Модификация потребностей, интересов в зависимости от типа субъекта
Потребности Интересы | Общество | Группа | Личность |
Биологические | Нормальное воспроизводство населения. Самосохранение, саморегулирование общества | Самосохранение, защита группы ^в зависимости от типа, сексуальной и иного рода ориентации) | Самосохранение личности |
Экономические | Оптимальное функционирование экономики | Максимальная прибыль | уровень жизни в зависимости от ориентации и потребностей |
Политические | Оптимальное функционирование политической системы без потрясений и войн | Повышение веса в обществе, борьба за власть | Политическое спокойствие, равновесие, политические свободы |
Социальные | Оптимизация уровня жизни различных слоев и групп населения, отсутствие социальных конфликтов | Корпоративные социальные интересы | Оптимальный уровень социальных благ (образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.п.) |
Духовные | Оптимальное сочетание духовны> интересов и потребностей общества с материальными, гармоничное развитие и взаимодействие различных духовных структур | Корпоративные духовные притязания, распространение влияния своей идеологии, религии, своих научных, культурных и т.п. направлений | Свобода духовного волеизъявления |
Нередко журналист пренебрегает потребностями общества в угоду корпоративным интересам той группы, на которую работает. А любая коммерческая структура, любое предприятие, как правило, заинтересовано в том, чтобы получить максимальную прибыль и, скрывая ее, «обходить» государство. Общество же заинтересовано в нормальном функционировании, в обеспечении благосостояния всех граждан и, следовательно, в нормальном финансовом положении, в том, чтобы все налоги стекались в общую казну.
Аналогичная ситуация относительно различия групповых и общественных интересов существует в политической и религиозной сферах, где каждая из партий или конфессий заинтересована в рекрутировании сторонников и распространении своей идеологии вопреки остальным. Общество же предполагает гармоническое функционирование политических и духовных структур.
И всегда журналист на перекрестье потребностей общества и корпоративных интересов. К сожалению, большинство журналистов работает именно на групповом уровне, защищая интересы определенных слоев, сегодня — главным образом владельцев СМИ. Известная поговорка «кто платит, тот и заказывает музыку» проявляется отчетливо. Особенно яркие примеры являют собой общенациональные телевизионные каналы, которые проводили политику их владельцев — Березовского и Гусинского. С уходом этих олигархов с медиарынка он стал более спокойным, но это вовсе не значит, что роль владельцев СМИ уменьшилась: она стала менее одиозной, не декларируемой слишком откровенно.
Проблема самоопределения журналиста, когда он не согласен с политикой и идеологией своего хозяина, — тоже реальность нашего времени. Оптимально, если удастся работать в редакции, которая близка по взглядам и к тому же не пренебрегает общесоциальными потребностями. Но, к сожалению, при анализе текстов газет, журналов, передач невооруженным взглядом видно, что большинство их (исключение составляют некоторые центристские органы и культурологическая пресса) работают на групповые уровни, игнорируя или недостаточно учитывая потребности общества и личности. Особенно ярко это проявляется в период выборных кампаний. Но если в системе печати это может быть отчасти оправдано разнообразием изданий и их учредителей, то общенациональные электронные СМИ не должны позволять себе однонаправленную корпоративность в передаче информации. Непозволительная тенденциозность и лоббирование интересов определенных политических групп (в ущерб другим, часто более многочисленным), коммерческих корпораций (как это было с «МММ», которая не сходила с экрана, пока не обобрала миллионы одураченных вкладчиков) или религиозных конфессий (например, одно время в лучшие воскресные часы лилась с голубых экранов пропаганда террористической секты «Аум Сенрике») противопоказаны журнализму.
Стало уже общим местом говорить о засилии на ТВ шоубизне-са, о развращении зрителей, особенно молодых, об утрате нравственных ценностей, о пропаганде американской массовой культуры, часто в ее худших проявлениях, о полном произволе в изоб-
ражении интимных отношений (вспомним хотя бы выходящие за рамки всякого приличия постельные и «туалетные» сцены из скандальной телепередачи «За стеклом» или «Окна»).
