Глава 2. Добродетель Таухида и какие из грехов он искупает. Стр.: 7.

Главы о Таухиде и ширке.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Из комментариев шейха Салиха ибн ‘Абд аль-‘Азиза Али Аш-Шейха, в сокращенном варианте.

Содержание:

Глава 1. Основное. Стр.: 3.

Глава 2. Добродетель Таухида и какие из грехов он искупает. Стр.: 7.

Глава 3. Подлинно убежденный в таухиде войдет в рай без отчета. Стр.: 10.

Глава 4. О необходимости бояться ширка (многобожия). Стр.: 13.

Глава 5. Призыв к свидетельству «нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха». Стр.: 16.

Глава 6. Смысл Таухида и свидетельства «нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха». Стр.: 18.

Глава 7. Ношение кольца, шнурка или безделушки для избавления от беды или ее предотвращения является ширком. Стр.: 22.

Глава 8. О заклинаниях и амулетах. Стр.: 26.

Глава 9. Об испрашивании благословения у деревьев, камней и тому подобных вещей. Стр.: 29.

Глава 10. О жертвоприношении не Аллаху. Стр.: 35.

Глава 11. Нельзя делать жертвоприношение Аллаху в том месте, где приносится жертва не Аллаху. Стр.: 42.

Глава 12 Посвящение своего обета не Аллаху является ширком. Стр.: 44.

Глава 13. Искать покровителя не у Аллаха является ширком. Стр.: 45.

Глава 14. Просить о помощи в тяжелой ситуаций (истигъоса) или же делать дуа кому-либо кроме Аллаха является ширком. Стр.: 47.

Глава 15. О слове всевышнего Аллаха: «неужели они придают в сотоварищи того, кто не творит ничего, но сам сотворен». Стр.: 50.

Глава 16. О слове всевышнего Аллаха: «и когда будет удален страх из их сердец». Стр.: 53.

Глава 17. О заступничестве. Стр.: 55.

Глава 18. О слове Всевышнего Аллаха: «поистине, ты не ведешь прямым путем того, кого ты любишь». Стр.: 60.

Глава 19. Причина неверия людей и их отказа от своей религии заключается в возвеличивании праведников. Стр.: 63.

Глава 20. О недопустимости поклонения Аллаху у могилы праведного человека, не говоря уже о поклонении самому праведнику. Стр.: 67.

Глава 21. Чрезмерное почитание могил праведников делает из них идолов, которым поклоняются помимо Аллаха. Стр.: 71.

Глава 22. Избранный Пророк, да благословит его аллах и приветствует, защищал неприкосновенность таухида и преграждал любой путь, ведущий к ширку. Стр.: 73.

Глава 23. О том, что часть этой уммы (общины) будет поклонятся идолам. Стр.: 74.

Глава 24. О колдовстве. Стр.: 79.

Глава 25. Разъяснение некоторых видов колдовства. Стр.: 81.

Глава 26. О предсказателях и им подобных. Стр.: 84.

Глава 27. О снятии колдовства. Стр.: 87.

Глава 28. О суеверии (татойюр). Стр.: 88.

Глава 29. О гадании по звездам (об астрологии (танджим)). Стр.: 91.

Глава 30. О связывании выпадения дождя с расположением звезд. Стр.: 93.

Глава 31. О слове Всевышнего Аллаха: «и из людей есть такие, которые придают сотоварищей Аллаху - любят их так же, как любят Аллаха». Стр.: 95.

Глава 32. О слове Всевышнего Аллаха: «это лишь дьявол, который запугивает вас своими приспешниками». Стр.: 97.

Глава 33. О слове Всевышнего Аллаха: «И уповайте на Аллаха, если вы верующие». Стр.: 100.

Глава 34. О слове Всевышнего Аллаха: «Неужели они считают себя в безопасности от хитрости Аллаха». Стр.: 101.

Глава 35. Стойкость перед Предопределением Аллаха является частью веры в Него. Стр.: 103.

Глава 36. О показухе (рия). Стр.: 105.

Глава 37. Стремление человека совершать праведное дело ради мирских благ является ширком. Стр.: 107.

Глава 38. О том, кто подчиняется ученым и правителям в запрещении того, что разрешено Аллахом. Стр.: 108.

