Теория массовой культуры как культуры массового общества

Теория массового общества рассматривает популярную культуру как массовую, т. е. принадлежащую массовому обществу. Основным моментом в ее становлении является процесс индустриализации и урбанизации, который имел разрушительные последствия для культуры. Возникновение крупномасштабного и механизированного промышленного производства, рост густонаселенных городов привели к дестабилизации предшествующих ценностных структур, объединявших людей. Разрушение связанного с землей сельского труда, деревенского тесного сообщества, упадок религии, секуляризация, связанная с верой в науку, распространение механического и отчужденного заводского труда, установление моделей жизни в большом городе, отсутствие моральной базы — все это лежит в основе массового общества и массовой культуры.

Важнейшей характеристикой массового общества является социальная и моральная атомизация индивидов. Это означает, что общество состоит из людей, связанных подобно атомам, а индивид оторван от сообщества, в котором он может найти свою идентичность.

Уже в 1930-е гг. для изучения массовой культуры и массовых видов искусства характерна общая предпосылка, согласно которой искусство является в той или иной мере политическим. Проводятся исследования массовой культуры потребления, которую связывают с характером общества в целом.

Центральное место в исследованиях данного направления отводится массовому обществу, возникшему в результате процессов индустриализации и урбанизации. Массовая культура при этом рассматривается как особый тип культуры заменившей собой традиционные формы народной культуры (Ф. Ницше, М. Вебер, Н. Бердяев, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, Дж. Бентам, Д. Рисмэн, Ф. Ливис, Д. Томпсон, Р. Вильямс, Р. Хоггарт). В трудах этих философов и ученых «массовая культура» трактуется как предельное выражение духовной несвободы, социальный механизм отчуждения и угнетения личности человека. Таким образом, в рамках рассматриваемого направления феномен массовой культуры получает негативную оценку.

Рассматривая критичную точку зрения относительно явления массовой культуры, нельзя не обратить внимание на известного испанского философа Хосе Ортега-и-Гассета, который разработал одну из наиболее радикальных в своем критицизме концепций массового общества. Согласно его определению, общество – это динамическое объединение меньшинства и масс. Если меньшинство состоит из лиц, обладающих определенными признаками, то масса – это набор индивидов, не отличающихся ничем особенным. Масса – это средние люди. Быстрый рост населения в городах и узкая профессиональная специализация, которая сформировала «массового человека», ослабили культурный потенциал и духовно подорвали современную цивилизацию. Это, по мнению Ортега-и-Гассета, ведет к неустойчивости и краху культуры в целом. Идеи испанского мыслителя во многом созвучны теориям массового общества К. Мангейма, Э. Фромма и Х. Арендт.

Теории Франкфуртской школы. Здесь основополагающим становится понятие культурной индустрии, гарантирующей устойчивость капитализма. Общий вывод, к которому пришли представители Школы, заключается в том, что массовая культура формирует конформизм, удерживает реакции потребителя в инфантильном, статичном состоянии, позволяет манипулировать его сознанием. Таким образом, оценка феномена массовой культуры в рамках этих исследований так же негативна. Среди наиболее видных представителей Франкфуртской школы следует отметить Т. Адорно, М. Хоркхеймера, В. Беньямина и Г. Маркузе.

Теория феминизма. Исследователи данного направления делают акцент на патриархальной идеологии как основе массовой культуры, в которой эксплуатируется образ женщины в целях достижения коммерческого успеха ее продукции. В их трактовке феномен массовой культуры тоже однозначно отрицателен (Т. Модлески, Н. Ван Зунен, Д. Ж. Дайер).