Правда, в последнее время предпринимаются усилия по внесению некоторых нравственных и законодательных ограниченний на показ определенного типа программ, несовместимых с нормами морали. Но нельзя обойти молчанием вопрос личной ответственности журналиста за последствия его публичной деятельности в распространении информации, по ценностному ориентированию аудитории. И эта способность быть объективным, балансировать на острие интересов общества и отдельных групп (отдавая приоритет общественным, но не забывая о групповых), между сущностными потребностями и внешними сиюминутными интересами аудитории (отстаивая первые с помощью удовлетворения вкусов своих потребителей) дается журналистам с большим трудом и присуща только высоким профессионалам и духовно богатым, нравственным личностям.
Если журналист понимает, ЧТО нужно делать и с КАКОЙ ЦЕЛЬЮ (отдавая первенство социальным приоритетам), то главная проблема состоит в том, КАК сопрягать общественные цели с интересами аудитории, ее отдельных групп, чтобы не потерять их внимания и придать информации потребительские свойства, т.е. свойства информационного товара, который был бы доброкачественным, объективным, полезным и необходимым, но в то же время представляет интерес и охотно потребляется всеми. Это противоречие между благородными идеями и товарными свойствами текста — один из самых сложных парадоксов в журналистской профессии.
Данный конфликт еще более развит и дополняется новыми нюансами, когда мы разбираем взаимоотношения журналиста с системой власти и других социальных институтов,многие из которых являются учредителями или владельцами СМИ (рис. 3).
В эту структуру входят разные социальные институты: это и власть (законодательная, исполнительная и судебная), различные структуры гражданского общества, политические партии и движения, другие общественные, коммерческие, культурные организации, фонды и т.п. Можно выделить учредителя, который в наше время очень многолик. Но основную роль сейчас играет не учредитель, особенно если это только ярлык издания или программы, а владелец, тот, кто финансирует. Порой он может вообще не фигурировать в числе учредителей, однако именно владелец, как правило, определяет направление органа информации. Весьма существенную роль играют и другие финансовые структуры, так называемые спонсоры, рекламодатели и пр. К этому же слою социальных
4-927 .
Правовое регулирование Экономическое регулирование Политическое регулирование Идеологическое воздействие Организация, управление Контрольная деятельность |
Структуры власти (законодательная исполнительная, судебная) Политические партии и движения Различные общественные структуры Владельцы, учредители Коммерческие структуры Издатели, распространители СМИ
Рис. 3. Структура и функции социальных институтов
институтов, непосредственно принимающих участие в функционировании СМИ, относятся издающие органы и системы распространения (связи) информации.
Все они имеют свои интересы и свои претензии к органам информации и журналистам. Хотят управлять ими политически, идеологически, экономически, контролировать и диктовать свою волю, получать политические и коммерческие дивиденды, но в то же время вкладывать как можно меньше средств на содержание органа информации (исключения — редки).
Журналисты же, наоборот, стремятся к полной политической, идеологической и творческой свободе при хорошем экономическом обеспечении. И опять налицо конфликт журналистов с властями, идеологическими и финансовыми структурами. И снова мы вынуждены говорить о драматизме профессии. Если противоречия между хозяевами и журналистским коллективом приобретают характер неразрешимых, издание может обанкротиться, сотрудники будут уволены.
Случай, когда редакция является учредителем своего издания, — частный случай того же конфликта.
Но если для журналистов противоречие в сфере сопряжения информационных интересов и потребностей общества и отдельных его групп является, главным образом, профессионально-психологическим, то конфликт с властями, владельцами и другими социальными институтами заканчивается организационными и управленческими действиями (закрытием издания, увольнением журналистов, кадровыми перестановками, судебными исками и т.п.).