Глава 39. О слове Всевышнего Аллаха: «Неужели ты не видишь тех, кто заявляет, что они уверовали в то, что ниспослано тебе и что ниспослано до тебя, однако желают обращаться за судом к тагуту». Стр.: 111.

Глава 40. О тех, кто отрицает некоторые имена и качества Аллаха. Стр.: 113.

Глава 41. О слове Всевышнего Аллаха: «Они познают милость Аллаха, а затем отрицают ее, и большинство из них неблагодарные». Стр.: 115.

Глава 42. О слове Всевышнего Аллаха «Не придавайте же Аллаху сотоварищей (в поклонении), ведь вы знаете». Стр.: 117.

Глава 43. О тех, кого не удовлетворяет клятва Аллахом. Стр.: 119.

Глава 44. О выражении «если пожелает Аллах и ты». Стр.: 120.

Глава 45. Тот, кто ругает время, наносит этим самым обиду Всевышнему Аллаху. Стр.: 125.

Глава 46. О титулах типа «судья всех судей»* и тому подобных титулах. Стр.: 126.

Глава 47. О необходимости уважения имен Всевышнего Аллаха и смены имени ради этого. Стр.: 124.

Глава 48. О том, кто издевался над чем-либо, в чем есть упоминание Аллаха или над Кораном или (над) посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Стр.: 125.

Глава 49. О слове Всевышнего Аллаха: «Если же Мы дадим ему вкусить милость от Нас после того, как его задело горе, он скажет - я заслужил этого». Стр.: 126.

Глава 50. О слове Всевышнего Аллаха: «А когда Он даровал им здорового ребенка, они придали Ему сотоварищей в этом». Стр.: 129.

Глава 1. Основное.

[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Богословы, изучающие единобожие, единодушны в том, что “Книга единобожия” не имеет себе подобных среди мусульманской литературы на эту тему. Эта книга является книгой призыва и проповеди и олицетворяет собой призыв к единобожию, поскольку шейх, да смилостивится над ним Великий и Могучий Аллах, разъяснил в ней отдельные виды поклонения и подчеркнул необходимость соблюдения единобожия в признании божественных имен и качеств. Он разъяснил, что такое великое многобожие и каковы его проявления, и указал на пути, которые приводят к каждому из них. Он подчеркнул неприкосновенность единобожия и способы, посредством которых его необходимо обеспечивать. Он также разъяснил, как следует соблюдать единобожие в признании единственного Господа. “Книга единобожия” является очень важным произведением. Люди должны проявлять о ней должную заботу, заучивая ее наизусть, обучая ей других и размышляя над ней, потому что они нуждаются в ней, где бы они ни были.

Арабское слово “таухид” буквально означает “единение”, и если говорят, что мусульмане исповедуют единобожие, то это означает, что они признают существование только одного Бога – Великого и Могучего Аллаха.

Единобожие, исповедовать которое приказано в Писании Аллаха, состоит из трех форм: признание Аллаха Единственным Господом (араб. “таухид ар-рубубийа”); признание Аллаха Единственным Богом (араб. “таухид аль-улухийа или аль-илахийа”); признание уникальности божественных имен и качеств (араб. “таухид аль-асма ва ас-сыфат”).

Признание Аллаха Единственным Господом означает веру в то, что только Аллах совершает божественные деяния, и таких деяний много. Это – создание творений, наделение их уделом, оживление и умерщвление их и т.д. Единственным, кто совершает эти деяния в самой совершенной форме, является Великий и Могучий Аллах.

Признание Аллаха Единственным Богом означает поклонение одному Аллаху на деле. Арабские слова “улухийа” и “илахийа” являются производными от глагола “алаха”, означающего “поклоняться с любовью и почтением”.

Третья форма единобожия – это признание уникальности божественных имен и качеств. Смысл этого заключается в признании рабом того, что только Великий и Могучий Аллах обладает этими именами и качествами и что никто другой не разделяет их с Ним.

