Как быть, если микрофон просят много людей одновременно?
Надо обратить внимание зрителей программы на то, что желающих высказаться много, и на этом основании попросить говорить коротко. Перед теми, кто не успел высказать свое мнение, всегда надо корректно извиниться.
Бывают случаи, когда никто не хочет говорить, несмотря на обращение ведущего к залу. В этом случае помогают фразы: «Я следил за выражением вашего лица», «Вы так волновались. Почему?» или любое другое обращение к конкретному человеку, сделанное в такой форме, что нельзя не среагировать. Например: «Я вижу, что вы со мной не согласны. Почему?» На такой вопрос нельзя не ответить. Даже если человек будет отрицать: «Что вы, что вы? Я согласен», – вы получите реакцию из зала, то есть именно то, что вам надо.
Сложный вопрос – аплодисменты зрителей в зале. Во время различных массовых программ либо специальные ассистенты с плакатами показывают зрителям, в какие именно моменты надо аплодировать, либо загорается специальное табло. Такие подсказки часто раздражают зрителей. Надо обязательно до начала программы специально объяснить роль и значение аплодисментов как принятого знака поддержки и внимания к участникам программы. Конечно, живые аплодисменты, которые возникают в зале не по указке, а «изнутри», искренне, в ответ на удачную реплику ведущего или невероятную откровенность гостя программы, стоят особенно дорого, и надо всячески поддерживать эти моменты и словами, и показом картинки.
Надо всегда помнить: даже если зрители массовых программ молчат и не имеют возможности получить микрофон, они являются полноправными участниками этой программы. Достаточно показать скучающее или зевающее лицо зрителя в студии, как зритель у экрана тотчас же подвергнет сомнению свои собственные ощущения.
Иногда работа в студии продолжается достаточно долго и утомительно, особенно если идет видеозапись с остановками и репетициями. Часто по технологии за день в студии записывается несколько больших массовых программ. Съемочная группа должна всегда помнить о том, что зрители, которые пришли на программу, ничем и никому не обязаны. Надо подумать, голодные ли они, и обязательно сообщить, где находится туалет, надо согреть зрителей теплом, вниманием и проявлять к ним всяческий интерес и уважение. Раздраженный и уставший зритель в студии может испортить даже тщательно подготовленную программу просто потому, что в зале не возникнет нужной атмосферы. Надо уметь людям сказать лишний раз «спасибо» и сделать их реальными участниками процесса. Это должна быть не только ваша программа, это должна быть их программа тоже. Только в этом случае будет успех.
Работа с героями программы
Героев программы надо уметь найти. Это первая важнейшая задача. Вторая задача – уговорить их прийти в студию и рассказать свою историю. Наконец, третья задача – постараться сделать так, чтобы интересный в жизни герой или эксперт выглядел интересным и на экране, что отнюдь не всегда совпадает. Трудно переоценить роль редактора на всех трех этапах. Именно редактор ищет героев. Иногда героя находят в газетах, иногда в случайном разговоре, иногда будущие герои сами звонят по предложенному телефону.
Героев на ток-шоу приглашают в трех случаях:
1. Если интересен сам герой и его история (так называемые человеческие ток-шоу, дневные ток-шоу и др.).
2. Если человек является ньюсмейкером и сказал или сделал что-то такое, о чем все говорят.
3. Если интересен не сам человек, а его мнение по обсуждаемому вопросу (герой-эксперт).
Наиболее сложной является работа с героями, пришедшими на программу со своими историями. Задача творческой бригады добиться искренности и откровений на экране от людей, которые могут оказаться совсем не готовы к публичному вниманию. Важно не оттолкнуть, не испугать и не «зарепетировать» такого героя.
Все начинается с первой встречи и первого знакомства. Редактор должен понять, к какому психологическому типу человека относится этот герой, и суметь в разговоре найти главную нить истории, на которой будет строиться программа. В поиске и взаимодействии с героями много рутины: проверка точности изложенных фактов, заказ билетов, если это необходимо, пропуска, машины и т. д.
Ни в коем случае нельзя допускать встречу героев с ведущим программы, человек должен увидеть ведущего только во время записи. Это связано как с психологическими моментами особого подъема и настроения, так и с тем фактом, что никто не рассказывает про себя искренне одни и те же факты одному и тому же человеку. Человек не может хорошо повторить, он может хорошо рассказать заново. Особенно если ему помогут точными вопросами и бережным вниманием.
