Фельетоны Дорошевича Дело о людоедстве, В Татьянин день, Поэтесса, Декадент, Демон, Писательница.
Литературная деятельность и известность Дорошевич началась с публикаций его оригинальных фельетонов. Позже он продолжил работать в этом направлении, выступая как обличитель и критик современной ему действительности. Дорошевич также известен своими публицистическими работами, связанными с театром.
«Дело о людоедстве» - одна из самых известных работ Дорошевича. Действие фельетона разворачивается в городе Завихряйск. Пропадает околоточный надзиратель Аким Силуянов. Вскоре купец Афанасий Семипудовый признается, что «ел пирог с околоточным надзирателем», но, так как был в состоянии алкогольного опьянения, не помнит где и с кем именно. Его задерживают по подозрению в людоедстве. Далее весь фельетон строится на «мнимой интриге»: ведь читателю сразу понятно, что Семипудов ел в компании Силуянова, а вовсе не сделал начинку для пирога из надзирателя. Однако герои фельетона этого не понимают, поэтому читатель ждет исхода дела и гадает, где же на самом деле Силуянов.
Под прицелом Дорошевича в этом фельетоне оказываются, прежде всего, правоохранительные органы, полицмейстеры, властные структуры и их представители (губернатор, прокурор, судья). Дорошевич показывает их некомпетентность (неспособность понять, в чем дело, вера в «заговор с целью уничтожить, таким образом, всех чинов полиции»), неграмотность (в первой же резолюции полицмейстера: «Нивозможна дапустить, штоп акалодашные прападали, как еголки»), безответственность (уверенность судебного следователя в том, что Семипудов виноват, но желание его отпустить: «Какое несовершенство законов! Людоедство не предусмотрено!.. Не запрещено, - значит, дозволено. Ешь людей в свое удовольствие!»).
Дорошевич отражает и проблемы образования, и проблемы социальной разрозненности общества, неравенства людей в нем.
Важную роль в деле о людоедстве играет и журналистика. Дорошевич показывает и газеты-однодневки, которые тоже пытались внести вклад в дело, рассказывая о происходящих после обвинения событиях в городе (газета «Вечность», просуществовавшая три дня, газета «Конституционное начало», просуществовавшая два дня). Далее нарастанию шума по делу о людоедстве способствуют именно СМИ: они много пишут о нем, поднимают панику, отражают все идеи властей по поводу этого дела без какой-либо критики (например, идея создания карательного отряда для вырывания зубов у людоедов). Дорошевич показывает некомпетентность этих журналистов, которые не стремились разобраться в деле, и вследствие этого до людей дошла искаженная информация. Отражена Дорошевичем и проблема цензуры в журналистике: газета «Вольное вече», решившаяся поставить под сомнение факт людоедства Семипудова (статья «Съел ли Семипудов околоточного?») закрыта на 18 лет.
Ценность фельетона «Дело о людоедстве» не только в том, что он смешной и увлекательный, но и в том, что в нем широко отражены многие сферы жизни: под прицелом Дорошевича оказываются властные структуры, полиция, журналисты, купцы… Он стремится отобразить проблемы в сфере политики, образования, массовых коммуникаций. С удивительной меткостью и четкостью Дорошевич показывает все слабые и болезненные места разных структур и общества в целом. Ценность фельетонов Дорошевича в том, что они заинтересуют любого читателя – для этого достаточно просто уловить юмор и обличительный характер произведения.
Дорошевич все время использует гиперболы, яркую градацию – вначале Семипудова подозревают в людоедстве, потом обвиняют, потом ему приписывают вину во всех случаях исчезновения людей в других городах, потом называют «известным людоедом».
Очень выразительны и два фельетона о литературе: «Поэтесса» и «Писательница». Может, по случайному совпадению, а может, нарочно, они посвящены именно женщинам-литераторам. В них Дорошевич стремится показать, с какими проблемами приходится им сталкиваться на пути к успеху и к каким хитрым приемам они догадываются прибегнуть, чтобы добиться признания.
