Концепции новостных программ

Просмотрев сотни программ, я условно выделила бы три основных стиля новостных программ: классический, домашний и публицистический.

1. Классический стиль. Это новостная программа, которая придерживается формата новостей федеральных каналов. Достаточно официально, коротко, ясно, ритмично. Основное внимание – событиям сегодняшнего дня. Строгое оформление студии. Строгий стиль ведущего. Так работают не только в программе «Время» или «Вести», но и в телекомпании «Афонтово» в Красноярске, на «4 канале» в Екатеринбурге и на многих других каналах.

2. Домашний стиль. Здесь совсем иной принцип подачи материала. Первым может стать сюжет интересный, необязательно неоперативный, но из серии «Все обсуждают в трамвае». Ведущий держится иначе, говорит больше, может позволить себе прокомментировать тот или иной материал. Сюжеты, как правило, длиннее, чем в первом варианте. Так работают в программе «24» на РЕН ТВ, на Пятом канале в Санкт-Петербурге, «Час пик» в Томске, в телекомпаниях «Волга» в Нижнем Новгороде и «Город» в Казани.

3. Публицистический стиль. Это особая подача информации, когда одно событие, один сюжет становится стержневым для всего выпуска новостей. Более того, именно он становится основой для интерактивного общения со зрителями. Безусловно, сюжет сам по себе острый, интересный, яркий. Когда-то такой стиль общения со зрителем использовался и на федеральных каналах, в наши дни он встречается редко и только в регионах.

■ Недавний пример – новости телекомпаниииз г. Волгодонска. Первый сюжет выпуска был посвящен тому, что Волгодонск признан самым красивым и самым чистым городом Ростовской области. Это означает, что город получает премию губернатора и другие преференции. Сообщив эту новость, ведущая Дарья Самойлина поставила вопрос на обсуждение для телезрителей: «Вы согласны, что наш город самый чистый город в области?» Было предложено три варианта ответа: «да», «нет», «меня это не интересует». Голосование шло в течение всего эфира. В конце выпуска ведущей были озвучены результаты, которые оказались совсем не такими благостными, как хотелось думать начальству. Число зрителей, ответивших на вопрос положительно, оказалось ровно таким же, как и число тех, кто ответил «нет». Такой результат дает журналисту право продолжать делать сюжеты о неблагополучных дворах, подъездах и дорогах. ■

Публицистический стиль требует высокой квалификации ведущего. Этот журналист должен быть готов прокомментировать результаты голосования в прямом эфире и сделать это точно, коротко и доказательно. В Нижнем Новгороде в таком стиле делаются итоговые субботние выпуски новостей, которые ведет известный журналист, лауреат «ТЭФИ-Регион» Александр Резонтов.

Конечно, любая классификация весьма условна. Есть программы, где сочетается домашний стиль с публицистическим или классический с домашним. Но, на мой взгляд, главное, чтобы авторы программы новостей сами себе задавали вопросы: какой стиль им ближе? какую программу они собираются делать и о чем? что они хотят сообщить зрителям? Выбор концепции, конечно, зависит и от установки, которую дают учредители, и от специфики зрительской аудитории. Вряд ли в маленькой районной студии можно делать классические новости, но домашние или публицистические можно делать вполне.

У каждой концепции есть сильные и слабые стороны. Но если концепции нет вообще, это всегда проигрыш. Лично мне на региональном телевидении ближе домашний стиль новостей. Интересно, что в этом стиле работает новый федеральный Пятый канал в Санкт-Петербурге. Именно домашний стиль новостей дает возможность выиграть много очков, используя особую дистанцию близости к зрителям. Мне нравится, когда ведущие новостей спокойно общаются со зрителями и не стремятся делать подводки из одной-двух фраз. И корреспондентам есть где развернуться, потому что формат сюжета не столь строгий и выбор тем не определяется только сегодняшними событиями. Но при этом надо отдать должное тем коллегам в регионах, кто взялся за классический стиль новостей. Подняв планку требований к себе, они вынуждены искать и находить огромное количество событий, оперативно снимать и монтировать, ставя себя в ситуацию невольного сравнения с командами профессионалов из Москвы.

