Модификация потребностей, интересов в зависимости от типа субъекта

Потребности Интересы Общество Группа Личность
Биологические Нормальное воспроизводство населения. Самосохранение, саморегулирование общества Самосохранение, защита группы ^в зависимости от типа, сексуальной и иного рода ориентации) Самосохранение личности
Экономические Оптимальное функционирование экономики Максимальная прибыль уровень жизни в зависимости от ориентации и потребностей
Политические Оптимальное функционирование политической системы без потрясений и войн Повышение веса в обществе, борьба за власть Политическое спокойствие, равновесие, политические свободы
Социальные Оптимизация уровня жизни различных слоев и групп населения, отсутствие соци­альных конфликтов Корпоративные социальные интересы Оптимальный уровень соци­альных благ (образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.п.)
Духовные Оптимальное сочетание духовны> интересов и потребностей общества с матери­альными, гармо­ничное развитие и взаимодействие различных духов­ных структур Корпоративные духовные притяза­ния, распростране­ние влияния своей идеологии, религии, своих научных, культур­ных и т.п. направ­лений Свобода духовного волеизъявления

Нередко журналист пренебрегает потребностями общества в угоду корпоративным интересам той группы, на которую работает. А любая коммерческая структура, любое предприятие, как прави­ло, заинтересовано в том, чтобы получить максимальную прибыль и, скрывая ее, «обходить» государство. Общество же заинтересова­но в нормальном функционировании, в обеспечении благососто­яния всех граждан и, следовательно, в нормальном финансовом положении, в том, чтобы все налоги стекались в общую казну.

Аналогичная ситуация относительно различия групповых и общественных интересов существует в политической и религиоз­ной сферах, где каждая из партий или конфессий заинтересована в рекрутировании сторонников и распространении своей идеоло­гии вопреки остальным. Общество же предполагает гармоническое функционирование политических и духовных структур.

И всегда журналист на перекрестье потребностей общества и корпоративных интересов. К сожалению, большинство журналис­тов работает именно на групповом уровне, защищая интересы определенных слоев, сегодня — главным образом владельцев СМИ. Известная поговорка «кто платит, тот и заказывает музыку» про­является отчетливо. Особенно яркие примеры являют собой обще­национальные телевизионные каналы, которые проводили поли­тику их владельцев — Березовского и Гусинского. С уходом этих олигархов с медиарынка он стал более спокойным, но это вовсе не значит, что роль владельцев СМИ уменьшилась: она стала ме­нее одиозной, не декларируемой слишком откровенно.

Проблема самоопределения журналиста, когда он не согласен с политикой и идеологией своего хозяина, — тоже реальность на­шего времени. Оптимально, если удастся работать в редакции, ко­торая близка по взглядам и к тому же не пренебрегает общесоци­альными потребностями. Но, к сожалению, при анализе текстов газет, журналов, передач невооруженным взглядом видно, что большинство их (исключение составляют некоторые центристские органы и культурологическая пресса) работают на групповые уров­ни, игнорируя или недостаточно учитывая потребности общества и личности. Особенно ярко это проявляется в период выборных кампаний. Но если в системе печати это может быть отчасти оп­равдано разнообразием изданий и их учредителей, то общенацио­нальные электронные СМИ не должны позволять себе однонап­равленную корпоративность в передаче информации. Непозволи­тельная тенденциозность и лоббирование интересов определенных политических групп (в ущерб другим, часто более многочислен­ным), коммерческих корпораций (как это было с «МММ», кото­рая не сходила с экрана, пока не обобрала миллионы одурачен­ных вкладчиков) или религиозных конфессий (например, одно время в лучшие воскресные часы лилась с голубых экранов пропа­ганда террористической секты «Аум Сенрике») противопоказаны журнализму.

Стало уже общим местом говорить о засилии на ТВ шоубизне-са, о развращении зрителей, особенно молодых, об утрате нрав­ственных ценностей, о пропаганде американской массовой куль­туры, часто в ее худших проявлениях, о полном произволе в изоб-




ражении интимных отношений (вспомним хотя бы выходящие за рамки всякого приличия постельные и «туалетные» сцены из скан­дальной телепередачи «За стеклом» или «Окна»).

