Глава 19. Причина неверия людей и их отказа от своей религии заключается в возвеличивании праведников.

[Пишет автор книги]: Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «О обладатели Писания! Не излишествуйте в вашей религии и не говорите об Аллахе ничего, кроме истины...» (Женщины, 171).

В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится толкование Ибн Аббасом следующего высказывания Всевышнего Аллаха: «И сказали они: "Никоим образом не отступайтесь от богов ваших! Не отступайтесь ни от Вадда, ни Сува', ни Йагуса, ни Йа'ука, ни Насра!.."» (Нух, 23). Он сказал: «Это — имена праведных людей из народа Нуха. Когда они умерли, то Шайтан внушил их народу, чтобы они воздвигли им статуи в местах их собраний и назвали их именами. Сна-чала им не поклонялись, однако когда воздвигшие их люди умерли, и знания были забыты, им начали поклоняться»*. (Передал аль-Бухари 8/511 и512).

*[Из «Фатх аль-Маджид»]:Шайтан постепенно сводит с пути поколения людей, начиная с чрезмерной любви и почитания праведников и заканчивая поклонением им наряду с Аллахом. На это уходят столетия, и вера в Господа вытесняется из душ людей верой в умершего праведника. Поэтому эти люди враждебно относятся ко всему, что указывает на несостоятельность их поклонения и запрещает его, даже если это — Слово Всевышнего Аллаха. О них сказал Аллах, Всемогущ Он и Велик: «Когда вспоминают Аллаха Единого, ужасаются сердца тех, которые не веруют в Последнюю жизнь. А когда вспоминают тех, кто помимо Него, — то вот, они радуются»(Толпы, 45). [Конец цитирования из «Фатх аль-Маджид»].

[Пишет автор книги]: Ибн аль-Каййим** сказал: «Некоторые салафы поведали: "Когда они умерли, люди усердно молились на их могилах, затем соорудили их статуи, а когда прошло достаточно много времени — стали поклоняться им"».

**[Из «Фатх аль-Маджид»]:Ибн Каййим аль-Джаузиййа — Мухаммад ибн Абу Бакр ибн Аййуб ад-Димашки (691—751 г. х.), ученый-мухаддис, автор более семидесяти трудов, составивших более 200 томов: «3ад аль-Ма'ад» (7 томов), «И'лам аль-Муваккиин» (4 тома), различные толкования Корана, хадисов, «ас-Сунана» Абу Дауда, поэмы о вероубеждениях приверженцев Сунны в 2 то-мах и др. Он получил знания по Шариату более чем у 300 крупных ученых, в том числе и у шейх-уль-Ислама Ибн Теймийи. Из его учеников многие стали крупными учеными, среди них — Ибн Касир и Ибн Раджаб. Он умер в 751 г. х., и на его похоронах присутствовало очень много мусульман.

Ибн Хаджар сказал: «Это был человек с бесстрашным сердцем, занимавшийся разными науками, знавший расхождения между мазхабами. Он был преисполнен любви к Ибн Теймийи». Ибн Раджаб сказал: «Он, да смилостивится над ним Аллах, много поклонялся, долго совершал Намаз, часто восхвалял Аллаха. Он сильно любил Аллаха, каялся Ему и просил прощения. Я не видел никого, подобного ему в этом, и не видел ученых, знающих Коран и Сунну лучше него» (из книги «3айль Табакат аль-Ханабила» Ибн Раджаба).[Конец цитирования из «Фатх аль-Маджид»].

[Пишет автор книги]: Умар рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не возвеличивайте меня так, как возвеличивают христиане сына Марйам, ибо я —раб. Говорите [обо мне.]: раб Алла­ха и Его посланник***». (Этот хадис передали аль-Бухари 6/355 и 12/131 и Ахмад 1/23, 24, 47 и 55).

***[Из «Фатх аль-Маджид»]:Возвеличивание пророков и праведников явилось одной из причин, погубивших обладателей Писания, то есть иудеев и христиан. Из чрезмерной любви к Исе, сыну Марйам, христиане сочли недостойным называть его посланником и рабом Аллаха и приобщили его к Господу миров, возвеличив до уровня сына Бога и даже Самого Бога. Аллах сказал: «Поистине, Мессия Иса, сын Марйам, — только посланник Аллаха, и Его Сло­во, посланное Марйам, и дух от Него. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите — троица! Удержитесь, это — лучше для вас. Поистине, Аллах — Единый Бог. Святость Его выше того, чтобы был У Него ребенок. Ему принадлежит все", что в Небесах и на Земле...» (Женщины, 171). Аллах также сказал: «И сказали иудеи: "Узейр — сын Аллаха". И сказали христиане: "Мессия — сын Аллаха". Эти слова в устах похожи на слова тех, которые не веровали раньше. Да поразит их Аллах! До чего они отвращены!»(Покаяние, 30).[Конец цитирования из «Фатх аль-Маджид»].

[Пишет автор книги]: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Берегитесь возвеличивания, ибо именно возвеличивание погубило тех, кто были до вас».(Этот хадис передали Ахмад 1/215 и 347, ан-Насаи 5/668, Ибн Маджа (3029) от Ибн Аббаса; достоверный хадис).

Муслим приводит хадис Ибн Масуда о том, что посланник Алла­ха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сгинули излишествующие!» Он повторил это трижды.****. (Передали Муслим (2670), Ахмад 1/386, Абу Дауд [4608]).