■ Однажды я подсчитала количество сюжетов в программе новостей «4 канала» Екатеринбурга: за получасовой выпуск в эфир вышло 22 сюжета, включая панораму коротких новостей! Но, выбрав публицистический стиль новостей, творческий коллектив оказывается в сложном положении, когда каждый день приходится находить новую острую тему и выбирать яркий вопрос к аудитории. При этом невольно попадают в тень все другие сюжеты выпуска, и вряд ли кто из зрителей сможет их вспомнить, настолько главная тема и главный вопрос дня оттесняют все остальное в сторону. ■

Тем не менее реальность такова, что в небольших городах мало что происходит каждый день. И такая форма обсуждения одного события может быть вполне уместна. Выбор, повторюсь, за вами. Но главное, чтобы выбор этот был сделан и чтобы потом все участники создания программы новостей четко придерживались избранной концепции, как своего рода манифеста.

Попробуем выделить основные приметы, а также достоинства и недостатки каждого стиля новостных программ.

ПРИМЕТЫ КЛАССИЧЕСКОГО СТИЛЯ НОВОСТНОЙ ПРОГРАММЫ

1. Строгий, официальный тон ведущего.

2. Строгий стиль дизайна и оформления студии.

3. Подводки короткие, только по делу, никаких комментариев ни до, ни после сюжета.

4. Большая насыщенность информации.

5. Строгая верстка: первым сюжетом, то есть главной новостью дня, становится событие, которое затрагивает наибольшее количество людей. Если среди событий есть ЧП, катастрофа, стихийное бедствие, теракт – эта новость всегда будет первой.

6. Хронометраж сюжета – полторы-две минуты, не более.

7. Новости спорта ведет отдельный ведущий.

8. Показ новостей строится по такому шаблону: общий план студии, затем крупно ведущий, затем анонс и только потом сам выпуск, финал новостей от крупного плана на общий план, затем финальная заставка.

9. Стиль подачи новостей – в хорошем ритме, несколько агрессивно, высокая скорость говорения текста в кадре и за кадром.

Можно продолжить список особых примет этого стиля, но, думаю, и самостоятельно легко можно это сделать, поскольку новости федеральных каналов делаются именно так. Насколько подходит он для регионального телевидения? Вопрос сложный.

Достоинства классического стиля

Зритель получает большой объем информации, имеет возможность сам сформулировать свое отношение к тому или иному событию. Ему ничего не навязывается, он сам может участвовать в создании таких новостей, так как практически все телекомпании, которые работают в классическом стиле в поисках новой информации, дают свои контактные телефоны и электронные адреса.

■ Неоднократно упоминаемый мною «4 канал» обогнал своих конкурентов (это было в середине 90-х годов) именно за счет «народных» новостей. Корреспонденты оказывались на месте событий раньше милиции и «Скорой помощи». Телефон редакции работал непрерывно. В качестве ответной благодарности весьма грамотно в конце программы всегда назывались авторы лучших «народных» новостей. ■

Недостатки классического стиля

Бешеный ритм таких новостей изматывает коллектив редакции. В условиях регионального телевидения каждому корреспонденту приходится делать два-три сюжета в день. Это сложно, поэтому качество нередко «хромает». Дни, когда в городе реально мало что происходит, становится катастрофой, так как избранный стиль, как голодный галчонок, «требует корма и корма». Изнашиваются не только люди, но и техника. Классический стиль новостей требует хорошей технической базы, опытных монтажеров и обходится недешево.

■ Интересно, что программа «Время», которая безусловно делается в классическом стиле, дает возможность своим лучшим корреспондентам и комментаторам делать достаточно объемные сюжеты, вплоть до 4–5 минут. ■

Это новый подход, и он перспективен, так как мозаика коротких сюжетов уже поднадоела зрителю и хочется спокойно посмотреть и послушать интересную историю внутри новостей.

Также в последнее время заметны изменения в стиле одежды ведущих классических новостей. В зависимости от времени выхода в эфир – днем, утром, вечером, ночью – появляется и трикотаж, и короткий рукав, что невозможно было представить себе лет пять-шесть назад.

ПРИМЕТЫ ДОМАШНЕГО СТИЛЯ НОВОСТНОЙ ПРОГРАММЫ

1. Спокойный темп речи ведущего.

2. Стиль студии и ведущего неофициальный, располагает к общению. На «заднике» может быть фотография ночного города. Ведущий может быть в строгой кофточке или рубашке с жилетом. Пиджак и галстук не обязательны, возможен трикотаж.

3. Возможны комментарии ведущего до и после сюжета. Они воспринимаются естественно.