Теоретики и историки культуры придерживаются далеко не тождественных точек зрения по поводу времени возникновения массовой культуры как самостоятельного социального феномена. Так, Е. П. Смольская полагает, что оснований для того, чтобы говорить о тысячелетней истории массовой культуры не существует. Напротив, американский социолог Д. Уайт считает, что к первым элементам массовой культуры можно отнести, например, бои римских гладиаторов, которые привлекали многочисленных зрителей. Согласно А. Адорно, прототипами современной массовой культуры следует считать формы культуры, которые появились во время становления капитализма в Англии, т. е. на рубеже XVII-XVIII веков. Он убежден, что романы, написанные в этот период (Дефо, Ричардсон) предназначались для рынка и имели явную коммерческую направленность. Следовательно, они тяготели скорее к «массовой» чем к «элитарной» культуре. Однако, российские оппоненты (Е. П. Смольская и др.) указывают, что эти произведения не содержали известных шаблонов, которые характерны для произведений массовой культуры.

В XX веке происходит разрыв между сферой производства и расширенной внепроизводственной сферой, что вызвало необходимость появления нового типа человека, основные черты которого были обусловлены целым рядом предпосылок. В организации труда требуется рациональность, самоконтроль, трудолюбие, предусмотрительность. В сфере потребления поощряется принцип нерациональности, бесконечные поиски наслаждений. Растущий уровень жизни и освобождение нравов становятся самоцелью, определяют уровень личной свободы.

Возникновение нового «массового», «срединного» человека, каковым является человек XX века, связывают с завершением формирования индустриального общества и переходом к постиндустриальной цивилизации, функционированием человека в условиях доминирования массовой культуры так называемого «массового общества».

Под массовым обществом понимают общество нового типа, в основе которого лежат массовое потребление и новейшие средства массовой информации, включая телевидение, радио, спутниковую связь, компьютерные сети, прессу и т. д. По выражению одного из идеологов массового общества Эдуарда Шиллза, массовое общество – это новый общественный порядок, общество, вобравшее в себя, несмотря на внутренние конфликты и противоречия, широкие массы населения» [4, с. 81]. Важнейшими отличительными чертами общества являются: гражданственность, определяющая равенство всех его членов и высокий уровень демократичности.

Самое суммарное массового общества дал профессор социологии Колумбийского университета Дэниел Белл в статье “Массовая культура и современное общество”. [5, с. 23]

Он связывает особенности современного общества с возникновением массового производства и массового потребления. Бурный рост населения, особенно городского, изменили саму структуру ранее разобщенного общества, а развитие массовых средств связи привело впервые в истории к объединению его в единое целое. В широком, социологическом смысле слова, массовость определяет вообще весь духовный климат эпохи, самые различные аспекты современной жизни и сознания людей.

Вся совокупность или система коллективно разделяемых ценностей, этосов (рекомендуемых образцов поведения) и социокультурных регулятивов (язык, религия и т. д.) - есть культура. Доминирующей культурой современного массового общества является так называемая «массовая культура», - совершенно новое явление, порожденное индустриальной и постиндустриальной цивилизацией.

В советской философской традиции массовую культуру было принято рассматривать сугубо критически, как элемент враждебного, реакционного буржуазного общества. Сегодня феномен массовой культуры является объективной реальностью современной российской действительности.

Массовая культура явилась следствием создания средств массовой коммуникации, появления новых способов производства, широкого распространения и потребления культуры. Однако, массовая коммуникация, составляя необходимое условие существования массовой культуры, не исчерпывает ее внутренней природы. Появление и утверждение массовой культуры было обусловлено не только ходом научно-технического прогресса, но и уровнем развития большинства людей отвечая его вкусам и запросам. Она определяется свойствами и качеством, которые должны соответствовать вкусам массового потребителя - слушателя, зрителя, читателя. Причем, при условии господства, массовая культура сама же его порождает.

Функциональность культуры в массовом обществе можно определить по нескольким измерениям. Во-первых, она отвечает потребностям многообразной и сложной ориентации в условиях необходимости освоения различных ролей, меняющихся в зависимости от ситуации, быстрых перемен в характере производства, образе жизни и т. д. Обращаясь к низовым и повседневным сферам поведения, массовая культура утверждает постоянные и стереотипные представления о человеческих отношениях, не требуя от человека усилий на преодоление самого себя. Она обращается к жизненным инстинктам, срабатывающим как условие постоянного жизнеобеспечения.