Фельетон «Поэтесса» рассказывает о госпоже Пулеметовой, которая решила применить хитроумный план: отправить своего мужа к нескольким редактором, которым она послала сборник своих стихотворений, чтобы он просил каждого из них написать хорошую рецензию на её книгу. При просьбе господин Пулеметов должен был рассказывать трогательную историю о том, что они сейчас ожидают своего первенца, и жене нельзя нервничать, иначе она «сбросит». Каждый из редакторов проникался историей, потому что боялся ответственности за несчастный случай, который мог случиться с поэтессой. В итоге на следующий день после выхода книги молодой поэтессы все газеты выпустились с восхваляющими её рецензиями. А господин Пулеметов даже забыл подойти к редактору, диалог с которым описывается в фельетоне, чтобы поблагодарить его. А госпожа Пулеметова оказалась вовсе и не беременна: «Вообразите, оказалось, что все на нервной почве! Нервная беременность…. Теперь, знаете, эпидемия какая-то. Все дамы нервно беременны!».
Фельетон «Писательница» рассказывает о госпоже Мауриной, которая не могла добиться успеха в литературе, так как издатели не заинтересовались её рассказами, когда она принесла их в редакцию. И тогда она решила отправить в редакцию молодую красивую гувернантку, жившую по соседству, чтобы она показала её рассказы издателям, представившись госпожой Мауриной. Писательница была уверена, что этот план сработает: «В ней есть все, чтобы заинтересовались её психологией». Редактор, узнавший эту историю, не мог поверить, но это была правда: все издатели удивлялись, откуда такая молодая девушка может все это знать - о чем она пишет в своих рассказах, но верили ей и издавали её произведения. А ранее к ним с теми же произведениями приходила настоящая автор, и они даже не стали их читать. Редактор принес свои извинения, но в итоге… Маурина оставила ему свой новый рассказ, а он забыл прочитать его, а потом и вовсе потерял рукопись. Вскоре он увидел в другом журнале под рассказом подпись Мауриной,. Встретившись с редактором этого журнала, узнал, что тот в курсе, кто настоящая Маурина, и тот рассказ ему принесла она сама.
Оба фельетона очень остроумно и в то же время реалистично изображают ситуацию в литературе, показывают лазейки, к которым действительно могли прибегать люди, чтобы добиться публикации и хороших рецензий на свои работы. Но если фельетон «Поэтесса» носит исключительно юмористический характер – он демонстрирует хитроумность господ Пулеметовых и простодушность, но в то же время добросердечность редакторов, то в фельетоне «Писательница» скрываются куда более драматические мотивы – он отображает извечные проблемы женщин и обличает безответственных и поверхностных редакторов. Как сложно женщине добиться успеха, как её судят по тому, что невечно – красоте и молодости, какие предрассудки просто одолевают общество: ведь все редакторы поступали одинаково, и лишь в конце нашелся один, лишенный предрассудков.
Если ответная реакция читателей в фельетоне «Поэтесса» - это смех, то в «Писательнице» - это смех сквозь слезы. Выразительны финалы в обоих фельетонах: в «Поэтессе» автор держит пари, что вскоре госпожа Пулеметова опять забеременеет - читатель продолжает смеяться с первых строк и до самой последней, а в «Писательнице» после признания рассказчика в том, что он не прочитал рукопись, принесенную самой Мауриной, читателю уже совсем несмешно, но он улыбается на последних строках, когда узнает, что другой редактор опубликовал рассказ, который ему принесла блондинка (Маурина), а не брюнетка (гувернантка).
"Татьянин день" я не поняла. Похоже, просто про то, что люди напиваются до усрачки, забывают, кто они есть, и кто есть люди вокруг них.
Декадент". Декаденство - как веяние культуры - это все напускное. Люди говорят, что придерживаются определенных взглядов, пускают всем пыль в глаза, а на самом деле всем нужна собственность и деньги. Ну и, конечно, такие люди выглядят комично.