4. Хронометраж сюжетов строго не ограничен и может варьироваться от одной минуты (короткая информация) до 3–3,5 минуты, когда речь идет об интересном человеке или проблемной ситуации.

5. Количество сюжетов в программе зависит от информационной картины дня. Их может быть много (коротких), а может и мало (тогда они длинные, но содержательные).

■ Когда мы обсуждаем со студентами эту модель, в качестве примера студенты сразу называют программу Михаила Осокина на РЕН ТВ, с чем я полностью согласна. В подобном стиле работает огромное количество и региональных компаний. Возможно, подобная модель уже используется и у вас. В Нижнем Новгороде так работает телестанция «Сети НН». Их новости называются «Информационное обозрение “Кстати”». Такое название и сам жанр обозрения дают большую свободу творческой группе в выборе новостей и их подаче. Ведущая одета в красивый трикотажный пуловер с модным вырезом и длинным рукавом. Она показана крупным планом, и ее общение со зрителем идет в особой, обстоятельной манере с полуулыбкой, которая гармонирует с названием программы. В такой программе интересны не столько сами события, сколько комментарии к событиям. ■

Достоинства домашнего стиля

Это «свое», родное, домашнее телевидение. Ведущий не устанавливает официальных преград между собой и зрителем и работает на личной, а иногда даже интимной дистанции. Такой стиль новостей не означает погони за самими новостями. Здесь широко используется социальная тематика, а материалом становятся склоки, скандалы, которых, к несчастью, всегда хватает. И это всегда интересует зрителя.

Недостатки домашнего стиля

Трудно остаться объективным в комментариях к подобным сюжетам. Надо уметь приводить разные точки зрения и сохранять положение «над схваткой», что требует особого мастерства от всех творческих работников. Сделав шаг навстречу зрителю, надо уметь всегда выдерживать дружеский тон и избегать соблазна использовать это доверие. К несчастью, я знаю слишком много примеров, когда именно домашний стиль новостей был грубо использован в жестких политических целях. Это за гранью профессии, морали, этики.

ПРИМЕТЫ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ НОВОСТНОЙ ПРОГРАММЫ

1. Самой яркой и заметной приметой является использование интерактивного опроса. С первых минут программы зритель втягивается в обсуждение острой проблемы, и создается впечатление, что без его мнения картина будет неполной.

2. Стиль студии и ведущего могут быть не так жестко привязаны к стилю новостей. Мне приходилось видеть и официальный стиль, и домашний – выбор остается за творческой бригадой.

3. По верстке и структуре программы всегда выбирается одна главная тема, один сюжет, который, как правило, показывается первым, а затем ставится на голосование в интерактивном режиме.

4. В ходе программы ведущий напоминает о главной теме дня, побуждая людей участвовать в голосовании. Как правило, делается несколько сюжетов вокруг одной главной темы, в том числе опросы, репортажи, очерки.

5. Драматургия выпуска также полностью «завязана» на главной теме, и всегда самым ярким моментом такой программы становится финал с подведением итогов интерактивного обсуждения. Здесь уместен комментарий ведущего программы или приглашенных экспертов.

Достоинства публицистического стиля

Публицистика подразумевает обсуждение актуальной общественной проблемы и яркую авторскую позицию, которая не является тайной для зрителя. Даже по этому определению ясно, что если тема выбрана правильно и ведущий способен выступить в роли публициста, то смотреть такую программу очень интересно. Как правило, даже на следующий день люди прекрасно помнят, какой вопрос им предложили для обдумывания. Тем самым телевидение не только отражает общественное мнение, но и формирует его. Это очень важно.

Недостатки публицистического стиля

Очень сильно не повезет тем ярким событиям, которые случились в это день в этом городе (или в стране!), если они не попали под главную тему обсуждения. Сам интерактив и главная тема загоняют в тень все другие сюжеты и события. В этом смысле новости становятся уже не совсем новостями, так как положение у них неравное. К тому же очень сложно придумывать каждый день темы для интерактивного обсуждения. Иногда они, что называется, высасываются из пальца, и это сразу заметно. Умные менеджеры таких программ не выводят на экран цифру количества звонков в студию, так как иногда сама цифра показывает невзрачность поставленного вопроса. Грамотнее показывать распределение голосов в виде компьютерной схемы с цветными колонками в финале программы. Конечно, публицистические новости могут быть сделаны только под сильного автора-ведущего, а публицисты в региональных телекомпаниях – большая редкость.

