Специфика журнализма в ряду других профессий
КАТЕГОРИИ | Журналист | Писатель | Педагог | Политик | Ученый | Художник | Судья | Священник |
ФУНКЦИИ | ||||||||
Оперативное информирование | ++ | + | — | — | — | |||
Пропаганда | + | + | + | — | + | — | + | |
Исследование | + | + | + | + | ++ | + | — | |
Управление, регулирование | + | + | + | ++ | __ | + | + | + |
Воспитание | + | + | ++ | ! + | — | + | ++ | |
Контроль | + | + | + + | — | + | |||
Рекреация | + | + | — | — | ++ | — | — | |
Коммуникация | ++ | + | + | + | — | + | — | + |
Просвещение | + | + | ++ | + | + | + | ||
ТИП ПРОФЕССИИ | ||||||||
Социономическая | + | + | + | + | — | + | + | |
Артономическая | + | ++ | — | — | — | ++ | — | — |
Сигнономическая | + | + | + | + | + | 1 + | ||
АУДИТОРИЯ | ||||||||
Общество | ++ | + | — | + | — | — | + | |
Группа | + | + | + | + | + | + | ||
Личность | + | + | + | + | + | + | + | |
ТИП АУДИТОРИИ | ||||||||
Массовая | + | + | - | + | - | + | - | + |
Специализированная | + | + | + | + | + | + | ||
ТИП КОНТАКТА С АУДИТОРИЕЙ | ||||||||
Непосредственный | + | — | + | + | — | + | + | + |
Опосредованный | + | + | — | — | — | |||
Устный | + | — | + | + | + | + | + | |
Письменный | + | + | + | + | + | |||
СПОСОБ ОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ | ||||||||
Логический, рациональный | + | + | + | + | ++ | — | + |
КАТЕГОРИИ | Журналист | 1иса-тель | 1еда-гог | Толи-тик | Ученый | АУДОЖ- ник | 1-УДЬИ | шенник |
Чувственный, эстетический | + | ++ | — | — | ++ | — | + | |
ТИП МЫШЛЕНИЯ | ||||||||
Логическое, понятийное, правополушарное | + | " | + | + | ++ | + | ||
Образное, левополушарное | + | ++ | + | — | — | ++ | + | |
МЕТОД ПОЗНАНИЯ | ||||||||
Теоретический | + | + | ++ | — | + | — | ||
Эмпирический | + | + | + | + | + | + | + | + |
Интуитивный, умозрительный | ++ | — | ++ | — | + | |||
ОБЪЕКТЫ ОТРАЖЕНИЯ | ||||||||
Сфера материального производства | + | + | + | + | + | |||
Сфера духовного производства | + | ++ | + | + | + | ++ | ++ | |
ОБЪЕКТЫ (СУБЪЕКТЫ) ОТРАЖЕНИЯ | ||||||||
Социальные институты | + | + | + | ++ | + | |||
Группы | + | + | ++ | ++ | + | + | + | |
Личности | + | + | ++ | + | + | + | + | + |
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ | ||||||||
Актуальные факты, проблемы и процессы жизни | ++ | + | ++ | + | + | + | ||
Официальные документы | + | — | ++ | + | 0- | |||
Личные документы | + | ++ | — | — | + | ++ | ||
Рассказы очевидце участников, героев событий | ++ | + | + | ++ | ||||
Специальная и массовая литература | + | + | ++ | + | + | |||
Научные исследования | + | + | + | ++ |
КАТЕГОРИИ |
Анализ документов, текстов, компьютер-1 ных баз данных Опрос, беседа, интервью Эксперимент ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Актуальные идеи, тематика, проблематика Система идей, аргументов, доказательств Жанровое и композиционное оформление Средства языка и стиля Изобразительные средства (фото, живопись, графика и др.) Телеизображение (синтез изображения, движения, света, цвета, звука) Звук, музыка Практические действия, поведение ЭФФЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Немедленные Отсроченные_____ УСЛОВИЯ ТРУДА Ненормированность рабочего времени Повышенная операти вность____ Напряженный ритм труда, высокая степень обязательности выполнения заданий |
КАТЕГОРИИ | Журналист | Писатель | Педагог | Политик | Ученый | Художник | Судья | Свя- ~Ц шенник Щ |
Материалы СМИ, интернет-информация | ++ | + | + | 0 Я | ||||
Наблюдение ситуации | ++ | + | + | + | + | + | +! | |
Воображение | ++ | + | ++ | — | ++ i | |||
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИИ | ||||||||
Креативность, творческий характер | + | ++ | + | + | + + | |||
Универсализм, многообразие | ++ | + | + | — | + | |||
Специализирован-ность | + | + | + | + | ++ | ++ | ++ | + |
Ритмологичность | ++ | — | + | + | — | — | — | |
Открытость, публичность | ++ | + | ++ | — | + | |||
Фрагментарность | ++ | + | + | + | — | + | — | — |
Оперативность | ++ | — | + | + | — | — | — | |
Высокая стрессо-вость, напряженность | ++ | + | ++ | ++ | + | |||