Модели поведения журналиста в ситуации конфликта с хозяевами органа информации — отдельная и сложная тема. Уйти или
остаться? Если остаться, то как себя вести? Изменить своему мнению и петь чужую песню? Попытаться доказать свою точку зрения, убедить своих оппонентов? Перейти к эзопову языку или цитированию мнений единомышленников среди признанных и не подлежащих цензуре общественных деятелей? Вопросы, вопросы... И вам придется решать их, когда вы окунетесь в реальную журналистскую работу.
Не менее сложные коллизии подстерегают журналиста в редакционном коллективе, где своя иерархия, где у главного редактора, ответсекретаря, заведующего редакцией, отделом и т.п. сложившиеся политические, социальные, нравственные и профессиональные ориентации, которые порой тоже могут не совпадать со взглядами и установками журналиста. В принципе в сегодняшнем море изданий, каналов и программ у журналиста есть возможность выбрать то, что соответствует его идеологической, нравственной и профессиональной позиции (при условии, конечно, что в соответствующем издании есть вакансии). Но так в крупных городах. А в малых, где издается одна—три газеты?
Свободных мест в редакциях все меньше. И потому для журналиста остра проблема, как найти коллектив единомышленников, чтобы сохранить свою творческую, человеческую индивидуальность, цельность своих взглядов, т.е. остаться самим собой. Здесь может помочь точное определение своего места в данном редакционном коллективе и роли, которую журналист будет выполнять для своего читателя. Если политические взгляды не совсем совпадают с направлением издания, можно заняться неполитическими сферами: культурой, экологией, спортом, проблемами семьи и т.п. Если не нравится или не удается управляющая роль (пропагандиста, воспитателя), можно попробовать себя в роли собеседника, партнера, друга, защитника своего читателя, слушателя, зрителя. Нужно найти свое амплуа, свой имидж. Можно попробовать, если нет иного способа, проводить свои взгляды при помощи иносказания, пародии, иронии, смеха, шутки, сказки, мифа, молчания, наконец. Но это требует высочайшего профессионального мастерства. Главное, чтобы цель была благая — при помощи оперативной информации ориентировать людей в жизни с позиций общегуманитарных ценностей.
Среди приведенного в схеме (рис. 4) далеко не полного перечня журналистских специализаций и ролей вам предстоит найти свое место, свою нишу, которая предназначена именно для вас, соответствует особенностям вашей личности, позволит реализоваться в творчестве, принесет наибольшую пользу. Но для этого мы должны представить себе, что такое модель личности журна-
Информирование Коммуникация Интеграция Управление, пропаганда Социализация, воспитание Просвещение Исследование Рекреация |
По видам: качественная, бульварная По направлениям: СМИ (политика, экономика, культура, спорт и т.п.) По периодичности выхода СМИ По аудитории: широкая, специальная. разные группы по полу, возрасту и пр. По должностному статусу По видам работы По жанровой специализации По типу имиджа, амплуа |
Рис. 4. Структура и функции СМИ, журналистов
листа и каковы профессионально-личностные черты людей, специализирующихся в разных видах журналистской деятельности.
Профессиограмма журнализма
После того как мы рассмотрели журнализм в сравнении с другими профессиями, во взаимосвязях с различными участниками информационного процесса в обществе, попытаемся лучше понять его внутренние характеристики. Для этого проанализируем основные понятия, связанные с журналистской профессией.
Слова журналистика, журнализм, журналист произошли от французского journal, от jour — день, которое восходит к латинскому dies — день. У этого слова есть в латинском языке множество оттенков значений: время, погода, свет, дата, число. Производные от этого корня в латинском языке: diurno — долго жить, diurnum — дневник, журнал, официальные известия, хроника, повседневные потребности; diurnus — дневной, однодневный, ежедневный, повседневный, ежедневные известия; diurnale — дневник, ежедневник, ежедневная газета (вспомним, что газеты времен Цезаря имели в названии слово diurna). В этих исходных значениях слов, связанных с журналистской профессией, есть почти все, что составляет ее специфику и исходные функции: 52
♦ ежедневность, т.е. ритмичность, мерность информации;
♦ хроникальность, т.е. отражение течения времени;
♦ однодневность, т.е. исчезаемость информации во времени, ее
постоянное обновление;
♦ непрерывность информационного потока;
♦ способность освещать, т.е. выявление светом явлений и про
цессов, обнародование их, оглашение, опубликование;
♦ отражение разнообразных повседневных потребностей людей
и общества.