И еще одно важное замечание. Есть программы публицистических новостей, в которых в течение 30 минут на интерактивное голосование ставятся разные вопросы. Это неправильно. В конце такой программы вряд ли кто из зрителей вспомнит, какой вопрос обсуждался вначале. Грамотнее выбирать одну яркую тему и «вести» ее на протяжении всего эфира.

ИНФОТЕЙМЕНТ КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ И НОВЫЙ СТИЛЬ ПРОГРАММЫ

Слово звучит угрожающе длинно и по-иностранному загадочно, однако за последние годы оно стало популярным и востребованным. «Инфо» – это информация, «теймент» – часть слова «энтертеймент», что означает развлечение. Соединение этих двух слов на профессиональном языке означает особый стиль подачи информации с использованием элементов развлечения, элементов шоу.

Инфотеймент – это выход в тех случаях, когда концепция канала в целом рассчитана на молодежь и людей, далеких от политики. Это выход для региональных телекомпаний, учредители которых требуют поставить в сетку вещания программу новостей, несмотря на то что сетевой партнер данного регионального канала – СТС, ТНТ или Муз-ТВ. Новости на такой «полянке» должны быть особенными – динамичными, яркими, веселыми, в некоторых случаях озвученными специальными музыкальными подложками. Новости под музыку невозможны для классических, домашних, публицистических моделей новостей, но в стиле инфотеймент возможны эксперименты, и иногда весьма смелые.

Впервые я услышала этот термин из уст Парфенова на конференции «Мир новостей» в Москве. Леонид Парфенов полемизировал с Владимиром Познером. Они спорили о верстке новостей, в частности, о том, какую новость надо делать главной в выпуске. В то время самым обсуждаемым событием было наводнение в Европе. В один и тот же день в Праге в зоопарке утонул слон и был достаточно сильно поврежден знаменитый Карлов мост. Пострадали люди. Познер настаивал, что слон и его история гораздо менее важны для зрителей, чем пострадавшие люди и искалеченный памятник мировой архитектуры. Парфенов настаивал на том, что слон – это и есть главное событие, потому что это интересно, неожиданно, запомнится всем зрителям. И через историю со слоном можно гораздо ярче показать масштаб наводнения. Надо сказать, что каждый из них был прав. Просто Познер говорил о классическом стиле подачи новостей, а Парфенов говорил о подаче новостей в стиле инфотеймент, для которого важнее интересность и яркость сюжета, чем его подлинный смысл и масштаб.

■ На старом НТВ Евгений Киселев делал итоговые выпуски новостей в классическом стиле, то есть сначала о политике и экономике, потом обо всем остальном. А Леонид Парфенов свои знаменитые «Намедни» спокойно мог начать сюжетом о новом альбоме певицы Земфиры, а официальные события прокомментировать в самом конце выпуска. ■

Инфотеймент – это свободное обращение с информацией. Это своеобразная игра в новости, и для многих региональных телекомпаний это единственный выход в ситуации сетевого партнерства.

■ Приведу еще один пример. Молодежная команда «33 канала» из Кирова была поставлена перед необходимостью делать новости внутри канала Муз-ТВ. Они выкрутились блестяще. Достаточно сказать, что молоденькие ведущие, одетые в яркие рубашки, без всякого телесуфлера живо обсуждали с горожанами разные слухи и факты. Элементом программы мог стать сюжет, в котором корреспондент 1 декабря возит на саночках в центральном парке города всех желающих и обсуждает с ними начало зимы. К сожалению, со временем эта программа стала все больше приобретать классический вид и, на мой взгляд, сильно потеряла в качестве. ■

Выбор модели новостной программы

Предположим, вашей телекомпанией получена лицензия на вещание на метровом канале. Учредители предоставили творческому коллективу свободу выбора в том, какой именно стиль новостей выбрать. От чего будет зависеть ваш выбор? Это серьезный вопрос. Я уже говорила, что телевидение – это привычка. В данном случае, когда речь идет о появлении нового канала, эту привычку надо сформировать, «перетащив» зрителей с других каналов. А затем нельзя метаться от одной модели новостей к другой. Вас не поймут и, разочаровавшись, вернутся к «брошенным» ранее каналам информации.

