Физически ты можешь прекратить хорошие деяния, но твоё намерение будет продолжать делать это.

Пример, если человек постоянно делал что-то благое, а потом по какой-то причине (болезни и т.д.) не смог продолжать, но намерение оставалось прежним, то, иншаАллах, ему будет идти награда, как-будто он совершает эти благие деяния. Или, например, если у нас нет родственников, мы можем продолжать получaть награду за намерение иметь хорошие отношения с родственниками, если бы они у нас были.

4 Если кто-нибудь имеет намерение сoвершить благое и совершает, но цель этого деяния не будет достигнута, он получит награду и за дело и за намерение. Пример, человек имел намерение помочь кому-нибудь деньгами и был искренен в этом. Он дал милостыню как он думал бедному, но через какое-то время узнал, что тот был вoром и расстроился из-за этого, нo иншаАллах, он получит награду и за намерение и за деяние, т.к. не знал, что даёт деньги вору и его намерение было искренним. И возможно вор кoгда - ни будь покается и станет хорошим человеком.

Эти 4 темы объяснили пользу и опасность намерения.

Знание состоит из двух частей:

1-ая часть в хадисе: "Любое деяние оценивается по намерениям…".Это имеет отношение к духовной сфере. Это ихляс (чистота намерения ради Аллаха). Это зовут — внутри хороших деяний, (т.к. место для намерения в сердце).

Всякое дело, которое совершается не ради Аллаха, является тщетным и не принесёт плодов ни в этом мире, не в другом.

2-ая часть в хадисе: "Любое дело того, кто совершит нечто, не соответствующее нашему делу, будет отвергнуто".Это относится к сфере внешней деятельности человека. И это следования Сунне Пророка (мир ему и благословения Аллаха).

Это зовут — снаружи хороших деяний (т.к. это физическое действие).

Все, что соответствует Сунне(делам словам и убеждениям пророка), является правильным и будет принято, а все, что противоречит, является несостоятельным и будет отвергнуто (означает будет возвращено тому, кто его совершил и не будет принято в связи с тем, что это не по сунне.) (Пример, сура Пещера 103. Скажи: «Не сообщить ли вам о тех, чьи деяния принесут наибольший убыток» 104. О тех, чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя они думали, что поступают хорошо»).

Чтобы наши благие деяния были приняты Аллахом, мы должны руководствоваться этими двумя хадисами.
[Конец цитирования шейха Аль Усеймина].


Второй айят.

[Пишет автор книги]: Он сказал также: «Мы отправили к каждому народу посланника с повелением "Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь тагута"**» (Пчелы, 36).


[Комментарий шейха Аль Усеймина]:

В Коране слово "أُمَّةٍ" (умма) встречается много раз и это слово имеет четыре значения:

1) Группа людей (народ). (пример, в этом же аяте,) здесь значение слова"умма" — группа людей.

2) Лидер (имам). (Пример сура "ан-Нахль", аят 120 "إِنَّ إِبْرَاهِيمَ كَانَ أُمَّةً" ("Воистину, Ибрахим (Авраам) был вождем…"). Здесь значение слова"умма" — лидер.

3) Религия. (Пример, сура "Украшение", аят 23 " إِنَّا وَجَدْنَا آبَاءنَا عَلَى أُمَّةٍ " ("Воистину, мы нашли своих отцов на этой религии…")).Здесь значение слова"умма" — любая другая религия, помимо Ислама.

4) Период времени. (Пример сура "Юсуф", аят 45 " ...وَادَّكَرَ بَعْدَ أُمَّةٍ… " ("…вдруг вспомнил его (Юсуфа) спустя много времени… ".)Здесь значение слова"умма" — период времени.

Мудрость посылания пророков:

1) Доказательство.В Судный День, когда неверные увидят наказание, они спросят Аллаха, почему Он отправляет их в Ад, ведь к ним не посылался пророк. Аллах им скажет, что Он отправлял пророков, хотя Он и знал, что они не поверят в них. (Пример, сура "Женщины", аят 165. "Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха. Аллах – Могущественный, Мудрый.")

2) Милосердие (милость). Аллах Всевышний отправил пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха ) как милосердие к мирам. Каждый посланник был милосердием для своего народа.(Пример сура "Пророки", аят 107 "Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам.")

