Глава 19. Причина неверия людей и их отказа от своей религии заключается в чрезмерном возвеличивании праведников.
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:В этой и следующей главах шейх разъяснил, что причиной великого многобожия является чрезмерное возвеличивание людей, которое было запрещено Аллахом и Его Посланником, мир ему и благословение Аллаха. Это относится как к мусульманской общине, так и к предыдущим религиозным общинам. Следовательно, после разъяснения сути вопроса и его идеологической стороны, шейх приступил к разъяснению его причин.
Из названия этой главы следует, что причина неверия сынов Адама и отступления ими от религии, исповедовать которую им приказал Аллах, заключается в преступлении границ дозволенного в отношении к праведникам. Под праведниками подразумеваются пророки, посланники, святые угодники и все, кого можно охарактеризовать как праведного человека, искренне поклоняющегося одному Аллаху. Это могут быть верующие, которые опережают других в благих делах или которые умеренны в своих благодеяниях, каждый из которых занимает определенную ступень перед Аллахом.
Шариат разрешает любить праведников ради Аллаха, почитать их и брать пример с их праведных поступков и деяний. Что касается посланников и пророков, то людям надлежит выполнять их законы и повеления и следовать по их стопам. Это и есть границы дозволенного в отношении к праведникам. Люди должны уважать их, любить их, дружить с ними, защищать их, помогать им и т.п. Если же праведникам начинают приписывать божественные качества и способности, то это считается их чрезмерным возвеличиванием. По этой причине невежественные люди говорят, что одному праведнику известна тайна Хранимой скрижали и Письменной трости, а по милости другого появился весь этот мир. Аль-Бусыри, например, сказал в своей известной поэме: «Если бы его чудеса отражали все его величие, то от упоминания его имени воскрешали бы истлевшие кости!» Он считал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не показывал чудес, которые полностью соответствовали бы его величию. А комментаторы его стихотворений отмечали, что даже Коран не соответствовал в полной мере величию Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Упаси нас Аллах от подобных мыслей! Они полагали, что его величие может выразиться полностью только тогда, когда от упоминания его имени над покойником, чьи кости истлели и смешались с землей, его кости снова соберутся, а сам покойник воскреснет. Это – пример чрезмерного возвеличивания праведников, которое допускают люди, поклоняющиеся творениям наряду с Великим и Могучим Аллахом, обращающиеся с молитвами к пророкам и посланникам вместо Аллаха и приписывающие им божественные способности. Однако люди не имеют права поступать таким образом. Более того, это является формой приобщения сотоварищей к Великому и Могучему Аллаху, уподоблением творений Творцу и неверием. Упаси нас Аллах от этого! Следовательно, почитание праведников может быть в пределах дозволенного и может выходить за эти пределы.
Но существует и третья форма отношения к праведникам. Это – неуважение к ним. Оно может проявляться в неприязни к ним, непочтительном отношении к ним, отказе от выполнения обязанностей перед ними и даже ненависти по отношению к ним. Любое упущение, совершенное в отношении праведников, считается неуважением к ним, а любое излишество в почитании их считается чрезмерностью.
[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
[Пишет автор книги]: Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду»Ан-Ниса 4:171.
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Аллах запретил людям Писания проявлять чрезмерность. Этот запрет относится ко всем формам проявления чрезмерности в религии. Если же человек задумается над положением людей Писания и рассказами о них, которые нам поведал Великий и Могучий Аллах, то ему станет ясно, что они излишествовали в почитании своих праведников. Христиане чрезмерно превозносили пророка Ису, мир ему, его мать и апостолов. Иудеи проявляли излишество в отношении к Узейру, сподвижникам Мусы, а также в отношении к своим первосвященникам и монахам. Они приписывали им некоторые божественные качества и право на заступничество и даже полагали, что они обладают определенной долей власти, принимают решения и распоряжаются творениями.[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
[Пишет автор книги]: В “ас-Сахихе” аль-Бухари приводится толкование Ибн ‘Аббасом следующего высказывания Всевышнего Аллаха: «Они замыслили тяжкую хитрость и сказали: “Не отрекайтесь от ваших богов: Вадда, Сувы, Йагуса, Йаука и Насра”»Нух 71:22-23.Он сказал: «Это – имена праведников из народа Нуха. Когда они умерли, сатана внушил их народу, чтобы они воздвигли их статуи в местах их собраний и назвали их именами. Они поступили таким образом, но не поклонялись им поначалу. Когда же они умерли, и знания были забыты, им начали поклоняться». [Аль-Бухари 8/511 и 512].
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Народ Нуха стал приобщать сотоварищей к Аллаху по причине чрезмерного почитания праведников и их усопших душ. Сатана явился к ним в образе души праведного раба и сказал, что он будет заступаться за каждого, кто станет полагаться на него. Подобное почитание впоследствии привело к тому, что люди стали поклоняться изображениям, истуканам и идолам. О возникновении этого многобожия и поведал Ибн ‘Аббас.[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
[Пишет автор книги]: Ибн аль-Кайим сказал: «Некоторые ранние мусульмане поведали: “Когда они умерли, люди стали усердно молиться на их могилах, затем соорудили их статуи, а когда прошло достаточно много времени, они стали поклоняться им”».