СОВЕТЫ

ОТ КОГО И ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ВЫБОР МОДЕЛИ ПРОГРАММЫ НОВОСТЕЙ?

Зрители. Они всегда были и - остаются для нас на первом месте. На какого зрителя рассчитан ваш канал? Как правило, существует концепция канала в целом и в ней указано, для кого и с какой целью создано данное СМИ. Всем известно, что СТС – первый развлекательный канал и рассчитан на молодежь и образованную часть общества. Не случайно на СТС нет и не может быть новостей, а вот образовательный цикл «Галилео»— очень даже кстати. Концепция Первого канала тоже известна. Самый популярный, самый амбициозный канал рассчитан на всех жителей России, должен быть доступен и понятен каждому – от мала до велика. В регионах, как правило, любой региональный канал имеет крупного сетевого партнера, редкая компания создает целиком свой контент. Значит, надо знать концепцию сетевого партнера, так как за 24 часа эфира ваш федеральный партнер уже «прикормил» свою аудиторию и с этим надо считаться. Трудно делать новости, если сетевой партнер – СТС или ТНТ. Ведущие таких новостей ярко одеты, и в эфире нет никаких кровавых новостей, только добрые и хорошие. И все равно возникает ощущение «чужеродного» тела. Но если в компании контент целиком собственный, но не проведено соответствующих мониторинговых исследований, не создано пилотных проектов и не проведена проверка их на фокус-группе, то вы рискуете проводить эксперимент на живых зрителях, если таковые найдутся. Такое было возможно десять–пятнадцать лет назад. Сегодня так поступать безответственно и непрофессионально. Предположим, все сделано грамотно: вы знаете предпочтения своих учредителей или своих сетевых партнеров и закрепили свои отношения с ними специальным договором. Вы изучили потенциальную аудиторию. Вы выбрали социальную группу, на которую рассчитываете работать. Вы сделали несколько вариантов пилотных программ и показали их фокус-группе. Зрители высказали свое мнение. Все хорошо, молодцы. Здесь самое время перейти к следующему пункту.

Творческий потенциал команды. - Это очень важный пункт. Предположим, ваши зрители лучше среагировали на публицистику, особенно если в вашем городе никто подобного не делал. Но если у вас нет техники для интерактива и слабоват ведущий, значит, идти по этому пути нельзя. Вполне возможно, что среди ваших творцов есть человек, который освоит домашний стиль общения. Дайте ему шанс, сделайте пробную запись, проведите обсуждение внутри команды, в каком стиле они видят свои репортажи и что им больше нравится. Надо добиться, чтобы команда приняла решение всем составом, иначе будет как в басне «Лебедь, Рак и Щука». К сожалению, слишком часто приходится видеть, как один корреспондент работает в классическом стиле, а другой – в домашнем. В одном выпуске эти два сюжета рядом производят странное впечатление. Я не знаю, можно ли назвать телевидение искусством? Но законы гармонии действуют на телевидении, это точно. И слишком хорошо заметно, когда они нарушаются.

Ниша на телевизионном рынке. - В вашем городе уже действуют разные телекомпании и сложилась система подачи новостей. Предположим, одна крупная компания работает в классическом стиле, другая – в домашнем. Тогда публицистика может быть воспринята как нечто свежее, новое, интересное. Если вы убедились в этом, пройдя через мониторинг и фокус-группу, то надо суметь убедить в этом свою команду, а также учредителей. Возможно, всей команде надо пройти специальную учебу, пригласив специалистов из других городов, имеющих положительный опыт работы в этом стиле.

Еще выбор модели новостной программы зависит от концепции канала в целом, от конкуренции и конкурентов, от технических возможностей, хотя я придерживаюсь убеждения, что главное все же – люди по обе стороны экрана, а техника – дело наживное.

Откуда берутся новости?

На самом деле до этого момента речь шла о рамочке для картины. О том месте на стене, которое она должна занять, о тех красках, которые использованы для ее написания, и о манере, в которой она написана. Вещи, конечно, очень важные. Но не менее важно определить, что можно считать новостью и где ее брать. Я предлагаю вам взять в руки лист бумаги и написать максимальное количество источников, из которых черпаются новости. Такое упражнение мы всегда делаем со студентами, и количество пунктов в этом списке всегда колеблется от восьми до пятнадцати. Совместными усилиями мы доводим список до двадцати, но и это не предел.

