Глава 32. О слове Всевышнего Аллаха: «это лишь дьявол, который запугивает вас своими приспешниками».

[Пишет автор книги]: Всевышний Аллах сказал: «Это всего лишь Шайтан, который представляет приверженцев своих страшными; но вы не бойтесь их, а бойтесь Меня, ес­ли вы верующие!».(Семейство Имрана, 175).

[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Эта глава посвящена разъяснению еще одной формы поклонения – страха перед Аллахом. Эта форма поклонения душой также является обязательной. Если человек выполняет ее совершенным образом, то он доводит свое единобожие до совершенства. Если же он делает в ней упущения, то его приверженность единобожию не является совершенной. Страх не перед Аллахом может быть либо проявлением многобожия, либо менее тяжким запрещенным поступком, либо незапрещенным поступком.

К проявлениям многобожия относится страх, который испытывает человек, который боится, что почитаемое им творение, например, пророк, святой угодник или джинн, поразит его злом благодаря могуществу, которое не выражается в материальных причинах. Такой страх связан с мирской жизнью. Однако он также может быть связан с Последней жизнью, если человек боится, что почитаемый им святой не захочет помочь ему в Последней жизни. Он страстно желает, чтобы этот святой помог ему после смерти, заступился за него, позволил ему находиться рядом с ним и защитил его от мучений, и поэтому он боится его. Страх, который относится к менее тяжким грехам, человек может испытывать, если он из страха перед творением отказывается выполнять обязательное предписание Аллаха или совершает то, что Аллах запретил. Наряду с этим существует и естественный страх, испытывать который человеку не запрещается. Это может быть страх перед врагом, хищным зверем, огнем и т.п. Этот страх носит естественный характер.

Что же касается приведенного выше аята, то, согласно наиболее предпочтительному мнению, его смысл заключается в том, что сатана внушает приверженцам единобожия бояться их врагов. Однако Аллах запретил им поступать таким образом, и этот запрет носит категорический характер. Аллах запретил бояться кого-либо, кроме Него, и это означает, что страх не перед Аллахом является одним из проявлений многобожия. Аллах также повелел правоверным бояться Его, и это свидетельствует о том, что страх является одной из форм поклонения.[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].

[Пишет автор книги]: Всевышний также сказал: «Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, кто совершает намаз, выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаха. Возможно, они окажутся на верном пути»Ат-Тауба 9:18.

[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Этот аят однозначно свидетельствует о том, что бояться надлежит только одного Аллаха. Всевышний похвалил этих рабов за то, что они боятся только Его одного, и здесь уместно отметить, что “боязнь” является менее широким понятием, чем “страх”.

[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].

[Пишет автор книги]: Он также сказал: «Среди людей есть такие, которые говорят: “Мы уверовали в Аллаха”. Но стоит им пострадать ради Аллаха, как они принимают искушение людей за мучения от Аллаха»Аль-‘Анкабут 29:10.

[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Это значит, что они перестают исполнять обязанности, которые на них возложил Аллах, или начинают совершать грехи, опасаясь порицания людей.[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].

[Пишет автор книги]: Передают, что Абу Саид рассказывал, что однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «Слаба будет твоя убежденность, если ты станешь искать благосклонности людей, гневя Аллаха, и воздавать им хвалу за удел от Аллаха, а также порицать их за то, что Аллах не дал тебе самому. Сильное желание жаждущего не принесет удел от Аллаха, а ненависть нежелающего не отвратит его». (Аль-Байхаки, «аль-Хилйа» Абу Наима; слабый хадис. Шейх аль-Альбани (да помилует его Аллах) назвал этот хадис слабым в своей книге Даиф аль-Джами (2007).).

[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Перечисленные деяния являются причинами маловерия, а известно, что ослабляют веру только запрещенные поступки, потому что вера усиливается благодаря праведным деяниям и ослабевает под влиянием грехов. Этот хадис также свидетельствует о том, что стремление угодить людям, гневя при этом Аллаха, является грехом и запрещенным поступком.

[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].

[Пишет автор книги]: Передают, что ‘‘Аиша рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто ищет благосклонности Аллаха, гневя людей, то Аллах дарует ему Свою благосклонность и удовлетворение людей. Но если кто ищет благосклонности людей, гневя Аллаха, то Аллах разгневается на него и вызовет гнев людей против него». Этот хадис передал Ибн Хиббан в “ас-Сахихе”. (Этот хадис передали Ибн Хиббан 1542, аль-Къуда’и 2/42, Машрикъ ибн ‘Абдуллах в «Хадис» 2/61, Ибн ‘Асакир 1/278/15). [Шейх аль-Албани назвал его иснад хорошим. См. «ас-Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха» 5/392. Тоже самое сказал и Шу’айб аль-Арнаут. Шейх аль-Альбани (да помилует его Аллах)назвал возведенную версию до пророка (марфу) и версию возведенную до сподвижника (маукуф) достоверными. Шейх Мукбиль аль-Уади'и (да помилует его Аллах) назвал достоверной только возведенную до сподвижника (маукуф). (со слов Абу аль-Фида аль-Кадуси).

Похожий хадис:Сообщается, что однажды Му’авия написал письмо матери правоверных ‘Аише, да будет доволен ею Аллах, чтобы она написала для него завещание, и в ответ ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, написала: «Мир тебе/салямун алейка/! Я слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Если кто-то будет искать довольства Аллаха тем, что вызовет гнев людей, то Аллах избавит его от трудностей с людьми. А кто будет искать довольство людей тем, что влечет гнев Аллаха, то Аллах вверит его людям”. И мир тебе!» Этот хадис передали ат-Тирмизи 2414 и др.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 2311, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 6097].

[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:В этом хадисе сообщается о воздаянии, которое получает тот, кто боится одного Аллаха, и воздаянии, которого удостаивается тот, кто боится не только Аллаха, подрывая совершенство своего единобожия. Такой человек совершает грех уже потому, что он боится людей, и этот страх заставляет его совершать новые грехи и отказываться от выполнения обязательных предписаний.

[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].

Рассматриваемые вопросы (от автора книги):

1. Смысл аята 175 из суры «Семейство Имрана».

2. Смысл аята 18 из суры «Покаяние».

3. Смысл аята 10 из суры «Паук».

4. Убежденность человека может слабеть и крепнуть.

5. Признаки слабости убежденности, три из которых содержатся в хадисе Абу Саида.

6. Искренность страха пред Аллахом является одним из обязательных религиозных предписаний.

7. Напоминание о каре, уготованной для того, кто утратил этот страх.

8. Напоминание о награде для тех, кто его испытал.

___________________________________________

Наши рекомендации