Повышенная социальная ответственность | ++ | + | + | ++ | + | ++ | + | |
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||||||||
Творческая, литературная | + | ++ | ||||||
Познавательная, исследовательская | + | + | + | + | ++ | + | ||
Взаимодействие с аудиторией и социальными институтами | ++ | + | + | ++ | + | + | ||
Редакторская | + | + | — | — | — | |||
Организаторская | + | — | + | ++ | — | — | + | + |
Рекламная | ++ | — | — | + | — | — | — | — |
Коммерческая | ||||||||
МЕТОДЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||||||||
Наблюдение | + | + | + | + | + | + | + | |
Размышление | + | + | + | + | ++ | + | + | + |
Уче- Худож- судья >~вя-ный ник I | шенник |
Политик |
Педагог |
Писатель |
Курна-лист
+ +
++ | + | ++ | + | + | |||
+ 0 | ++ | + | ++ | ||||
++ | ++ | ++ | — | — |
+ + |
++ |
++ |
+ + ~ о"
~ (Г
+
+ |^_ I + I + I +_ +
т-т^ I +
(П -"Г | о i + i T
Категории профессиограммы 1. Общие признаки профессии |
2. Подготовка кадров 2.1 Тип образования |
2.2 Социально-демографические характеристики кадров |
3. Типовые производственные показатели работы 3.1. Сфера деятель- ности и вид труда 3.2. Типы основ ных орудий труда 3.2.1. Вешествен- ные орудия труда 3.2.2. Функцио нальные орудия труда |
3.3. Информацион-ные признаки, характеризующие типовые производственные показатели работы 3.3.1. Особенности |
КАТЕГОРИИ | Журналист | Писатель | Педагог | Политик | Ученый | Художник | Судья | щенник! |
Работа в помещении | + | + | + | + | + | + | + | + Т |
Работа на открытом воздухе | + | — | + | + | — | |||
Работа в экстремальных условиях | ++ | — | — | ++ | ||||
Ночные дежурства | + | — | — | + | — | — | — | — |
Командировки | ++ | — | — | ++ | — | — | ||
Непредсказуемость, разнообразие условий труда | ++ | ++ | + | ++ | ||||
Повышенная стрессовость, конфликты, преследования, подкупы, судебные процессы, опасность для жизни | ++ | + | ++ | ++ |
Примечание:
++ присуще данной профессии в большой степени + присуще данной профессии в определенной степени О присуще отчасти — не присуще
Профессиограмма журнализма
Признаки профессиограммы журналиста
Информационная креативная деятельность, связанная с оперативной социально-ориентирующей, коммуникативной, информационно-управляющей, просветительной, рекламной, рекреационной функциями
Открытая профессия, в которой могут работать люди с разными типами образования, однако предпочтительнее журналистское, филологическое, вообще гуманитарное или специальное (в той области, которая является сферой публикаций) плюс журналистское, полученное в вузе (бакалавр, специалист, магистр) или в системе повышения квалификации. Профессия с относительно малой численностью занятых в
ней
Возраст — средний, около 35—40, хотя в зависимости от специализации и типа деятельности (репортер, аналитик и т.п.) варьируется от молодого до среднего и выше. Пол — любой, хотя в связи со сложностью и динамизмом профессии в основном в журналистике работают мужчины (60—65%), но это тоже зависит от специализации. Опыт работы. Для узких специалистов желателен опыт до-журналистской работы в сфере специализации. Для остальных — разнообразный жизненный опыт Творческий самостоятельный и исполнительский при широких контактах с людьми в сфере информации, управления, материального и духовного производства, в сфере воспитания людей
Орудия, предназначенные для создания, переработки и передачи информации (пишущие ручки, машинки, компьютеры, принтеры, сканеры, печатная теле- и радиотехника,
средства связи и пр.)._________________________________
Выразительные средства устной и письменной речи, образные средства, изображение и звук, мимика, жест и другие признаки профессионального поведения. Система задач и правил поиска и преобразования информации
Работа индивидуально-коллективная с устойчивым разде лением труда, но нередко изменяющимися функциями (творческая, организаторская, редакторская работа и т.п.). Работа коллективная в процессе выхода публикации (для теле- и радиожурналистов коллективный характер труда связан и с процессом создания передачи). Количество группы зависит от типа редакции и целей конкретного задания
