Ленин В. И. Кризис назрел. 20 сент.1917 г.

Конец сентября принес нам величайший перелом в истории русской революции.

Всемирная рабочая революция началась выступлениями одиночек. Вторым этапом явилось массовое брожение, которое выливалось в раскол официальных партий, в форму нелегальных изданий и уличных демонстраций. Усиливался протест против войны - увеличивалось число жертв правительственных преследований. Теперь пришел третий этап, канун революции. Массовые аресты вождей партии в Италии и начало военных восстаний в Германии - вот несомненные признаки кануна революции в мировом масштабе.

Сомнения невозможны. Мы стоим в преддверии всемирной пролетарской революции. И так как мы, русские большевики, одни из всех пролетарских интернационалистов пользуемся сравнительно громадной свободой, имеем открытую партию, имеем на своей стороне большинство народных масс, то к нам поистине можно применить слова: кому много дано, с того много и спросится.

В крестьянской стране, при революционном, республиканском правительстве, которое пользуется поддержкой партий эсеров и меньшевиков, растет крестьянское восстание. Чего же удивительного, если противники большевиков, вожди эсеров, которые до последних дней имели большинство сторонников, убедившихся в предательстве интересов крестьянства политикой коалиции, - эти вожди пишут:

«Почти ничего не сделано для уничтожения тех кабальных отношений, которые все еще господствуют в деревне именно центральной России».

Крестьянское восстание в крестьянской стране против правительства Керенского, эсера, Никитина и Гвоздева, меньшевиков, представителей капитала и помещичьих интересов! Подавление этого восстания военными мерами республиканского правительства.

Можно ли быть еще перед лицом таких фактов добросовестным сторонником пролетариата и отрицать, что кризис назрел, что революция переживает величайший перелом, победа правительства над крестьянским восстанием была бы окончательными похоронами революции?

Если в крестьянской стране, после семи месяцев демократической республики, дело могло дойти до восстания, то оно неопровержимо доказывает общенациональный крах революции, кризис, достигший невиданной силы, подход контрреволюционных сил к последней черте.

Возьмем армию, которая в военное время имеет исключительное значение. Мы видим правительственные донесения о том, что настроение солдат «нервное», голосование в Москве, где из семнадцати тысяч солдат четырнадцать тысяч голосуют за большевиков.

Большевики, если бы они дали себя поймать в созыв Учредительного собрания, оказались бы жалкими изменниками. Большевики оказались бы изменниками демократии, ибо снести подавление крестьянского восстания значит дать подделать выборы в Учредительное собрание.

Кризис назрел. Все будущее русской революции поставлено на карту. Вся честь партии стоит под вопросом. Все будущее международной рабочей революции за социализм поставлено на карту.

Что же делать? У нас в верхах партии есть мнение за ожидание съезда Советов против немедленного взятия власти. Надо побороть это течение. Ибо пропускать такой момент и ждать съезда Советов есть полный идиотизм. Съезд ничего не может дать!

Победа восстания обеспечена теперь большевикам: 1) мы можем ударить внезапно и из трех пунктов, из Питера, из Москвы, из Балтийского флота; 2) мы имеем лозунги, обеспечивающие нам поддержку 3) мы в большинстве в стране; 4) развал у меньшевиков и эсеров; 5) мы имеем техническую возможность взять власть в Москве; 6) тысячи вооруженных рабочих и солдат в Питере, кои могут сразу взять и Зимний Дворец, и Генеральный Штаб, и станцию телефонов, и все крупные типографии; не выбить нас оттуда, - а агитация в армии пойдет такая, что нельзя будет бороться с этим правительством мира, крестьянской земли. Не взять власти теперь значит погубить революцию.

Ленин В. И.О задачах пролетариата в данной революции (Апрельские тезисы). 7 апреля 1917Написано 4 и 5 апреля 1917 г.

1. В нашем отношении к войне, которая со стороны России и при новом правительстве Львова остается грабительской, империалистской войной в силу капиталистического характера правительства, недопустимы ни малейшие уступки «революционному оборончеству».

На революционную войну сознательный пролетариат может дать свое согласие лишь при условии: а) перехода власти в руки пролетариата и беднейших частей крестьянства; б) при отказе от всех аннексий на деле; в) при полном разрыве со всеми интересами капитала.

Кончить войну истинно демократическим, не насильническим, миром нельзя без свержения капитала. Организация самой широкой пропаганды этого взгляда в действующей армии. Братанье.

