не понимают, о чем вы говорите», гораздо привлекательнее, чем фраза: «Я не понимаю, о чем вы говорите».
Лучше предложить участникам дискуссии блицинтервью, чем лишний раз напоминать им о нехватке времени. И, конечно, всегда можно еще раз напомнить о правилах игры, с которыми все согласились перед эфиром и теперь обязаны выполнять.
Ведущий всегда должен заботиться о том, чтобы последнее слово осталось за ним. Это последнее слово может быть придумано заранее, может прийти в голову во время программы. Лучшие ведущие массовых программ тратят немало сил и времени на поиски ключевой фразы. Интонации ведущего, паузы, которые он умело держит, поднятая кверху бровь и удивленный взгляд, заразительный, свободный смех и быстрая остроумная реплика – все это необходимые признаки профессионализма человека, который взял на себя смелость, мужество и нахальство стать ведущим самого трудного и яркого жанра на телевидении – массовой программы.