В. Даль означает ЖУРНАЛИСТИКУ как журнальную, срочную словесность, а ЖУРНАЛИСТА (такое значение было и во всех других старых словарях) как чиновника присутственного места, ведущего журналы (в данном случае — поденные записи, протоколы), а также как издателя и редактора повременного издания (имелся в виду журнал).
Для работника газет было другое название — ГАЗЕТЧИК. К этому понятию Даль относит и издателя газет, и продавца, и ВЕСТОВЩИКА, охотника до новостей, слухов, вестей, сплетен. А то, что мы сейчас пытаемся обозначить словами «журналистская профессия, заниматься журналистикой», у Даля называется ГАЗЕТ-НИЧАТЬ, т.е. разносить по городу вести, «ВЕСТОСПЛЕТНИЧАТЬ». Таким образом, ВЕСТОВЩИЧЕСТВО можно назвать синонимом журналистской профессии.
Понятие ВЕДАТЬ, т.е. знать, и «ведомости» в значениях «известия», «газета, повременное издание», того же корня, что весть, что означает: известие, сведение, молва, слухи. Слово вестовать синонимично словам «извещать», «уведомлять», «подавать весть».
Вестник — это тот, кто подает весть, поэтому название многих периодических изданий — «Вестник». Вестничать — значит заниматься сообщением новостей. Такого человека называли вестоплет, сплетник, враль, вестовщик. Как видим, довольно колоритные определения дает русский народ тем, кто разносит вести.
Известный исследователь языка А. Н. Афанасьев («Живая вода и вещее слово») особое внимание при анализе понятий вещать, ведать (веднети) обращает на внутреннюю силу этих слов: они заключают в себе понятия предвидения, прорицаний, сверхъестественных знаний, волшебства, врачевания и суда. Вече (вечать вместо вещать)— народное собрание, суд. Слова вещун и вещунья соотносимы со словами пророк и прорицатель (от реку), предвещать — предсказывать, вития (ведий), вещий — мудрый, проницательный. Эта поразительная многообразность и глубина смысловой сущности данного куста слов содержит в себе, как в зародыше, многие особенности журналистской профессии.
Такую же смысловую многослойность находим и в словах, связанных с корнем баять — говорить, рассказывать: байка— сказка, баюн (баюкон) — говорун, сказочник, краснобай, обаять — обольстить, обворожить, обавник (обаянник) — чародей, напуска-тель «обаяния», ворожея. И, таким образом, Боян в «Слове о полку Игореве» — певец, чародей. Со словом баять, по утверждению А. Н. Афанасьева, сочеталось и понятие лечения, врачевания.
Слова оговорить — напустить на кого-то болезнь недобрыми или не в пору сказанными словами; оговор — напущенная болезнь; заговор — заклятие, точно так же как реку (речь), речить — заговаривать; воречье — заговаривание, нашептывание; уреки, уроки, врек — сглаз, насланная болезнь; оголосить, озычить, озевать. Все приведенные слова, связанные с речью, означают «наслать болезнь сглазом».
Все это говорит о громадной силе слова, способного как лечить, так и ранить. В старинных русских говорах слова эти были важными, энергетически значимыми.
В XIX в. словом журнализм обозначали журналистскую профессию, род занятий, литературно-публицистическую работу в периодических изданиях. Широко распространенный термин «персональный журнализм» употреблялся именно в таком смысле. Если слово «журналистика» соотносится с термином «средства массовой информации», то слово «журнализм» — со специфической профессиональной информационной деятельностью в этой сфере.
Близки к этим терминам и слова «коммуникация» и «медиация», которые сейчас широко употребляются.