5. Условия труда 5.1. Микроклиматические условия |
5.2. Режим и ритм труда |
5.3. Основные виды профессиональных вредностей |
5.4. Социальные и социально-психологические условия, гигиенические условия труда 6. Психологическая характеристика профессиональной деятельности6.1.1. Сенсорные процессы и перцептивные действия (связанные с непосредственным отражением реальности органами чувств) 6.1.2.Преобладаю-щие виды сигналов и загрузка сенсорных каналов |
Категории рофессиограммы
ятельности по ризнаку «индиви-уальная—коллективная»
.3.2. Особенности о признаку :амостоятельности аботников
.3.3. Профессиональные, деловые онтакты
4. Информационные признаки, характеризующие типовые производственные показатели работы4.1. Предмет деятельности
4.2. Цели, функции
4.3. Типы деятельности, важнейшие производственные операции, обязанности
4.4. Виды трудностей
но с элементами исполни- |
Признаки профессиограммы журналиста
амостоятельная, творческая, тельской
Широкие (с разным и постоянно меняющимся кругом лиц ' разных специальностей и должностного статуса)
Предмет деятельности — актуальные события действитель^! ности во всех сферах (информация, производство, потреб- ' ление, досуг и пр.), информация об актуальных изменениях действительности
Удовлетворение потребностей общества как системы и отдельных его групп в актуальной информации (информирование, просвещение, социальное ориентирование, коммуникация, интеграция, рекреация, информационное управление, пропаганда, рекламирование и т.п.)
Литературно-творческая и познавательная деятельность, создание журналистских публикаций (работа с источниками информации, постижение сути полученных сведений, конструирование текста). Редактирование различного вида текстов. Работа с ретранслируемой информацией (с официальной, агентской, справочной, художественной, материалами других СМИ и т.п.).
Работа с авторами и письмами в редакцию. Планирование, организаторская, организационная работа, участие в производственном процессе выхода издания или передачи в свет, в эфир. Участие в рекламной и коммерческой деятельности
Высокая степень социальной ответственности. Высокая степень психологической стрессовости. Опасности для здоровья и жизни. Высокая степень риска.. Частые командировки. Высокий ритм труда. Ненормированность рабочего времени. Трудности работы с источниками информации. Творческие трудности при создании текстов. Трудности в общении с людьми в процессе сбора информации.
Признаки профессиограммы журналиста
Сложности общения в творческом коллективе редакции.
Трудности в отстаивании независимости, выражении в пуб
ликациях собственной позиции, отличной от позиции вла
дельцев или учредителей органа информации.
Сложности учета и выражения интересов аудитории, осо-
бенностей ее восприятия массовой информации___________
Работа в помещении. Часто на открытом воздухе во время выполнения редакционных заданий с постоянной сменой места работы. В разных климатических условиях (периодически в командировках)
Ненормированный рабочий день, работа в разное вре суток — днем, вечером и даже ночью — ив связи с разными редакционными заданиями и в связи с тем, что многие публикации создаются дома во внеурочное время. Работа творческая, разнообразная, не монотонная. Динамичная, связанная с выездом на задания, в команди ровки
Быстрый темп, оперативность.
Непредсказуемость профессиональных ситуаций, их стрес-
совость.
Высокая степень риска.
Физические и нервные перегрузки
Высокая степень социальной ответственности перед обществом и аудиторией.
Высокая степень профессиональной несвободы. Высокая степень психологической стрессовости и связанные с этим профессиональные болезни: сердечные, нервные, желудочные заболевания, бессонница
Связь между субъектом и объектом деятельности в процессе сбора информации — непосредственная и опосредованная, в процессе общения с аудиторией — опосредованная каналами передачи, хотя может быть и непосредственной (интерактивная связь во время ТВ и радиопередач, в электронных сетевых коммуникациях).