Но вернусь к вопросу: что же можно считать новостью? Новость – это событие, которое напрямую затрагивает интересы зрителей вашего канала. Новость – это то, что людям надо знать. Это знание, как я уже говорила, должно помочь им сориентироваться в своей непростой жизни. Новость тем важнее, чем большее количество людей она затрагивает. Например, из-за морозов в школах отменили занятия. Кого затрагивает эта новость? Детей, значит, родителей, а так как родители должны уйти на работу, то бабушек и дедушек – значит, всех. Это важное сообщение? Безусловно. Автомобиль попал в аварию. Погибли люди. Казалось бы, эта трагедия затрагивает родственников и близких погибших людей. Почему это событие становится главной новостью многих новостных региональных программ? И правильно ли это? Более того, если мы представим эти два события в один морозный день (отмену занятий в школе и аварию на дороге), то можно с большой долей уверенности предположить, что авария станет первой новостью и будет более подробно показана, чем новость о школе. Почему так? А вы спросите себя, что людям интереснее всего? На что они реагируют своим главным инстинктом, инстинктом самосохранения? Как я уже говорила, есть три темы, которые всегда будут волновать людей: смерть, секс и деньги. Смерть незнакомых нам людей на знакомых нам дорогах касается каждого. Это трудно объяснить в деталях. Здесь много психологических моментов: «хорошо, что не со мной», «какие ужасные дороги», «буду ездить медленнее и осторожнее», «как жалко людей» – и еще много, много разных ярких эмоций.

Телевидение – это обмен эмоциями: от корреспондента к зрителю и наоборот. Сообщение об отмене занятий в школе воспринимается не так эмоционально. Это просто важное сообщение, которое мы должны принять к сведению и обдумать, куда пристроить детей (если они есть). Сообщения о смерти, катастрофах, катаклизмах, безумных богатствах, падении акций на бирже и, конечно, о любви и обо всем, что вокруг нее, – это темы самоиграющие. И они интересуют зрителя даже в том случае, если с точки зрения журналистики они плохо сделаны. Другие темы, не такие выигрышные, требуют особого журналистского мастерства и яркой подачи, чтобы заинтересовать всех.

Профессиональные журналисты и режиссеры знают: любую, самую узкую тему можно сделать интересной для всех, замесив тесто для сюжета на дрожжах – деньги, смерть, любовь. На самом деле нет неинтересных тем, есть непрофессиональные журналисты. Как этому научиться? Какие есть приемы? Мы об этом поговорим чуть позже, как и о верстке и структуре новостей.

Откуда берутся темы?

Еще недавно найти тему для сюжета было задачей самого журналиста, но в последнее время в редакциях федеральных каналов, да и в некоторых региональных тоже, подбором тем для новостей занимаются «специально обученные люди», то есть продюсеры (как их сейчас называют, хотя, на мой взгляд, продюсеры – это Эрнст, Добродеев, Акопов, Спилберг, Рязанов, Михалков и т. д.). Журналисты мгновенно расслабились и зачастую идут на работу совершенно пустые, не обращая внимания ни на вопиющую проблему, которая бросается в глаза (стройка, лужа, транспортная пробка и т. д.), ни на информацию, которая всегда есть вокруг и которую журналисты просто обязаны улавливать! С одной стороны, очень хорошо, когда каждый занимается своим делом и в редакции четко распределены обязанности. С другой стороны, грош цена той кошке, которая утратила интерес к мышке! Вкус к поиску информации, умение выделить главное и зажечься – это необходимое качество любого журналиста. Надо уметь выполнять задания редакции и каждое такое задание сделать «своим», но закрывать глаза и уши недопустимо! К тому же следует помнить, что сегодня вы журналист, а завтра, возможно, именно вам предстоит стать тем самым продюсером, который берет на себя смелость из вороха событий отбирать темы, которые надо снять и подать людям в качестве главных событий дня.

Итак, откуда берутся темы? Давайте сверим наши списки источников информации.

1. Интернет

Сейчас даже в российской глубинке в редакциях есть компьютеры и доступ к всемирной информационной Сети. Интернет дает возможность просматривать сообщения информагентств, а также находить любую информацию по той теме, которая нас интересует.