Слово коммуникация происходит от латинского communicatio, что означает: сообщение, беседа, разговор, приглашение к разговору. Communicator — принимающий участие, соучастник. Оба слова восходят к communico — делать общим, принимать участие, примиряться, сообщать, действовать заодно, беседовать, присоединять, добавлять, вносить, связывать, соединять, общаться; communio — общность, соучастие, родственные связи, церковная общность, единение, укрепление, утверждение; communitas — общность, жизнь на общинных началах, общежитие, общность человеческих интересов, общественная жизнь, обязанности, вытекающие из совместной жизни, общительность, обходительность и приветливость.
Смысловой (семантический) анализ этого гнезда понятий показывает, что основное здесь — общее дело, связь, общие интересы и установления, примирение, взаимодействие.
Термин «медиация» имеет тоже весьма глубокие и важные для понимания журналистской профессии значения, идущие от латинского первоисточника mediatio, что означает посредничество; mediator— посредник; medium— середина, центр, средоточие, об-
шество, общественная жизнь, предание гласности, публичный показ, доведение до всеобщего сведения, забота об общественном благе; medius — находящийся посредине, центральный, центр неба, между небом и землей, миром и войной, промежуточный, существенный.
Итак, все значения, связанные с медиацией, — пограничные, промежуточные, серединные положения. Термин «массмедиа» сейчас очень употребителен во всем мире в связи с широким развитием новых информационных технологий, в частности, сетевых коммуникаций, интернет-СМИ. Распространены и производные понятия «медиаполитика», «медиаэкономика», «медиарынок» и т.п. Понятие «журналист» как субъект журналистской профессии может быть соотнесено с понятиями «коммуникатор» — лицо или группа лиц, создающих и передающих сообщения, «медиатор» — осуществляющий функции посредника в разных информационных системах.
Таким образом, глубинный смысл гнезда понятий, связанных с журналистской профессией, журналистикой, журнализмом, — ин-форматорство, медиаторство, коммуникаторство, вестовщиче-ство, ораторство, ведовство, прорицательство — оказывается очень сложным и многоплановым.
Теперь, когда уяснены основные понятия, связанные с журнализмом, можно более четко сформулировать основные требования к профессии. При этом необходимо обратиться к профессиоло-гии — науке о профессиях.
Напомним, что из пяти видов профессий: социономические, сигнономические, артономические, сельскохозяйственные и технические — журнализм связан, по крайней мере, с тремя первыми, хотя в последнее время в условиях компьютеризации включен и в четвертую. Но в основном это социо-сигно-артономическая профессия, т.е. предполагающая общение с людьми, знаковыми и художественными системами, которыми в журнализме являются слово, звук, цвет, статичное и движущееся изображение и т.п.
Проанализируем более подробно характерные особенности журналистской профессии в связи с основными категориями про-фессиографии.
Функции деятельности
Функция (от лат. functio — исполнение, совершение, служебная обязанность) в полном соответствии со своим генезисом (происхождением слова) понимается в науке двояко: либо как исполнение, действие, либо как обязанность, назначение, предназначе-
ние. В применении к журналистской профессии функция определяется как предназначение, обязанность, как некая идеальная мо- \ дель и ориентир для целевых установок журналиста.
Основная социальная функция журнализма состоит в удовлетво- 1 рении при помощи средств массовой информации потребностей в оперативной, актуальной информации, необходимой для оптимального функционирования общества. Эти потребности связаны ; с оптимизацией, регулированием политической, экономической, \ духовной и социальной жизни. Журналист удовлетворяет потребности и интересы личности, групп и общества.
С помощью информации журналистика ориентирует, просве- ! щает, регулирует сферу сознания, психологии и поведения. Осуществляет также коммуникативную, рекреативную и прагматическую функции во всех сферах жизни общества и личности: в работе, общественной деятельности, в семье, потреблении, досуге.
