Не всё, что приходит на ум, рассказывай
Не всё, что приходит на ум, рассказывай,
Но всегда думай, о чём ты говорить намерен
(из старинных книг)
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее программа) «Тележурналистика». Направленность программы: техническая. Срок реализации 2 года. Возраст обучающихся 12-16 лет.
Тележурналистика – средство массовой коммуникации, затрагивающее интересы многих людей, и ребенок должен научиться, сохраняя собственную точку зрения, не нарушать права другого человека, не оскорблять его честь и достоинство. Программа нацелена на воспитание в детях личных качеств, основанных на порядочности и профессиональной честности.
Актуальность. Тележурналистика помогает обучению детей осмысленному отношению к жизни. В городе Воткинске развита сеть средств массовой информации для взрослого населения:
• печатные СМИ- «Воткинские вести» (газета, редакция), «ВТВ плюс», «Час Пик» (газеты, редакция) "Трудовая вахта"(газета, редакция)
• телекомпания- ВТВ, телекомпания ТНТ
• радио- «Авторадио-Воткинск», Радио «Моя Удмуртия» в г.Воткинске.
Детская тележурналистика только начинает развиваться в образовательных учреждениях нашего города. Ребята хотят принимать участие в создании средств массовой информации. Для них это возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении. Так появилась идея разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Тележурналистика».
Новизна программы. Программа направлена на формирование навыков тележурналисткой профессии в сочетании педагогических приемов – коммуникационного общения, профессионального обучения. В воспитании литературного вкуса и развитии творческих литературных способностей, в формировании отношения к журналистской публицистике, как к особому жанру литературы, требующему определенных нравственных и профессиональных качеств. В дифференциации с изучением других предметов школьной программы (литературы, истории, психологии, информатики и т. д.), в сотрудничестве с профессиональными газетами, телевидением, радио.
Программа нацелена на формирование коммуникабельности, творческой индивидуальности, креативности мышления, приобретение обучающимися основ профессий журналистской направленности: редактор, журналист, фотокорреспондент, ведущий, телевизионный журналист, оператор и т.д., умение увидеть вокруг свежую тему, выработать интересную идею, её оригинальное воплощение.
Педагогическая целесообразность. Занятие тележурналистикой, дает возможность обучающимся определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, определиться в мире профессий. Занятия журналистикой развивают нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формируют активную и независимую жизненную позицию.
Умение позитивно и многопланово общаться, ориентироваться в огромном потоке информации, для принятия верных, грамотных решений – жизненные позиции сближающие образование и воспитание детей с такой областью деятельности человеческой личности, как журналистика.
Цель: Формирование и развитие творческих способностей учащихся через вовлечение их в деятельность тележурналистики.
Задачи:
1. Знакомство обучающихся с профессией журналиста, тележурналиста, усвоение этических норм поведения и нравственных основ журналистики, содействие профессиональному самоопределению и личностному росту на основе изучения теории и практики журналистского мастерства;
2. Совершенствование навыков и умений самостоятельного суждения, аргументации, анализа, грамотного письма, речи и творческого мастерства на основе свободного выбора;
3. Развитие креативного мышления, творческих способностей обучающихся, через работу над творческими заданиями, проектами;
4. Формирование коммуникативной компетенции обучающихся.
5. Создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития;
6. Повышение уровня общей, языковой, информационной культуры обучающихся;
Данная дополнительная общеобразовательная развивающая программа основана на программах:
· программа дополнительного образования «Детско-юношеский пресс-центр», автор А.С.Ханин, 2007г.;
· программа дополнительного образования «Юнкор» муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Тонкинского района Нижегородской области педагог дополнительного образования Боровикова Светлана Александровна, 2009 год.
Разделы программы.
1. Работа с текстами
2. Основы журналистики
3. Ораторское искусство
4. Календарь народных и светских праздников
5. Знакомство с информационными технологиями.
Работа в программах: Microsoft Word и знакомство с системой Page Maker 6.5, Microsoft Excel, Studio12,Photoshop.
Практическая работа: создание сценариев, репортажей, очерков, разных информационных жанров, социальных видеороликов.
