Особенности редакционного менеджмента. Стили управления. Типы сотрудников.
В бизнесе, предпринимательской деятельности термин менеджмент (англ, management – управление) имеет несколько значений. Под ним понимают, во-первых, вид деятельности, связанной с управлением предприятием, фирмой. Во-вторых, менеджмент воспринимают как определенную профессию, представители которой являются специалистами в области управления производственной и иной деятельностью предприятия. Такого специалиста называют менеджером. В-третьих, менеджмент рассматривают как совокупность руководителей производственным коллективом. Таким образом, менеджмент представляет собой специфическую разновидность предпринимательской практики.
Редакционный менеджмент – это деятельность, связанная с экономическим управлением редакцией или компанией. Его можно рассматривать и как специальность, профессию, стоящую в ряду других специальностей работников редакции.
Цели:
- обеспечение существования периодического издания путем формирования и укрепления его экономической, финансовой базы.
- воспитание экономического мышления у всех творческих и технических работников, руководителей и исполнителей.
Задачи:
– задача оптимизации размеров, состава и структуры коллектива редакции или компании.
- оптимизация управления коллективом и организации его работы.
– оптимизация результатов этой работы – самого издания, его структуры, модели, системы публикаций и др.
Решение этих задач менеджмент связывает с оптимизацией работы каждого сотрудника редакции и с выполнением всех операций производства периодического издания на возможно более высоком профессиональном уровне, своевременно, с использованием наименьших ресурсов – человеческих, финансовых и материальных. Таким образом, речь идет о производственном, творческом менеджменте – оптимизации управления процессом подготовки и выпуска периодического издания.
Другой вид этой управленческой деятельности – собственно экономический, прежде всего финансовый менеджмент. Он обеспечивает формирование и укрепление финансовой базы редакции или компании, разрабатывает финансовую политику и, в частности, ценовую политику их руководителей, контролирует процесс разработки редакционного бюджета и следит за балансом.
Служба редакционного менеджмента состоит из нескольких сотрудников под руководством генерального менеджера (коммерческого или исполнительного директора). Обычно он входит в состав редколлегии на правах заместителя главного редактора. В редакции-АО решением важнейших экономических вопросов занимается президент или председатель совета директоров общества. Иногда главный редактор газеты совмещает свои обязанности с обязанностями генерального менеджера.
Работу службы менеджмента организуют на основе функционального разделения труда: генеральный менеджер (осуществляет общее руководство службой); финансовый менеджер (отвечает за разработку и реализацию финансовой политики редакции); менеджер по распространению; менеджер по маркетингу (маркетолог); менеджер по персоналу. Нередко каждый из этих менеджеров возглавляет соответствующую структуру или даже несколько подразделений.
Типы сотрудников: 1) человеческий капитал (около 10%); 2) персонал (хотят, но не могут) – около 20%; 3) сотрудники (могут, но не хотят) – 20-30%; 4) кадры (не могут и не хотят) – «клика, оппозиция».
1. Не может, но хочет – у сотрудника высокая мотивация, но не достаточные знания, умения и навыки. Как правило в такой стадии находятся сотрудники, которые недавно приняты на работу.
2. Не может и не хочет – у сотрудника нет ни знаний, не мотивации. В такую ситуацию попадают сотрудники, которые отработали несколько месяцев, но так и не научились работать. При этом мотивация упала и отсутствие результатов только ещё сильнее демотивируют сотрудника.
3. Может, но не хочет – сотрудник обладает всеми знаниями и компетенциями, но нет должной мотивации. Как правило сотрудники, которые отработали большой срок, теряют интерес к работе.
4. Может и хочет – сотрудник обладает всеми навыками и мотивацией для работы.
Стили управления
§ Директивный – управление происходит путём постановки четких приказов с высоким уровнем контроля со стороны руководителя.
§ Наставнический – управленец ориентируется не только на задачу, но и на людей. В данном случае руководитель объясняет решения, продаёт идею, выслушивает мнение подчиненного. При этом контроль и постановка задач производятся постоянно.
§ Поддерживающий – руководитель больше нацелен на людей чем на задачу. Управленец старается всячески помогать подчиненному, при этом почти нет промежуточного контроля.
§ Делегирующий – в данном случае подчиненному делегируется полномочия, права и ответственность за выполнение задачи. Руководитель не вмешивается в рабочий процесс, полностью полагаясь на подчиненного.
Уровень развития | Стиль руководства |
Не может, но хочет | Директивный |
Не может и не хочет | Наставнический |
Может, но не хочет | Поддерживающий |
Может и хочет | Делегирующий |