В этой книге шейх, да смилостивится над ним Аллах, упомянул эти три формы единобожия и подробно коснулся вопроса, в знании которого люди испытывают острую необходимость и который должен быть хорошо освещен в литературе. Я имею в виду признание Аллаха Единственным Богом и поклонение Ему одному. Наряду с этим шейх разъяснил некоторые формы поклонения, такие как упование, страх и любовь. Подробно рассмотрев эти вопросы, он разъяснил деяния, которые являются их противоположностью и представляют собой различные проявления многобожия. Под многобожием подразумевается приобщение сотоварищей к Великому и Могучему Аллаху в том, что связано с Его господством, или с поклонением Ему одному, или с обладанием Им божественными именами и качествами. И поэтому основной целью этой книги является запрещение приобщать сотоварищей к Великому и Могучему Аллаху в поклонении и повеление обожествлять Его одного.

Священные тексты свидетельствуют о том, что многобожие делится на два вида: великое многобожие и малое многобожие. Согласно другой классификации, оно делится на три вида: великое многобожие, малое многобожие и скрытое многобожие.

Великое многобожие выводит человека из лона Ислама. Под ним подразумевается поклонение кому-либо наряду с Аллахом, посвящение одного из обрядов поклонения не Великому и Возвышенному Аллаху или приобщение кого-либо к Аллаху в поклонении. Малым многобожием называются деяния, которые Законотворец нарек многобожием, хотя они не подразумевают полного уравнивания творений к Аллаху, которое позволило бы назвать эти деяния великим многобожием. Из этого следует, что среди проявлений великого многобожия есть явные, такие как идолопоклонство и поклонение могилам и покойникам, и скрытые, такие как лицемерие и упование на святых, покойников или различных богов. В этих случаях многобожие кроется в душе и не выражается в поступках людей. Примерами малого многобожия являются ношение колец и веревок для избавления от беды, ношение амулетов, клятвы не именем Аллаха. А примером скрытого многобожия является незначительная показуха и т.п.

[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].

[Пишет автор книги]: Всевышний Аллах сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне»Аз-Зарийат 51:56.

[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Это означает, что единственной целью сотворения джиннов и людей является их поклонение Аллаху. Этот аят разъясняет смысл единобожия, а объясняется это тем, что ранние мусульмане в толковании этих слов говорили: «…только для того, чтобы они исповедовали единобожие». Подобное понимание аята определяется тем, что все посланники были отправлены именно для того, чтобы творения поклонялись одному Аллаху.

В сущности, поклонение представляет собой смирение и покорность, а если к этим двум качествам добавляются любовь и повиновение, то поклонение приобретает форму, узаконенную шариатом. И поэтому в шариате поклонением называется выполнение повелений и запретов, сопряженное с любовью, надеждой и страхом.

Шейх-уль-ислам Ибн Теймийя сказал, что поклонение – это «понятие, объединяющее все слова и деяния, совершаемые душой и телом, которые Аллах любит и которыми Он доволен». Все это означает, что смысл обсуждаемого нами аята заключается в том, что каждый из обрядов поклонения обязательно должен быть посвящен одному Аллаху и никому другому.

[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].

[Пишет автор книги]: Он сказал также: «Мы отправили к каждой общине посланника: “Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!”» Ан-Нахль 16:36.

[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Этот аят разъясняет смысл поклонения и единобожия и свидетельствует о том, что посланники были отправлены с двумя повелениями: поклоняться Аллаху и избегать тагута. А в этом и состоит смысл единобожия. В повелении поклоняться Аллаху содержится признание единобожия, а повеление избегать тагута подразумевает отрицание многобожия. Арабское слово “тагут” произошло от слова “тугйан”, означающего “произвол”, “беззаконие”. Тагутами называют все, по причине чего раб Аллаха преступает границы дозволенного. Это может быть предмет поклонения или человек, за которым следуют и которому подчиняются.

[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].

[Пишет автор книги]: Он также сказал: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кро­ме Него, и делать добро роди­телям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: “Тьфу!” Не кричи на них и обращайся к ним почти­тельно. Преклоняй пред ними кры­ло смирения по милосердию свое­му и говори: “Господи! Помилуй их, ведь они растили меня, когда я был ребен­ком”» Аль-Исра 17:23-24.