-Информация обычно достаточно легко воспринимается, но иногда смысл и сущность восприятия затруднены по разным причинам (например, в расследовательской деятельности, в работе с документами, в беседе, когда собеседник не хочет открывать своих намерений и скрывает информацию и пр.)
Содержание зрительного восприятия: ситуации, социальные объекты, их поведение (вербальное и невербальное) и взаимоотношения, природные объекты, их состояние, предметы и их качества, изображения, тексты (печатные, документы, рукописи и пр.) и т.п.
Содержание слухового восприятия: беседы с людьми, разговорная и официальная речь, радио, телеречь.
234
Категории профессиограммы | Признаки профессиограммы журналиста |
Особенности тактильного восприятия связаны с процессом печатания текстов, работой на компьютере, работой стехникой и пр. | |
6.2.Умственная деятельность 6.2.1. Общие характеристики умственной деятельности | По соотношению умственной и практической деятельности: в основном умственная деятельность, реализуемая в печатный текст или эфирную передачу. По виду умственной деятельности: специфическая информационная деятельность, универсальная, пограничная (или включающая в себя определенные функции) между политической и социальной практикой, общением, наукой иискусством, возможно было бы ее еще назвать информационной практикой, если сами эти понятия не противоречили друг другу. По соотношению чувственных и логических компонентов: преобладают умственные действия, основанные и на чувственном, и на рациональном познании, гармоничное сочетание чувственного и словесно-логического познания (восприятия). По темпам и интенсивности: высокая степень интенсивности, оперативности, быстроты темпа умственной деятельности, нестабильность, разноритмовость и разноуровневость в зависимости от предмета деятельности, возможность самостоятельно регулировать темпы деятельности. По объему и значимости специальных знаний:, требуется широкая образованность в сочетании с более углубленными специальными знаниями в одной или нескольких областях, если журналист специализируется на определенной тематике, а также специальные профессиональные, журналистские знания |
6.2.2.Особенности умственных процессов: внимания, наблюдения, памяти, представлений, мышления | Восприятие, наблюдение: способность к быстрому, точному восприятию, способность хорошо ориентироваться в обстановке, богатство, широта восприятия, умение улавливать ускользающие от других детали и особенности наблюдаемого объекта. Внимание: по видам: зрительное, слуховое, произвольное, распределяемое, переключаемое, устойчивое; по объекту наблюдения: динамическое и статическое состояние ситуаций, явлений, процессов, с преобладанием динамического; по функциям наблюдения: фиксирующее, исследующее, оценивающее, контролирующее. Память: по видам: разные виды памяти — зрительная, слуховая, моторная, словесно-логическая и эмоциональная, быстрая, точная, кратковременная и долговременная и т.п.; по содержанию (преобладающим видам мнемонических предметов): — форма, цвет, величина, расположение, особенности предметов, движение, внешность и поведение людей, осо- |
."■;?
Категории профессиограммы
Признаки профессиограммы журналиста
бенности их психических состояний, особенности явлений природы, звуки, шумы и пр.;
— наглядно-образный, изобразительный материал: теле
изображение, клипы, произведения искусства, фотографии,
реклама, макеты, планы, схемы, диаграммы и пр.;
— словесно-логический материал: печатные, рукописные,
компьютерные, телевизионные тексты, фамилии, термины,
даты, цифры, законодательные акты и другие официальные
и личные документы, идеи, концепции, мысли и т.п.;
— полимодальные представления: сочетание зрительных,
слуховых и двигательных, пространственных и временных
и пр.
По видам и формам запоминания: произвольное и непроизвольное, кратковременное, оперативное и долговременное запоминание, точное и быстрое, осмысленное запоминание с элементами механического Произвольное воспроизведение
Осмысленное выборочное воспроизведение воспринятого материала в соответствии с целями создания журналистского текста, с процессами узнавания, припоминания и воспроизведения.
Воспроизведение точное, но не всегда полное в соответствии с профессиональными задачами. Достаточно высокая степень скорости воспроизведения, но также в соответствии с профессиональными задачами Мышление
Тип мышления: смешанный образно-логический и практический тип мышления, синтезно-аналитическое мышление, оперативное, гибкое, критичное, широкое (для некоторых специализаций, например, для аналитиков — глубокое, прогнозное) Образное мышление
На уровне оперирования образами: четкое наглядное представление, воспроизведение по памяти, мысленное сравнение нескольких образов, перевод образа из одной модальности в другую и пр.
