Тема 7. Редакция как субъект информационной деятельности

Коллектив редакции - сложное, неоднородное по своей структуре объединение людей. В одних редакциях к трудовому коллективу относятся все работники редакции, включая администрацию. При этом чаще употребляется понятие «редакционный коллектив», в других под трудовым коллективом понимается объединение работников, находящихся в договорных отношениях с редакцией. Это связано с тем, что в действующем законодательстве нет четких определений на этот счет. В Законе о СМИ отсутствует понятие «трудовой коллектив редакции», а понятие «редакция» не отражает полностью сути трудового коллектива. В законе говорится лишь о творческой части редакционного коллектива - о журналистах. Однако, исходя из трудового законодательства, можно сказать, что трудовой коллектив редакции - это объединение всех работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность в редакции, на основе трудового договора.

Количественный состав трудового коллектива редакции может насчитывать от одного до нескольких сотен человек. В его составе могут действовать и редакции приложений к основному изданию (на правах подразделения - без образования юридического лица). Так, редакция еженедельника «Аргументы и факты» имеет более десяти приложений со своими редакциями, большая часть которых находится на правах подразделений редакции основного издания. В ходе функционирования редакции количество сотрудников тоже может существенно меняться. Редакция газеты «Деловой Петербург» в начале своей деятельности в 1990 года состояла из пяти человек, но за десять лет работы число сотрудников возросло в десять раз. Каждый член трудового коллектива сам представляет (защищает, отстаивает) свои интересы. В некоторых редакциях слова «коллективный договор», «профсоюзная организация» вызывают отторжение со стороны редакционных администраций. Произошедшие за последние пять лет в некоторых редакциях события показали на практике истинное правовое положение трудовых коллективов. Например, в «Известиях» некоторые члены трудового коллектива стали причиной раскола редакции. Стремясь получить выгоду, они продали свою долю редакционных акций нефтяной компании «ЛУКОЙЛ», которая, овладев контрольным пакетом акций, стала диктовать свои правила игры. Структура редакции, как и любого другого трудового коллектива - производственного или творческого, если ее рассматривать с точки зрения социальной психологии, складывает из нескольких локальных подструктур, активно влияющих на эффективность деятельности редакционного коллектива.

• функциональной,

• организационной,

• социально-психологической,

• социально-демографической,

Функциональная подструктура редакционного коллектива многообразна, так как функции сотрудников редактората, секретариата (организационно-уп- равленческие), корреспондентов (литературная, редакторская, организаторская работа), вспомогательных служб (техническая работа) различны. Существует значительная разница даже в функциях корреспондентов, например, фотокорреспондента и сотрудника отраслевого отдела, жанрового отдела. Родственные отделы (например, экономические) в газетах разных уровней также имеют неодинаковую структуру. Чем выше уровень издания, тем сложнее задачи журналистского коллектива, тем конкретнее различаются между собой обязанности сотрудников, тем больше появляется журналистских специальностей. В районной газете, где численность отдела один-два человека, сотруднику необходимо знать всю тематику собственного отдела, выступать по любому ее вопросу и в любом жанре. В крупных, федеральных газетах с большими штатами отделов журналисты имеют возможность специализироваться по определенным темам, проблемам, в определенных жанрах. Становится очевидным, что на сотрудника отдела районной газеты возлагается выполнение значительно большего количества функций, чем на журналиста крупного издания. Резервы во времени, в физических, моральных и прочих возможностях остаются у каждого почти одни и те же. Отсюда качество исполняемых функций будет различным.

Новые функции, которые приходится выполнять редакционному коллективу в условиях рыночного общества, непосредственным образом отражаются в его функциональной структуре. Так, желание выжить заставляет газеты и журналы публиковать в больших объемах рекламные объявления, что вводит в функциональную структуру обязанности рекламных агентов, сотрудников рекламного от- дела или агентства при редакции, которые занимаются сбором и оформлением рекламы. Нежелание пользоваться крайне невыгодными услугами монополистов в деле распространения периодики диктует многим редакциям выполнение функции распространителей собственной информационной продукции своими сила- ми, создавать отделы распространения. Редакционные коллективы, которые дорожат репутацией своих изданий, следят за тем, чтобы их тексты отличались точностью, достоверностью, высокой степенью компетентности. Для этого им приходится вводить в редакции функции научных редакторов, как это делают в журнале «Софт Маркет», или внештатных консультантов, которые работают в журнале «Рынок ценных бумаг». В иллюстрированных журналах, широко использующих графику, фотографии, цвет, кроме работников секретариата для оформления полос требуются художник, сотрудник, занимающийся редактированием фото- графий, т.е. их кадрированием, отсечением всего лишнего на снимке для его большей выразительности, художественный редактор. В некоторых изданиях введены функции арт-директора (журналы «ОМ», «Нефть и Капитал»). Свободное плавание в рыночном море дает изданиям и полную свободу в формировании функциональной подструктуры. Кто-то вводит менеджера по связям с общественностью (журнал «Бизнес класс»), кто-то референта-переводчика (журнал «Деньги без денег»), кто-то тестовую лабораторию (журнал «Сотритй»), кто-то рекламно-маркетинговую службу (журнал «Русская недвижимость»). Весь вопрос упирается в их финансовое обеспечение. Ведь для выполнения каждой новой функции необходимы соответствующие кадры сотрудников, которых нужно обеспечить зарплатой, производственными площадями, оргтехникой, канце- лярскими товарами. Поэтому многие редакции в целях экономии средств, стараются выполнять работу меньшим числом сотрудников, возлагая на них не одну, а несколько рабочих функций, что не всегда оправдывает себя, так как ведет к снижению качества труда.