[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Аллах приказал поклоняться только Ему одному и не поклоняться никому другому. Он приказал это и заповедал поступать таким образом. В этом состоит смысл слов “нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха”, с точки зрения соответствия. Из этого аята ясно следует, что единобожие подразумевает поклонение одному Аллаху и выполнение предписаний свидетельства о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха.

[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].

[Пишет автор книги]: Он также сказал: «Скажи: “Придите, и я прочту то, что запретил вам ваш Господь”. Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи, делайте добро родителям. Не убивайте своих детей из-за бедности, ведь Мы обеспечиваем пропитанием вас вместе с ними. Не приб­лижайтесь к мерзким поступкам – ни к очевидным, ни к сокрытым. Не убивайте душу, которую Ал­лах запретил убивать, если только у вас нет на это права. Это запо­ведал вам Аллах, – быть может, вы уразумеете. Не приближайтесь к иму­ществу сироты, кроме как во бла­го ему, пока он не достигнет зрелого возраста. Наполняйте ме­ру и весы по справедливости. Мы не возлагаем на человека сверх его возможностей. Когда вы произносите слово, будьте спра­ведливы, даже если это касается родственника. Будьте верны дого­вору с Аллахом. Это заповедал вам Аллах, – быть может, вы по­мяните назидание. Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути. Он за­поведал вам это, – быть может, вы устрашитесь»Аль-Ан’ам 6:151-153.

[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Из контекста этих аятов подразумевается: «Придите, и я прочту вам то, что запретил вам ваш Господь, и то, что Он заповедал вам никого не приобщать к Нему в сотоварищи». Здесь имеется в виду религиозная заповедь, и если религиозная заповедь ниспослана от Аллаха, то она является обязательным предписанием. Как и предыдущий аят, эти аяты также указывают на единобожие.

[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].

[Пишет автор книги]: Он также сказал: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родст­венникам, сиротам, беднякам, со­седям из числа ваших родствен­ников и соседям, которые не яв­ляются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и невольникам, кото­рыми овладели ваши десницы. Воистину, Аллах не любит гор­децов и бахвалов»Ан-Ниса 4:36.

[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Этот аят указывает на запрещение всех форм многобожия: великого, малого и скрытого. Никого нельзя приобщать к Великому и Могучему Аллаху, будь то ангел, пророк, праведник, камень, дерево, джинн, поскольку все они являются сотворенными существами.

[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].

[Пишет автор книги]: Ибн Мас’уд сказал: «Тот, кто хочет взглянуть на завещание Мухаммада, на котором есть его печать, пусть прочтет слова Всевышнего «Скажи: “Придите, и я прочту то, что запретил вам ваш Господь”. Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи» до слов «Таков Мой прямой путь»Ат-Тирмизи (3072) назвал хадис хорошим.

[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Эти слова означают, что если бы Пророк, мир ему и благословение Аллаха, оставил завещание и скрепил его своей печатью для того, чтобы мусульмане могли вскрыть его только после его смерти, когда он уже отправится к своему Всевышнему и Доброму Господу, то этим завещанием стали бы эти аяты, содержащие десять заповедей. Подобное высказывание Ибн Мас’уда подчеркивает важность этих аятов, начинающихся запрещением многобожия. А из этого следует, что это предписание является самым предпочтительным, самым главным и самым важным.

[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].

[Пишет автор книги]: Передают, что Муаз ибн Джабаль рассказывал: «Как-то я сидел позади Пророка, мир ему и благословение Аллаха, верхом на осле, и он спросил меня: “О Муаз, знаешь ли ты, в чем состоит обязанность рабов перед Аллахом и в чем – обязанность Аллаха перед рабами?” Я ответил: “Аллаху и Его Посланнику это ведомо лучше”. Он сказал: “Обязанность рабов перед Аллахом состоит в том, чтобы они поклонялись Ему и никого не приобщали к Нему в сотоварищи, а обязанность Аллаха перед рабами состоит в том, что Он не должен подвергать мучениям того, кто никого не приобщает к Нему в сотоварищи”. Я спросил: “О Посланник Аллаха, не сообщить ли мне эту радостную весть людям?” Он сказал: “Не сообщай, а не то они проявят самоуспокоенность”». Этот хадис приводится в “ас-Сахихах” аль-Бухари и Муслима. [Аль-Бухари 13/300, Муслим (30)].

