Медиаконвергенция и мультимедийная журналистика

Данная брошюра была выпущена в 2010 году екатеринбургским Гуманитарным университетом. Она составлена из интервью и статей российских и американских журналистов. Особенно полезны приводимые в брошюре эссе зарубежных журналистов. Первоначальный тираж был очень невелик. К счастью, в университете обещали выпустить новую редакцию сборника увеличенным тиражом.

Newsonomics: Twelve New Trends That Will Shape the News You Get (Ken Doctor)[59]

Книга, написанная Кеном Доктором, американским специалистом по новостной журналистике, состоит из двенадцати глав. Каждая описывает ту или иную тенденцию в новостной журналистике. Книга особенно полезна тем, что описывает американские реалии, позволяя не только сравнить российскую реальность с зарубежной, но и понять некоторые тенденции, которые в Россию еще прийти не успели.

Также рекомендуется читать сайт Кена Доктора Newsonomics.com, созданный вместе с книгой.

Journalism Next: A Practical Guide to Digital Reporting and Publishing (Mark Briggs)[60]

Труд Марка Бриггса является своеобразной противоположностью "Новостномики". Это руководство по освоению цифровых ремесел на базовом уровне, отвечающий на вопросы "Что это?" и "Что дальше?". Там, например, объясняется, как настроить RSS-ридер, что нужно знать при съемках видео, а также как увеличивать аудиторию, читающую ваши новости.

Public Discourse in the Russian Blogosphere: Mapping RuNet Politics and Mobilization (Bruce Etling, Karina Alexanyan, John Kelly, Robert Faris, John Palfrey, Urs Gasser)[61]

В октябре 2010 года специалисты Центра Беркмана по изучению интернета и общества при Гарвардском университете опубликовали исследование блогосферы Рунета. 46-страничный документ рассказывает о сравнительно небольшом политически-активном ядре, анализирует состояние блогосферы как платформы для общественных обсуждений, а также активность пользователей на видеохостингах.

Данное исследование значительно отличается от многих других и всячески рекомендуется к прочтению, так как позволяет увидеть русскоязычную блогосферу как бы со стороны, свежим взглядом.

Блогосфера Рунета (Весна 2009)[62]

Регулярное исследование состояния блогосферы сотрудниками Яндекса. Несмотря на полную аполитичность и малую ориентированность на медиа, является одним из самых авторитетных на российских конференциях исследований, так как основано на статистике крупнейшего в Рунете сервиса поиска по блогам).

Small Change: Why the revolution will not be tweeted (Malcolm Gladwell)

В октябре 2010 года в журнале New Yorker вышла породившая широкое обсуждение статья о слабых связях между пользователями, создаваемых социальными сетями. Автор, Малкольм Глэдуэлл, утверждает, что Twitter, Facebook и другие подобные сервисы не могут быть инструментами для, например, офлайновой политической борьбы. Он приводит несколько характерных примеров организации протеста с помощью микроблогов и объясняет их несостоятельность.

We the Media (Dan Gillmor)[63]

Ставшая классической в такой быстро развивающейся отрасли, как новостная интернет-журналистики, книга Гиллмора, вышедшая в 2004, хотя и устарела, но до сих пор является отличным введением в вопросы гражданской журналистики. Кроме того, она очень живо и эмоционально написана.

КОНЕЦ

PS

Поздравляю. Вы прочитали цифровую версию "Новостной интернет-журналистики". Если вы хотите поделиться своими мыслями, поспорить, поговорить, пишите мне на адрес [email protected]. Я очень жду отзывов.

По этому же адресу можно договориться о проведении мастер-классов или лекций.

С уважением,

Александр Амзин.

©2010 Медиаконвергенция и мультимедийная журналистика - student2.ru

Ссылка

Поделитесь с друзьями

Я.руВконтактеtwitterFacebookLivejournalМой МирFriendFeedОдноклассники



[1] Определение по состоянию на 26 сентября 2010 года

[2] http://www.nv.li-net.ru/

[3] http://www.nethistory.ru/chronology?year=1995

[4] Список сайтов, которые могут оспорить это утверждение, достаточно велик

[5] International Press Telecommunication Council

[6] http://cv.iptc.org/newscodes/genre/

[7] Также очерк. Часто выражение feature story используется для центральной статьи, задающей, либо относящейся к теме номера. Обычно feature story отличается от стандартной новостной заметки меньшим темпом. Кроме того, в feature story возможны различные стилевые подходы: повествование от лица ньюсмейкера, интервью, перечисление фактов, краткая история событий и так далее, включая, например, анализ результатов опроса.

[8] Это, кстати говоря, еще одна причина того, почему крупные интернет-СМИ часто не содержат корректора - тот просто сойдет с ума от объемов.