На уровне воссоздания образов: воссоздание по словесному описанию, создание целостного образа из отдельных описаний и наблюдаемых объектов, мысленное воссоздание реальной обстановки на основе декодирования объектов и символов
Практическое оперативное мышлениеВ условиях устойчивого стандартизированного трудового процесса: понимание сути явлений и процессов действительности, причинно-следственных связей, свойств людей, их поведения, взаимодействия, условий, в которых протекает та или иная ситуация, выявление путей решения выдвинутых проблем.
В условиях динамичности трудового процесса и изменения условий работы, когда особенно требуется проявление one-
237
Категории профессиограммы | --------------------------------------------------- ■■ ■■ ■ ■..................................... —•» Признаки профессиограммы журналиста |
ративной самостоятельности мышления: решение оперативных задач, включающих комбинирование и уже известной информации при понимании причинно-следственных связей, при ориентировании в сложной нестандартной ситуации, при выборе оптимальных быстрых решений для достижения цели Теоретическое мышлениеВ условиях стандартизированного трудового процесса: оперирование кругом отвлеченных понятий, понимание причинно-следственных и логических связей, решение специальных профессиональных задач по специальным нормативным профессиональным правилам. При динамичности трудового процесса и изменчивости условий труда, когда требуется оперативное самостоятельное мышление: оперирование отвлеченными понятиями, понимание закономерностей, логических связей рассуждений ипри решении теоретических задач, включающих воспроизведение и активное применение профессиональных знаний, самостоятельность и оперативность принятия решений, планирования, выбор оптимальных решений при нескольких возможных, более широкое и глубокое понимание отвлеченного материала на основе обобщений, решение теоретических задач поискового прогностического характера Воображение, хорошо развитое, богатое воображение, способность к ассоциативному мышлению, яркость, отчетливость воспроизводимых образов, творческое оригинальное воображение, хорошо развитая интуиция | |
6.2.3.Особенности речи | Активная речь: обширный словарный запас, правильность построения предложений, связность и логичность при развернутом изложении мыслей, владение литературным языком, выразительными средствами речи, свободное владение разными стилями и формами устной речи, встречающимися в профессиональной работе (беседа, устное выступление, модераторская работа, дикторский стиль и т.п.), и письменной речи (публикации разных видов жанров и стилей): ясность, четкость при сжатом изложении мыслей (в формулировании вопросов, ответов, при изложении хроникальной информации), чистота и четкость произношения (особенно для теле- и радиожурналистов), оптимальная скорость речи. Коммуникативное воздействие, установление контактов иотношений между людьми, обмен информацией при коллективной работе, передача информации массовой аудитории через каналы СМИ, динамизм, убедительность, доказательность, новизна, простота, выразительность, полезность для аудитории, воздействие (убеждение, внушение, побуждение к действию и т.п.) - |
Категории профессиограммы | Признаки профессиограммы журналиста |
7. Моторные действия | В зависимости от профессиональных обязанностей связаны с техническими средствами журналистики, с печатанием текстов, работой на компьютере, владением техническими средствами телерадиожурналистики и пр. |
8. Нервно-психологическая напряженность в работе как эмоциональный фон трудовой деятельности | Высокий уровень социальной ответственности в работе. Высокий уровень стрессовости. Высокая степень риска. Избыток (или недостаток) информации. Широкие контакты. Дефицит времени. Высокий ритм работы. Высокая мобильность и активность. Неравномерность ритма работы. Высокие интеллектуально-эмоциональные затраты энергии. Возможность экстремальных и конфликтных профессиональных ситуаций. Возможность опасностей для здоровья и жизни. Напряженность, обусловленная непредсказуемостью и новизной обстановки, диктующей каждый раз небанальные решения |
9. Интегральные качества личности, имеющие существенное значение для успеха в работе | Творческие способности: литературные, журналистские, творческие способности, владение языком и стилем, образной, знаковой и аудиовизуальной системой выразительных средств общения с аудиторией, творческая интуиция, повышенная впечатлительность, впечатляемость, острота восприятия, оригинальность, небанальность, способность к перевоплощению, эмпатия, умение «надеть» на себя роль другого человека, понять его мотивы, систему ценностей, потребности и интересы, журналистский «нюх» на информацию, способность наиболее адекватным образом выражать и предъявлять аудитории информацию, учитывая психологические особенности ее восприятия и т.