[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Обязанность рабов перед Великим и Могучим Аллахом состоит в том, чтобы они поклонялись Ему и ничего и никого не приобщали к Нему в сотоварищи. Коран и Сунна упоминают об этом, разъясняют это и сообщают, что это является важнейшей обязанностью рабов. Более того, об этом упоминали все Божьи посланники. А обязанность Аллаха перед рабами состоит в том, что Он не должен подвергать мучениям того, кто ничего и никого не приобщает к Нему в сотоварищи. Мусульманские богословы единодушны в том, что Аллах Сам наложил на Себя эту обязанность, потому что Великий и Могучий Аллах, руководствуясь Своей мудростью, может запретить Себе все, что пожелает, и может обязать Себя ко всему, что пожелает. А в священном хадисе по этому поводу сообщается, что Аллах сказал: «Я запретил Себе поступать несправедливо».[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].

Рассматриваемые вопросы (от автора книги):

1. Смысл сотворения джиннов и людей.

2. Под поклонением подразумевается единобожие, потому что именно это было причиной вражды [Имеется в виду вражда между пророками и их народами. – Прим. пер.].

3. Кто не исповедует единобожие, тот не поклоняется Аллаху, и в этом состоит смысл слов: «А вы не поклоняетесь Тому, Кому поклоняюсь я» Аль-Кафирун 109:3.

4. Смысл направления посланников.

5. Миссия посланников охватила все народы.

6. Религия всех пророков едина.

7. Важный вопрос заключается в том, что поклонение Аллаху немыслимо без неверия в тагута. Именно в этом заключается смысл слов: «Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается» Аль-Бакъара 2:256.

8. Тагутами являются все, кому поклоняются помимо Аллаха.

9. Огромное значение, которое ранние мусульмане придавали трем ясным аятам из суры “Аль-Ан’ам”, в которых освещаются десять вопросов, первым из которых является запрещение многобожия.

10. Ясные аяты из суры “аль-Исра”, освещающие восемнадцать вопросов и начинающиеся следующими словами Аллаха: «Не поклоняйся наряду с Аллахом никакому другому богу, а не то сядешь униженным и по кинутым» Аль-Исра 17:22.Заканчиваются же они словами Аллаха: «Не поклоняйся наряду с Аллахом никакому другому богу, а не то будешь брошен в Геенну порицаемым и отверженным» Аль-Исра 17:39. Пречистый Аллах указал нам на важность этих вопросов, сказав: «Такова часть мудрости, ко торая внушена тебе в откровении от твоего Господа» Аль-Исра 17:39.

11. Аят из суры “ан-Ниса”, называемый “аятом десяти обязанностей”, который Всевышний Аллах начинает следующими словами: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей».

12. Указание на завещание Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, перед смертью.

13. Знание нашей обязанности перед Аллахом.

14. Знание обязанности Аллаха перед рабами, которые исполняют свою обязанность.

15. Этот вопрос не был известен большинству сподвижников.

16. Допустимость скрывать знание в общих интересах.

17. Похвальность передачи мусульманину благой вести, которая обрадует его.

18. Боязнь самоуспокоенности обширностью милости Аллаха.

19. Долг человека, которого спрашивают о том, чего он не знает, сказать: «Аллаху и Его посланнику это ведомо лучше». [В настоящее время, когда Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, нет в живых, следует говорить: «Аллаху это ведомо лучше». – Прим. пер.].

20. Допустимость передачи знаний только части людей и сокрытия их от других*.

21. Скромность Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ехавшего на осле и позволившего своему спутнику сидеть позади него.

22. Позволение сажать позади себя седока на верховое животное.

23. Превосходство Муаза ибн Джабаля.

24. Огромное значение вопроса о единобожии.

*Имеются в виду знания, не относящиеся к необходимым для выполнения предписаниям религии. Скрывающим же подобные знания Всевышний сделал суровое предупреждение, сказав: «Поистине, те, которые скрывают то, что ниспослали Мы из ясных знамений и прямого руководства после того, как Мы разъяснили это людям в Книге, - тех проклянет Аллах и проклянут проклинающие» (Корова, 159).

_________________________________________________

Глава. 17 О заступничестве.