Основным механизмом влияния на социальные процессы является воздействие на общественное мнение, тесно связанное с необходимостью его выражения и активизации участия населения при помощи СМИ во взаимосвязанных процессах управления и самоуправления общества. При этом информация всегда влияет на общество и личность, причем влияние это может быть и позитивным, и негативным.
Таким образом, функции журналистской профессии необыкновенно сложны и разнообразны. Эта профессия, как уже говорилось, полифункциональна. Более подробно с системой функций вы познакомитесь при изучении курса «Введение в теорию журналистики»*.
Объекты отражения, предмет познавательной деятельности
Объект (от лат. objectum — предмет, objectus — противолежащий, противопоставленный) — то, что противостоит субъекту в его практической и познавательной деятельности. Объекты — предмет отражения журнализма — многообразны и практически не имеют ограничений. Это сфера материального и духовного (см. перечисленные выше сферы функционального влияния журнализма), земного и вселенского. Это любые социальные субъекты: от человечества, общества до различных групп и личностей (с самыми
* См. работы Е. П. Прохорова, Б. А. Грушина, И. Д. Фомичевой, С. Г. Корконо- | сенко и др.
различными социально-демографическими, политическими, национальными, социальными, духовными, психологическими, биологическими и прочими характеристиками).
Практически безграничным является и географический диапазон объектов отражения (от севера до юга, от наиболее посещаемых до самых экзотических уголков планеты и даже космоса). Предметом журналистской деятельности являются разнообразные актуальные события действительности во всех сферах (информация, производство, потребление, досуг и т.п.). Журналистика дает сведения об актуальных изменениях действительности.
Расшифруем более подробно это многообразие объектов отражения. Они всеобъемлющи и разнообразны по ряду признаков:
1. По тематике. Включают все многообразие сфер действительности:
♦ сферу материального производства: промышленность, стро
ительство, сельское хозяйство, лесное хозяйство, транспорт, связь;
♦ непроизводственную сферу: область распределения и обмена
(торговля, заготовки, материально-техническое снабжение, бан
ковское дело, кредит и страхование), потребительских услуг (жи
лищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, обще
ственное питание); охраны здоровья населения (здравоохранение,
социальное обеспечение, физкультура и спорт); духовного произ
водства (просвещение, наука, культура, искусство); управления
охраны общественного порядка (государственное управление, об
щественные органы, органы обороны и охраны общественного по
рядка) и т.п.
2. По географии. В целом для профессиональной деятельности нет границ. Журналисты пишут обо всех уголках нашей страны. Однако география материала обычно ограничена тем регионом, который обслуживает данное издание или студия. В масштабах региона сферой деятельности журналистов является любая точка, любой населенный пункт, который входит в его границы. Впрочем, с появлением Интернета, информацией которого журналисты могут пользоваться, географические границы практически стерлись.
3. По типу объекта. Журналист пишет практически о любых государственных и частных, политических, производственных, социальных, духовных, коммерческих структурах, учреждениях, о коллективах любого уровня, но его объектом может быть и отдельная личность, один человек. Ограничений в выборе героев для публикаций нет ни по национальности, ни по полу, ни по социальному положению, ни по другим основаниям. Иными словами,
практически все в нашей жизни может быть предметом отражения в журналистике.
4. По характеру объекта. Журналистская профессия предполагает исследование и описание не только положительных тенденций, положительного опыта, но и показ негативных явлений, анализ сложных, острых социальных проблем, обнаружение нарождающихся тенденций и выявление путей их решения. Предметом описания может быть прошлое, настоящее и прогнозы на будущее.
Единственное ограничение на объектно-предметную сферу отражения накладывают Конституция, законы об информации иСМИ, связанные с объектами, не подлежащими освещению в связи с государственной тайной и нравственностью.
Объект воздействия или взаимодействия
К этой категории относятся все процессы и уровни социальной организации:
♦ планетарные структуры, человечество как социоприродная и
цивилизационная общность;
♦ общество (конкретное);
♦ группы;
♦ личности.
