Что это такое и зачем оно нужно
Медиаконвергенция - это смешение принципиально разных видов и жанров представления и подачи информации в одном издании. В некотором роде медиаконвергентной можно назвать газету "Ежедневный пророк" в "Гарри Поттере" - если помните, публикации там сопровождались живыми портретами.
Яркий пример медиаконвергенции в мире маглов, то есть в нашем - новостной сайт, статьи на котором сопровождаются аудиоинтервью и видеороликами. Сейчас это кажется логичным, хотя изначально представлялось, что радиостанцию нельзя скрестить с ежедневной прессой, а интернет не имеет ничего общего с деятельностью сотрудников телестудии.
Активно про медиаконвергенцию заговорили, когда наметился переход от бумаги к Сети, то есть в начале двадцать первого века. Газеты теряли подписчиков, их формат медленно, но верно выходил из моды. В то же время все больше потребителей предпочитали узнавать новости в интернете.
До сих пор некоторые бумажные издания делают ставку на качественные аналитические статьи, несущие ценность, которую потребитель не может получить в поисково-новостной свалке интернета. Легко понять, что это пораженческая стратегия. Как только одно из подобных изданий выйдет в Сеть с подобными материалами, за ним подтянутся остальные.
Вторая линия защиты при падении выручки от рекламы - платный доступ к качественным материалам. Это в конечном итоге тоже не работает. Слишком часто читателя удовлетворяет краткий пересказ статьи, а не сам материал.
Считается, что одним из выходов из тупика, в который зашли традиционные СМИ, станет производство новых, более привлекательных видов контента: видеороликов, фотогалерей, аудиозаписей, интерактивных модулей, форумов, групп обсуждения, "живых" рейтингов и так далее.
14.2.На "смерть" традиционных медиа
2009 год был очень сложным для всех средств массовой информации, но хуже всего пришлось прессе и радио - они потеряла значительную часть рекламных доходов. Заговорили о том, что вскоре газеты и журналы вымрут, их заменят более экономичные и оперативные онлайновые издания.
Это не так. За всю историю СМИ не было ни одного медиаканала доставки информации, который бы прекратил свое существование. Скорее всего, этого никогда не произойдет, и вот почему.
Во-первых, все виды СМИ нужны развитому демократическому государству. Главная цель СМИ как общественного института - предоставлять жителям страны объективную информацию о происходящем. Именно эта информация позволит избирателям голосовать за того или иного человека. Это очень часто до конца не осознается - без СМИ, без большого их разнообразия нам не хватит данных для формирования собственного мнения.
Все виды СМИ настолько важны для государства, что если им будет тяжко, демократическое государство, скорее всего, начнет их субсидировать - лишь бы сохранить чистоту избирательного процесса. Другими словами, газеты нужны до тех пор, пока их читает хоть сколько-нибудь заметная часть избирателей.
Во-вторых, различие между медиа заключается не столько в носителе информации, сколько в том, когда и как СМИ взаимодействуют с потребителем.
Когда вы хотите посмотреть фильм, вы скачиваете его. Когда вам нужно посмотреть его у тети, которая не купила компьютер, вы берете DVD. Если вы хотите посмотреть фильм первым и поесть попкорна с друзьями, вы идете в кинотеатр.
То же самое с разными видами СМИ. Радио слушают на ходу или в машине. Журналы листают перед сном или в перерыв. Телевизор смотрят по возвращении с работы, особенно когда устали и не хотят заниматься активным поиском информации. Газету обычно читали за завтраком - сейчас все больше в метро.
Видно, что тот или иной вид СМИ занимает собственное место в распорядке жизни человека. Конечно, когда в этот распорядок ворвался интернет, все переполошились, потому что миллионы человек подключаются к Сети на работе, а значит, их медиавнимание в течение целых восьми часов приковано к экрану монитора.
Реальная угроза бумажным газетам последовала гораздо позже, когда начал активно развиваться мобильный интернет. Он расширяет зону влияния интернет-СМИ еще как минимум на два часа - в течение поездок из дома на работу и с работы домой. Это традиционная территория радио и бумажной прессы, на которую проникают подкасты и...интернет-версии все тех же газет[42].
Появившиеся в 2010 году планшеты предназначены как раз для перехода на потребление цифрового контента в дороге. Производят этот контент все те же газеты. Формат подачи ими материала меняется в пределах допустимого, тем более, что на планшетном компьютере можно сохранить верстку и внешний вид газеты или журнала.
Традиционные СМИ не умирают, умереть могут разве что печатные станки. Газетные журналисты как были газетными, так и остались. То же касается журнальных авторов и даже новостных интернет-СМИ, которые все больше тяготеют к традиционной газетной форме - с обзорными статьями и неновостными блоками.