[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Размещение этой главы после двух последних глав является очень уместным. А объясняется это тем, что если людям, которые обращаются с просьбами к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, молят его о спасении или взывают к другим пророкам и святым угодникам, приводят доводы в пользу признания Аллаха Единственным Господом, то они говорят: «Мы верим в это! Однако эти люди являются приближенными Аллаха и почитаемыми творениями. Они занимают высокое положение перед Великим и Могучим Господом, и они заступаются перед Аллахом за тех, кто обращается к ним за помощью. Они занимают высокое положение, поскольку Сам Аллах возвысил их, и поэтому их заступничество принимается». Шейх охарактеризовал положение многобожников, упомянул их доводы и отметил, что при отстаивании своей позиции им остается уповать только на заступничество. Вот почему в этой главе обсуждается именно заступничество.

Заступничество представляет собой мольбу, и если человек говорит, что он просит заступничества Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, он фактически просит Посланника, мир ему и благословение Аллаха, помолиться за него Аллаху. Следовательно, просьба о заступничестве является одновременно мольбой и просьбой о мольбе. А это значит, что все доказательства, которые были упомянуты ранее, и все священные тексты Корана и Сунны, в которых запрещается обращение с мольбой к кому-либо, кроме Великого и Могучего Аллаха, можно использовать для доказательства несостоятельности испрашивания заступничества у мертвецов и тех, кто покинул земной мир. Обращение к покойникам с просьбой о заступничестве является великим многобожием, но если тот, к кому обращаются с такой просьбой, жив, то такой поступок разрешается шариатом, поскольку живые люди обитают в земном мире и способны удовлетворить подобную просьбу [Шариат разрешает обращаться к праведному человеку с просьбой помолиться Аллаху за кого-то, если этот человек жив и находится рядом и может услышать просьбу просящего. Что же касается обращения с подобными просьбами к покойникам или праведникам, находящимся в другом месте планеты, то такой поступок является великим многобожием. – Прим. пер.]. Аллах разрешил просить их о заступничестве и просить их помолиться Аллаху за других людей, и поэтому при жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, сподвижники приходили к нему и просили его заступиться за них, т.е. помолиться за них Аллаху. Однако не каждое заступничество принимается Аллахом. Некоторые заступничества принимаются, а некоторые – отвергаются, в зависимости от различных условий и обстоятельств.

Из этого становится ясно, что в Коране и Сунне упоминаются два вида заступничества: утверждаемое и отвергаемое. Отвергаемым является заступничество, которого будут лишены люди, приобщавшие сотоварищей к Аллаху. О нем говорится в первом священном тексте, который привел шейх, да смилостивится над ним Аллах.

[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].

[Пишет автор книги]: Великий и Могучий Аллах сказал: «Предостерегай им тех, которые страшатся того, что будут собраны перед своим Господом тогда, когда не будет у них, помимо Него, ни покровителя, ни заступника»Аль-Ан’ам 6:51.

[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Этого заступничества не будет удостоен никто, кроме приверженцев единобожия, и их заступничество будет принято при определенных условиях. Для этого необходимо, чтобы Аллах позволил заступнику заступиться за других людей и чтобы Великий и Могучий Аллах был доволен заступником и тем, за кого он заступается. Поэтому фактически распоряжается заступничеством только Великий и Могучий Аллах, о чем и говорится в следующем аяте.

[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].

[Пишет автор книги]: Он также сказал: «Скажи: “Аллаху принадлежит заступничество целиком”»Аз-З’Умар 39:44.

[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Заступничество целиком принадлежит Аллаху, и единственным Покровителем и Заступником правоверных и всех остальных творений может быть только Аллах. Поэтому заступничество творений зависит от Аллаха и возможно тогда, когда Он позволяет им заступаться и когда Он доволен ими. Следовательно, заступничество может принести пользу при выполнении определенных условий. Именно поэтому далее шейх упомянул следующие два аята.

[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].

[Пишет автор книги]: Он также сказал: «Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения?» Аль-Бакъара 2:255.

Он также сказал: «Сколько же на небесах ангелов, заступничество которых не принесет никакой пользы, пока Аллах не позволит заступиться за тех, за кого Он пожелает и кем Он доволен!»Ан-Наджм 53:26.

