Сведение счётов между животными.
Абу Хурайра (Да довольствуется им Аллах) передаёт такой хадис: «Аллах даст возможность всем творениям — джиннам, людям и животным — отплатить друг другу за обиды, нанесённые в этом мире. В этот День безрогая овца отомстит рогатой. А когда справедливость будет восстановлена и не останется ни одной обиды, Аллах скажет животным: "Станьте прахом!" Тогда неверующий скажет: "Лучше бы мне быть прахом!"» [Табари].
А вот другая версия этого хадиса, также от Абу Хурайры: «Поистине, Аллах соберёт все Свои творения, каждое животное, птицу и человека, и скажет животным и птицам: "Станьте прахом!" Тогда неверующий скажет: "Лучше бы мне быть прахом!"» [Табари].
‘АбдаЛлах ибн 'Амр (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В Судный день, когда земля будет растянута, животные будут собраны, после чего они отомстят друг другу за все обиды, так что безрогая овца отомстит рогатой за то, что та бодала её в этом мире. Когда же все счёты между животными будут сведены, Аллах скажет им: "Станьте прахом!" Тогда неверующий воскликнет: "Лучше бы мне быть прахом!"»[Табари].
Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В День Воскрешения обязательно будут соблюдены права имеющих право и даже к безрогой овце приведут рогатую»[Муслим].
Абу Хурайра (Да довольствуется им Аллах) передаёт, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Все творения отомстят друг другу за все обиды, так что безрогая овца отомстит рогатой, а мельчайший муравей — другому такому же муравью»[Ахмад].
Абу Хурайра также передаёт такой хадис: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, в Судный день творения отомстят друг другу за все, и даже овцы, которые когда-то бодались»[Ахмад].
Абу Зарр (Да довольствуется им Аллах) передаёт, что однажды Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) увидел двух бодающихся овец и сказал: «О Абу Зарр! Знаешь ли ты, из-за чего они бодаются?»Он ответил: «Нет». Тогда Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «А Аллах знает, и Он рассудит между ними»[Ахмад; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, т. 4, с. 606-611].
Однако как можно мстить животным, ведь они не относятся к категории мукалляф? (Мукалляф — тот кто способен нести ответственность и на кого возлагаются религиозные обязанности: совершеннолетний, психически здоровый и т. д.). У многих учёных возникли вопросы и сомнения по поводу того, что сказал Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) о сборе животных и сведении счётов между ними. Ан-Навави коснулся этого вопроса в своём комментарии к «Сахиху» Муслима: «Это — ясное указание на то, что животные будут собраны в Судный день и что они будут воскрешены точно так же, как и относящиеся к категории мукалляф из числа людей, а также несовершеннолетние дети, умалишённые и все те, до кого не дошёл призыв. На это указывает Коран и Сунна. Всевышний сказал: "...когда дикие звери будут собраны" (сура 81 "Скручивание" аят 5). Если имеется текст о том, возможность осуществления чего не отвергают ни разум, ни Шариат, необходимо принимать его как есть и понимать его в прямом смысле. Учёные сказали: "Непременным условием сбора вовсе не является воздаяние, наказание и награда" Что же касается того, что безрогая овца отомстит рогатой, то это вовсе не то отмщение, которое имеет место между относящимися к категории мукалляф, поскольку животные не относятся к этой категории. Это просто воздаяние равным. А Аллах знает обо всём лучше».
Шейх Насыр-ад-дин аль-Албани привёл эти слова ан-Навави и сказал: «Нечто подобное упомянул в сокращённом виде Ибн Малик в "Мабарик аль-азхар" (2/293)». А 'Али аль-Кари передаёт в "Аль-Мирка" что он сказал: "Кто-то может сказать: овца не относится к категории мукалляф, как же ей можно воздать равным за обиду? Мы говорим в ответ: поистине, Всевышний Аллах делает, что пожелает, и Его не спрашивают о том, что Он делает. Цель этого — оповещение людей о том, что ущемлённые права не останутся без возмещения и что притеснённый получит возмещение от притеснителя".
