Параграф 1. Понятие «новые медиа» и их особенности.
Понятие «web 2.0» в наш мир принёс американский издатель и сторонник движения за свободное программное обеспечение Тим О`Райли в 2005 году.
Несмотря на то, что появление термина приписывается именно ему, переход в новую эпоху веб связывают с 2000 годом. Именно тогда произошёл, так называемый, крах доткомов. На американской бирже высокотехнологичных компаний произошёл резкий рост цен на акции интернет-компаний с последующим резким обвалом, из-за чего многие корпорации была разорены.
Ликвидацию компаний, которым не удалось пережить крах доткомов, связывают с тем, что бизнес-модели этих Интернет-компаний были ориентированы на рекламу и маркетинговые акции. Отчасти отсюда и вытекает новый закон веб 2.0: наиболее успешные приложения и компании в современном мире не нуждаются в рекламе, а становятся известны благодаря вирусному маркетингу и сарафанному радио.
Самой важной определяющей чертой web 2.0 является естественный процесс распространения программного обеспечения, который полностью обеспечивается вирусным маркетингом. «Сетевые эффекты от взаимодействия с пользователями – это ключ к рыночному доминированию в эпоху Веб 2.0.» [38].
Доверие к пользователям как к соразработчикам стало чуть ли не основным критерием для развивающихся Интернет-компаний. Например, «Google» дал своим пользователям свободный доступ к созданию своего канала на «Youtube», благодаря чему любой человек из любого уголка планеты может зарабатывать деньги на рекламе, снимая свой видеоблог или же просто наполняя его контентом. Что же остаётся самому «Google»? Только обеспечивать людям доступом к этому контенту.
Активное развитие Интернета и ориентация на пользователей в создании контента также положило начало развитию платформ для создания персональных блогов.
Ярким примером может послужить «Livejournal» (Живой журнал, ЖЖ) появился в 1999 году и активно стал распространяться в 2000-ые. Многие известные журналисты и медийные личности ведут свои персональные блоги по сей день. Однако тенденция ориентированности на пользователя пошла ещё дальше и создала в сегменте web 2.0 новое направление.
Mногие программисты дали рядовым пользователям платформы для создания своих персональных страниц в Интернете посредством открытого доступа к готовым кодам языков программирования.
Получается, что люди, которые не понимают, как правильно использовать языки программирования, или вовсе ими не владеют, могут создать собственный сайт и на просторы Интернета выкладывать свой индивидуальный контент.
Ориентация на пользователя привела к тому, что в современном мире производится огромное количество информации, текста, видео и фотографий.
Мгновенный доступ к информации вызвал перенасыщение ей. Стоит отметить, что эта информация не всегда является достоверной, в связи с этим появилась потребность в её «фильтрации».
Появляется новый сегмент обширной аудитории – это аудитория интернет-пользователей. В связи с этим возрастает потребность в привлечении данного сегмента потребителей к себе, из-за чего традиционные СМИ вынуждены уходить в непривычную для себя площадку вещания.
Доступ к Интернету стал отличительной чертой традиционных и новых медиа. Сам термин «Новые медиа» появился в конце ХХ века и подразумевал под собой процесс развития сетевых технологий и коммуникаций. Под новыми медиа понимают любой медиапродукт распространяемый любыми цифровыми методами.
Эксперт в области новых медиа Лев Манович говорит, что новые медиа по сути своей мета-медийны, буквально они берут что-то старое, что хорошо знакомо, например, текст, и переносят его в новую среду – Интернет. Новые медиа представляют собой «ремикс между культурой и компьютерами» [37].
В связи с переходом в Интернет перед журналистами, газетчиками и телевизионщиками открылась новая возможность донести материал на основе мультимедийных платформ, который раньше невозможно было бы распространить посредством какого-то одного СМИ. Слияние технологий – конвергенция – стала отправной точкой рождения новых медиа, в центре которых стоит не просто потребитель, а в прямом смысле слова полноправный участник формирования нового контента.
Для того чтобы понять, что же такое конвергенция, обратимся к Е.Л. Вартановой: «Конвергенция – это слияние технологий, которое позволяет разным техническим носителям – кабельным или телефонным сетям, беспроводной спутниковой связи – доставлять информацию пользователю или потребителю. В основе технологической конвергенции медиа лежит процесс дигитализации, перевода содержания в цифровую форму, который позволяет «уравнивать» печатное слово и движущееся изображение» [5].
Для обозначения понятия конвергенции чаще всего используют цитату американского профессора Итьеля де Сола Пула: «Стирание границ между медиа как средствами обоюдной коммуникации, такими как телефон, почта, телеграф как средствами массовой коммуникации, такими как пресса, радио и телевидение» [19].
Процесс конвергенции в журналистике отразился в слиянии ранее разобщённых СМИ. У каждой печатной газеты сейчас есть свой портал в Интернете. Радио и телевидение также перешли на Интернет-вещание.
Естественно, чтобы заполучить своего читателя, надо понимать, что Интернет предоставляет возможность из простых текстов делать мультимедийные проекты, сопровождать его аудио- и видео-файлами. В связи с таким переходом СМИ от традиционной редакции к конвергентной, для журналистов стало актуально переквалифицироваться в так называемого «универсального журналиста». Такой журналист должен обладать умением не только написать текст, но уметь и снимать, и монтировать видеофайлы, чтобы СМИ, в котором он работает, могло передать его материал по всем имеющимся каналам связи.