[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Первый аят указывает на необходимость дозволения Аллаха. Никто не может заступиться перед Аллахом, пока ему не будет позволено. Это относится даже к ангелам, пророкам и приближенным. Великий и Могучий Аллах распоряжается заступничеством и позволяет заступаться, кому пожелает, и никто не имеет права заступиться перед Ним без Его дозволения. А второй аят указывает на то, что для заступничества необходимо, чтобы Аллах был доволен заступником и тем, за кого тот заступается. Смысл этих условий является сутью данной главы и заключается в том, чтобы никто не связывал свои надежды с творением, на заступничество которого он надеется. Не следует думать, что раб может занять настолько высокое место перед Аллахом, что сможет заступаться, за кого пожелает, ибо только многобожники полагают, что их божества непременно будут заступаться за них и что Великий и Могучий Аллах не отвергнет их заступничества.

Эти аяты опровергают утверждения многобожников, полагающих, что некоторые творения могут заступаться за других без дозволения Аллаха, даже если Аллах не доволен теми, за кого заступаются. И если известно, что никто не властен заступаться перед Аллахом самостоятельно и что творения будут заступаться только по милости Аллаха и после Его позволения, то зачем людям связывать свои надежды с кем-либо из творений? Напротив, они обязаны связывать надежды с Тем, Кому принадлежит заступничество. Вне всякого сомнения, в День воскресения Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, будет заступаться за рабов, но у кого мы должны просить это заступничество? Мы должны просить его только у Аллаха, говоря: «О Аллах, позволь Своему Пророку заступиться за нас!» Аллах Сам будет внушать Пророку, мир ему и благословение Аллаха, за кого ему следует заступаться, и это будут те, кто просил Аллаха сделать Пророка, мир ему и благословение Аллаха, его заступником. Вот почему далее шейх, да смилостивится над ним Аллах, привел следующий аят из суры “Саба”.[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].

[Пишет автор книги]: Он также сказал: «Скажи: “Призовите тех, кого вы считали богами наряду с Аллахом”. Они не владеют даже мельчайшей частицей на небесах и на земле и не являются совладельцами чего-либо на них, и нет у Него среди них помощников. Ничье заступничество перед Ним не принесет пользы, кроме тех, кому будет дозволено»Саба 34:22-23.

[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:В этом аяте многобожникам, которые взывают наряду с Аллахом к вымышленным божествам, предлагается задуматься над этими божествами: обладают ли они следующими четырьмя качествами?

Во-первых, владеют ли они хотя бы одной мельчайшей частицей на небесах или на земле? Великий и Могучий Аллах сказал, что они не владеют даже мельчайшей частицей на небесах и на земле, и это значит, что они не обладают самостоятельной властью.

Во-вторых, они не являются совладельцами чего-либо на небесах и на земле. Таким образом Аллах возвестил о том, что они не разделяют с Ним власть, не управляют творениями вместе с Ним и не являются совладельцами чего-либо на небесах и на земле.

В-третьих, среди них нет помощников Аллаха. Он абсолютно ни в чем не нуждается и превыше того, чтобы истуканы, мертвецы или другие вымышленные божества были его помощниками, заместителями или поверенными в делах рабов.

В-четвертых, Аллах сообщил, что эти божества даже не способны заступиться за другие творения, поскольку ничье заступничество перед Ним не принесет пользы, кроме тех, кому будет дозволено. Но кому же будет позволено заступаться? Чьим заступничеством Аллах будет доволен? И за кого будет позволено заступаться? Ответы на эти три вопроса содержатся в следующем высказывании шейх-уль-ислама Ибн Теймийи, да смилостивится над ним Аллах.[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].

[Пишет автор книги]: Абу аль-‘Аббас сказал: «Аллах отверг все то, на что надеются многобожники. Он сообщил, что никто, кроме Него, не владеет собственностью самостоятельно и не является ее совладельцем. Он также сообщил, что у Аллаха нет помощников. Таким образом, остается только заступничество, однако оно принесет пользу только тем, кому позволит

Господь. По этому поводу Аллах сказал: «Они заступаются только за тех, кем Он доволен»Аль-Анбийа 21:28.

