Глава 50. О слове Всевышнего Аллаха: «А когда Он даровал им здорового ребенка, они придали Ему сотоварищей в этом».
[Пишет автор книги]: Всевышний Аллах сказал: «Когда же Он даровал им здорового ребенка, они придали Ему сотоварищей в том, что Он даровал им...» (Преграды, 190).
Ибн Хазм сказал: «Они были единодушны в том, что любое имя, смысл которого содержит преклонение перед кем-либо, кроме Аллаха, как, например, ‘Абд ‘Умар (“раб ‘Умара”), ‘Абд аль-Кааба (“раб Каабы”) и т.п., является запрещенным. Исключением является имя ‘Абд аль-Мутталиб».
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Опираясь на собственные сведения, Ибн Хазм сообщил, что мусульманские богословы единодушны в том, что называть человека рабом кого-либо, кроме Аллаха, запрещается. Более того, это было запрещено в законодательствах всех Божьих пророков, потому что подобное действие подразумевает приписывание милостей творениям вместо Аллаха. Оно также является неуважением к Аллаху, который является Единственным Господом Богом. Кроме того, оно является неправильным по смыслу и значению. Исключением из всего сказанного является имя ‘Абд аль-Мутталиб. Это значит, что богословы не были единодушны по поводу запрета на это имя. Некоторые богословы считали, что нарекать человека таким именем нежелательно, но не запрещено, однако это мнение является недостоверным, а приведенные в его пользу доводы являются неубедительными. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, действительно сказал: «Я – пророк, и это – не ложь. Я – потомок ‘Абд аль-Мутталиба». Однако эти слова являются всего лишь повествованием и не содержат непосредственного указания на то, что творение, о котором идет речь, является рабом кого-либо, помимо его Создателя. Они являются повествованием, и, как известно, повествования о случившемся прежде имеют более широкий смысл, нежели совершение какого-либо действия.
Что же касается сообщений о том, что некоторые сподвижники давали людям имя ‘Абд аль-Мутталиб, то в наиболее точных преданиях отмечается, что людей, которые известны под именем ‘Абд аль-Мутталиб, в действительности звали просто аль-Мутталиб. Лишь в некоторых сообщениях их называют по имени ‘Абд аль-Мутталиб, потому что оно получило большую известность, чем имя аль-Мутталиб. Именно это стало причиной возникновения такой ошибки.[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
[Пишет автор книги]: комментируя приведенный выше аят, Ибн ‘Аббас сказал: «Адам овладел ею, и она забеременела от него. Тогда пришел к ним Иблис и сказал: “Я – ваш товарищ, который вывел вас из рая. Повинуйтесь же мне, а не то я сделаю вашего ребенка рогатым, и он разорвет тебе живот. Я непременно сделаю это! Я непременно сделаю это!” Он продолжал их запугивать, требуя, чтобы они нарекли его ‘Абд аль-Харисом. Однако они отказались повиноваться ему, и ребенок родился мертвым. Затем она забеременела во второй раз, и Иблис опять пришел к ним и сказал то же самое. И в этот раз они отказались, и ребенок опять родился мертвым. Она забеременила в третий раз, и опять пришел Иблис и напомнил им о случившемся дважды. На этот раз любовь к ребенку овладела ими, и они назвали его ‘Абд аль-Харисом. Поэтому было сказано: «…они стали приобщать к Нему сотоварищей в том, чем Он одарил их». Этот хадис передал Ибн Абу Хатим.
Он же передал с достоверной цепочкой рассказчиков следующие слова Катады: «Эти сотоварищи были приобщены к Нему в повиновении, но не в поклонении».
Он же передал с достоверной цепочкой рассказчиков слова Муджахида по поводу высказывания Всевышнего «Если Ты даруешь нам праведного ребенка, то мы непременно будем в числе благодарных»Аль-А’раф 7:189. Он сказал: «Они боялись, что он не будет человеком». Об этом же упоминали аль-Хасан аль-Басри, Саид ибн Джубейр и другие.
[Сказал Ибн Аббас - да будет доволен им Аллах: "Адам придал Иблиса в сотоварищи в подчинении, а не в поклонении, и не совершил истинный ширк по отношению к Аллаху, однако лишь подчинился Иблису". Источник: "Тафсир ат Табари", 13/311.
И пришло в тафсире, что это лишь шайтан сказал им: "Назовите вашего ребенка Абдуль Харис".
Так разве может ли хоть один, знающий Аллаха и Его религию, вообразить что Адам и Ева несмотря на Пророчество - впали в придавание Аллаху сотоварищей? Однако Аллах назвал их поступок ширком, но это не был настоящий большой ширк по отношению к Аллаху"
Источник: "Маалим аль иман", стр. 44.
Сказал имам Ибн Кутейба: "Они сделали этот ширк лишь в наименовании, а не в намерении и убеждении". Источник: "Тавиль мушкиль аль-Кур'ан", стр. 161.