Правда, в последнее время предпринимаются усилия по вне­сению некоторых нравственных и законодательных ограниченний на показ определенного типа программ, несовместимых с нормами морали. Но нельзя обойти молчанием вопрос личной ответственно­сти журналиста за последствия его публичной деятельности в рас­пространении информации, по ценностному ориентированию ауди­тории. И эта способность быть объективным, балансировать на ос­трие интересов общества и отдельных групп (отдавая приоритет общественным, но не забывая о групповых), между сущностными потребностями и внешними сиюминутными интересами аудито­рии (отстаивая первые с помощью удовлетворения вкусов своих потребителей) дается журналистам с большим трудом и присуща только высоким профессионалам и духовно богатым, нравствен­ным личностям.

Если журналист понимает, ЧТО нужно делать и с КАКОЙ ЦЕ­ЛЬЮ (отдавая первенство социальным приоритетам), то главная проблема состоит в том, КАК сопрягать общественные цели с инте­ресами аудитории, ее отдельных групп, чтобы не потерять их внима­ния и придать информации потребительские свойства, т.е. свойства информационного товара, который был бы доброкачественным, объективным, полезным и необходимым, но в то же время пред­ставляет интерес и охотно потребляется всеми. Это противоречие между благородными идеями и товарными свойствами текста — один из самых сложных парадоксов в журналистской профессии.

Данный конфликт еще более развит и дополняется новыми нюансами, когда мы разбираем взаимоотношения журналиста с системой власти и других социальных институтов,многие из кото­рых являются учредителями или владельцами СМИ (рис. 3).

В эту структуру входят разные социальные институты: это и власть (законодательная, исполнительная и судебная), различные структуры гражданского общества, политические партии и дви­жения, другие общественные, коммерческие, культурные органи­зации, фонды и т.п. Можно выделить учредителя, который в наше время очень многолик. Но основную роль сейчас играет не учреди­тель, особенно если это только ярлык издания или программы, а владелец, тот, кто финансирует. Порой он может вообще не фигу­рировать в числе учредителей, однако именно владелец, как пра­вило, определяет направление органа информации. Весьма суще­ственную роль играют и другие финансовые структуры, так назы­ваемые спонсоры, рекламодатели и пр. К этому же слою социальных

4-927 .


Правовое регулирование Экономическое регулирование Политическое регулирование Идеологическое воздействие Организация, управление Контрольная деятельность

Модификация потребностей, интересов в зависимости от типа субъекта - student2.ru Структуры власти (законодательная исполнительная, судебная) Политические партии и движения Различные общественные структуры Владельцы, учредители Коммерческие структуры Издатели, распространители СМИ

Рис. 3. Структура и функции социальных институтов

Модификация потребностей, интересов в зависимости от типа субъекта - student2.ru институтов, непосредственно принимающих участие в функцио­нировании СМИ, относятся издающие органы и системы распрост­ранения (связи) информации.

Все они имеют свои интересы и свои претензии к органам информации и журналистам. Хотят управлять ими политически, идеологически, экономически, контролировать и диктовать свою волю, получать политические и коммерческие дивиденды, но в то же время вкладывать как можно меньше средств на содержание органа информации (исключения — редки).

Журналисты же, наоборот, стремятся к полной политической, идеологической и творческой свободе при хорошем экономичес­ком обеспечении. И опять налицо конфликт журналистов с влас­тями, идеологическими и финансовыми структурами. И снова мы вынуждены говорить о драматизме профессии. Если противоречия между хозяевами и журналистским коллективом приобретают ха­рактер неразрешимых, издание может обанкротиться, сотрудники будут уволены.

Случай, когда редакция является учредителем своего издания, — частный случай того же конфликта.

Но если для журналистов противоречие в сфере сопряжения информационных интересов и потребностей общества и отдельных его групп является, главным образом, профессионально-психологи­ческим, то конфликт с властями, владельцами и другими социальны­ми институтами заканчивается организационными и управленчес­кими действиями (закрытием издания, увольнением журналистов, кадровыми перестановками, судебными исками и т.п.).