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Из этого высказывания следует, что они решили сделать изображения праведников и знали, что они не станут поклоняться им, потому что они обладали знаниями. Однако изображения этих праведных и почтенных людей послужили причиной того, что впоследствии люди, позабывшие истину, стали поклоняться им. Возможно, сатана явился к этим изображениям, и людям, которые смотрели на них или обращались к ним, показалось, что эти изображения разговаривают, или что нарисованные уста шевелятся, или что они слышали их речь. Сатана внушил им то, что заставило сердца людей привязываться к этим душам, и обольстил их. То же самое происходит с людьми, которые собираются на могилах и поклоняются погребенным в них покойникам вместо Аллаха. Одним словом, изображения были причиной появления многобожия.[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
[Пишет автор книги]: Передают, что ‘Умар рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не возвеличивайте меня так, как возвеличивают христиане сына Марьям, ибо я – раб. И посему говорите: “Раб Аллаха и Его Посланник”». Этот хадис передали аль-Бухари и Ахмад. [Ахмад 1/23, 24, 47 и 55, аль-Бухари 6/355 и 12/131].
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Арабское слово “итра” означает “излишество” или “чрезмерное восхваление”. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не хотел, чтобы его восхваляли так, как христиане восхваляли сына Марьям. Он запретил чрезмерное восхваление вообще, а не некоторые из его форм. А поступил он так, потому что христиане принялись чрезмерно восхвалять сына Марьям, и это привело к тому, что они стали неверующими, приобщили сотоварищей к Аллаху и назвали сына Марьям Сыном Бога.
[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
[Пишет автор книги]: Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Берегитесь чрезмерности, ибо именно чрезмерность погубила ваших предшественников». Этот хадис передал Ахмад. [Ахмад 1/215 и 347, ан-Насаи 5/668, Ибн Маджа (3029)].
Это означает, что чрезмерность запрещена в любой форме. Она является причиной всякого зла, тогда как умеренность является залогом любого успеха и блага.
[Пишет автор книги]: Муслим передал хадис Ибн Мас’уда о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Сгинули излишествующие!» Он повторил это трижды. [Ахмад 1/386, Муслим (2670), Абу Дауд (4608)].
[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Под излишествующими подразумеваются те, кто проявляет излишнее усердие в делах и словах, кто пытается узнать или сделать то, что не дозволил Аллах. Излишество и чрезмерность – это близкие по смыслу понятия.
В этой главе шейх, да смилостивится над ним Аллах, разъяснил, что причина, по которой сыны Адама становятся неверующими и отказываются от своей религии, заключается в чрезмерном почитании праведников. Соплеменники Нуха преступили границы дозволенного в почитании своих праведников, стали собираться на их могилах и превратили их в богов. Христиане проявляют излишество в отношении своего посланника Исы, мир ему, его апостолов и патриархов, которых они также превратили в богов наряду с Великим и Могучим Аллахом. Среди мусульман также есть такие, которые приписывают Пророку, мир ему и благословение Аллаха, некоторые божественные качества, хотя сам Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, запретил поступать таким образом.
[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].
Рассматриваемые вопросы (от автора книги):
1. Для того, кто понял эту и две последующие главы этой книги, становится ясным искажение истинной сущности Ислама в наши дни, а также могущество Аллаха, которым Он отклоняет сердца восхищающихся.
2. Знание того, что первым ширком на Земле стало приобщение к Аллаху праведников.
3. Знание того, что было первым, изменившим религию пророков, причины этого и знание того, что Аллах направил посланников для очищения Его религии.
4. Знание причины принятия ереси людьми, хотя законоположения Аллаха и природа человека отвергают это.
5. Причина этого заключается в смешении истины с ложью. В первую очередь этому способствовала любовь к праведникам. Во-вторых, деятели науки и религии делали то, что, по их мнению, принесет добро, однако последующие поколения сочли, что они тем самым хотели другого.
6. Смысл аята 23 из суры «Нух».
7. Знание врожденного качества человека, заключающегося в том, что истина уменьшается в сердце его, а ложь возрастает.
8. В этом есть подтверждение того, что сказали некоторые салафы о том, что нововведение (бид'а) является причиной неверия. Ересь любезнее для Иблиса, чем неповиновение, поскольку в неповиновении можно покаяться, а ересь покаянию не подлежит.
9. Знание того, что ересь ведет к Шайтану, даже если делающий это и преследует самую добрую цель.
10. Ознакомление с универсальным правилом, запрещающим возвеличивание творений и знание того, к чему это ведет.
11. Вред совершения обрядов поклонения на могиле с целью совершения праведного деяния.
12. Знание запрета на сооружение памятников и необходимость их уничтожения.
13. Знание огромного значения истории о праведных людях из народа Нуха и ее крайняя необходимость, наряду с тем, что неверные не знают о ней, либо не обращают на нее внимания.
14. Самым удивительным является то, что сторонники нововведений читали эту историю в толкованиях Корана и хадисах, но они поняли ее смысл таким образом, что убедились в том, что действия народа Нуха представляют собой наилучшее поклонение. Однако наряду с этим они убеждены и в том, что запрещенное Аллахом и Его посланником, да благословит его Аллах и приветствует, является неверием, которое лишает неприкосновенности жизнь и имущество того, кто его совершает.
15. Разъяснение того, что им нужно было только их заступничество.
16. Их предположение о том, что ученые, нарисовавшие изображения праведников, также хотели именно этого.
17. Великое разъяснение в словах Пророка: Не возвеличивайте меня так, как возвеличивают христиане сына Марйам... Да благословит Аллах и ниспошлет мир нашему Пророку, передавшему нам ясное возвещение!
18. Наставление Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, предупредившего нас о гибели излишествующих.
19. Указание на то, что им не поклонялись, пока знание о них не было забыто. Отсюда становится ясной польза знания и опасность его потери.
20. Великие знания уходят со смертью великих ученых.
___________________________________________