И также сказали ат-Табари, см. "Тафсир ат-Табари", Яхья Ибн Салям (см. "Тасариф аль Куран", стр. 106), и многие другие саляфы муфассиры
Сказал шейх Абдуллах ад Дувейш в шархе: "То есть: называние Абдуль-Харисом это был ширк лишь в имени, и Адам не имел ввиду истинную суть того что намеревался шайтан - заставить поклоняться ему" Источник: "Ат Тавдых аль-Муфид".
Сказал имам ат Табари: «Если скажет кто-то: если все по описанному тобой в толковании этого аята, и имеются ввиду Адам и Ева - то что ты скажешь о словах Аллаха: "Так пречист Аллах от того, что они придают ему в сотоварищи"?
Разве это порицание Аллахом того, чтобы у Него был сотоварищ в наименовании, или же все таки в поклонении?
Если ты скажешь что в наименовании, то опровергнет ложность твоего слова последующий аят: "Неужели они приобщают в сотоварищи к Аллаху тех, которые ничего не творят, тогда как сами были сотворены?".
Если же ты скажешь, что в поклонении - то тогда что, Адам поклонялся кому-то помимо Аллаха?!"
Ответ такому человеку: Всё не так, как ты подумал, однако смысл данного аята: "И пречист же Аллах от того, что придают Ему в сотоварищи мушрики арабы поклоняющиеся идолам".
Что же касается поветствования про Адама и Еву, то оно закончилось на словах Аллаха: "И они придали Аллаху сотоварищей в том, что Он им даровал"
Затем же Аллах вернулся к рассказу о мушриках Мекки, сказав: "И пречист Аллах от того, что они придают Ему в сотоварищи"
И рассказал нам об этом Мухаммад Ибн аль-Хусейн, что рассказал ему Ахмад Ибн аль Муфаддаль, что рассказал ему Асбат, от ас-Судди, что он сказал: "Слова Аллаха: "И пречист Аллах от того, что они придают Ему в сотоварищи"- отделенные от истории Адама, и касаются уже идолов арабов». Источник: "Тафсир ат-Табари", 13/315.
Сказал имам Ибн Аби Хатим в тафсире: "Рассказал нам Али Ибн аль Хусейн, что рассказал ему Мухаммад Ибн Аби Хаммад, что рассказал ему Михран, от Суфьяна, от ас-Судди, от Абу Малика (аль-Гаффари, один из муфассиров табиинов, ученик Ибн Аббаса) - что он сказал: "Это отделенные контексты - первое про подчинение Иблису в наименовании ребенка, а слова: "Так пречист Аллах от того, что они придают Ему в сотоварищи" - это про народ Мухаммада". Источник: "Аль-Иткан", 1/310].
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Большинство ранних мусульманских богословов считало, что в этой истории говорится об Адаме и Хавве. С этим мнением также согласился шейх, да смилостивится над ним Аллах. Господь даровал им праведного ребенка. Здесь имеется в виду, что ребенок родился здоровым и должен был принести пользу родителям. Они же приобщили к своему Великому и Могучему Господу сотоварищей, когда покорились воле сатаны и дали ребенку имя ‘Абд аль-Харис, хотя аль-Харис – это один из эпитетов Иблиса. Это не было первым случаем в их жизни, поскольку до этого они однажды уже ослушались Аллаха. В хадисе по этому поводу сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Он обманул их дважды». Все это было хорошо известно ранним мусульманам. Они приобщили сотоварищей к Аллаху в том смысле, что стали повиноваться сатане наряду с Ним. Известно, что любой ослушник повинуется сатане, и какой бы грех ни совершил человек, он в большей или меньшей степени приобщает к Аллаху сотоварищей в повиновении. Это совершенно не умаляет достоинств Адама и Хаввы и не означает, что они совершали многобожие. Совершив этот поступок, они покорились творению вместо Аллаха, и даже пророки могли совершать мелкие прегрешения, что хорошо известно тем, кто обладает религиозным знанием. Однако они не повторяли эти прегрешения, а стремились поскорее раскаяться перед Аллахом, и поэтому праведные деяния и обряды поклонения, совершенные после ослушания, поднимали их на еще более высокую ступень, чем та, на которой они находились прежде. Все это известно мусульманским богословам. Следовательно, под приобщением сотоварищей здесь подразумевается повиновение творениям вместо Аллаха, а не малое многобожие. Упаси нас Аллах от других мыслей!
[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
Рассматриваемые вопросы (от автора книги):
1. Смысл аята 190 из суры «Преграды».
2. Запрет на все имена, смысл которых содержит преклонение перед кем-либо, помимо Аллаха.
3. Такие имена являются ширком, даже если он проявляется только на словах, а не в реальности.
4. Дарование Аллахом человеку здоровой девочки также является Его благом*.
5. Салафы подчеркивали разницу между ширком в повиновении и ширком в поклонении.
*Доисламские язычники Аравии расценивали рождение девочки как несчастье и закапывали новорожденных девочек живыми, о чем сказал Всевышний:«...И когда зарытая живьем будет спрошена, за какой грех она была убита...» (Скручивание, 8—9).
___________________________________________