3) Чтобы описать тот путь, что ведёт тебя к довольствию Аллаха, потому что люди не знают всех своих обязанностей перед Аллахом, кроме как путь следования Его пророку (посланникам). Мы все заблуждаемся и ошибаемся и без посланников окажемся в темноте невежества.

الطَّاغُوتَ(Ат-тагъут) - это все, чему поклоняются помимо Аллаха.

Существует 3 вида тагута:

1. Мута’а — это тот, кому другие повинуются в плохом (короли, президенты, родители, муж и т.д.). Если они приказывают харам и им нравится, когда люди им в этом повинуются, они становятся для таких людей Тагутом.

2. Матбу’а — следование в плохом (предсказателям, астрологам, плохим ученым, дающим фатвы и т.д.). Пример, если плохой ученый (алим) говорит, что взимание процентов - это не харам и ему нравится, что люди следуют этому, т.к. он выдвинул эту фатву, то он становится — Тагутом.

Все законы и фатвы должны исходить из Корана и Сунны, сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха) (сахаба) и их благочестивых последователей (саляфа ас-салих). Мы можем принимать или отвергать от ученых, но обязаны всегда искать сильное доказательство, и если мы обнаружим, что некоторые ученые идут против закона, нужно делать за них дуа.

3.Ма’абуд — поклонение другим. Это те, кому другие поклоняются и если они счастливы от этого и довольны, они становятся — Тагутом (например, фараон). Некоторые люди поклоняются Ангелам и Пророкам, но те никогда не будут счастливы от их поклонения, потому что они хотят, чтобы люди поклонялись только Аллаху. Поэтому они не становятся — Тагутом.

Становится тагъутом только тот, кто доволен, что люди поклоняются или следуют или повинуются ему в плохом.

Значение аята.

1) Аллах послал пророков в каждую общину;

2) все Пророки призывали поклоняться только одному Аллаху.

Третий айят.

[Пишет автор книги]: Всевышний сказал: «Господь твой повелел не поклоняться никому, кроме Него, и проявлять благодеяние к родителям. Если один из них или оба достигнут при тебе старости, то не говори им "тьфу", и не кричи на них, а говори с ними словами почтительными.

И преклоняй перед ними обоими крыло смирения из милосердия и говори: "Господь! Будь милостив к ним, ведь они воспитали меня, когда я был маленьким"»*** (Перенес ночью, 23 - 24).

[Комментарий шейха Аль Усеймина]:

Автор привел этот аят здесь только из-за слов "… وَقَضَى رَبُّكَ"(Твой Господь предписал …). Мы можем встретить слово (قَضَى къадо) много раз и оно имеет два значения:

1) قَضَى الشرعي (повеление шариата):

а) законы Аллаха (постановление Ислама, наставление, советы и т.д.).

б) то, что любит Аллах и что угодно Ему и Он не прикажет то, чего не любит (хадж, пост, милостыня, нийят ради Аллаха и т.д.)

в) и то, что некоторые люди будут выполнять приказы Аллаха, а некоторые не будут.

Пример, "и повелел твой господь не поклоняться никому, кроме Него и и делать добро родителям…" сура 17, аят 23-24. Здесь القضى (кода) имеет значение — законы Шариата.

Или пример, слушаться родителей и делать им добро. Ученые говорят, что Аллах запретил (харам) говорить родителям плохие слова, и наименьшее из них это "уф" и приказал быть добрыми и нежными с ними, говорить добрые, ласковые слова (чтобы они были счастливы). Также мы должны делать дуа за них.

Аллах приказал это и Ему угодно это, но не все это исполняют. Он не заставляет никого и даёт нам шанс выбрать правильный или неправильный путь.

2) الكونى القضى — предопределение. Это то, что Аллах предопределил для всего сущего. Это "будь и это будет". Доказательство, сура 17 аят 4 "وَقَضَيْنَا إِلَى بَنِي إِسْرَائِيلَ فِي الْكِتَابِ لَتُفْسِدُنَّ فِي الأَرْضِ مَرَّتَيْنِ وَلَتَعْلُنَّ عُلُوّاً كَبِيراً" ( Мы предопределили сынам Исраила (Израиля) в Писании: «Вы дважды будете бесчинствовать на земле и будете чрезмерно высокомерными».) Здесь القضى (када) имеет значение предопределение.