Модели поведения журналиста в ситуации конфликта с хозяе­вами органа информации — отдельная и сложная тема. Уйти или

остаться? Если остаться, то как себя вести? Изменить своему мне­нию и петь чужую песню? Попытаться доказать свою точку зре­ния, убедить своих оппонентов? Перейти к эзопову языку или цитированию мнений единомышленников среди признанных и не подлежащих цензуре общественных деятелей? Вопросы, вопросы... И вам придется решать их, когда вы окунетесь в реальную журна­листскую работу.

Не менее сложные коллизии подстерегают журналиста в ре­дакционном коллективе, где своя иерархия, где у главного редак­тора, ответсекретаря, заведующего редакцией, отделом и т.п. сло­жившиеся политические, социальные, нравственные и професси­ональные ориентации, которые порой тоже могут не совпадать со взглядами и установками журналиста. В принципе в сегодняшнем море изданий, каналов и программ у журналиста есть возможность выбрать то, что соответствует его идеологической, нравственной и профессиональной позиции (при условии, конечно, что в соот­ветствующем издании есть вакансии). Но так в крупных городах. А в малых, где издается одна—три газеты?

Свободных мест в редакциях все меньше. И потому для журна­листа остра проблема, как найти коллектив единомышленников, чтобы сохранить свою творческую, человеческую индивидуаль­ность, цельность своих взглядов, т.е. остаться самим собой. Здесь может помочь точное определение своего места в данном редакци­онном коллективе и роли, которую журналист будет выполнять для своего читателя. Если политические взгляды не совсем совпа­дают с направлением издания, можно заняться неполитическими сферами: культурой, экологией, спортом, проблемами семьи и т.п. Если не нравится или не удается управляющая роль (пропаганди­ста, воспитателя), можно попробовать себя в роли собеседника, партнера, друга, защитника своего читателя, слушателя, зрителя. Нужно найти свое амплуа, свой имидж. Можно попробовать, если нет иного способа, проводить свои взгляды при помощи иноска­зания, пародии, иронии, смеха, шутки, сказки, мифа, молча­ния, наконец. Но это требует высочайшего профессионального ма­стерства. Главное, чтобы цель была благая — при помощи опера­тивной информации ориентировать людей в жизни с позиций общегуманитарных ценностей.

Среди приведенного в схеме (рис. 4) далеко не полного переч­ня журналистских специализаций и ролей вам предстоит найти свое место, свою нишу, которая предназначена именно для вас, соответствует особенностям вашей личности, позволит реализо­ваться в творчестве, принесет наибольшую пользу. Но для этого мы должны представить себе, что такое модель личности журна-


Модификация потребностей, интересов в зависимости от типа субъекта - student2.ru

Информирование Коммуникация Интеграция Управление, пропаганда Социализация, воспитание Просвещение Исследование Рекреация

По видам: качественная, бульварная По направлениям: СМИ (политика, экономика, культура, спорт и т.п.) По периодичности выхода СМИ По аудитории: широкая, специальная. разные группы по полу, возрасту и пр. По должностному статусу По видам работы По жанровой специализации По типу имиджа, амплуа

Рис. 4. Структура и функции СМИ, журналистов

листа и каковы профессионально-личностные черты людей, спе­циализирующихся в разных видах журналистской деятельности.

Профессиограмма журнализма

После того как мы рассмотрели журнализм в сравнении с дру­гими профессиями, во взаимосвязях с различными участниками информационного процесса в обществе, попытаемся лучше по­нять его внутренние характеристики. Для этого проанализируем основные понятия, связанные с журналистской профессией.

Слова журналистика, журнализм, журналист произошли от фран­цузского journal, от jour — день, которое восходит к латинскому dies — день. У этого слова есть в латинском языке множество от­тенков значений: время, погода, свет, дата, число. Производные от этого корня в латинском языке: diurno — долго жить, diurnum — дневник, журнал, официальные известия, хроника, повседнев­ные потребности; diurnus — дневной, однодневный, ежедневный, повседневный, ежедневные известия; diurnale — дневник, ежед­невник, ежедневная газета (вспомним, что газеты времен Цезаря имели в названии слово diurna). В этих исходных значениях слов, связанных с журналистской профессией, есть почти все, что со­ставляет ее специфику и исходные функции: 52

♦ ежедневность, т.е. ритмичность, мерность информации;

♦ хроникальность, т.е. отражение течения времени;

♦ однодневность, т.е. исчезаемость информации во времени, ее
постоянное обновление;

♦ непрерывность информационного потока;

♦ способность освещать, т.е. выявление светом явлений и про­
цессов, обнародование их, оглашение, опубликование;

♦ отражение разнообразных повседневных потребностей людей
и общества.