В учебном плане разделы программы, темы и темы занятий могут меняться местами, согласно логике календаря праздников, астрономического календаря, на усмотрение педагога, или иных условий (участие в конкурсах, конференциях и т.д.).
Количество часов, отведенных на разделы, темы, задания и сами задания можно регулировать, заменять равноценными или более полно раскрывающими содержание раздела или темы, с учетом уровня группы и индивидуальные особенности обучающихся.
Вариативность программы – в практической части выделен раздел практические задания – с учетом интересов обучающихся и уровней сложности заданий.
Содержание программы 1 года обучения
Тема 1.Введение – 2 часа.
Теория: инструктаж по охране труда и по пожарной безопасности - 3 часа. Инструктаж по пожарной безопасности и по охране труда.
Тема 2.Работа с текстами – 9 часов.
Теория: ввод текста на компьютере. Форматирование текста.
Практика: тренировочная работа по вводу текса и форматированию текста.
Тема 3.Основы журналистики - 72 часа.
Теория: Основы журналистики: история русской и зарубежной журналистики. Знакомство с различными журналистскими жанрами: информационными (заметка - виды заметок, отчёт, репортаж, интервью, анкета, опрос), аналитическими (корреспонденция, статья). Оформление текста. Стили. Работа с абзацами. Особенности работы с многостраничными публикациями. Жанры литературных материалов: путевые заметки, зарисовки (по впечатлениям о каникулах). Жанры литературных материалов: рецензия. Рассказ об отечественных журналистах. Жанры литературных материалов: очерк, сюжет. Жанры литературных материалов: фельетон, памфлет. Жанры литературных материалов: пародия, эпиграмма.
Практика: Написание текстов с различными журналистскими жанрами: информационными (заметка - виды заметок, отчёт, репортаж, интервью, анкета, опрос), аналитическими (корреспонденция, статья)
Тема 4.Что такое СМИ? - 15 часов.
Теория: что такое телевидение, радио, Интернет, газеты, журналы (экскурсии на «Воткинское телевидение», газету «Воткинские вести»).
Тема 5.Мир газет и журналов -12 часов
Теория: оформление журналов и газет. Редакция. Главный редактор. Газета, содержание газеты. Обзор любимых газет и журналов.
Практика: Творческая работа-оформление газеты или журнала
Тема 6.Составление текстов с использованием программы Microsoft Word и знакомство с системой Page Maker 6.5 - 21 час
Теория: Работа с текстом. Ввод текста с клавиатуры в публикацию. Форматирование текста. Ваша первая публикация. Вход в систему Page Maker 6.5. Начало создания новой публикации.
Практика: Создание текста на компьютере, форматирование текста.
Тема 7.Работа в программе Microsoft Excel - 21 час
Практика:построение диаграмм различного типа. Создание кроссвордов. Мастер создания календарей.
Тема 8.Создание слайдов в программе Power Point-15 часов
Теория: меню и инструментарий программы. Простейшие геометрические фигуры: овал, прямоугольник, линия, многоугольник. Создание комбинированных изображений. Настройка цветовых режимов. Рамки. Использование библиотеки рисунков. Размещение графических объектов и публикации.
Практика: Создание презентаций, используя простейшие геометрические фигуры.
Тема 9.Итоговое занятие- 6 часов
Теория: создание макета итогового выпуска газеты. Показ компьютерных газет, презентаций, плакатов.
Практика: Создание газеты
Составление газет-21 час
Участие и обзор мероприятий школы и СЮТ-21 час
Шкала баллов
- низкий - 1балл (неумение создавать тексты по заданным жанрам журналистики, работа с текстом при помощи педагога, неумение составления презентации)
- средний - 2 балла (использование незначительной помощи педагога при составлении текстов разных жанров, допущение незначительных ошибок при работе с текстом, составление презентации при помощи педагога)
- высокий - 4 балла (умение использовать разные жанры при подготовке текста, умение работать с текстом самостоятельно, умение самостоятельно создавать презентации).
Задание:
Создать «Новогодний репортаж», «Жизнь нашего класса» и т.д.