2. Средства массовой информации

Очень грамотно использовать в качестве источника информации центральные и особенно местные газеты, радио и даже каналы-конкуренты. О чем-то сказано вскользь, а вы зацепились и сделали прекрасный сюжет. Радио вообще очень оперативно, и к нему надо в полном смысле этого слова прислушиваться. Например, утром вы слышали сообщение, что ваша спортивная команда стала победителем международного соревнования. Срочно ищем архивы, фотографии, берем интервью у тренера, который воспитывал эту команду, и сюжет готов оперативно и качественно.

Особое внимание я посоветовала бы обратить на районные газеты. Их трудно найти, если вы живете в мегаполисе, но все же можно, например в местном отделении Союза журналистов или в том же Интернете. Обычно эти газеты делаются в стиле ретро: много помпезности и лишних слов. Но среди таких материалов встречаются настоящие жемчужины, особенно когда речь идет о необычной судьбе и ярких героях. Этот источник информации может здорово помочь при создании особых субботних или воскресных репортажей.

■ Например, в сибирской деревне пожилой мужчина растит прекрасный виноград или другой энтузиаст из нижегородской глубинки ставит памятники политическим деятелям различных эпох и народов прямо на своем огороде. Основой к сюжетам об этих людях стали заметки из районных газет. Утренний видеоканал «Жаворонок», который мы выпускали больше пяти лет в нижегородском эфире, полностью строился на сюжетах районных студий телевидения и был очень популярен среди городского населения. ■

3. Пресс-релизы различных организаций и государственных служб

Сегодня не только органы власти, но и многие заводы, фирмы, общественные организации, партии имеют собственные пресс-службы. Одна моя студентка сообщила, что устроилась на работу в PR-службу в компанию по производству окон. При этом в самой компании работают всего десять человек. Это грамотный подход к делу, так как реклама, как известно, двигатель торговли. Каждый день по электронной почте или факсу в редакции телекомпаний поступают пресс-релизы различного содержания: итоги заседания Законодательного собрания области, или выпуск новой детали, или презентация нового проекта. Это надо внимательно уметь читать, отделяя рекламные моменты от самой информации. Профессионал может найти в таком документе зацепку, которая сильно удивит его авторов.

■ Например, пресс-релиз автозавода о выпуске нового автомобиля в красках повествует о его новых качествах и рекордных сроках его производства. Где-то в середине сообщения одной строкой указано, что этот автомобиль получил высокую награду на автосалоне пять лет назад. Грамотный журналист может сразу сопоставить «рекордные» сроки и дату открытия автосалона. Так появляется основание для журналистского расследования на тему, почему цепочка от производства пилотного образца, выставленного на автосалоне, до реального производства такая долгая? И какие автомобили на сегодняшних автосалонах считаются модными? Насколько они отличаются от нашего «нового» авто? ■

4. Календарь памятных дат

Очень полезная вещь, поскольку такого же числа несколько лет назад обязательно что-то происходило и об этом полезно напомнить людям. Конечно, лучше, если этот календарь будет базироваться не на глобальных событиях, а на фактах и событиях именно вашего региона. День рождения Александра Македонского – значительное событие, но если вы поздравите в эфире с днем рождения почетного жителя вашего города – это будет лучше. Интересно напоминать о народных приметах, церковных праздниках, но надо делать это осторожно, без перебора.

5. Возвращение к теме

Почему-то этот источник информации редко используют, а зря. Предположим, год назад вы или ваши коллеги сделали интересный репортаж об открытии первого предприятия с иностранным капиталом в вашем регионе. Прошел ровно год. Нравится ли товар потребителям? Сколько зарабатывают рабочие? Как считают жители: продаем мы Родину иностранцам, привлекая инвесторов, или нет? Я уже говорила, что такие материалы хороши для теленаблюдения.

6. Служба 01

Раньше у нас были телефоны различных служб 01, 02, 03. Теперь вся оперативная информация находится в руках МЧС и милиции. Что случилось за день? Какие события обязательно надо сообщить людям? Хорошо было бы иметь среди работников этих служб своих людей, но это уже относится к следующему источнику.

7. Информаторы

Работа с информаторами должна вестись постоянно и требует затрат, в том числе материальных. Насколько мне известно, НТВ «раскрутилось» как лучшая информационная компания во многом благодаря хорошей сети собственных информаторов в самых разных сферах. Это совсем необязательно взятки или другие знаки благодарности в виде подарков. Можно использовать какие-то клубные встречи с приглашением нужных людей на свою «тусовку» (обычно это ценится). Отношения с информатором можно и нужно выстроить на основе взаимного интереса и уважения, а не просто: «Скажи мне все, что знаешь, и радуйся, что это было в эфире». И, конечно, надо строго соблюдать все законы профессиональной этики, так как часто информаторы реально рискуют своим положением, выходя на связь с вами. Это надо уважать и ценить.