2. Своеобразие текущего момента состоит в переходе от первого этапа революции, давшего власть буржуазии в силу недостаточной сознательности пролетариата, - ко второму ее этапу, который должен дать власть в руки пролетариата и беднейших слоев крестьянства.

Этот переход характеризуется максимумом легальности, отсутствием насилия над массами и доверчиво-бессознательным отношением их к правительству капиталистов. Это своеобразие требует от нас умения приспособиться к особым условиям партийной работы в среде неслыханно широких масс пролетариата.

3. Никакой поддержки Временному правительству, разъяснение полной лживости всех его обещаний.

4. Признание факта, что в Советов рабочих депутатов наша партия пока в слабом меньшинстве. Разъяснение массам, что С.Р.Д. есть единственно возможная форма революционного правительства.

5. Не парламентарная республика, а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране. Устранение полиции, армии, чиновничества. Плата всем чиновникам, при выборности и сменяемости их в любое время, не выше средней платы хорошего рабочего.

6. В аграрной программе перенесение центра тяжести на Советы батрацких депутатов. Конфискация всех помещичьих земель. Национализация всех земель.

7. Слияние всех банков страны в один общенациональный банк

8. Переход к контролю со стороны С.Р.Д. за общественным производством и распределением продуктов.

9. Партийные задачи:

а) немедленный съезд партии; б) перемена программы партии, главное:

1) об империализме и империалистской войне,

2) об отношении к государству и наше требование «государства-коммуны»,

3) исправление отсталой программы-минимум;

в) перемена названия партии

10. Обновление Интернационала.

Инициатива создания революционного Интернационала.

Ленин В.И. Речь по вопросу о печати. 17 ноября 1917 г.

Троцкий был прав: во имя свободы печати было устроено восстание юнкеров, объявлена война в Петрограде и Москве. На этой неделе все телеграфы были в руках Керенского. Но войска у них не было. Оказалось, что армия за нас. Ничтожная кучка начала гражданскую войну. Она не кончена. Мы не хотим гражданской войны. Наши войска проявили большое терпение. К Краснову были применены мягкие меры. Он был подвергнут лишь домашнему аресту. Мы против гражданской войны. Но как же мы прекратим меры преследования против врага, который не прекратил враждебных действий? Когда нам предложат условия мира, мы пойдем на переговоры.

Чем тверже будете вы, солдаты и рабочие, тем больше мы достигнем. Мы и раньше заявляли, что закроем буржуазные газеты, если возьмем власть в руки. Терпеть существование этих газет, значит перестать быть социалистом.

Частные объявления должны быть признаны монополией. Мы не можем дать буржуазии возможность клеветать на нас. Нужно назначить комиссию для расследования зависимости буржуазных газет от банков. Какая свобода нужна этим газетам? Мы должны уйти от этой свободы печати, зависящей от капитала.

Ленин В.И. О характере наших газет. 20 сентября 1918 г.

Чрезмерно уделяется место политической агитации на старые темы. Непомерно мало места уделяется строительству новой жизни.

Почему бы не говорить в 20-10 строках о таких простых явлениях, как подлое предательство меньшевиков, буржуазии, как англо-японское нашествие ради восстановления священных прав капитала? Говорить об этом надо, но в нескольких строках.

Буржуазная пресса не касалась внутреннего положения дел на частных фабриках, в частных хозяйствах. От этого нам надо радикально отделаться. Поменьше политики. Политика сведена на борьбу двух лагерей: восставшего пролетариата и кучки рабовладельцев-капиталистов.

Побольше экономики, тщательной проверки и изучения фактов действительного строительства новой жизни. Есть ли на деле успехи крупных фабрик, земледельческих коммун, комитетов бедноты, местных совнархозов в строительстве новой экономики? Чем достигнуты успехи?

Черная доска отсталых фабрик, после национализации оставшихся образцом разброда, где она? Ее нет. А такие фабрики есть. Мы не умеем выполнять своего долга, не ведя войны против этих "хранителей традиций капитализма". Мы не коммунисты, а тряпичники, пока мы молча терпим такие фабрики. Мы не умеем вести классовой борьбы в газетах так, как ее вела буржуазия. Разве классовая борьба в эпоху перехода к социализму не состоит в том, чтобы охранять интересы рабочего класса от тех горсток рабочих, которые упорно держатся капитализма.

