Медиаконвергенция и мультимедийная журналистика
Данная брошюра была выпущена в 2010 году екатеринбургским Гуманитарным университетом. Она составлена из интервью и статей российских и американских журналистов. Особенно полезны приводимые в брошюре эссе зарубежных журналистов. Первоначальный тираж был очень невелик. К счастью, в университете обещали выпустить новую редакцию сборника увеличенным тиражом.
Newsonomics: Twelve New Trends That Will Shape the News You Get (Ken Doctor)[59]
Книга, написанная Кеном Доктором, американским специалистом по новостной журналистике, состоит из двенадцати глав. Каждая описывает ту или иную тенденцию в новостной журналистике. Книга особенно полезна тем, что описывает американские реалии, позволяя не только сравнить российскую реальность с зарубежной, но и понять некоторые тенденции, которые в Россию еще прийти не успели.
Также рекомендуется читать сайт Кена Доктора Newsonomics.com, созданный вместе с книгой.
Journalism Next: A Practical Guide to Digital Reporting and Publishing (Mark Briggs)[60]
Труд Марка Бриггса является своеобразной противоположностью "Новостномики". Это руководство по освоению цифровых ремесел на базовом уровне, отвечающий на вопросы "Что это?" и "Что дальше?". Там, например, объясняется, как настроить RSS-ридер, что нужно знать при съемках видео, а также как увеличивать аудиторию, читающую ваши новости.
Public Discourse in the Russian Blogosphere: Mapping RuNet Politics and Mobilization (Bruce Etling, Karina Alexanyan, John Kelly, Robert Faris, John Palfrey, Urs Gasser)[61]
В октябре 2010 года специалисты Центра Беркмана по изучению интернета и общества при Гарвардском университете опубликовали исследование блогосферы Рунета. 46-страничный документ рассказывает о сравнительно небольшом политически-активном ядре, анализирует состояние блогосферы как платформы для общественных обсуждений, а также активность пользователей на видеохостингах.
Данное исследование значительно отличается от многих других и всячески рекомендуется к прочтению, так как позволяет увидеть русскоязычную блогосферу как бы со стороны, свежим взглядом.
Блогосфера Рунета (Весна 2009)[62]
Регулярное исследование состояния блогосферы сотрудниками Яндекса. Несмотря на полную аполитичность и малую ориентированность на медиа, является одним из самых авторитетных на российских конференциях исследований, так как основано на статистике крупнейшего в Рунете сервиса поиска по блогам).
Small Change: Why the revolution will not be tweeted (Malcolm Gladwell)
В октябре 2010 года в журнале New Yorker вышла породившая широкое обсуждение статья о слабых связях между пользователями, создаваемых социальными сетями. Автор, Малкольм Глэдуэлл, утверждает, что Twitter, Facebook и другие подобные сервисы не могут быть инструментами для, например, офлайновой политической борьбы. Он приводит несколько характерных примеров организации протеста с помощью микроблогов и объясняет их несостоятельность.
We the Media (Dan Gillmor)[63]
Ставшая классической в такой быстро развивающейся отрасли, как новостная интернет-журналистики, книга Гиллмора, вышедшая в 2004, хотя и устарела, но до сих пор является отличным введением в вопросы гражданской журналистики. Кроме того, она очень живо и эмоционально написана.
КОНЕЦ
PS
Поздравляю. Вы прочитали цифровую версию "Новостной интернет-журналистики". Если вы хотите поделиться своими мыслями, поспорить, поговорить, пишите мне на адрес [email protected]. Я очень жду отзывов.
По этому же адресу можно договориться о проведении мастер-классов или лекций.
С уважением,
Александр Амзин.
©2010
Ссылка
Поделитесь с друзьями
Я.руВконтактеtwitterFacebookLivejournalМой МирFriendFeedОдноклассники
[1] Определение по состоянию на 26 сентября 2010 года
[2] http://www.nv.li-net.ru/
[3] http://www.nethistory.ru/chronology?year=1995
[4] Список сайтов, которые могут оспорить это утверждение, достаточно велик
[5] International Press Telecommunication Council
[6] http://cv.iptc.org/newscodes/genre/
[7] Также очерк. Часто выражение feature story используется для центральной статьи, задающей, либо относящейся к теме номера. Обычно feature story отличается от стандартной новостной заметки меньшим темпом. Кроме того, в feature story возможны различные стилевые подходы: повествование от лица ньюсмейкера, интервью, перечисление фактов, краткая история событий и так далее, включая, например, анализ результатов опроса.
[8] Это, кстати говоря, еще одна причина того, почему крупные интернет-СМИ часто не содержат корректора - тот просто сойдет с ума от объемов.
[9] Данная тенденция вновь появилась с появлением моды на теги. Когда стало можно просто перечислить рядышком ключевые слова, качество заголовков немного снизилось
[10] Старшие товарищи совершенно правильно заметили мне, что "устроивший стрельбу" - не вполне стилистически верная конструкция. Читателю предлагается догадаться, как надо перестроить заголовок.
