Глава 2. Доля, рейтинг, зритель
Доля и рейтинг
Как узнать своего зрителя?
Телевидение социального действия
Глава 3. Новости — лицо канала
Почему люди смотрят новости?
Чем хорошая новостная программа отличается от плохой?
Концепции новостных программ
Выбор модели новостной программы
Откуда берутся новости?
Откуда берутся темы?
Информационный повод
Верстка
Структура программы
Глава 4. Азбука телерепортера
О сюжете
Выключаем звук
Что такое синопсис и зачем он нужен?
Технология работы над сюжетом
Синхроны
Герой и его история
«Заседаловки», совещания и пресс-конференции
Репортаж, информационный сюжет, спецрепортаж, телевизионное расследование
Драматургия сюжета
Закадровый текст
Использование архивов
Стендап и появление в кадре
Лайф, экшн, люфт – что это такое?
Интершум и значение звукового ряда
Рабочий материал
Каждый ли может стать репортером?
Вы и ваш оператор
Глава 5. Ведущий как особая профессия
Еще раз о способностях
Капризы ведущих. Капризы ли это?
Прямой эфир и видеозапись
Интонация
Дистанция общения
Телесуфлер
Время – царь и бог на телевидении
Великая роль паузы
Как стать рассказчиком?
Один на один с камерой
Ведущий новостей
Ведущий утреннего и дневного каналов
Ведущий авторской программы
Глава 6. Интервью
Интервьюер как особая профессия
Виды интервью
Экспресс-опрос
Информационное интервью
Деловое интервью
Исповедальное интервью
Как справиться с трудным собеседником?
Генеральные и уточняющие вопросы
Блицинтервью
Как задавать вопросы, не задавая вопросов
Вам не повезло с собеседником
Самые распространенные ошибки интервьюеров
Глава 7. Ток-шоу как особый жанр
Опять о способностях и желаниях
Что такое ток-шоу?
Микрофон как главный инструмент ведущего ток-шоу
Работа со зрителями в студии
Работа с героями программы
Умение создавать и гасить конфликты
Приложение. Фрагменты новых книг Нины Зверевой
«Работаем вместе»
«Я говорю – меня слушают!»
«Мгновения из жизни журналиста»
Друзья!
Когда я писала свой первый учебник «Школа регионального тележурналиста», меня не покидало ощущение участия в рискованном проекте. Было желание высказаться, изложить на бумаге самые главные мысли и выводы, полученные мной через многолетний опыт и горькие ошибки.
Для автора нет ничего более страшного, чем книга без читателей. Не скрою, я волновалась. И, как оказалось, напрасно. Пять тысяч экземпляров успешно разошлись по стране. На разных телевизионных фестивалях и семинарах ко мне подходили люди и жаловались, что у них украли мой учебник и они нигде не могут купить новый. Когда на занятиях в школе «Останкино» одна студентка сообщила мне, что ей удалось где-то в Новосибирске через Интернет с огромной доплатой купить последний мой учебник, я поняла, что надо срочно писать новый вариант! Телевидение быстро меняется. Казалось, для новой версии придется многое переделывать. Но выяснилось, что за шесть лет изменились только фамилии и примеры, а главные правила журналистского мастерства остались прежними. И это здорово. Это означает, что действительно есть формулы и приемы, по которым можно учиться, советы, которые всегда будут востребованы.
Мои московские коллеги попросили убрать в названии слово «регионального», потому что профессия тележурналиста одна и правила — едины. Хочется сказать слова особой благодарности прежде всего моим ученикам, которые постоянно стимулируют меня к дальнейшему профессиональному росту. Персональные слова благодарности я хочу адресовать моему партнеру и редактору Наталии Юдиной, которая помогает мне в написании всех важных книг в моей жизни, профессору Валерию Мильдону, который сделал точные замечания, продюсеру Александру Акопову, у которого я училась и учусь, ректору
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ КНИГИ
Школы телевидения «Останкино» Александру Филиппову, который предоставил мне новые перспективы и новые площадки для педагогической деятельности. Появление второго издания книги «Школа тележурналиста» стало возможным благодаря поддержке многих региональных телекомпаний и их лидеров — моих друзей Вячеслава Смеюхи (Краснодар), Олега Урушева (Ханты-Мансийск), Гузели Ибрагимовой (Уфа). Спасибо вам огромное от всей души, я постараюсь не обмануть ваше доверие!
Искренне ваша
Нина Зверева
Это – хорошая книга. Я мог бы этим ограничиться, посчитав, что главное сказано. Но все же попробую раскрыть смысл сказанного. Я совершенно убежден в том, что невозможно научить быть журналистом – точно так же, как нельзя научить человека быть писателем, художником, композитором. Можно обучить человека нотной грамоте, оркестровке, композиции, но, даже овладев этими навыками, далеко не всякий становится композитором. Можно научить рисованию – перспективе, светотени, изображению объема. Но, овладев техникой, далеко не всякий становится художником. Надо ли продолжать?
Быть журналистом – это, конечно, профессия. Но в гораздо большей и решительной степени это образ жизни, некий настрой, в итоге талант. Есть, однако, существенная разница между журналистом и писателем, с одной стороны, и художником и композитором – с другой. Невозможно овладеть двумя последними профессиями без знания целого ряда сугубо технических знаний и приемов. Я не могу назвать ни одного сколько-нибудь известного художника или композитора, который не стал бы таковым, не обучаясь этому делу в специальных учебных заведениях. Если же таковые есть, то они – лишь исключения из правила. Однако могу назвать множество имен выдающихся писателей, которые не учились в «писательских» школах: Шекспир, Достоевский, Рабле, Фолкнер, Бальзак, Толстой, Маркес... – список бесконечен, а о поэтах я и не говорю. Подавляющее большинство выдающихся журналистов стали таковыми, получив совершенно иное образование – историческое, филологическое, естественнонаучное, инженерное и т. д. Они пришли в журналистику, только накопив некоторый жизненный опыт, сформировавшись. Журналистика предполагает и требует определенного отношения к жизни, а оно, это отношение, формируется в результате обретения опыта. Вот почему я считаю бесполезным, если не сказать бессмысленным, существование факультетов журналистики для тех, кто только что покинул школьную скамью.
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ
Лучшие школы журналистики в мире принимают на обучение только людей с высшим образованием. Их обучают технике этой профессии, но более всего стремятся выработать в этих «студентах» такое понимание того, что есть журналист, что оно становится второй натурой человека.
Книга Нины Зверевой обращена именно к таким людям, то есть к тем, кто уже работает на журналистском поприще. Все, о чем пишет автор, это то, с чем журналисты сталкиваются каждый день. Это попытка помочь им понять, чем же на самом деле они занимаются, как им быть журналистами в конкретных условиях сегодняшней России. Это чрезвычайно амбициозная книга, поскольку ее автор пытается ответить на бесконечно сложные вопросы, которые не имеют однозначного ответа. Это книга, которая заставляет читателя задумываться, сомневаться, ставить вопросы – не столько другим, сколько самому себе. И находить ответы. Закончу тем же, чем начал: это – хорошая книга.
Владимир Познер,
журналист