В. Даль означает ЖУРНАЛИСТИКУ как журнальную, срочную словесность, а ЖУРНАЛИСТА (такое значение было и во всех других старых словарях) как чиновника присутственного места, ведущего журналы (в данном случае — поденные записи, прото­колы), а также как издателя и редактора повременного издания (имелся в виду журнал).

Для работника газет было другое название — ГАЗЕТЧИК. К это­му понятию Даль относит и издателя газет, и продавца, и ВЕС­ТОВЩИКА, охотника до новостей, слухов, вестей, сплетен. А то, что мы сейчас пытаемся обозначить словами «журналистская про­фессия, заниматься журналистикой», у Даля называется ГАЗЕТ-НИЧАТЬ, т.е. разносить по городу вести, «ВЕСТОСПЛЕТНИЧАТЬ». Таким образом, ВЕСТОВЩИЧЕСТВО можно назвать синонимом журналистской профессии.

Понятие ВЕДАТЬ, т.е. знать, и «ведомости» в значениях «изве­стия», «газета, повременное издание», того же корня, что весть, что означает: известие, сведение, молва, слухи. Слово вестовать синонимично словам «извещать», «уведомлять», «подавать весть».

Вестник — это тот, кто подает весть, поэтому название многих периодических изданий — «Вестник». Вестничать — значит зани­маться сообщением новостей. Такого человека называли вестоплет, сплетник, враль, вестовщик. Как видим, довольно колоритные опре­деления дает русский народ тем, кто разносит вести.

Известный исследователь языка А. Н. Афанасьев («Живая вода и вещее слово») особое внимание при анализе понятий вещать, ведать (веднети) обращает на внутреннюю силу этих слов: они заключают в себе понятия предвидения, прорицаний, сверхъесте­ственных знаний, волшебства, врачевания и суда. Вече (вечать вме­сто вещать)— народное собрание, суд. Слова вещун и вещунья со­относимы со словами пророк и прорицатель (от реку), предвещать — предсказывать, вития (ведий), вещий — мудрый, проницательный. Эта поразительная многообразность и глубина смысловой сущ­ности данного куста слов содержит в себе, как в зародыше, мно­гие особенности журналистской профессии.

Такую же смысловую многослойность находим и в словах, свя­занных с корнем баять — говорить, рассказывать: байка— сказка, баюн (баюкон) — говорун, сказочник, краснобай, обаять — обольстить, обворожить, обавник (обаянник) — чародей, напуска-тель «обаяния», ворожея. И, таким образом, Боян в «Слове о полку Игореве» — певец, чародей. Со словом баять, по утверждению А. Н. Афанасьева, сочеталось и понятие лечения, врачевания.

Слова оговорить — напустить на кого-то болезнь недобрыми или не в пору сказанными словами; оговор — напущенная болезнь; заго­вор — заклятие, точно так же как реку (речь), речить — заговаривать; воречье — заговаривание, нашептывание; уреки, уроки, врек — сглаз, насланная болезнь; оголосить, озычить, озевать. Все приведенные сло­ва, связанные с речью, означают «наслать болезнь сглазом».

Все это говорит о громадной силе слова, способного как ле­чить, так и ранить. В старинных русских говорах слова эти были важными, энергетически значимыми.

В XIX в. словом журнализм обозначали журналистскую профес­сию, род занятий, литературно-публицистическую работу в пери­одических изданиях. Широко распространенный термин «персо­нальный журнализм» употреблялся именно в таком смысле. Если слово «журналистика» соотносится с термином «средства массо­вой информации», то слово «журнализм» — со специфической профессиональной информационной деятельностью в этой сфере.

Близки к этим терминам и слова «коммуникация» и «медиа­ция», которые сейчас широко употребляются.

