Журналистика русского зарубежья в годы второй мировой войны.
Изменения в журналистике русского зарубежья произошли с началом второй мировой войны. Нападение Германии внесло раскол в русскую эмиграцию. Часть выступила в поддержку Германии под лозунгом освобождения русского народа от большевистского ига и сотрудничала с вермахтом. Другая часть отказалась от предложений немцев. Многие русские участвовали в рядах Сопротивления, в партизанском движении. Русские военные издания во Франции, Югославии, Чехословакии и других странах, захваченных Германией, перестали выходить, так как германские власти приостановили деятельность организаций, издававших их.
В 1941 по инициативе начальника русского бюро в Югославии началось формирование отдельного русского корпуса, переименованного в русскую охранную группу. 10% от общего числа добровольцев составляла русская молодежь, выросшая вдали от родины. Для казачьих частей, входивших в германскую армию, издавались газеты и журналы. В первой казачьей дивизии русского корпуса выходила еженедельная газета «Казачий клич». Двухнедельный общеказачий журнал «На казачьем посту» издавался для всех казаков, воевавших на стороне Германии. К ноябрю 1944 вышло 37 номеров этого издания.
В российской освободительной армии (РОА) выходили газеты «Заря», «Доброволец» и «Боевой путь», которые предназначались для распространения не только в РОА и русском корпусе, но и среди советских войск и населения. Впрочем, «первоначально власовское движение было задумано немцами как чисто пропагандистская акция. До создания газет при штабе генерала Власова издавались листовки. Рабочий аппарат подбирал главный редактор власовской прессы Мелентий Зыков. Это был опытный пропагандист, и чтобы привлечь в РОА людей, он сообщал им, что речь идет о деле, которое возглавляет герой обороны Москвы Власов.
С первых номеров «Зари», «Добровольца» и «Боевого пути» в листовках, которые выпускала объединенная редакция, пропагандировалась программа власовского движения, где подчеркивалось, что оно представляет собой демократическое объединение, которое призывает всех к борьбе за свободу. Тираж «Зари» дошел до 200 тысяч. Отдельные номера печатались тиражом 600 тысяч, а газета с выступлениями Власова выходила миллионными тиражами. В первое время редактором «Зари» был генерал Благовещенский.
Власовских пропагандистов идеологически направляли немцы и консультанты по русскому вопросу, состоявшие в большинстве из старых эмигрантов монархического направления. Идеология сводилась к пропаганде реставрации в России дореволюционного режима при ведущей роли Германии. Отторжение от России части областей и национальных республик обходилось молчанием.
Пропаганда РОА решила показать, что борьба ведется не из-за личных обид, а из-за изменения политического режима, от которого плохо народу. Основной тезис пропаганды был таков: «В народной революции 1917 февральской и октябрьской, а также в гражданской войне, народ в борьбе с монархическим режимом завоевал демократические свободы, вполне обеспечивающие ему дальнейшее свободное развитие. Все достижения народной революции шаг за шагом были отняты большевиками. Поэтому мы и начинаем борьбу за отнятые достижения народной революции, против большевиков. Но не только большевики – наши враги. Наши враги также те, на кого обрушились удары народной революции 1917 г., – сторонники самодержавия, сторонники неограниченной монархии».
Объяснялось, что жизнь новой России должна быть построена, исходя из тех изменений, которые произошли за время власти большевиков. Власовская печать тогда уже сделала несколько шагов вперед в сравнении с фашистской и враждебно настроенной к СССР русской эмигрантской прессой. На первом этапе пропаганда власовского движения не отрицала кое-чего хорошего, что сделали большевики, так как отрицание этого не умножало его ряды. Например, «Заря» не отрицала успехов индустриализации. Но «Заря» показывала, что она проведена на костях народа, неумело, непродуктивно.
Издания РОА связывали власовское движение с историческими попытками российского народа бороться за свободу. В газетах упоминались имена декабристов, Герцена, Белинского, Добролюбова, Чернышевского. Из антибольшевистских движений наиболее близкой себе власовцы считали правую оппозицию. Газета «Заря» публиковала много писем своих читателей, которые поддерживали «политическую линию». Многочисленные отклики вызвали опубликованные в «Заре» статьи по национальному вопросу. Однако немецкая цензура запрещала власовской прессе затрагивать какие-либо национальные вопросы, кроме русского.
Но при этом чаще в годы войны проявляется солидарность с Советской Россией в публицистике русского зарубежья. Статья Милюкова «Правда о большивизме», посвященная победе советских войск под Сталинградом и опубликованная в газете «Русский патриот», издававшейся в Париже с 1943 по 1945 год.