Таким образом, первичная функция этой культуры – обеспечить витальность и социализацию человека в условиях усложненной, изменчивой, ненадежной и неустойчивой среды большого города, приучить к новым социальным ролям и ценностям, способам регуляции поведения и деятельности в разнообразной обстановке, снятия психологического напряжения и решения конфликтных ситуаций.

Важную роль различные варианты массовой культуры играют и в реализации массовой коммуникации и распространении информации. Поэтому, аудиовизуальные технологии большей частью рассматриваются как средства массовой информации, хотя их роль намного шире. Способность к быстрому охвату самых широких аудиторий превращает СМИ в важнейший фактор, транслирующий всю систему духовного производства.

Эра масс-медиа и электронной информации радикально меняет как среду обитания человека, так и его самого. Новые СМИ и ЭВМ устраняют все национальные границы и связывают в единую сеть самые далекие уголки. [6, с. 79]

Другая важная функция массовой культуры – удовлетворить потребность в рекреации и отвлечь индивида от интенсивной гонки в сферах жизненного успеха. Эта культура складывается не только на основе таких развлекательных жанров, как эстрада, комедия, детектив, зрелищный спорт. Ее наиболее существенный механизм составляет постоянно расширяющееся потребление в самых различных сферах обеспечивающей постоянно обновляемый и вариативный образ жизни. Сила массовой культуры заключается уже в том, что она отделена от потребления в самом широком смысле этого слова и от самого образа жизни. Пища, одежда, жилище, бытовая техника, образование, работа – все попадает к человеку через механизмы массовой культуры, в которой нормативные и престижные стороны переплетены с функциональными.

Наиболее характерной особенностью массовой культуры, обеспечивающей охват широкой срединной части современного общества, затрагивая и состоятельную элиту, и маргинальные слои общества, является всеобщность и универсальность.

Для формирования «срединного» человека массовая культура использует следующие механизмы.

Наиболее показательными являются: создание упрощенно-стандартной «версии жизни», сводящей социальное зло к чисто психологическим и моральным факторам, и отказ от рационального начала, манипулирования человеческой психикой, эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы (чувств одиночества, вины стыда, враждебности, инстинктов пола, страха, самосохранения и т. д.).

Происходит слияние эскейпистских и идеологических функций (приобщение человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез сочетается с пропагандой господствующего образа жизни).

Насаждается дух конформизма, концентрированным выражением которого является та область массовой культуры, которая направлена на поддержание мифа «потребительского общества» – мифа личностного успеха. Мифологизация сознания и культивирование идолопоклонства – одни из самых эффективных и распространенных механизмов функционирования массовой культуры.

Кроме того, наряду с разобщением, и даже противопоставлением трудовой и духовной деятельности, в сознании человека утверждается тождественность духовных и материальных ценностей. Предпочтение, в условиях современного общества человек отдает второму.

Известный исследователь феномена массовой культуры А. Кукаркин, выделяет сверхзадачу массовой культуры: «обеспечение программированного поведения составных элементов «массы», внедрение в личностное и общественное мышление стандартно унифицированных систем восприятия. Противопоставление индивида массе, формирование группового самосознания служат целям производства «необходимого и выгодного продукта», в том числе и такого «продукта» как сам человек, наделяемый двумя социальными ролями: специалиста-профессионала и массового потребителя» [4, с. 81].

Массовая культура занижает духовный потенциал человека, считая, что необходимо отказаться от попыток его духовного развития. При этом она, как и прежний гуманизм, впадает в крайность, объявляя обычного, «массового» человека безнадежным, неспособным на восприятие высших духовных ценностей.

Заключение

Таким образом, массовая культура – естественный атрибут массового общества, отвечающий его требованиям и идейным установкам. Результатом функционирования массовой культуры является «массовый», «средний» человек конца XX века, составляющий основу общества потребления.

Массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и личности, на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов, играет огромную роль в развитие общественного сознания. От содержания развития массовой коммуникации зависит дальнейшее духовно-общественное развитие народ.

Наши рекомендации