Слово коммуникация происходит от латинского communicatio, что означает: сообщение, беседа, разговор, приглашение к разговору. Communicator — принимающий участие, соучастник. Оба слова вос­ходят к communico — делать общим, принимать участие, примирять­ся, сообщать, действовать заодно, беседовать, присоединять, до­бавлять, вносить, связывать, соединять, общаться; communio — общ­ность, соучастие, родственные связи, церковная общность, единение, укрепление, утверждение; communitas — общность, жизнь на общинных началах, общежитие, общность человеческих инте­ресов, общественная жизнь, обязанности, вытекающие из совме­стной жизни, общительность, обходительность и приветливость.

Смысловой (семантический) анализ этого гнезда понятий по­казывает, что основное здесь — общее дело, связь, общие интере­сы и установления, примирение, взаимодействие.

Термин «медиация» имеет тоже весьма глубокие и важные для понимания журналистской профессии значения, идущие от ла­тинского первоисточника mediatio, что означает посредничество; mediator— посредник; medium— середина, центр, средоточие, об-

шество, общественная жизнь, предание гласности, публичный по­каз, доведение до всеобщего сведения, забота об общественном благе; medius — находящийся посредине, центральный, центр неба, между небом и землей, миром и войной, промежуточный, суще­ственный.

Итак, все значения, связанные с медиацией, — пограничные, промежуточные, серединные положения. Термин «массмедиа» сей­час очень употребителен во всем мире в связи с широким разви­тием новых информационных технологий, в частности, сетевых коммуникаций, интернет-СМИ. Распространены и производные понятия «медиаполитика», «медиаэкономика», «медиарынок» и т.п. Понятие «журналист» как субъект журналистской профессии может быть соотнесено с понятиями «коммуникатор» — лицо или группа лиц, создающих и передающих сообщения, «медиатор» — осуществляющий функции посредника в разных информацион­ных системах.

Таким образом, глубинный смысл гнезда понятий, связанных с журналистской профессией, журналистикой, журнализмом, — ин-форматорство, медиаторство, коммуникаторство, вестовщиче-ство, ораторство, ведовство, прорицательство — оказывается очень сложным и многоплановым.

Теперь, когда уяснены основные понятия, связанные с жур­нализмом, можно более четко сформулировать основные требова­ния к профессии. При этом необходимо обратиться к профессиоло-гии — науке о профессиях.

Напомним, что из пяти видов профессий: социономические, сигнономические, артономические, сельскохозяйственные и тех­нические — журнализм связан, по крайней мере, с тремя первы­ми, хотя в последнее время в условиях компьютеризации включен и в четвертую. Но в основном это социо-сигно-артономическая профессия, т.е. предполагающая общение с людьми, знаковыми и художественными системами, которыми в журнализме являются слово, звук, цвет, статичное и движущееся изображение и т.п.

Проанализируем более подробно характерные особенности журналистской профессии в связи с основными категориями про-фессиографии.

Функции деятельности

Функция (от лат. functio — исполнение, совершение, служебная обязанность) в полном соответствии со своим генезисом (проис­хождением слова) понимается в науке двояко: либо как исполне­ние, действие, либо как обязанность, назначение, предназначе-

ние. В применении к журналистской профессии функция опреде­ляется как предназначение, обязанность, как некая идеальная мо- \ дель и ориентир для целевых установок журналиста.

Основная социальная функция журнализма состоит в удовлетво- 1 рении при помощи средств массовой информации потребностей в оперативной, актуальной информации, необходимой для опти­мального функционирования общества. Эти потребности связаны ; с оптимизацией, регулированием политической, экономической, \ духовной и социальной жизни. Журналист удовлетворяет потреб­ности и интересы личности, групп и общества.

С помощью информации журналистика ориентирует, просве- ! щает, регулирует сферу сознания, психологии и поведения. Осу­ществляет также коммуникативную, рекреативную и прагматичес­кую функции во всех сферах жизни общества и личности: в рабо­те, общественной деятельности, в семье, потреблении, досуге.