[11] Тип газетной верстки, часто используемый "желтой" прессой.
[12] http://kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1366511
[13] "Кстати, на фига ты это подчеркнул? Что-то очень умное, да?" В.Пелевин, "Generation П"
[14] Данные поисковика Google
[15] Справедливости ради надо сказать, что другие знающие люди (например, Максим Кронгауз) при существующей неопределенности в правилах выбирают удвоение согласных.
[16] К концу 2010 года ситуация резко улучшилась, но забывать про этот совет пока рановато
[17] John Doe и русский "имярек", конечно, не полностью совпадают по значению. Но они все равно очень близкие родственники.
[18] Особо продвинутые идут дальше: "Ты мне не симпатична"
[19] Ох.
[20] Нет смысла говорить, что и сам редактор может создать источники, связавшись с ньюсмейкерами. Здесь мы не касаемся этой важной части его работы.
[21] http://www.gamespress.com/
[22] По состоянию на февраль 2009 года
[23] http://reader.google.com
[24] http://news.yandex.ru
[25] http://news.google.com
[26] http://news.google.com/news?pz=1&ned=us&hl=en&q=Sochi&scoring=n&output=rss - пример RSS-потока в Google News по запросу Sochi. Обратите внимание на то, что результаты упорядочены по дате, а не по релевантности. Это позволяет получать самые свежие результаты.
[27] http://blogs.yandex.ru
[28] http://blogsearch.google.ru/
[29] http://www.techcrunch.com/2009/08/01/10-words-i-would-love-to-see-banned-from-press-releases/
[30] http://en.wikipedia.org/wiki/Rewrite_man
[31] Если у вас есть собственные рецепты повышения работоспособности, напишите мне по адресу [email protected]. Я включу их в текст.
[32] http://www.advancedfictionwriting.com/art/snowflake.php
[33] Если, конечно, ваш читатель не страдает от бессоницы
[34] От weblog - корабельный журнал плавания по Сети
[35] Журналистским расследованиям как институту
[36] Это не значит, что мне нравится или не нравится сложившаяся ситуация. Я говорю лишь о размытии понятия
[37] Например, такое требование есть в "Догме Ведомостей"
[38] http://en.wikinews.org/wiki/Main_Page
[39] http://habrahabr.ru
[40] http://www.google.com/search?q=%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D1%81+%D1%83%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BC
[41] Это слово я употребляю специально, чтобы зацепить за него ваш глаз
[42] Впрочем, при сохранении нынешних тенденций смерть бумаги наступит не раньше 2020 года
[43] http://r-l.livejournal.com/13503.html
[44] Zeitgeist - ежегодно исследование поисковых запросов с таким названием выпускает Google
[45] Калька с opinion leader. Концепция opinion leadership - часть теории двухступенчатой коммуникации, согласно которой медиа передают информацию "лидерам мнений", а те, в свою очередь - более широким слоям населения. Автором теории, появившейся в 1944 году, является социолог Пол Лазарсфельд. В 1955 году он и американо-израильский социолог Элиху Кац расширили данную теорию.
[46] http://download.yandex.ru/company/yandex_on_blogosphere_spring_2009.pdf
[47] http://blogs.yandex.ru/top/
[48] http://www.fapmc.ru/news/media/2010/5/item9597.html
[49] Например, "Блогеров взволновало повышение пенсионного возраста" - вполне легитимный заголовок
[50] http://www.journalism.org/analysis_report/new_media_old_media
[51] Нет, не правда - 8848. Этот показатель, кстати, хотят пересчитать.
[52] http://www.ushahidi.com/
[53] http://www.huffingtonpost.com/
[54] http://cityroom.blogs.nytimes.com/2008/11/12/pranksters-spoof-the-times/
[55] http://www.tomscott.com/warnings/
[56] Правый по убеждениям колумнист The Daily Mail, известный своими чрезвычайно гомофобскими взглядами
[57] http://www.consultant.ru/popular/smi/
[58] http://lib.ru/TRANSLATORS/NORA_GAL/slowo.txt
[59] http://www.amazon.com/Newsonomics-Twelve-Trends-That-Shape/dp/0312598939/ref=sr_1_1?ie=UTF8&qid=1289724201&sr=8-1
[60] http://www.amazon.com/Journalism-Next-Practical-Reporting-Publishing/dp/1604265604/ref=pd_bxgy_b_img_b
[61] http://cyber.law.harvard.edu/sites/cyber.law.harvard.edu/files/Public_Discourse_in_the_Russian_Blogosphere_2010.pdf
[62] http://company.yandex.ru/facts/researches/ya_blogosphere_2009.xml
[63] http://oreilly.com/catalog/wemedia/book/index.csp