Очерки Успенского Буржуй, Без определенных занятий, Власть земли, Нравы Растеряевой улицы, От Казани до Волги и обратно.
Первым крупным произведением Успенского, обобщившим ранний опыт писателя и явившимся важным этапом в его творческом развитии, были очерки «Нравы Растеряевой улицы» (1866). Они написаны на материале наблюдений за жизнью Тулы. Писатель с глубоким сочувствием рассказал о жизни городской бедноты — ремесленников, рабочих. В «Нравах...» сказались существеннейшие черты дарования Успенского как самобытного художника-реалиста — его острая наблюдательность, искусство диалога, рассказчика, сочный юмор, умение создавать обобщающие картины и образы. Последующими главными циклами крестьянских очерков Успенского явились «Крестьянин и крестьянский труд» (1880) и «Власть земли» (1882); к ним тесно примыкает ряд отдельных очерков и рассказов, а также цикл «Без определенных занятий. В этих произведениях писатель все глубже и разностороннее рисует современную деревню, расслоение крестьянства, дает меткие характеристики собственническим устремлениям, индивидуализму крестьянина-труженика. В произведениях этой поры и особенно во «Власти земли» Успенский стремится определить основные закономерности крестьянской жизни, быта, крестьянского миросозерцания. В результате писатель приходит к выводу, что определяющим здесь являются условия земледельческого труда, связь с землей — «власть земли» в широком смысле слова. Изучение и анализ пореформенной народной жизни побуждал Успенского, как и беллетристов-шестидесятников, к выявлению и по возможности к объяснению социальных причин бедственного положения народа. Но в то же время писатель проявил уже в 60-е годы свои индивидуальные творческие черты и особенности в описании народной жизни. В поисках национального русского начала он обращается к «почвенническим истокам». Изучая русскую деревню, он стремился объяснить мировоззрение мужика, его нравственные силы, эстетику, моральные устои «властью земли», порой независимой от крестьянина. Это был широкий взгляд писателя на народную жизнь, на национальную идею.
«Нравы Растеряевой улицы» - своеобразный цикл: изображена улица города Т. (прообраз - город Тула), где «на окраинах селился обглоданный люд», а также «живоглоты», угнетающие этот люд. Это серия очерков разного типа (сценки, диалоги, рассказы об отдельных персонажах - Прохор Порфирыч, Толоконников, Хряпушин, об отдельных семействах - Претерпеевы). Единство всем зарисовкам придают размышления автора о растеряевской жизни, о растеряевском человеке, жизнь которого протекает в пьянстве и невежестве. Исследователь А.А. Демченко подчеркивает власть алкоголя, который порождает апатию, нужду, отсутствие разумного начала в жизни. Подобные сцены и образы могут быть даны в восприятии только одного персонажа, например, Прохора Порфирыча, судьба которого переплетается с судьбами других. Он пистолетный мастер, история его жизни в том, что этот молодой и предприимчивый («ума-страсть») человек направляет весь свой ум на обогащение. Испытывая нужду страстную (он побочный сын чиновника), после смерти последнего прибрал к себе все имущество, открыл в его доме пистолетную мастерскую, и живя засчет труда «чумазого народа», выкарабкался на «гладкую дорогу ограбления народа». Традиционная точка зрения на этот очерковый цикл состоит в том, что здесь даны картины нужды и нищеты. Но только ли об этом речь? Современный исследователь Б.С. Дыханова отмечает, что Успенский имел ввиду и духовную нищету: «Растеряева улица - универсальный художественный образ, некая модель всей провинциальной жизни и одновременно разоблачение склада социальных отношений». Перекабыльство = головотяпство.
«Власть земли» (1882), входит в цикл очерков. Название очерка - крылатое выражение о крестьянском труде и его характере. Начинается очерк с публицистических размышлений о власти земли. Расстаться с землей невыносимо тяжело, нравственные качества личности крестьянина напрямую связаны с землей. Успенский включает сюда былину о Святогоре-богатыре, который не смог приподнять сумочку, притянутую к земле-матери, и именно эту загадку и пытается разгадать автор. Народная легенда о Касьяне и Николае. Они вернулись от народа к богу. Касян пришел франтом, а николай в грязи, он с народом трудился. Поэтому праздник Николая праздную частно, а Касьяна один раз.
Особенности композиции очерков Глеба Успенского: фрагментарность, своеобразная форма «матрешки» - везде одна мысль, но выражающаяся разными средствами: 1) былина - загадка о Святогоре. 2) авторские размышления публицистического характера. 3) прямые обращения к читателю. 4) вставные эпизоды или образы 5) введение в текст образов эпизодических персонажей - например, крестьянина-старика, участника войны 1812 года и обороны Севастополя, сеявшего по 90 мер овса из-за того, что жалко ему бросать землю, он испытывает восторг и восхищение от своего труда на ней.
Буржуй. Сравниваются буржуа и буржуи. Буржуй – новое сословие. Они ничего не привнесли полезного, никакой личной мысли не внесли. А дарами цивилизации пользуются. Думают только о деньгах, выпивке и девках.
От Казани до Томска и обратно. О переселенцах малороссах, великороссах и российских переселенцах. Описывает подробности погоды, указывает цены за переправу на пароме, еще потом подробно пишет о ценах за перевозку багажа переселенцев, подробности всякие короче. Рассказывает с какими интересными людьми он познакомился, например, там был юморной старик, который всех веселил. Много описания природы, например описывает горы, да так заковыристо, блять, метафорично. Подробно описывает бараки переселенцев. Рассказывает о переселяющихся женщинах, как им тяжело.