Основным механизмом влияния на социальные процессы яв­ляется воздействие на общественное мнение, тесно связанное с необходимостью его выражения и активизации участия населения при помощи СМИ во взаимосвязанных процессах управления и самоуправления общества. При этом информация всегда влияет на общество и личность, причем влияние это может быть и позитив­ным, и негативным.

Таким образом, функции журналистской профессии необык­новенно сложны и разнообразны. Эта профессия, как уже говори­лось, полифункциональна. Более подробно с системой функций вы познакомитесь при изучении курса «Введение в теорию журна­листики»*.

Объекты отражения, предмет познавательной деятельности

Объект (от лат. objectum — предмет, objectus — противолежа­щий, противопоставленный) — то, что противостоит субъекту в его практической и познавательной деятельности. Объекты — пред­мет отражения журнализма — многообразны и практически не име­ют ограничений. Это сфера материального и духовного (см. пере­численные выше сферы функционального влияния журнализма), земного и вселенского. Это любые социальные субъекты: от чело­вечества, общества до различных групп и личностей (с самыми

Модификация потребностей, интересов в зависимости от типа субъекта - student2.ru * См. работы Е. П. Прохорова, Б. А. Грушина, И. Д. Фомичевой, С. Г. Корконо- | сенко и др.

различными социально-демографическими, политическими, на­циональными, социальными, духовными, психологическими, биологическими и прочими характеристиками).

Практически безграничным является и географический диапа­зон объектов отражения (от севера до юга, от наиболее посещае­мых до самых экзотических уголков планеты и даже космоса). Пред­метом журналистской деятельности являются разнообразные ак­туальные события действительности во всех сферах (информация, производство, потребление, досуг и т.п.). Журналистика дает све­дения об актуальных изменениях действительности.

Расшифруем более подробно это многообразие объектов отра­жения. Они всеобъемлющи и разнообразны по ряду признаков:

1. По тематике. Включают все многообразие сфер действитель­ности:

♦ сферу материального производства: промышленность, стро­
ительство, сельское хозяйство, лесное хозяйство, транспорт, связь;

♦ непроизводственную сферу: область распределения и обмена
(торговля, заготовки, материально-техническое снабжение, бан­
ковское дело, кредит и страхование), потребительских услуг (жи­
лищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, обще­
ственное питание); охраны здоровья населения (здравоохранение,
социальное обеспечение, физкультура и спорт); духовного произ­
водства (просвещение, наука, культура, искусство); управления
охраны общественного порядка (государственное управление, об­
щественные органы, органы обороны и охраны общественного по­
рядка) и т.п.

2. По географии. В целом для профессиональной деятельности нет границ. Журналисты пишут обо всех уголках нашей страны. Однако география материала обычно ограничена тем регионом, который обслуживает данное издание или студия. В масштабах ре­гиона сферой деятельности журналистов является любая точка, любой населенный пункт, который входит в его границы. Впро­чем, с появлением Интернета, информацией которого журналис­ты могут пользоваться, географические границы практически стер­лись.

3. По типу объекта. Журналист пишет практически о любых государственных и частных, политических, производственных, социальных, духовных, коммерческих структурах, учреждениях, о коллективах любого уровня, но его объектом может быть и от­дельная личность, один человек. Ограничений в выборе героев для публикаций нет ни по национальности, ни по полу, ни по соци­альному положению, ни по другим основаниям. Иными словами,

практически все в нашей жизни может быть предметом отражения в журналистике.

4. По характеру объекта. Журналистская профессия предполагает исследование и описание не только положительных тенденций, по­ложительного опыта, но и показ негативных явлений, анализ слож­ных, острых социальных проблем, обнаружение нарождающихся тенденций и выявление путей их решения. Предметом описания может быть прошлое, настоящее и прогнозы на будущее.

Единственное ограничение на объектно-предметную сферу от­ражения накладывают Конституция, законы об информации иСМИ, связанные с объектами, не подлежащими освещению в связи с государственной тайной и нравственностью.

Объект воздействия или взаимодействия

К этой категории относятся все процессы и уровни социаль­ной организации:

♦ планетарные структуры, человечество как социоприродная и
цивилизационная общность;

♦ общество (конкретное);

♦ группы;

♦ личности.