Аллах знает, что будет в будущем и предопределил то, что должно произойти, но не все из этого Ему угодно. Аллах не приказывал творить беззаконие на земле, Он не любит этого.

Кто-то может спросить:

1. как Аллах мог предопределить, что-то плохое?

Ответ: Аллах предопределил для всех нас до того, как мы были рождены. Он видит будущее и предопределил из своего знания, что произойдет в мире (войны, несчастия, инфекции, болезни и т.д.). Но все это также хорошо, Аллах знает, а мы нe знаем. Пример, сура Аль Бакара, аят "Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете". Или другой пример, как горькое лекарство, которое полезно.

2. как Аллах предопределил что-то, что Он не любит? Пример, Аллах написал, что кто-то будет пить алкоголь и Он знает это, но это Ему неугодно, но также и не остановит такого человека, т.к. указал нам два пути: хороший и плохой и дал нам разум, чтобы выбрать путь тот, который мы сами хотим и не заставляет нас.

رَبُّكَ" (роббука) "- «твой Господь…».

Ибн Усаймин сказал: "В этом аяте специально указано на Пророка (мир ему и благословение Аллаха ), что он слуга — (тот, кто поклоняется), а не Господь — (тот, кому поклоняются), и он раб, а не объект поклонения.

"О Мухаммад, не поклоняйся никому, кроме Аллаха! О люди!"

Почему Аллах говорит Мухаммаду в первую очередь, а затем людям? Мы можем обнаружить это во многих местах в Коране.

Это для того, чтобы:

1) привлечь наше внимание;

2) Пророк (мир ему и благословение Аллаха ) — лидер, и если Аллах говорит ему, это значит,что Он говорит всем мусульманам (помимо того, что только для Пророка);

3) это показывает, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха ) раб, а не объект поклонения, и тот, кто поклоняется, а не тот, кому поклоняются. Всегда, когда Аллах говорит Пророку, что он раб, Он делает ему этим величие. Быть рабом Аллаха является высшей ступенью.

Аллах называл всех своих пророков рабами и воздавал им за это хвалу:

1) Аллах говоря, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха ), Его раб, делает ему этим величие:

а) при ночном переносе (сура Аль Исра, аят 1 "Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба…". Здесь Аллах говорит, что Он сделал перенос для своего раба, а не Пророка (воздавая ему этим хвалу.)

б) при ниспослании Корана (Сура Аль Бакара, аят 23 "Если же вы сомневаетесь в том, что Мы ниспослали Нашему рабу…"Здесь Аллах говорит неверным составить хотя бы один айят из Корана. Этим Он также делает величие Пророку (мир ему и благословение Аллаха )и говорит про него, что он Его раб.

в) при откровении (сура Ан-Наджм, аят 10 "Он внушил Его рабу откровение,…".Здесь также Аллах делает величие Пророку (мир ему и благословение Аллаха ), упоминая его как раба.

2) Аллах говоря, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха ), Его раб, показывает нам, что он Посланник (который поклоняется), а не объект поклонения(которому поклоняются).

Поклоняющиеся (рабы) делятся на 3 группы:

1) Это все созданное Аллахом (они все приходятся Ему рабами — пример, люди, животные, растения и т.д.). Сура Марьям, айят 93 "Каждый, кто на небесах и на земле, явится к Милостивому только в качестве раба". Даже неверные являются рабами Аллаха. Он тот, кто сотворил их и заботится о них, и сделал кого-то богатым и бедным, здоровым и больным.

2) это специальные люди, поклоняющиеся Аллаху. Эти люди сами хотят быть покорными Аллаху, служить Ему и благодарить Его. Сура Фуркан, аят 63 "А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, они говорят благие слова".Они те, кто сами выбрали или хотят быть рабами Аллаха, что бы служить Ему без принуждения. Они оставили все, для того чтобы поклонятся Ему.