п. Профессиональные ориентации и качества: сильно выраженная творческая профессиональная мотивация, понимание сущности журналистской профессии, ее функций и целей, знание аудитории, ее особенностей, владение знаниями, методами, навыками и умениями, позволяющими наилучшим образом выполнять профессиональные обязанности. Гражданские качества и социальная ответственность: высокое чувство социальной, гражданской ответственности перед обществом, стремление при помощи информации содействовать его оптимальному развитию, объективность, принципиальность. Гуманность, моральные качества: чувство справедливости, доброта, доброжелательность, эмпатия, чуткость и отзывчивость, способность к сочувствию, честность и порядочность, неподкупность. Интеллектуальные познавательные качества: широкий кругозор, эрудиция при компетентности в избранной области, |
Категории профессиограммы
Признаки профессиограммы журналиста
любознательность, начитанность, аналитические способности, способность оценить обстановку, понять причины событий и мотивы поведения людей, наблюдательность, интуиция, способность предвидения, правильная самооценка, принципиальность, дипломатичность, чувство юмора. Быстродействие: способность быстро настроиться на работу, быстрый темп выполнения профессиональных обязанностей, быстрое реагирование в принятии решений, находчивость, быстрая переключаемость, перестройка стереотипного поведения, быстрое установление контактов, быстрая адаптация к новым условиям, мобильность. Помехоустойчивость: эмоциональная и психологическая устойчивость, самообладание, стрессоустойчивость, сохранение работоспособности и присутствие духа при действии неожиданных и новых ситуаций, способность подавлять чувство страха при обостренном чувстве самосохранения в экстремальных ситуациях, сосредоточенность в условиях отвлекающих помех, умение работать в разноритмовых условиях.
Выносливость (психологическая и физическая): высокая работоспособность при больших нагрузках в сложных условиях, упорное преодоление возникающих трудностей, терпеливость, усидчивость, способность преодолевать сонливость и чувство усталости.
Уравновешенность: спокойствие в общении с людьми, сдержанность, собранность, выдержка, самообладание, способность выдерживать динамичный, разномерный темп деятельности, часто связанный с экстремальными ситуациями.
Активность: творческая активность, целенаправленность, инициативность, любознательность, энергичность, организованность, динамизм.
Волевые качества: настойчивость, мужество, смелость, способность к риску, уверенность в себе, решительность, выдержка, сильная воля, самостоятельность, требовательность, последовательность, малая внушаемость, способность заражать людей, влиять на них, энергия (харизматизм). Трудолюбие, интерес к работе, увлеченность, любовь к профессии, ответственность, чувство долга, дисциплинированность, добросовестность.
Категории профессиограммы | Признаки профессиограммы журналиста |
ное преобладание стереотипных компонентов до Д — значительное преобладание — поисковых): Д и Г — значительное и умеренное преобладание поисковых компонентов. Соотношение в работе умственных (сенсорно-мыслительных) и физических (мышечно-двигательных): А — значительное преобладание умственных компонентов. Соотношение в умственной деятельности чувственного и логического компонентов: В — средние значения, гармоничное сочетание чувственных и логических элементов, но возможны Г и Д в зависимости от специализации (репортерство, аналитика, публицистика). Соотношение в деятельности широких и узких социальных связей: А — широкие социальные связи; более узкие в зависимости от специализации. Соотношение в работе действий, лимитированных и не лимитированных во времени: А и Б, лимитированные по времени, особенно в ежедневных СМИ, менее лимитированные в менее оперативных СМИ. Соотношение в работе ситуаций, вызывающих и не вызывающих эмоциональной напряженности: А, Б — ситуации, как правило, вызывают значительную эмоциональную напряженность, хотя есть и другие, менее напряженные ситуации в зависимости от специализации. Соотношение в деятельности изменчивых и устойчивых компонентов: А и Б — постоянно меняющиеся ситуации, но часто оптимальное сочетание константных и меняющихся ситуаций В и Г. |
10. Интегральные психофизиологические показатели
Соотношение в деятельности приема и отдачи информации (в континууме от А преобладание приема, Б — умеренное преобладание приема, В — равновесие, Г — умеренное преобладание передачи, Д — значительное преобладание передачи информации): В, иногда Б, Г, но возможны и А и Д в зависимости от вида профессиональных задач, но в целом обычно в сфере средних значений. Соотношение в деятельности репродуктивных, стереотипных и эвристических, поисковых компонентов (от А — значитель-
240
Приложение 6
Тестовые методики
(Тесты взяты из сборника: Предчувствие портрета. Екатеринбург, 1992)
Ваш творческий потенциал