8. Звонки в редакцию

Даже если вы не даете телефон редакции в эфире, обязательно найдутся активные люди, которые его раздобудут. Часто звонки бывают назойливыми и малоинтересными:у кого-то течет крыша, кому-то не дали тепло, кто-то недоволен вашей вчерашней программой. Я призываю относиться уважительно к каждому звонку. Активные люди бывают очень полезны. Если вы поговорите вежливо и толково, сумеете объяснить, куда человеку надо обратиться за решением своего вопроса, и так же вежливо попросите звонить в редакцию, если будет интересная свежая информация, – вы получите нового информатора, причем совершенно бескорыстного. Я бы советовала не отбрасывать сразу жалобные звонки по поводу тепла, дорог, мусора и прочее. Иногда выезд на место по такому звонку дает благодатный материал для новостей. В любом случае лучше фиксировать в специальном журнале каждый такой звонок. Потом, когда вы будете готовить спецрепортаж о городских дорогах или о проблемах ЖКХ, этот журнал может вам сильно помочь.

9. Личные наблюдения

По дороге на работу и с работы будьте внимательны. Новые рекламные щиты или маленькие объявления на остановках иногда дают самую свежую информацию о приезде интересных людей, фестивалях и акциях. Так как обычно реклама появляется задолго до события, у вас будет возможность подготовиться, а может быть, и раскрутить это событие в эфире.

Иногда наблюдения дают неожиданную информацию. Например, в один прекрасный день площадь в центре города оказывается закрытой для проезда. На щитах указаны новые маршруты трамваев и автобусов. В чем дело? Как журналист вы просто обязаны это узнать. Оказывается, принято решение о строительстве на этом месте станции метро, той самой станции, которая вызывала огромное сопротивление общественности. Таким образом тайное станет явным, если вы будете наблюдательны.

10. Специальный форум редакции

Конечно, на нем будет много лишних сообщений, много придуманных новостей, но все равно такой форум – реальная возможность узнать, что происходит в городе из неофициальных источников, то есть от простых граждан.

11. Личные контакты

Настоящий репортер не должен расслабляться ни на минуту. Общаясь с людьми, надо уметь настроить себя на постоянный поиск свежей информации. Подруга рассказала вашей жене, что в роддоме, где она работает, родилась тройня. Жена рассказала вам. Теперь главное, чтобы вы были первыми.

Часто бывает, что источники информации существуют внутри вашего близкого круга. Каждый человек где-то работает, что-то интересное вокруг него происходит, и очень часто люди просто не догадываются, что это интересное надо сделать фактом общественного достояния. Надеюсь, понятно, что ваше служебное рвение не должно выходить за рамки и всегда надо обсудить возможность съемок с тем человеком, от которого получена информация.

12. Гостиницы, вокзалы, аэропорты

Хорошо бы иметь там своих информаторов, но в любом случае полезно обзванивать гостиницы, вокзалы и аэропорт в поисках информации об интересных гостях города. Многие приезжают специально инкогнито, а это для нас самое интересное.

13. Проверка слухов

Это замечательная рубрика для регионального телевидения. Одна из задач журналиста – разведать, правда ли то, о чем говорят люди на улице, в автобусах и на кухне. Прекрасный информационный повод – успех гарантирован.

14. Общественные организации

Знаете, сколько в вашем городе некоммерческих организаций? Когда я узнала, сколько их в Нижнем Новгороде, – не поверила. Оказалось, около двух тысяч! Конечно, многие существуют лишь на бумаге, но действующих несколько сотен. Там работают замечательные люди: те, кто возится с больными детьми или инвалидами, защищает семью или помогает молодежи после тюрьмы. Как правило, эти люди не любят журналистов в ответ на безразличие к их деятельности. Попробуйте наладить контакты с некоммерческими организациями, и у вас будет возможность снимать ярких героев.

15. Результаты соцопросов. Статистика

Уважающий себя журналист всегда имеет досье с важными результатами социологических исследований и статистико

Наши рекомендации