3) Избранные люди из избранных людей (Посланники и Пророки). Сура Аль Исра, айят 3 "О потомки тех, кого Мы перенесли вместе с Нухом (Ноем)! Воистину, он был благодарным рабом".Они также выбрали путь быть рабами Аллаха, но их поклонение было на высшем уровне.
[Конец цитирования шейха Аль Усеймина].

Четвертый айят

[Пишет автор книги]: Всевышний Аллах сказал: «И поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему ничего, делайте добро родителям, близким родственникам, сиротам, беднякам, соседу близкому по родству и соседу чужому, другу по соседству, путнику и тому, кем овладели десницы ваши. Поистине, Аллах не любит тех, кто горделив, тщеславен!» (Женщины, 36).

[Комментарий шейха Аль Усеймина]:

Автор приводит этот айят здесь, чтобы показать опять сколько раз Аллах приказывает в Коране поклоняться Ему одному и не приобщать Ему сотоварищей.


Пятый айят.
[Пишет автор книги]: Всевышний Аллах сказал: «Скажи: "Придите, я возвещу вам, что запретил вам Господь ваш: не приобщайте к Нему ничего и делайте добро родителям; не убивайте ваших детей по причине бедности - Мы прокормим их и вас; не приближайтесь к мерзостям, ни к явным из них, ни тайным; не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе как по праву. Это завещал Он вам,- может быть, вы будете рассудительны! И не приближайтесь к имуществу сироты, иначе как с тем, что лучше, пока он не достигнет зрелого возраста; соблюдайте справедливость в мере и весе. Мы не возлагаем на душу ничего, кроме того, что ей по силам. А когда вы говорите, то будьте справедливы, даже в отношении родственников. И будьте верны завету Аллаха. Это завещал Он вам,- мо­жет быть, вы размыслите! Это есть мой путь, прямо ведущий; следуйте же по нему и не следуйте другими путями, чтобы они не отделили вас от Его дороги. Это Он завещал вам, - может быть, вы будете богобоязненны!"» (Скот, 151-153).

[Комментарий шейха Аль Усеймина]:

Автор приводит этот айят здесь, чтобы показать как и в предыдущих айятах Аллах приказывает поклоняться Ему одному и не приобщать Ему сотоварищей, и послушание родителям, и не убивать своих детей по причине бедности.

Сколько молодожен расстраиваются по поводу беременности жены, говоря, что еще не время и что у них нет средств» Допускать подобные мысли нельзя, нужно положиться на Аллаха — Он кормилец и дающий средства к существованию.

Аллах в этом айяте приказывает нам "Не приближайтесь к мерзким поступкам – ни к явным, ни к сокрытым".

Ибн Усаймин сказал о "мерзких поступках" так:

1. а) явные — это значит большие грехи (пример, непослушание родителям или убийство)

б) тайные — это значит маленькие грехи (пример, когда мужчины смотрят на посторонних женщин и наоборот)

или

2. а) явные — это те, про которые все люди знают, что это харамные, плохие деяния (пример, прелюбодеяние).

б) тайные — это те, про которые некоторые люди не знают, что это харамные, плохие деяния (пример, когда мусульманки начинают сплетничать про других и они даже не подозревают, что это харам).

или

3. а) явные — это те грехи (харам), которые человек делает открыто.

б) тайные — это те грехи (харам), которые человек делает скрыто.

Аллах приказывает нам остерегаться как явных так и тайных. Религиозные люди должны знать и явные и скрытые, и сторониться их.

Айят заканчивается важным вопросом — в чем заключается таухид»

Это поклоняться одному Аллаху без придавания Ему сотоварищей (ширка).

Когда Аллах приказывает поклоняться Ему одному, в Коране всегда встречается и это столпы таухида:

1. отрицание (Нет достойного объекта поклонения(ля иляха) — это отрицание) — польза от этого, что после этих слов никто не сможет приписать Ему партнеров.

2. подтверждение (кроме Аллаха (илля-Ллах), что значит, что только Аллах – Илях (достойный объект поклонения)) — польза от этого ясна.

С отрицанием всегда идёт подтверждение.

Ля иляха илля -Ллах (Нет достойного объекта поклонения, кроме Аллаха) — это слова таухида (единобожия).
[Конец цитирования шейха Аль Усеймина].