Заступничества, на которое уповают многобожники, не будет в День воскресения, поскольку Коран отвергает его. Пророк же сообщил, что он придет и падет ниц пред своим Господом, воздавая хвалу Ему. Он не начнет заступаться за людей первым, но затем ему будет сказано: «Подними голову и говори, и ты будешь услышан, проси, и ты получишь, заступайся, и твое заступничество будет принято» Аль-Бухари 6/264,265, 8/300, Муслим (194).

Как-то Абу Хурайра спросил Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Кто те счастливейшие из людей, которые заслуживают твоего заступничества?» Он сказал: «Это те, кто сказал, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, от чистого сердца» Ахмад 2/373, аль-Бухари 1/173,174, ан-Насаи 11/385.

Такого заступничества, с позволения Аллаха, будут удостоены люди, которые искренне поклонялись одному Аллаху, а те, которые приобщали сотоварищей к Аллаху, не получат его.

Суть этого состоит в том, что Пречистый Аллах Сам окажет милость Своим искренним рабам, простив их ради молитв того, кому Он позволит заступиться за них. Тем самым Аллах окажет ему честь и удостоит его достохвального места.

Однако Коран отвергает заступничество, в котором есть элементы многобожия, и поэтому во многих местах упоминается заступничество только с позволения Аллаха. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также разъяснил, что заступничества будут удостоены только приверженцы единобожия, которые искренне поклонялись одному Аллаху».

[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Коран отрицает заступничество за многобожников в День воскресения, потому что не будет необходимых для этого условий. Многобожники верят в то, что их заступники могут заступиться за них самостоятельно, без дозволения и одобрения Аллаха, однако Коран и Сунна свидетельствуют о том, что заступничество будет возможно только при наличии соответствующих условий. В хадисе сообщается, что в День воскресения Пророк, мир ему и благословение Аллаха, падет ниц перед своим Господом и станет восхвалять Его. Он не станет заступаться первым и дождется, пока ему не будет сказано: «Подними голову и говори, и ты будешь услышан, проси, и ты получишь, заступайся, и твое заступничество будет принято». Это – доказательство того, что для заступничества необходимо дозволение Аллаха. Это относится как к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, так и к остальным заступникам. Никто из них не станет заступаться первым, и каждый из них будет просить разрешения заступиться за творения. Они не распоряжаются заступничеством самостоятельно, потому что распоряжается им только Великий и Могучий Аллах.

Когда Абу Хурайра спросил Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Кто те счастливейшие из людей, которые заслуживают твоего заступничества?» – он сказал: «Это те, кто сказал, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, от чистого сердца». Это значит, что Аллах будет доволен теми, кто искренне поклонялся Аллаху и исповедовал единобожие, и заступаться будет позволено только за них. А те, кто приобщал сотоварищей к Аллаху, не будут удостоены заступничества, и поэтому шейх сказал: «Такого заступничества, с позволения Аллаха, будут удостоены люди, которые искренне поклонялись одному Аллаху, а те, которые приобщали сотоварищей к Аллаху, не получат его». Следовательно, люди, которые обращаются с просьбами о заступничестве к покойникам, посланникам, пророкам, праведникам или нечестивцам, являются многобожниками. Они обращаются с мольбой не к Аллаху, а к рабам, которые не распоряжаются заступничеством и могут заступиться только после дозволения и одобрения Аллаха. Аллах же будет доволен только приверженцами единобожия, которые не просят о заступничестве покойников. Одним словом, всякий, кто просит заступничества у покойников, фактически лишает себя заступничества избранного Пророка, мир ему и благословение Аллаха, потому что приобщает сотоварищей к Великому и Могучему Аллаху.

В чем же заключается суть заступничества? Каким образом оно будет иметь место? Отвечая на этот вопрос, шейх Ибн Теймийя сказал, что Пречистый Аллах Сам окажет милость Своим искренним рабам, простив их ради молитв того, кому Он позволит заступиться за них. Тем самым Аллах окажет ему честь и удостоит его достохвального места. Аллах будет прощать рабов не сразу, а ради молитв некоторых из творений, подчеркивая тем самым превосходство заступников и милость, которая была оказана им Аллахом. В этом и заключается суть заступничества. Великий и Могучий Аллах оказывает милость, позволяет за

Наши рекомендации