То же с войной. У нас нет беспощадной, истинно революционной войны с конкретными носителями зла. У нас мало воспитания масс на живых примерах, а это - главная задача. У нас мало внимания к той будничной стороне внутрифабричной, внутридеревенской жизни, где всего больше строится новое.

Поменьше политической трескотни. Поменьше интеллигентских рассуждений. Поближе к жизни. Побольше внимания к тому, как рабочая и крестьянская масса на деле строит нечто новое в своей будничной работе.

Ленин В.И. О демократии и диктатуре. 2 января 1919 г.

Немногочисленные номера берлинского «Красного Знамени» и венского «Клича», дошедшие до Москвы, показывают нам, что предатели социализма, поддерживавшие войну хищников-империалистов, встречают достойный отпор от истинных представителей революционных пролетариев Германии и Австрии. Мы горячо приветствуем оба органа, знаменующие жизненность и рост III Интернационала.

Главным вопросом революции там является теперь вопрос: Учредительное собрание или власть Советов? Представители обанкротившегося II Интернационала стоят за первое и называют свою точку зрения защитой «демократии». Шейдеманы и Каутские говорят о «чистой демократии», чтобы обмануть массы и скрыть буржуазный характер современной демократии. Пусть буржуазия продолжает сохранять в своих руках весь аппарат государственной власти, пусть горстка эксплуататоров продолжает пользоваться прежней, буржуазной, государственной машиной! Буржуазии выгодно и необходимо скрывать от народа буржуазный характер современной демократии.

Маркс и Энгельс считали необходимым особо обратить внимание рабочих на то, что пролетариат не может просто овладеть готовой государственной машиной и пустить ее в ход для своих целей, что он должен сломать ее.

Говорить о равенстве, когда все трудящиеся голодны, раздеты, измучены не только капиталистическим рабством, но и 4-летней грабительской войной, а капиталисты продолжают владеть своей награбленною «собственностью», это значит издеваться над трудящимися и эксплуатируемыми.

Буржуазия вынуждена лицемерить и называть демократией диктатуру эксплуататоров над трудящимися массами. А коммунисты говорят трудящимся массам открытую правду: демократическая республика, учредительное собрание, всенародные выборы есть диктатура буржуазии, и для освобождения труда от ига капитала нет иного пути, как смена этой диктатуры диктатурой пролетариата. Только она в состоянии освободить человечество от гнета капитала, лжи, фальши, лицемерия демократии для богатых.

«Свобода собраний и печати» в «демократической» республике немецкой - ложь и лицемерие, ибо это свобода для богачей покупать и подкупать прессу. Диктатура пролетариата отнимет у капиталистов в пользу трудящихся лучшие здания, типографии, склады бумаги.

Это будет заменой фактической диктатуры буржуазии диктатурой пролетариата. Это будет заменой демократии для богатых демократией для бедных. Это будет заменой свободы собраний и печати для эксплуататоров свободой собраний и печати для большинства. Это будет всемирно-историческим расширением демократии, превращением ее изо лжи в правду, освобождением от оков капитала, искажающего всякую, даже самую «демократическую» буржуазную демократию. Почему нельзя достигнуть такой цели без диктатуры одного класса?

Потому, что во всяком капиталистическом обществе решающее значение могут иметь либо буржуазия, либо пролетариат. Потому, что из общества, в котором один класс угнетает другой, нельзя выйти иначе, как диктатурой угнетенного класса.

Ленин В.И. Великий почин. 28 июня 1919 г.

О героизме рабочих в тылу. Печать сообщает много примеров героизма красноармейцев. Рабочие и крестьяне в борьбе с колчаковцам и другими войсками капиталистов проявляют чудеса храбрости и выносливости. Героизм трудящихся масс, сознательно приносящих жертвы делу победы социализма, является основой новой, товарищеской дисциплины в Красной Армии. Не меньшего внимания заслуживает героизм рабочих в тылу. Гигантское значение имеет устройство коммунистических субботников. Это начало переворота, более трудного, чем свержение буржуазии, ибо это - победа над собственной косностью. Когда она будет закреплена, возврат к капитализму станет невозможным.

«Правда» от 17 мая поместила статью «Работа по-революционному (Коммунистическая суббота)».