Как в продолжение к этому айяту идет хадис Ибн Масуд сказал: «Тот, кто хочет взглянуть на завещание Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, на котором есть его печать,пусть прочтет слова Всевышнего: «Придите, я возвещу вам, что запретил вам Господь ваш: не приобщайте к Нему ничего...» до слов «...Это есть мой путь прямо ведущий» (Ат-Тирмизи [3072]. Он назвал этот хадис хорошим, и он действительно является таким).

Хадис.

[Пишет автор книги]: Муаз ибн Джабаль рассказывал: «Как-то я сидел позади Пророка верхом на осле, и он спросил меня: О Муаз, знаешь ли ты, в чем состоит обязанность рабов пред Аллахом и в чем - обязанность Аллаха перед рабами? Я ответил: "Аллаху и Его посланнику это ведомо лучше". Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Обязанность рабов пред Аллахом состоит в том, чтобы они поклонялись Ему и не приобщали к Нему ничего, а обязан­ность Аллаха* перед рабами состоит в том, что Он не должен подвергать каре того, кто не приобщает к Нему ничего. Я спро­сил: "О посланник Аллаха, не сообщить ли мне эту радостную весть людям?" Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: Нет, не сообщай, не то они самоуспокоятся». Этот хадис приводится в «ас-Сахихах» аль-Бухари 13/300 и Муслима (30).

[Комментарий шейха Аль Усеймина]:

Этот хадис состоит из 2-х частей:

1) Какие права Аллаха на его рабов.

2) Какие права рабов.

Права Аллаха на рабов.

Чтобы рабы поклонялись Ему одному (без ширка). Если мы будем соблюдать эти права, то Он простит нам все наши грехи (иншаАллах). Это будет наградой за наш ихляс (чистоту вероисповедания), не будет наказания для того, кто чист в своей вере (мухлясын).

Права рабов.

Аллах не будет подвергать наказанию того, кто не приобщал к Нему ничего. На самом деле у нас нет никаких прав на Аллаха, но Он настолько Великодушен, что Сам вменил Себе это в обязанность, а не рабы обязали Его.

Мы должны:

а) поклоняться Аллаху одному,

б) поклоняться Аллаху с ихлясом (с искренностью),

в) совершать все наше поклонение (основное — сердцем, языком, действием и неосновное — сердцем, языком, действием) только Ему. Нужно всегда беспокоиться о том, чтобы ихляс присутствовал во всех наших делах и нужно всегда иметь намерение, что все, чтобы мы на делали, даже самое маленькое деяние, только ради Аллаха. Нужно просить (дуа) Аллаха сделать нас среди аль мухляссын(искренних). Мы должны всегда помнить о том, что никто не заслуживает наших хороших деяний, кроме Аллаха и только Он дарует за них награду.

Какие уроки мы можем извлечь из этого хадиса:

1) значение ихляса (искренности);

2) насколько великодушен Аллах, что обязал Себя правом рабов;

3) чтобы достичь такого высокого уровня как ихляс(искренность), нужно вести джихад(борьбу) против своих душ и против шайтана;

4) ихляс (искренность), должен присутствовать во всех наших деяниях;

5)когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха ) задал вопрос "знаешь ли ты»" до того, как дать ответ, он знал, что этот вопрос привлечет внимание человека;

6) долг человека не знающего ответа сказать "Аллаху ведомо лучше";

7) допустимость скрывать знание в общих интересах;

8) допустимость передачи знаний (не относящихся к необходимым) только части людей и сокрытие от других;

9) скромность Пророка (мир ему и благословение Аллаха), ехавшего на осле, когда он мог иметь прекрасного коня (он ничего не хотел от ближней жизни);

10) превосходство Му’аза ибн Джабаля. Он был специальным человеком, чтобы получить это знание;

11)Пророк (мир ему и благословение Аллаха ) попросил Му’аза не рассказывать людям об этой радостной вести (бушра), потому что он боялся, что люди успокоятся обширности милости Аллаха и перестанут выполнять их обязанности (фард+сунна) и увеличивать свои хорошие деяния (но после смерти Пророка (мир ему и благословение Аллаха ) Му’аз рассказал этот хадис людям, боясь скрывать знания (’ильм).
[Конец цитирования шейха Аль Усеймина].

________________________________________

Наши рекомендации