Слова сподвижников о видении Аллаха.

Есть единодушие среди сподвижников посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в толкование этого аята. Они поняли его так, как объяснил им лучший среди учителей, последний из посланников.

«Ибн Абу Шайба, ибн Джарир, ибн Хузейма, ибн Мунзир, Абу Шайх, ибн Мандах в (книге) «Ответ джахмитам», ибн Мардавейх, Лалекаи, Аджурри, Бейхаки передали, что Абу Бакр ас-Садик (да будет доволен им Аллах) сказал: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее» наилучшее это есть рай, а «добавка» это возможность лицезрения Лика Аллаха». [«Дурр аль мансур» комментарий к Юнус 26]​.

Когда Абу Бакр ас-Садик (да будет доволен им Аллах) прочитал аят «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее) и добавка»[Юнус 26]​, его спросили: «О халиф посланника Аллаха! Что такое добавка?». Он ответил: «Лицезрение Лика Аллаха Всевышнего». [Ибн Кайум «Хадиль арвах» стр 384]​.

Хузайфа ибнуль Йаман (да будет доволен им Аллах) сказал: «Добавка это лицезрение Лика Аллаха». [«Хадиль арвах» стр 385]​.

Передал ибн Мардавейх со слов Хариса, что Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее» наилучшее это есть рай, а «добавка» это возможность лицезрения Лика Аллаха Всевышнего». [«Дурр аль мансур» комментарий к Юнус 26]​.

Ибн Абу Шайба, ибн Джарир, ибн Мунзир, ибн Абу Хатим, Абу Шайх, Даракутни, Лалекаи, Аджурри, Бейхаки передали, что Хузайфа (да будет доволен им Аллах) сказал: «Добавка, это то, что они увидят Лицо их Господа» [«Дурр аль мансур» комментарий к Юнус 26]​.

Ханад, ибн Джарир, ибн Мунзир, ибн Абу Хатим, Абу Шайх, Даракутни, Лалекаи, Бейхаки передали, что Абу Муса аль-Ашари (да будет доволен им Аллах) сказал: «Наилушее это рай, добавка, это то, что он увидит Лик Господа своего». [«Дурр аль мансур» комментарий к Юнус 26; Дарими «Радд аля джахмия» №103]​.

Ибн Джарир и Даракутни передавали, что Амар ибн Сад Баджли (да будет доволен им Аллах) о словах Всевышнего «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее и добавка» сказал: «Лицезрение Лика Аллаха». [«Дурр аль мансур» комментарий к Юнус 26; Дарими «Радд аля джахмия» №102]​.

Суюти приводит подобное толкование от ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), ибн Масуда (да будет доволен им Аллах), Даххака [Дарими «Радд аль джахмия» №101]​, Судди, Абдуррахмана ибн Абу Лайлы [Дарими «Радд аль джахмия» №100]​, Катады, Абу Исхака Сабии.

Ибн Аби Дауд передал, что у ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) спросили: «Увидит ли Аллаха, каждый кто войдет в рай?». Он ответил: «Да». [«Хадиль арвах» стр 385; Аджурри «Шариа» №591]​.

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Вы не увидите своего Господа, до тех пор пока не вкусите смерти». [«Хадиль арвах» стр 385; Лалекаи «Шархуль усуль итикад» 3/499/№865. Даруль Таиба-Рияд 1402 год]​.

Ибн Джарир ат-Табари сказал: «Согласно Абу Бакру ас-Сиддику (да будет доволен им Аллах), Амир ибн Саду (да будет доволен им Аллах), Хузейфатуль Йаману (да будет доволен им Аллах), Абу Исхаку, Абу Мусе (да будет доволен им Аллах), Абдуррахману ибн Абу Лейле, Хасану аль Басри, Абдуррахману ибн Махди, Сухайбу ар-Руми (да будет доволен им Аллах), Катаде, Каабу ибн Уджре и Убей ибн Каабу (да будет доволен им Аллах) под «уготовано Наилучшее» имеется ввиду рай, а под «и добавка» имеется ввиду возможность лицезрения лика Аллаха». [«Тафсир ат-Табари» 4/412]​.

Маварди (ум в 450 х) в своем комментарии к Корану отметил: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее» то есть рай. И «добавка» это возможность увидеть лик Аллаха Всевышнего. Подобное толкование передавали от Абу Бакра ас-Садика, Хузайфы ибн аль-Йамана, Абу Мусы аль-Ашари».

Ас-Салаби (ум в 427 х) в «Кашфуль байан» [7/24] писал: «И это передавалось от Абу Бакра Ас-Садика, Хузейфы, Абу Мусы аль-Ашари, Сухейба, Убады ибн Самита, Кааба ибн Уджры, Амар ибн Сада, Абдурахмана ибн Сибта, Хасана, Икримы, Абуль Джавзы, Даххака, Судди, Аты и Мукатила».

Багави (ум в 516 х) в комментарии писал: «Всевышний сказал: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее и добавка». То есть, тем кто совершали праведные деяния в этом мире, тому будет Наилучшее. И это рай. И добавка, это лицезрение Лика Аллаха Милосердного. Это толкование передавалось от группы сподвижников, среди них Абу Бакр ас-Садик, Хузайфы, Абу Мусы, Убады ибн Самита, да будет доволен ими Аллах. И это также говорил Хасан, Икрима, Ата, Мукатил, Даххак и Судди». [«Тафсир муаламуль танзил» комментарий к Юнус 26]​.

[Конец примечания].

Что касается слов имама аль Барбахари: «и Он рассчитает их, то есть своих рабов».

Относительно пришел хадис от Айши у Бухари и Муслима, что расчет верующих это то, что Всевышний предоставит верующему его грехи, а затем заставит человека признать свои грехи. Поставит перед собой верующего и скажет, разве не сделал ты так, разве не сделал ты так, разве не сделал ты так, и верующий будет совсем соглашаться, так, что подумает, что он уже погиб, что ничего ему уже не поможет из-за большого количества грехов. И затем Всевышний Аллах скажет: Я тебя скрыл в той дунье, то есть не показал людям твои грехи, не опозорил тебя в той дунье и скрою тебя в ахира так же. И Всевышний Аллах простит ему свои грехи.

Расчет верующего, показывание ему его грехов и Всевышний заставит верующего признать свои грехи, но не накажет его за эти грехи.

[Примечание редактора стенограммы]:

'Аиша передаёт: «Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Каждый, кто подвергнется расчёту в Судный день, пропал".Ясказала: "О Посланник Аллаха! Разве не сказал Всевышний: «Тот, кому его книга будет вручена в правую руку, получит лёгкий расчёт»?"Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Это только представление дел. Тот же, чей расчёт будет обсуждаться, непременно погибнет"»[Бухари; Муслим, № 2876].

[Конец примечания].

Наши рекомендации