Болезненное восприятие критики

В конце концов редактор перебарывает свое желание врезать выпускающему и покорно исправляет найденные ошибки. Но привычка принимать все на свой счет не ушла - она затаилась и ждет.

...и тут удар наносят читатели, пишущие в редакцию, а также в свои блоги о том, как всех достало издание, берущее на работу безграмотных лопухов. Тут начинается самое интересное. Редактор начинает каждому из таких блогеров отвечать, причем зачастую в самом желчном тоне.

Это грубейшее нарушение этикета общения с читателем. Очень скоро вы с ним перейдете на личности и начнете третью мировую войну. Другая ошибка - попытаться объяснить ошибку усталостью, написать "вам легко говорить" или начать жаловаться на жизнь. Не надо говорить, что текст был написан в минуту слабости. Хотя вам может казаться иначе, но ваши переживания читателей абсолютно не волнуют. Вас же не волнуют переживания вашего принтера, распечатывающего "Ромео и Джульетту". А вот дефекты печати - волнуют.

Один мой знакомый дал примерно такое определение слову "профессионал" - это человек, который в любом состоянии не способен уронить качество продукта ниже определенной планки. Если в плохие минуты вы сильно снижаете качество, это и есть ваш настоящий профессиональный уровень. И читатель, который ценит ваши хорошие тексты, тут же замечает разницу.

Читателя надо любить и беречь. Вежливо поблагодарить его за поправку и в случае необходимости изменить текст. Если правка не нужна, коротко, в три предложения, объяснить, почему. Самому эту ошибку больше никогда не повторять и главное - понять, в чем она заключалась.

Болезненно воспринимать критику - тратить свое время и нервы вместо того чтобы приобрести знание.

Это, пожалуй, один из немногих пороков, с которым редактор должен справиться только сам. Если справиться не удается, начинают прорастать другие недостатки: халтура (все равно найдут к чему придраться), желание не писать на эту тему вообще (вместо желания хорошенько в ней разобраться), замедление работы из-за неуверенности в себе.

Апофеоз - многочасовая перепалка с коллегами и требование уважать авторский стиль.

Мнимое безразличие

В процессе борьбы с заболеванием человек вырабатывает иммунитет. Некоторые пытаются приобрести этот иммунитет до самого заболевания. Они носят маску этакого Терминатора, Робокопа или даже Фемиды, отбирая и пиша[41] новости с абсолютно непроницаемым лицом.

Обычно мнимое безразличие сопровождается попыткой нащупать критерий отбора новостей. Ведь если он есть, то можно отрешенно выбирать только то, что нужно, и отбрасывать "ненужное".

Такого критерия не существует, так как мир бесконечно многообразен. Но формализация нужна редактору не для этого, а для того, чтобы сказать, что данный новостной повод не входит в концепцию рубрики или не удовлетворяет каким-то требованиям.

Иногда критерии нужны - если, например, новостей много - они помогут выделить то, что действительно важно. Но подходить с серьезным лицом к собственным же критериям не стоит. В рубрике "Бизнес" Ленты.ру в свое время была из-за недостатка рабочей силы традиция отписывать только крупные сделки. Скажем, миллиардные и больше. Через некоторое время от этой глупой привычки пришлось довольно болезненно отвыкать.

Так вот, редактор изображает мнимое безразличие, когда боится взять на себя грех пристрастности, а проявить интерес к каждой из новостей не может.

Чаще всего это болезнь роста. Если же она длится долго, то наступает момент, когда маска безразличия прирастает к лицу и человек действительно теряет любопытство. О том, что происходит в этом случае, мы уже писали.

Медиаконвергенция

Вот уже несколько лет представители СМИ, издатели, преподаватели журналистики и просто сочувствующие говорят о медиаконвергенции как о следующем этапе развития средств массовой информации.

Обычно глава о медиаконвергенции попадает в число первых. Читателям открывают волшебный мир новых медиа. Мне это кажется неправильным - причины медиаконвергенции, настоящие рыночные тенденции можно доступно объяснить только после того, как человек знает основы самой журналистики. Ведь, например, не объяснить же бизнес-логику монетизации социальных сетей человеку, который спрашивает, "Что такое ВКонтакте?".

Наши рекомендации