Быстрый темп жизни изменил характер потребления информации.
Современный потребитель сам выбирает, когда и как ему получать новый контент. Он может сидеть в Интернете и тут же слушать радио, смотреть телевизор, получать новостные рассылки на почту или же на мобильный телефон. Аудитория сама диктует условия СМИ.
Появляется такое понятие, как конвергентная редакция. Суть такой редакции сводится к интерграции всех возможных форм подачи материала: онлайн, печать, видеотрансляция и прочее. Чтобы сохранить и приумножить количество потребителей, многие средства массовой информации делают ставку на конвергенцию.
Аудитория активно стала обмениваться информацией, используя различные социальные сети, например, «Facebook», «Twitter», «Bконтакте» и др. И если раньше СМИ играли роль поставщика информации, переводя её для потребителя в удобную и доступную форму, то теперь редакции перешли из роли формирующих повестку дня к роли модератора информационного обмена между людьми.
СМИ генерируют и распространяют контент по всем возможным им каналам: социальные сети, рассылки на мобильную почту, сайты, статьи в газетах. Последние, как было уже сказано, распространяются теперь не только в печатном варианте. Сегодня момент публикации статьи на одной из платформ – не конец работы, а лишь начало процесса ведущего к развитию контента.
Указанные изменения привели к появлению новых требований к самим журналистам. На рынке труда теперь ценятся журналисты, которые способны работать для различных платформ коммуникации с потребителем. Изменения претерпели и редакторские составы. Если в традиционных СМИ, например, в газете, требовалось максимум по редактору на отдел и один выпускающий редактор, теперь же к ним добавились ещё и редакторы для социальных сетей и сайта, зачастую выполняющие ещё и обязанности модераторов. Такие изменения были вызваны быстрым развитием технологической составлящей медиаиндустрии.
Итак, вместе с конвергенцией этому так же сильно способстововал процесс «цифровизации» (диджитализации) контента. Диджитализация (от английского «digitalization») – это процесс перехода всех типов аналоговых форматов в цифровые, другими словами «оцифровка» контента. Этот процесс позволил любым средствам массовой информации легко передавать любой материал в отдалённые точки мира посредством каналов электронной коммуникации.
Использование различных форматов и каналов связи для передачи информации стали для интернет-СМИ их отличительной особенностью, что вылилось в такие качества, как гипертекст, мультимедийность и интерактивность.
Под интерактивностью СМИ подразумевают многосторонний информационный обмен с потребителем, причем, как с отдельными представителями, так и с аудиторией в целом [22].
Говорить об интерактивности как об исключительном свойстве новых медиа достаточно сложно, потому что те же газеты и радио ведут диалог с своим читателем или слушателем посредством писем, либо звонков в эфир. Однако в массовом масштабе традиционные средства массовой информации проигрывают так называемой «интернет-журналистике», поскольку их читатель является пассивным участником диалога, в то время как Интернет даёт возможность моментального реагирования на материал журналиста, как отдельным пользователям, так и большим сообществам читателей.
Принципиальным отличием интерактивности Интернет-СМИ является то, что диалог с потребителем происходит на одной и той же площадке. Это позволило новым медиа выйти на принципиально новый уровень в отличии от «старых» медиа, потому что материал автора становится полным благодаря участию в диалоге с читателями.
Понятие «гипертескт» впервые было использовано исследователем Тедом Нельсоном в 1960 году в значении «системы связи между отдельными документами с помощью встроенных в текст гиперссылок» [21].
Раньше гипертекст использовался в газетах как отсылка к ранее изданным материалам («как мы писали ранее» или отсылка к другим СМИ «как сообщала на прошлой неделе газета «Известия») [21]. Таким образом, значение гипертекста осталось тем же, однако стало неотъемлемой частью новых медиа.
Гипертекстуальность позволяет читать текст не только на одном уровне, как на бумаге, но, благодаря внутренним и внешним ссылкам, просматривать его глубже. Это, бесспорно, расширяет информационные возможности не
только производителей медиапродукта, но и его потребителей [21].
Гипертекстуальность даёт возможность написания более глубокого материала, добавляя в него ссылки на различные источники и материалы, что подчеркнёт его достоверность и полноту, а также поможет читателю прийти к каким-то собственным выводам и фактам.
Когда говорят о мультимедийности в современном мире, подразумевают способ передачи информации с использованием множества медийных платформ – аудио-, видео-файлов, текста, анимации, графики и прочих производных форм.
Несмотря на то, что традиционные средства массовой информации принято относить к мономедийным, в них всё равно встречаются разные форматы медиа. Так, например, в газете это не только текст, но и визуальная его составляющая с фотографиями и картинками. На радио это не только звук, но и текст. На телевидении появляется ещё и видеоряд. Фактически, телевидение уже можно назвать таким каналом массовой информации, в котором осуществляется передача на большие расстояния вербальных текстов, звука и видеоряда, фото, графических изображений (статических и подвижных), анимации. Однако в отличие от Интернета телевизионную «мультимедийность» можно назвать линейной, когда все знаковые формы используются в одном временном диапазоне [21]. Различные мультимедийные языки могут по-разному друг с другом взаимодействовать. Они могут как дополнять друг друга (фото дополняет текст), так и помогать в навигации по тексту и выстраиванию его иерархии.