Аль-Кари сказал: «Это прекрасное мнение и хорошее направление. Вот только слово "цель" там, где следовало бы сказать "смысл" или "мудрость" употреблено неуместно. Подводя итог, скажем, что упоминание данной ситуации есть указание — посредством преувеличения — на абсолютную справедливость по отношению ко всем, кто относится к категории мукалляф: если таково положение животных, которые не относятся к категории мукалляф, то что можно сказать об обладающих разумом — низких и благородных, сильных и слабых?»
Шейх Насыр прокомментировал эти слова следующим образом: «Очень жаль, что все эти хадисы отвергаются некоторыми «учёными»-догматиками просто ради какого-то мнения. Но самое удивительное, что по этому же пути пошёл и великий учёный аль-Алюси! Он привёл хадис Абу Хурайры (версии Муслима и Ахмада) в комментарии к аяту: "...когда дикие звери будут собраны"в своём тафсире "Рух аль-ма'ани = Дух значений" и сказал: "аль-Газали и его последователи утверждают, что собраны будут только люди и джинны, поскольку все остальные творения — не относятся к категории мукалляф и не имеют отношения к достоинству. И нет ни аята, ни хадиса, который указывал бы на то, что животные будут собраны. Что касается хадисов Муслима и ат-Тирмизи, то они, несмотря на свою достоверность, не являются толкованием и разъяснением к аяту, и они вполне могут быть лишь метафорой, указывающей на абсолютную справедливость. Я также склоняюсь к этому мнению, хотя и не утверждаю, что приверженцы первого мнения однозначно ошибаются, потому что у них тоже есть свои доводы и доказательства. А Всевышний знает обо всём лучше". Он так сказал — да простит Аллах и его, и нас, — и это весьма странно, потому что в упомянутой книге он блестяще разъясняет коранические аяты, не отступая при этом от пути наших праведных предков, без искажённых толкований и отрицаний. Что же заставило его дать хадису совсем не такое толкование, которое становится очевидным при первом же взгляде на него? Что заставило его сказать, что это — метафора и подразумевается абсолютная справедливость? Разве это не опровержение хадиса, в котором совершенно ясно говорится о том, что к безрогой овце приведут рогатую для того, чтобы она могла отплатить ей за обиду? А он говорит, следуя мнению учёных догматиков: это метафора! То есть — безрогая овца не будет мстить рогатой. Все это можно сказать, если остановиться на упомянутой версии Муслима. Однако, если мы перейдём к другим версиям этого хадиса, вроде хадиса Абу Зарра и других, мы непременно увидим, что в них ясно говорится о том, что упомянутое сведение счётов — реальность, а вовсе не метафора. И да помилует Аллах имама ан-Навави, который сказал: "Если имеется текст о том, возможность осуществления чего не отвергают ни разум, ни Шариат, необходимо принимать его как есть и понимать его в прямом смысле" Этими словами он как бы отверг упомянутое странное толкование. Посредством таких вот искажённых толкований философы и му'тазилиты опровергают то, что верующие увидят своего Господа в Судный день, и что Он над Троном, и что Он нисходит к нижнему небу каждую ночь, и что Он придёт в Судный день, и многие другие сведения, которые мы получаем из аятов или хадисов, в которых упоминаются Его качества.
В общем, утверждение о том, что животные будут собраны и им будет дана возможность отомстить друг другу за все притеснения и обиды в этом мире, является единственно правильным, и неудивительно, что это мнение большинства учёных, как об этом сказал сам аль-Алюси в своём "Тафсире". За это же мнение выступил аш-Шаукани, комментируя аят суры "Скручивание" в своём тафсире "Фатх Аль-Кадир = Озарение от Могущественного": "Имеются в виду дикие звери, а сбор их означает воскрешение для того, чтобы они могли справедливо воздать друг другу за все обиды, и безрогая овца отомстит рогатой"». [Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, т. 4, с. 612].