Шкала баллов
- низкий - 1балл (неумение работать в группе при создании творческого проекта, не может выполнять самостоятельно работу по заданной теме, допускает множество ошибок при составлении текстов)
- средний - 2-3 балла (умение работать в группе при создании творческого проекта, выполнять работу по заданной теме с помощью педагога, допускает ошибки 1-2 при составлении текстов)
- высокий - 4 балла (умение работать в группе при создании творческого проекта, выполнять самостоятельно работу по заданной теме, составлять тексты без ошибок).
Задание: Создать творческую работу (фото, видео, газета) на тему «Улицы нашего города», «9 Мая» и т.д.
Учебный план 2 год обучения.
№ | Тема занятия | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Введение. Инструктаж по ТБ. | - | опрос | |||
Повторение материала 1 года обучения: литературные жанры Практическая работа «Узнай жанр!» | Практическая работа «Узнай жанр» | ||||
Информационные жанры | Практическая работа | ||||
Газетный язык | Практическая работа | ||||
Эстетика | Практическая работа | ||||
Этика журналиста | Ролевая игра | ||||
Культура речи | Практическое занятие | ||||
Презентация | Самостоятельная творческая работа | ||||
Программа Publisher Создание буклетов и рекламных листовок. | - | Творческая работа -создание буклетов и рекламных листовок. | |||
Программа Photoshop | Творческая работа | ||||
Правила редактирования и форматирования текста | Выпуск газеты | ||||
Видео съемка. Основы монтажа. | Практическая работа | ||||
Годовой круг праздников и традиций | - | Создание сценариев | |||
Практическая деятельность | - | ||||
ИТОГО |
Содержание 2 года обучения
Тема1. Введение. Инструктаж по ТБ.- 3 часа Теория: Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Тема 2. Повторение материала 1 года обучения: литературные жанры-6 ч (путевые заметки, зарисовки, рецензия, очерк, сюжет, фельетон, памфлет, пародия, эпиграмма). Практика: Практическая работа «Узнай жанр!» | |
Тема 3.Информационные жанры– 36 часов Теория: · Событие – основа информационных жанров · Новость. Повод. · Достоверность. Оперативность. · Ответственность автора за информацию и факты. · Подготовка к беседе: разработка темы, составление вопросов, отбор фактов из архивов и исторических источников. · Проверка собранных фактов в ходе бесед и интервью по справочникам, энциклопедиям, словарям. Практическая работа по теме: Творческая лаборатория «Развитие темы в разных жанрах информационного плана» | |
Тема 4Газетный язык – 33 Теория: · Работа над словом. Авторский «почерк». · Словарный и лексический запас. · Любимая фраза, любимые глаголы. · Использование прямой речи как речевой характеристики героев публикаций. · Краткость, простота языка. · Заголовки. Рубрики. · Разбивка текста на абзацы. Практические задания: Творческая лаборатория «Работа над словом»; Конкурсы на лучший заголовок, рубрику, тему Тема 5Эстетика-15 ч Теория: · Прекрасное и безобразное в живописи. · Трагические и комическое в театре и кино. · Возвышенное и низменное в поэзии. Художественный образ. · Условность. Правда и вымысел. Фантазия. Плагиат. Практические задания: - Просмотр и письменный анализ в форме мини-рецензии известной сказки в театральном спектакле и в киноварианте; Тема 6. Этика журналиста-15 ч Теория: · Важнейшие понятия об этике и морали, их влияние на нравы, обычаи, быт, поведение людей. Категории этики: добро, зло, духовность, достоинство, честь, верность, долг, счастье, идеал, героизм и их значение в жизни человека. · Права и обязанности журналиста. Журналистская мораль. · Этикетные ситуации. · Табу журналиста. Практика: практическая работа –Как себя поведет журналист в разных ситуациях. Тема 7.Культура речи- 12ч Теория: · Газетный язык. Лексические и синтаксические особенности газетного языка. · Чистота речи журналиста. · Богатство речи журналиста. Практика: Анализ газетных статей. Тема 8 Презентация-12 ч Теория: Понятие, виды, типы. Практика: Составление презентаций на заданную тему. Тема 9 Программа Publisher-6 ч Практика: Создание буклетов и рекламных листовок. Тема 10 Программа Photoshop-15ч ( мастер-класс) Теория: · Знакомство с программой. Практика: · Работа с фотографией, со слоями. · Работа с текстом Тема 11.