Но, конечно, самым точным определением объекта журнали­стики является аудитория,т.е. конкретные потребители массово-информационных продуктов. Адресат журналиста — все слои насе­ления, отдельные личности, группы, коллективы, общество в це­лом. Однако различные органы информации, особенно специаль­ные издания и редакции, работают для разных целевых аудиторий: молодежной, детской, деловых людей, любителей спорта, работ­ников отдельных сфер коммерческой деятельности или производ­ства и т.д., и т.п.

Аудитория как объект журнализма обладает несколькими опре­деляющими признаками.Она является:

♦ массовой;

♦ анонимной, невидимой;

♦ рассредоточенной в пространстве, как бы «атомизированной»;

♦ динамичной, меняющейся;

♦ разноструктурной, разнохарактерной;

♦ стихийной, или, как говорят ученые, «вероятностной»;

♦ подверженной ритмологическому постоянному, хотя и мик­
роскопическому, но достаточно действенному, влиянию порций
(«квантов») постоянно воспроизводящегося информационного
58

потока, информационного дождя, информационного ритмичес­кого пульсара.

В процессе своей работы журналист может воздействовать на сознание, поведение и эмоции, психологическую сферу своей ауди­тории.

Поскольку сфера сознания весьма обширна и включает в себя множество компонентов: мировоззрение, миросозерцание, миро­восприятие, мировидение, обыденное и теоретическое сознание, духовную, интеллектуальную и душевную, психическую сферы, различные ценностные ориентации (позитивные и негативные), уровень знаний в различных областях жизни и т.п., — то все это и является в различной степени объектами воздействия журнализма. Но наиболее адекватным журналистике как оперативной ин­формационной системе объектом является общественное мнение (динамичное актуальное состояние общественного сознания) по поводу какой-то злободневной социальной проблемы или ситуа­ции. Именно общественное мнение оказывается соответствующим журнализму, ибо оба они оперативны и изменчивы, подвижны, имеют некоторую ритмику возникновения и функционирования; связаны с актуальными, злободневными проблемами.

Безусловно, журналистика производит влияние и на более глу­бинные пласты сознания личности и общества, на ядро личности, мировоззрение и мировосприятие. Это воздействие порой кажется незначительным в связи с минимальными и как бы фоновыми информационными влияниями: прочел газету и забыл, завтра уже не вспомнишь, о чем идет речь, переключил телевизор с одной программы на другую, как бы поверхностно глянул на изображе­ние и не принял серьезно. Однако постоянность, ежедневность, ритмичность, неуклонность «бомбардирования» сознания аудито­рии даже микродозами информации оставляет своей повторяемос­тью и множественностью воздействий весьма глубокий след, как положительный, так и отрицательный. Это можно сравнить с по­стоянной капелью, которая может пробить глубокую яму в камне. Или с ростом дерева, пробуравливающего асфальт, когда слабень­кий, маленький росток, набирая силу, потихоньку, но ежедневно рушит твердую основу.

Если принять во внимание всепроникаемость и управляющую силу журналистики, то она оказывается гораздо более сложным феноменом, чем мы ее привыкли представлять. И тогда тезис о СМИ как «четвертой власти» может показаться даже недостаточ­ным и, возможно, придется признать журналистику едва ли не самой влиятельной властью в обществе, особенно сейчас в связи с глобализацией информационных сетей.

Поэтому, когда говорят, что не нужно обращать внимания на СМИ — пусть, мол, говорят и пишут, что угодно, это не совсем так, точнее, совсем не так. Известно воздействие на подсознание словесных конструкций и особенно цвета, света, вибрационных структур телевидения, 25-го кадра и т.п. Исследования много раз доказывали, что агрессивные фильмы, нагнетание ужасов, опре­деленная цветовая гамма и некоторые ритмические параметры могут иметь колоссальное негативное влияние на телезрителей. Самый яркий пример. После просмотра по ТВ мультипликационного фильма «Покемон» («Карманные монстры») сотни японских детей попа­ли в больницы с судорогами, головными болями и другими рас­стройствами. И дело не только в содержании фильма, но и в быс­трой смене красного и белого цветов в одном из кадров. Такие цветозвуковые раздражители провоцируют предрасположенность к психическим нарушениям.