****[Из «Фатх аль-Маджид»]:Аль-Хаттаби сказал: «Излишествующие — это те, кто глубоко уходит в вопрос, впадает в обсуждение философскими методами, внедряясь в то, что его не касается, и вдаваясь в то, что не сможет постичь разумом». К ним относятся люди, отказавшиеся от всех свободных дозволенных деяний (мубах), от мяса и хлеба, от женитьбы, носящие только шерстяную одежду, полагая, что это относится к благородному аскетизму. Ибн Теймийа сказал, что это — невежественные, заблудшие люди.[Конец цитирования из «Фатх аль-Маджид»].

Здравое слово о 19 главе (От шейха АбдуРрахмаана Ас-Саади):

«Суть возвеличивания заключается в том, что в отношении праведников преступаются допустимые границы, и им приписываются права, присущие только Аллаху. Из таких прав Аллаха, в которых у Него нет сотоварища, — обладание абсолютным совершенством, абсолютной независимостью и абсолютной свободой действовать, как Ему угодно, а также то, что никто, кроме Него Одного, не заслуживает поклонения и обожествления. Тот же, кто возвеличил какое-либо из Его творений до такой степени, что придал ему какое-либо из этих качеств, тем самым приравнял его к Господу всех ми-ров, что представляет собой величайший ширк.

Знай же, о мой брат в Исламе, что существует три права:

— право Аллаха, в котором у Него нет сотоварища, состоящее в том, что обожествляться может только Он и поклонение принадлежит только Ему Одному, без всякого соучастника. К Нему должно быть обращено любое желание, а также к Нему следует устремляться со всей любовью, страхом и надеждой;

— право посланников на их почитание, уважение, а также соблюдение их личных прав;

— совместное право, выражаемое в вере как в Аллаха, так и в Его посланников, покорности как Аллаху, так и Его посланникам, любви к Аллаху и любви к Его посланникам. Однако все это в основе своей принадлежит Аллаху, а обращение всего этого к посланникам является второстепенным по отношению к праву Аллаха.

Приверженцы истины знают разницу между этими тремя правами и поклоняются Аллаху, искренне посвящая Ему всю веру. Они соблюдают также права Его посланников и Его приближенных в соответствии с их положением и рангом. Хотя Аллаху это ведомо лучше».

[Конец слов шейха АбдуРрахмаана Ас-Саади].

Рассматриваемые вопросы (от автора книги):

1. Для того, кто понял эту и две последующие главы этой книги, становится ясным искажение истинной сущности Ислама в наши дни, а также могущество Аллаха, которым Он отклоняет сердца восхищающихся.

2. Знание того, что первым ширком на Земле стало приобщение к Алла­ху праведников.

3. Знание того, что было первым, изменившим религию пророков, причины этого и знание того, что Аллах направил посланников для очищения Его религии.

4. Знание причины принятия ереси людьми, хотя законоположения Ал­лаха и природа человека отвергают это.

5. Причина этого заключается в смешении истины с ложью. В первую очередь этому способствовала любовь к праведникам. Во-вторых, деятели науки и религии делали то, что, по их мнению, принесет добро, однако по­следующие поколения сочли, что они тем самым хотели другого.

6. Смысл аята 23 из суры «Нух».

7. Знание врожденного качества человека, заключающегося в том, что истина уменьшается в сердце его, а ложь возрастает.

8. В этом есть подтверждение того, что сказали некоторые салафы о том, что нововведение (бид'а) является причиной неверия. Ересь любезнее для Иблиса, чем неповиновение, поскольку в неповиновении можно покаяться, а ересь покаянию не подлежит.

9. Знание того, что ересь ведет к Шайтану, даже если делающий это и преследует самую добрую цель.

10. Ознакомление с универсальным правилом, запрещающим возвеличивание творений и знание того, к чему это ведет.

11. Вред совершения обрядов поклонения на могиле с целью совершения праведного деяния.

12. Знание запрета на сооружение памятников и необходимость их уничтожения.

13. Знание огромного значения истории о праведных людях из народа Нуха и ее крайняя необходимость, наряду с тем, что неверные не знают о ней, либо не обращают на нее внимания.

14. Самым удивительным является то, что сторонники нововведений читали эту историю в толкованиях Корана и хадисах, но они поняли ее смысл таким образом, что убедились в том, что действия народа Нуха представляют собой наилучшее поклонение. Однако наряду с этим они убеждены и в том, что запрещенное Аллахом и Его посланником, да благо­словит его Аллах и приветствует, является неверием, которое лишает неприкосновенности жизнь и имущество того, кто его совершает.

15. Разъяснение того, что им нужно было только их заступничество.

16. Их предположение о том, что ученые, нарисовавшие изображения праведников, также хотели именно этого.

17. Великое разъяснение в словах Пророка: Не возвеличивайте меня так, как возвеличивают христиане сына Марйам... Да благословит Ал­лах и ниспошлет мир нашему Пророку, передавшему нам ясное возвещение!

18. Наставление Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, предупредившего нас о гибели излишествующих.

19. Указание на то, что им не поклонялись, пока знание о них не было забыто. Отсюда становится ясной польза знания и опасность его потери.

20. Великие знания уходят со смертью великих ученых.

___________________________________________

Наши рекомендации