Правила редактирования и форматирования текста-18 ч Теория: · Структура издания. Формат издания и количество колонок. Виды формата и постоянные элементы издания (полоса, колонтитул и другие). «Макет», «верстка». · Подготовительная работа, правила ввода текста. алгоритм действий, приемы выделения материала на полосе. · Оформление заголовков и подзаголовков, создание колонтитулов, их роль в издании. · Редактирование текста. Анализ текста и его редактирования. Рецензия на заметку в газету. · Теория. Композиция издания: вертикальная и горизонтальная. Оформление титульного листа. Подготовка к печати литературной газеты. Практика: Подготовка и выпуск школьной литературной газеты. Тема 12.Видео съемка. Основы монтажа-21ч (мастер-класс) Теория: · История фотографии и кинематографа. История изобретения фотографии. Жанры в фотографии. · Знакомство с фотоаппаратом. Оптика и ее назначение. Фотографический объектив. Освещение. · Съемка портретов (Практическая работа). · Городской пейзаж (Практическая работа). · Основы композиции. Сценарий игрового фильма. · Работа над фильмом. Монтаж видеофильмов в программе « Studio 10». · Практическая работа – видеосъемка фильма, монтаж. Тема 14.Годовой круг праздников и традиций-12ч. · Изучение народных праздников и традиций. Индивидуальная работа по составлению сценариев, репортажей по одному из народных мероприятий. Тема 15.Практическая деятельность-12ч. · выпуск детской телевизионной передачи · организация и проведение массовых мероприятий для учащихся СЮТ · выпуск стенгазеты СЮТ |
Шкала баллов
- низкий - 1балл (не может создать текст в информационном жанре, постоянно пользуется помощью педагога)
- средний - 2 балла (создает текст в информационном жанре, используя незначительную помощью педагога)
- высокий - 4 балла (создает текст в информационном жанре самостоятельно)
Задание: Создать «Новогодний репортаж», «Празднование Нового года в разных странах» и т.д.
Шкала баллов
- низкий - 1балл (неумение работать в группе при создании творческого проекта, не может выполнять самостоятельно работу по заданной теме, допускает множество ошибок при составлении текстов)
- средний - 2-3 балла (умение работать в группе при создании творческого проекта, выполнять работу по заданной теме с помощью педагога, допускает ошибки 1-2 при составлении текстов)
- высокий - 4 балла (умение работать в группе при создании творческого проекта, выполнять самостоятельно работу по заданной теме, составлять тексты без ошибок).
Задание:
Создать творческую работу (фото, видео, газета) на тему «Воткинск-Родина Чайковского», «Этот день Победы» и т.д.
Учебный план творческой группы
№ | РАЗДЕЛ ТЕМЫ | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Вводное занятие: Инструктаж по технике безопасности и правилах поведения с работой на компьютере. | опрос | ||||
Повторение публицистических и непублицистических жанров | Написание публикаций выбранного жанра. | ||||
Творческая работа: Совершенствование индивидуального стиля в тележурналистике | Практическая работа | ||||
Основные подходы к организации рекламной деятельности. | Практическая работа: Создание рекламной статьи | ||||
Оформительское дело | Практическая работа: Оформление газеты | ||||
Анализ материалов периодической печати, видеоматериалов. Выпуск газет. Видеосъемки. | Написание статей, создание видеороликов | ||||
Творческая мастерская | Участие в конкурсах | ||||
Проектная деятельность | Защита творческих проектов | ||||
ИТОГО: |
Содержание учебного плана творческих групп
Тема 1. Вводное занятие- 3ч
Теория: Инструктаж по технике безопасности и правилах поведения с работой на компьютере, оргтехникой
Оформление газеты
Иллюстрированное оформление газеты.
Просмотр газет. Анализ подобранных иллюстраций.
Показ, как с помощью иллюстраций «оживает» газета. Рассмотр и обсуждение на примере различных периодических изданий как оформляется газета. Самостоятельный подбор иллюстраций на выбранную тему для оформления газеты.
Роль фотографии в газете.
Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж». Дизайн газеты. Классический дизайн газеты.
Фотографирование объектов,просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших. Практическая работа: Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей черт. Оформление эскиза газеты с использованием классического дизайна.
Не всё, что приходит на ум, рассказывай,