Тип контакта с аудиторией

Контакты с аудиторией в основном опосредованы технически­ми средствами передачи информации. Они осуществляются через газетные, журнальные издания, через теле-, радиоканалы или компьютер. Однако и непосредственные контакты журналиста с аудиторией сейчас не редкость: журналисты электронных СМИ постоянно работают в режиме «прямых линий». Прямой эфир стал, а в отличие от прежних лет, ежедневной реальностью. Непосред- | ственная интерактивная связь идет и в сетевых медиа, через Ин­тернет и другие средства связи.

По степени регулярности контакты с аудиторией можно назвать систематическими — от ежедневных (или даже нескольких в день) л до недельного, ежемесячного или более редкой периодичности. 1 Однако регулярность потребления информации аудиторией может 1 быть разноритмовой. Читатель теперь не столько подписывается на J издания, сколько покупает их с разной степенью регулярности. По данным социологических исследований, сейчас до 70% аудитории предпочитает покупку подписке. Телепередачи все чаще записыва­ют на видеомагнитофон и просматривают в любое время, с любой частотой и периодичностью.

По степени постоянства контакты с аудиторией можно отнести к постоянным, продолжающимся с некоторыми изданиями десяти­летиями («АиФ», «Известия», «Огонек» и т.п.). Хотя сейчас аудито­рия часто вступает в кратковременные отношения с изданиями или программами. Во-первых, потому, что ищет в море информацион­ных источников свой и часто ошибается. Во-вторых, сегодня воз-60

никает много изданий-однодневок, которые быстро умирают, не найдя информационной ниши либо не выжив в условиях рынка. Следует также сказать о разнообразии форм контактов и спосо­бов привлечения внимания аудитории: это вся совокупность со­держательных и выразительно-изобразительных средств печати, телевидения, радиовещания, компьютерных технологий: актуаль­ность тематики, система идей, информационная емкость, систе­ма фактов и аргументов, композиция, стиль, языковое и жанро­вое оформление, фото- и художественная иллюстрация, телеизоб­ражение, средства компьютерной графики, звук, музыка и т.п.

Особенности, характер профессии

По характеру журналистскую профессию можно определить как творческую, литературную, но включающую в себя большую долю организаторской работы, как индивидуально-коллективную, по­скольку процесс творчества носит творческо-индивидуальный ха­рактер, но тип деятельности в целом коллективный. Это профес­сия оперативная, динамичная, с большой долей непредсказуемых и разнообразных, каждый раз меняющихся ситуаций.

По типу профессия в основном умственная, связанная с пере­работкой информации, со словом и другими знаковыми система­ми, однако и практически-коммуникативная, социономная, пред­полагающая непосредственное общение с людьми в процессе сбо­ра информации.

Профессия многообразная, универсальная по многим парамет­рам, сочетающая рациональное и чувственное, требующая широ­кой образованности с более углубленными знаниями в одной или нескольких областях, коммуникативных способностей, владения языком и способами профессиональной деятельности.

Журналистская профессия характеризуется высоким уровнем социальной ответственности, широкими контактами, от заочных (через публикации, эфир) до очных встреч, «круглых столов», читательских, слушательских, зрительских конференций, других общественных акций, которые мы сейчас называем службой свя­зей с общественностью, паблик рилейшнз.

Одним из характерных качеств профессии является быстрый темп работы, высокая степень стрессовости, напряженности и адап­тационной неопределенности, риска.

В то же время главным достоинством и особенностью профес­сии выступает ее творческий характер (креатизм); наличие поис­ковых компонентов в деятельности (эвристичность), высокая сте­пень новизны, неповторяемость жизненных ситуаций.

Преобладающие виды деятельности

♦ литературно-творческая и познавательная, т.е. создание соб-1
ственных материалов для СМИ;

♦ редакторская, предполагающая редактирование различног
типа текстов;

♦ планирование и организация, участие в производственно-!
технологическом процессе выпуска газеты, журнала, телерадио-|
программы, сетевых СМИ, рекламных материалов и т.п.;

♦ работа с так называемой ретранслируемой информацией, T.eJ
с официальной, агентской, справочной, художественной, мате-|
риа

Наши рекомендации