Все герои, приглашенные на программу, даже если их истории или высказывания несимпатичны создателям программы, должны оказаться в зоне полного комфорта. Надо всегда встретить человека у проходной, проводить в гримерку, сказать комплимент и угостить чаем или кофе. К сожалению, часто мне доводилось видеть, как по коридорам студии ходят растерянные люди, которые спрашивают всех подряд: «Где тут у вас студия?» Это непрофессионально и просто недопустимо.
Если потенциальный герой приглашается в качестве гостя программы, с ним надо обсудить все организационные моменты, включая внешний вид, одежду и др. Затем редактор должен кратко изложить (лучше письменно) историю своего героя ведущему программы, после чего они вместе должны выстроить ход беседы с этим человеком, заранее прогнозируя возможные проблемы. Этот момент чрезвычайно важен. В ходе программы ведущий и герой программы оказываются в неравной ситуации, так как ведущий заранее знает о герое все или почти все, а герой впервые видит перед собой известного и уважаемого человека, перед которым он, естественно, робеет. То, что этот человек хорошо знает его историю, только подливает масла в огонь общего напряжения. И подогревает интерес зрителей. Герою невольно хочется добавить что-то новое, чем-то удивить знаменитого собеседника. Именно так возникают особо яркие моменты откровений, когда герой напрочь забывает о камерах, студии, зрителях в студии и телезрителях у экранов телевизоров. Перед ним только один человек – ведущий, и ему чрезвычайно дорого внимание этого человека. Если герой не один, то ведущему надо стараться помнить обо всех одновременно, не допуская скуки, неудовольствия со стороны других участников программы. И нельзя ни в коем случае сразу отключаться от героя, как только он закончил свою речь. Человеку бывает очень обидно, когда он резко перестает быть объектом внимания. Такие моменты всегда вызывают сострадание телезрителей и одновременно чувство протеста по отношению к ведущему.
Надо уметь не только встретить своих героев и расположить их к себе, надо не забыть сказать им самые добрые слова и пожелания в конце программы уже после эфира. Даже если они вас явно разочаровали. Вырвав человека из его привычной жизни и сделав его объектом общественного интереса, надо понимать, что бесследно это для него не пройдет.
Меня всегда удивляло, когда после длительного времени: через десять, двенадцать лет после единственной встречи в эфире – люди подходили ко мне и напоминали о нашей встрече в студии, которую я, естественно, не могла вспомнить. Для некоторых из них это стало одним из самых ярких воспоминаний в жизни.
Не надо путать героев, которые рассказывают на экране свою историю, с подставными актерами в программах, где истории придумываются специальными сценаристами и разыгрываются как реальные. Можно по-разному относиться к такого рода спектаклям, но раз они востребованы зрителями, значит, имеют право на существование. Во многом успех подобных постановочных ток-шоу определяется уровнем профессионализма ведущих, ради которых люди часто и смотрят такие программы.
Рассмотрим случаи, когда героями программы становятся ньюсмейкеры или эксперты. Каковы особенности работы с такими героями? Все, что касается доброжелательности и повышенного внимания к приглашенным, остается в силе. Важно, чтобы эти люди точно представляли цель и задачи программы в целом и характер своего участия в ней. Необходимо заранее сообщить этим героям, сколько времени в эфире им будет отведено. Иначе могут возникнуть обиды и конфликты как в ходе записи программы, так и после эфира.
Если вы приглашаете эксперта и заранее знаете, что этот человек будет вам нужен только для одной-единственной реплики по поводу конкретного документа или события, скажите ему об этом заранее. Пусть он сам решает, придти ему на программу или нет, а ваша задача – убедить человека в том, что одна важная реплика, высказанная публично в ходе популярной программы в прайм-тайм, это достойное предложение.
■ Опять хочу обратиться к опыту некогда популярной программы «Свобода слова» с Савиком Шустером. На одном из мастер-классов в нашем Центре Шустер показывал аудитории подробно расписанный по минутам сценарий политического ток-шоу, тема которого была определена только утром в день эфира (в предыдущие дни готовилась совсем другая тема, но произошло событие, которое заставило творческую группу резко изменить тему). В этом сценарии были прописаны не только ход дискуссии, но и возможные вопросы к оппонентам, предусмотрены разные ситуации, в том числе отказ отвечать на какие-то вопросы. Каждый участник дискуссии был поставлен заранее еще в сценарном варианте в жесткие рамки времени. Основные герои программы, которые имели доступ к микрофону в студии, получали возможность сказать небольшую речь (на 4–5 минут). Те, кто планировался в роли экспертов, имели право высказаться не более чем в течение одной минуты. ■
На ток-шоу хорош тот экспромт, который хорошо продуман.