Общий подъем направил многих коммунистов на фронт, но большинству нельзя было оставить ответственные посты, нужно отыскать новые способы для работы по-революционному. 7 мая на общем собрании был поставлен вопрос о переходе от слов к делу. Вынесенное предложение гласило: «Для перевеса над классовым врагом коммунисты должны вырвать из своего отдыха еще час работы и в субботу сразу отработать 6 часов физическим трудом, дабы произвести немедленно реальную ценность. Коммунисты не должны щадить своего здоровья для завоеваний революции - работу производить бесплатно. Коммунистическую субботу ввести во всем подрайоне до полной победы над Колчаком». После некоторых колебаний это предложение было принято единогласно. Результаты работы по-революционному налицо.

«Правда» писала: «Случаи подобного рода работ коммунистов - не редкость. Но она была систематической. Товарищи казанцы внесли то, что делает эту работу систематической. Этот пример должен вызвать дальнейшие подражания. Движение не ограничивается Москвой.

Здесь мы наблюдаем одну из важнейших сторон коммунистического строительства.

Диктатура пролетариата не есть только насилие над эксплуататорами. Экономической основой этого революционного насилия, залогом его успеха является то, что пролетариат осуществляет более высокий тип общественной организации труда по сравнению с капитализмом.

Коммунистическая организация общественного труда, к которой первым шагом является социализм, держится и будет держаться на свободной и сознательной дисциплине самих трудящихся.

Диктатура пролетариата означает: только определенный класс, рабочие, в состоянии руководить всей массой трудящихся и эксплуатируемых в борьбе за свержение ига капитала, в деле созидания социалистического строя.

А что значит «уничтожение классов»? Все, называющие себя социалистами, признают эту конечную цель, но не все вдумываются в ее значение. Классы, это группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства. Для полного уничтожения классов надо не только свергнуть эксплуататоров, отменить их собственность, надо отменить еще и частную собственность на средства производства, уничтожить как различие между городом и деревней, так и различие между людьми физического и умственного труда. Предполагать, что все «трудящиеся» одинаково способны на эту работу, было бы иллюзией. Этой способностью обладает, в начале пути от капитализма к социализму, только пролетариат.

Чтобы создать и упрочить социализм, пролетариат должен решить двоякую задачу: увлечь своим беззаветным героизмом революционной борьбы против капитала всю массу трудящихся; повести за собой всю массу трудящихся, а также все мелкобуржуазные слои, на путь создания новой организации труда, соединяющей науку и капиталистической техники с массовым объединением работников.

Вторая задача труднее первой, она ни в коем случае не может быть решена героизмом отдельного порыва, а требует трудного героизма массовой будничной работы. Но она и более существенна.

«Коммунистические субботники» именно потому имеют громадное историческое значение, что они показывают нам сознательный и добровольный почин рабочих в развитии производительности труда.

Буржуа издеваются над над ничтожным числом субботников по сравнению с массовыми случаями хищения. Злорадство по поводу трудностей - это приемы классовой борьбы буржуазной интеллигенции.

Нельзя ручаться, что именно «коммунистические субботники» сыграют особо важную роль. Дело в поддержке всяческих ростков нового, из которых жизнь отберет жизнеспособные. «Коммунистические субботники» потому так важны, что начали их рабочие разных специальностей.

Производительность труда, это самое важное для победы нового общественного строя. Капитализм создал производительность труда, невиданную при крепостничестве. Всесторонняя поддержка этого почина - первый и главный урок. 28 июня 1919 г.

Ленин В.И. Письмо Г. Мясникову. 5 августа 1921 г. Полн.собр.соч. Т.44. С. 78.

Статья «Больные вопросы» особенно наглядно показывает вашу основную ошибку.

«... Свободу печати от монархистов до анархистов включительно...». Мы над «чистой демократией» смеемся.

Лозунг «свободы печати» стал всемирно великим в конце средних веков и вплоть до XIX века. Почему? Потому что он выражал прогрессивную буржуазию. Свобода печати во всем мире, где есть капиталисты, есть свобода фабриковать общественное мнение в пользу буржуазии.

Буржуазия еще сильнее нас. Дать ей еще такое оружие, как свобода политической организации значит облегчать дело врагу.

Вы увидали кучу бедствий и болезней, впали в отчаяние и бросились в чужие объятия, в объятия буржуазии («свобода печати» для буржуазии). А мой совет в отчаяние и в панику не впадать.

Тема 2. Российская журналистика в 1920-е гг.

Наши рекомендации