Но, конечно, самым точным определением объекта журналистики является аудитория,т.е. конкретные потребители массово-информационных продуктов. Адресат журналиста — все слои населения, отдельные личности, группы, коллективы, общество в целом. Однако различные органы информации, особенно специальные издания и редакции, работают для разных целевых аудиторий: молодежной, детской, деловых людей, любителей спорта, работников отдельных сфер коммерческой деятельности или производства и т.д., и т.п.
Аудитория как объект журнализма обладает несколькими определяющими признаками.Она является:
♦ массовой;
♦ анонимной, невидимой;
♦ рассредоточенной в пространстве, как бы «атомизированной»;
♦ динамичной, меняющейся;
♦ разноструктурной, разнохарактерной;
♦ стихийной, или, как говорят ученые, «вероятностной»;
♦ подверженной ритмологическому постоянному, хотя и мик
роскопическому, но достаточно действенному, влиянию порций
(«квантов») постоянно воспроизводящегося информационного
58
потока, информационного дождя, информационного ритмического пульсара.
В процессе своей работы журналист может воздействовать на сознание, поведение и эмоции, психологическую сферу своей аудитории.
Поскольку сфера сознания весьма обширна и включает в себя множество компонентов: мировоззрение, миросозерцание, мировосприятие, мировидение, обыденное и теоретическое сознание, духовную, интеллектуальную и душевную, психическую сферы, различные ценностные ориентации (позитивные и негативные), уровень знаний в различных областях жизни и т.п., — то все это и является в различной степени объектами воздействия журнализма. Но наиболее адекватным журналистике как оперативной информационной системе объектом является общественное мнение (динамичное актуальное состояние общественного сознания) по поводу какой-то злободневной социальной проблемы или ситуации. Именно общественное мнение оказывается соответствующим журнализму, ибо оба они оперативны и изменчивы, подвижны, имеют некоторую ритмику возникновения и функционирования; связаны с актуальными, злободневными проблемами.
Безусловно, журналистика производит влияние и на более глубинные пласты сознания личности и общества, на ядро личности, мировоззрение и мировосприятие. Это воздействие порой кажется незначительным в связи с минимальными и как бы фоновыми информационными влияниями: прочел газету и забыл, завтра уже не вспомнишь, о чем идет речь, переключил телевизор с одной программы на другую, как бы поверхностно глянул на изображение и не принял серьезно. Однако постоянность, ежедневность, ритмичность, неуклонность «бомбардирования» сознания аудитории даже микродозами информации оставляет своей повторяемостью и множественностью воздействий весьма глубокий след, как положительный, так и отрицательный. Это можно сравнить с постоянной капелью, которая может пробить глубокую яму в камне. Или с ростом дерева, пробуравливающего асфальт, когда слабенький, маленький росток, набирая силу, потихоньку, но ежедневно рушит твердую основу.
Если принять во внимание всепроникаемость и управляющую силу журналистики, то она оказывается гораздо более сложным феноменом, чем мы ее привыкли представлять. И тогда тезис о СМИ как «четвертой власти» может показаться даже недостаточным и, возможно, придется признать журналистику едва ли не самой влиятельной властью в обществе, особенно сейчас в связи с глобализацией информационных сетей.
Поэтому, когда говорят, что не нужно обращать внимания на СМИ — пусть, мол, говорят и пишут, что угодно, это не совсем так, точнее, совсем не так. Известно воздействие на подсознание словесных конструкций и особенно цвета, света, вибрационных структур телевидения, 25-го кадра и т.п. Исследования много раз доказывали, что агрессивные фильмы, нагнетание ужасов, определенная цветовая гамма и некоторые ритмические параметры могут иметь колоссальное негативное влияние на телезрителей. Самый яркий пример. После просмотра по ТВ мультипликационного фильма «Покемон» («Карманные монстры») сотни японских детей попали в больницы с судорогами, головными болями и другими расстройствами. И дело не только в содержании фильма, но и в быстрой смене красного и белого цветов в одном из кадров. Такие цветозвуковые раздражители провоцируют предрасположенность к психическим нарушениям.
