Этические правила и нормы как основа профессионального поведения журналиста.
Миссия, роль и социальная ответственность (ЭТО ИЗ ОЖ)
Миссия
Миссия – главное предназначение в любой профессии; главная задача, ради которой создавалось то или иное средство массовой информации.
Нью-йорк таймс – «все новости, достойные печати»
Миссия задает коридор действий (что обязательно делаем, что вообще не делаем).
Роли
В рамках мисси ж выбирает какую-то роль:
· информатор
· комментатор
· критик
· шоумен
и тд (всего их 16) – надо бы где-нибудь это найти
_____________________________________________________________
Международный кодекс журналиста
Кодекс международного союза журналистов (это уже все умерло)
Есть 53 национальных кодексах (по подсчетам Рихтера – 59). Как правило, переписывают некоторые нормы из международных стандартов и добавляют свои.
Палата медиа разбирает склоки между СМИ и СМИ
Палата аудитории разбирает склоки между СМИ и аудитории
Г.В. Лазутина выделяет 4 универсальных принципа (правила), которые могут претендовать на роль методологической базы профессионально-нравственного поведения журналиста. Эти принципы предполагают использование их во всех случаях журналистской практики, касаются всех направлений деятельности журналиста.
1) соблюдать приоритет общественных интересов и общечеловеческих гуманитарных ценностей перед групповыми,проявляя во всех случаях профессионального поведения гражданскую зрелость (чувство стыда);
2) соблюдать международные правовые акты и законы своей страны, соблюдать права человека,проявляя уважение к демократическим институтам общества (журналистика является не только информационным посредником в процессах укрепления правопорядка и правозащиты. Она и сама выступает в качестве силы, осуществляющей эту работу. Для того чтобы журналист мог справляться с ней наилучшим образом, он должен иметь развитое правосознание, придерживаться прогрессивных правозащитных концепций, а главное – демонстрировать собственным поведением и умение действовать в согласии с законами, и уважение к правам человека, а также ко всем демократическим институтам, которые призваны быть гарантами соблюдения этих прав);
3) соблюдать общепринятые нормы морали, а также стандарты культуры взаимоотношений,проявляя глубокую человеческую порядочность, воспитанность, уважение к чести и достоинству личности (положение журналиста в обществе таково, что он всегда привлекает к себе внимание и, хочет того или нет, воздействует на аудиторию не только своими текстами. А если это журналист телевидения, то и подавно. Ведь любой его жест, любое слово, выражение лица, даже взгляд (не говоря уж о передачах в целом) могут стать источником «вирусов», добрых или злых – это зависит от уровня его моральности и культуры);
4) выполнять все профессиональные действия обдуманно, честно, тщательно, проявляядобросовестность и настойчивость, а при необходимости – мужество (заключенные в нем предписания восходят непосредственно к предписаниям трудовой морали. А трудовая мораль, как мы помним, представляет собой особый блок моральной установки, возникший для того, чтобы закрепить в поведении человека, независимо от его места в социуме (независимо от профессии!), добросовестное отношение к труду.).
Чем же, какими именно нормами регулируются отношения «журналист – аудитория»в наше время и насколько эти нормы помогают установить оптимальный режим взаимодействия производителя и потребителя массовой информации?
Анализ профессионально-этических документов, высказываний работников пера и эфира, научных трудов по профессиональной этике журналиста позволяет сделать вывод, что сегодня определяющими в этой группе являются нормы, содержащие следующие требования-ориентиры:
• всемерно защищать свободу прессыкак одно из неотъемлемых прав человечества и всеобщее благо;
• уважать право людей знать правду,своевременно предоставляя им максимально объективную и правдивую информацию о действительности, четко отделяя сообщения о фактах от мнений, противодействуя намеренному сокрытию общественно значимых сведений и распространению ложных данных;
• уважать право людей на участие в самоопределении общественного мнения,помогая им свободно выражать свою точку зрения в печати, по радио и телевидению, содействуя общедоступности средств массовой информации;
• уважать моральные ценности и культурные стандарты аудитории,используя их в качестве ценностной основы произведений и не допуская в тексте смакования подробностей преступлений, потворства порочным инстинктам, а также утверждений и слов, оскорбляющих национальные, религиозные или нравственные чувства человека;
• укреплять доверие людей к средствам массовой информации,содействуя открытому диалогу СМИ с читателями, зрителями и слушателями, публично принимая справедливые претензии общественности к своей деятельности, предоставляя возможность ответа на критику, оперативно исправляя существенные ошибки, не допуская намеренного манипулирования сознанием адресата информации, а также дезориентации его в содержании материалов посредством их неточных заголовков.
Перечень этих требований-ориентиров, конечно же, не исчерпывает всех представлений профессионального журналистского сознания, касающихся возможностей оптимизировать взаимодействие с аудиторией. Мы назвали лишь те из них, которые служат непосредственно реализации профессиональной позиции и профессионально-нравственных принципов журналиста. Они помогают ему в ситуациях морального выбора остановиться на действиях, которые не наносят адресату журналистской продукции сколько-нибудь существенного вреда.
Категории, определяющие профессионально-нравственную позицию журналиста: профессиональный долг, профессиональная ответственность, профессиональная совесть, профессиональная честь, профессиональное достоинство.