[9] Данная тенденция вновь появилась с появлением моды на теги. Когда стало можно просто перечислить рядышком ключевые слова, качество заголовков немного снизилось

[10] Старшие товарищи совершенно правильно заметили мне, что "устроивший стрельбу" - не вполне стилистически верная конструкция. Читателю предлагается догадаться, как надо перестроить заголовок.

[11] Тип газетной верстки, часто используемый "желтой" прессой.

[12] http://kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1366511

[13] "Кстати, на фига ты это подчеркнул? Что-то очень умное, да?" В.Пелевин, "Generation П"

[14] Данные поисковика Google

[15] Справедливости ради надо сказать, что другие знающие люди (например, Максим Кронгауз) при существующей неопределенности в правилах выбирают удвоение согласных.

[16] К концу 2010 года ситуация резко улучшилась, но забывать про этот совет пока рановато

[17] John Doe и русский "имярек", конечно, не полностью совпадают по значению. Но они все равно очень близкие родственники.

[18] Особо продвинутые идут дальше: "Ты мне не симпатична"

[19] Ох.

[20] Нет смысла говорить, что и сам редактор может создать источники, связавшись с ньюсмейкерами. Здесь мы не касаемся этой важной части его работы.

[21] http://www.gamespress.com/

[22] По состоянию на февраль 2009 года

[23] http://reader.google.com

[24] http://news.yandex.ru

[25] http://news.google.com

[26] http://news.google.com/news?pz=1&ned=us&hl=en&q=Sochi&scoring=n&output=rss - пример RSS-потока в Google News по запросу Sochi. Обратите внимание на то, что результаты упорядочены по дате, а не по релевантности. Это позволяет получать самые свежие результаты.

[27] http://blogs.yandex.ru

[28] http://blogsearch.google.ru/

[29] http://www.techcrunch.com/2009/08/01/10-words-i-would-love-to-see-banned-from-press-releases/

[30] http://en.wikipedia.org/wiki/Rewrite_man

[31] Если у вас есть собственные рецепты повышения работоспособности, напишите мне по адресу [email protected]. Я включу их в текст.

[32] http://www.advancedfictionwriting.com/art/snowflake.php

[33] Если, конечно, ваш читатель не страдает от бессоницы

[34] От weblog - корабельный журнал плавания по Сети

[35] Журналистским расследованиям как институту

[36] Это не значит, что мне нравится или не нравится сложившаяся ситуация. Я говорю лишь о размытии понятия

[37] Например, такое требование есть в "Догме Ведомостей"

[38] http://en.wikinews.org/wiki/Main_Page

[39] http://habrahabr.ru

[40] http://www.google.com/search?q=%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D1%81+%D1%83%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BC

[41] Это слово я употребляю специально, чтобы зацепить за него ваш глаз

[42] Впрочем, при сохранении нынешних тенденций смерть бумаги наступит не раньше 2020 года

[43] http://r-l.livejournal.com/13503.html

[44] Zeitgeist - ежегодно исследование поисковых запросов с таким названием выпускает Google

[45] Калька с opinion leader. Концепция opinion leadership - часть теории двухступенчатой коммуникации, согласно которой медиа передают информацию "лидерам мнений", а те, в свою очередь - более широким слоям населения. Автором теории, появившейся в 1944 году, является социолог Пол Лазарсфельд. В 1955 году он и американо-израильский социолог Элиху Кац расширили данную теорию.

[46] http://download.yandex.ru/company/yandex_on_blogosphere_spring_2009.pdf

[47] http://blogs.yandex.ru/top/

[48] http://www.fapmc.ru/news/media/2010/5/item9597.html

[49] Например, "Блогеров взволновало повышение пенсионного возраста" - вполне легитимный заголовок

[50] http://www.journalism.org/analysis_report/new_media_old_media

[51] Нет, не правда - 8848. Этот показатель, кстати, хотят пересчитать.

[52] http://www.ushahidi.com/

[53] http://www.huffingtonpost.com/

[54] http://cityroom.blogs.nytimes.com/2008/11/12/pranksters-spoof-the-times/

[55] http://www.tomscott.com/warnings/

[56] Правый по убеждениям колумнист The Daily Mail, известный своими чрезвычайно гомофобскими взглядами

[57] http://www.consultant.ru/popular/smi/

[58] http://lib.ru/TRANSLATORS/NORA_GAL/slowo.txt

[59] http://www.amazon.com/Newsonomics-Twelve-Trends-That-Shape/dp/0312598939/ref=sr_1_1?ie=UTF8&qid=1289724201&sr=8-1

[60] http://www.amazon.com/Journalism-Next-Practical-Reporting-Publishing/dp/1604265604/ref=pd_bxgy_b_img_b

[61] http://cyber.law.harvard.edu/sites/cyber.law.harvard.edu/files/Public_Discourse_in_the_Russian_Blogosphere_2010.pdf

[62] http://company.yandex.ru/facts/researches/ya_blogosphere_2009.xml

[63] http://oreilly.com/catalog/wemedia/book/index.csp

Наши рекомендации