Тип контакта с аудиторией
Контакты с аудиторией в основном опосредованы техническими средствами передачи информации. Они осуществляются через газетные, журнальные издания, через теле-, радиоканалы или компьютер. Однако и непосредственные контакты журналиста с аудиторией сейчас не редкость: журналисты электронных СМИ постоянно работают в режиме «прямых линий». Прямой эфир стал, а в отличие от прежних лет, ежедневной реальностью. Непосред- | ственная интерактивная связь идет и в сетевых медиа, через Интернет и другие средства связи.
По степени регулярности контакты с аудиторией можно назвать систематическими — от ежедневных (или даже нескольких в день) л до недельного, ежемесячного или более редкой периодичности. 1 Однако регулярность потребления информации аудиторией может 1 быть разноритмовой. Читатель теперь не столько подписывается на J издания, сколько покупает их с разной степенью регулярности. По данным социологических исследований, сейчас до 70% аудитории предпочитает покупку подписке. Телепередачи все чаще записывают на видеомагнитофон и просматривают в любое время, с любой частотой и периодичностью.
По степени постоянства контакты с аудиторией можно отнести к постоянным, продолжающимся с некоторыми изданиями десятилетиями («АиФ», «Известия», «Огонек» и т.п.). Хотя сейчас аудитория часто вступает в кратковременные отношения с изданиями или программами. Во-первых, потому, что ищет в море информационных источников свой и часто ошибается. Во-вторых, сегодня воз-60
никает много изданий-однодневок, которые быстро умирают, не найдя информационной ниши либо не выжив в условиях рынка. Следует также сказать о разнообразии форм контактов и способов привлечения внимания аудитории: это вся совокупность содержательных и выразительно-изобразительных средств печати, телевидения, радиовещания, компьютерных технологий: актуальность тематики, система идей, информационная емкость, система фактов и аргументов, композиция, стиль, языковое и жанровое оформление, фото- и художественная иллюстрация, телеизображение, средства компьютерной графики, звук, музыка и т.п.
Особенности, характер профессии
По характеру журналистскую профессию можно определить как творческую, литературную, но включающую в себя большую долю организаторской работы, как индивидуально-коллективную, поскольку процесс творчества носит творческо-индивидуальный характер, но тип деятельности в целом коллективный. Это профессия оперативная, динамичная, с большой долей непредсказуемых и разнообразных, каждый раз меняющихся ситуаций.
По типу профессия в основном умственная, связанная с переработкой информации, со словом и другими знаковыми системами, однако и практически-коммуникативная, социономная, предполагающая непосредственное общение с людьми в процессе сбора информации.
Профессия многообразная, универсальная по многим параметрам, сочетающая рациональное и чувственное, требующая широкой образованности с более углубленными знаниями в одной или нескольких областях, коммуникативных способностей, владения языком и способами профессиональной деятельности.
Журналистская профессия характеризуется высоким уровнем социальной ответственности, широкими контактами, от заочных (через публикации, эфир) до очных встреч, «круглых столов», читательских, слушательских, зрительских конференций, других общественных акций, которые мы сейчас называем службой связей с общественностью, паблик рилейшнз.
Одним из характерных качеств профессии является быстрый темп работы, высокая степень стрессовости, напряженности и адаптационной неопределенности, риска.
В то же время главным достоинством и особенностью профессии выступает ее творческий характер (креатизм); наличие поисковых компонентов в деятельности (эвристичность), высокая степень новизны, неповторяемость жизненных ситуаций.
Преобладающие виды деятельности
♦ литературно-творческая и познавательная, т.е. создание соб-1
ственных материалов для СМИ;
♦ редакторская, предполагающая редактирование различног
типа текстов;
♦ планирование и организация, участие в производственно-!
технологическом процессе выпуска газеты, журнала, телерадио-|
программы, сетевых СМИ, рекламных материалов и т.п.;
♦ работа с так называемой ретранслируемой информацией, T.eJ
с официальной, агентской, справочной, художественной, мате-|
риа