Организационная подструктура определяет основные профессиональные ро- ли, нормы и правила деловых взаимоотношений сотрудников, обеспечивает их выполнение при помощи трудового законодательства, Устава редакции. Она выражается в системе должностей, в документах, фиксирующих права и обязанности работников, правила, которые они обязаны соблюдать в процессе своей деятельности, дисциплинарные нормы и санкции. Ор- ганизационная подструктура определяется функциональной подструктурой, строится так, чтобы обеспечить четкое выполнение и координацию функций каждого работника. Эта подструктура отражена в штатном расписании редакции. Она складывается из главного редактора, его заместителей, коммерческого директора (в иллюстрированных изданиях также - арт-директора или арт-редактора) ответственного секретаря, его заместителей, художника, дизайнеров-оформителей, выпускающих, заведующих отделами, (в крупных отделах также заместителей зав. отдела- ми), корреспондентов отделов, собственных корреспондентов газеты за рубежом и в регионах, сотрудников технических служб, отделов рекламы, маркетинга, распространения. Бывает, что функциональная подструктура не подкреплена организационной. Например, журналисты-фельетонисты в штатном расписании многих редакций не предусмотрены. Сотрудники, специализирующиеся в данном жанре, в организационной структуре отделов и редакции занимают самые различные должности, не соответствующие функциям, которые они выполняют. Они числятся репортерами, заместителями ответственных секретарей, сотрудниками отдела писем, корректорами. Всё это, разумеется, не способствует их плодотворной творческой деятельности.

Социально-психологическая подструктура отражает психологические связи сотрудников - симпатии, антипатии, авторитет отдельных членов коллектива, общность интересов. Если организационная подструктура отражает формальные, официальные отношения между сотрудниками в процессе исполнения ими своих служебных обязанностей, то социально-психологическая - неформальные, эмоциональные связи (эти подструктуры называют также внешней и внутренней, формальной и неформальной). Жизнедеятельность коллектива во многом зависит как от внешней подструктуры, так и от внутренней. Роль формальной подструктуры растет по мере увеличения коллектива. Главное в нем - четкое распределение прав и обязанностей каждого работника. В маленьком же коллективе такое распределение может сложиться неформально, естественным ходом событии. Во многих редакционных коллективах обычно царят неформальные отношения, как в любой творческой среде. Журналистский труд требует бережного подхода к индивидуальности сотрудника, вместо авторитарного стиля руководства в редакции предпочтительнее демократический стиль. В каждом коллективе есть опытные журналисты, превосходящие своих коллег в мастерстве. Это выражается в росте их авторитета, уважении их мнения не только в рамках отдела, но и всей редакции. Этим сотрудникам, наиболее способным и инициативным, нужно поручать участки работы соответствующие их деловым качествам. Благодаря такому подходу, служебная роль журналиста будет соответствовать его творческим и деловым способностям, а также мнению о нем не только руководства, но и всех членов коллектива. Постоянное совмещение внешней и внутренней структур отдела и редакции является источником для качественного улучшения коллектива и его успешного функционирования. Социально-демографическая подструктура дает представление о составе сотрудников редакции сточки зрения пола, возраста, профессии, социального положения. Она тоже играет определенную роль в эффективной деятельности кол- лектива. На первый взгляд кажется, что однородный состав редакции в возрастно-половом отношении более мобилен, организован, лучше справляется с редакционной работой, чем коллектив, в котором трудятся женщины и мужчины, молодые и пожилые сотрудники. Однако более сла- женно трудится коллектив, в котором представлены лица разного возраста и пола. В структуре любого коллектива должно быть определенное соответствие молодых и старых работников для соединения высоких потенций развития и жизненного опыта. В сложившейся газетной практике есть свои определенные традиции. Например, в большинстве редакций в политическом, экономическом отделах, как правило, работают мужчины. В отделах писем, культуры и быта - женщины. Такое разделение, пожалуй, привносится в стены редакции устоявшимися жизненными понятиями о разделении производственных сфер между полами. Как показывает практика, издержки в деятельности однородного по возрасту коллектива иногда проявляются в редакциях молодежных газет. Часто заведующий отделом и по возрасту, и по опыту равен своим сотрудникам. С одной стороны, здесь быстро устанавливаются дружеские, неформальные отношения. С другой стороны, авторитет заведующего как руководителя коллектива остается низок, поскольку он не подкрепляется ни опытом, ни творческими и организаторскими особенностями. Официальный статус в молодежных редакциях менее всего почитается как формальная структура. В результате всего перечисленного выше, нет чётко налаженной работы. Соответствие функциональной и организационной деятельности, создание социально-психологического климата в структурах редакции, правильное регули- рование социально-демографической подструктурой коллектива, открывают дополнительные резервы для повышения уровня организации редакционной

Редакционный коллектив строится исключительно на контактах и деловых связях. Их можно разделить на:

• внешние и внутренние;

• подчинительные, управляющие и координационные.

Внешние связи редакционного коллектива очень обширны. Пожалуй, это один из немногих видов коллектива, обладающих таким количеством социальных связей. Собственно, вся его деятельность строится на постоянных контактах с многочисленными социальными институтами, отдельными лицами. Именно они, эти связи, позволяют работникам редакции получать журналистскую информацию. Чем больше связей с различными источниками информации, тем разностороннее, тематически и фактически богаче подготовленные коллективом к публикации различного рода материалы. Чтобы как можно лучше выполнять свою задачу, коллектив газеты, как показывает практика, должна искать и находить нужные ей связи. В процессе взаимодействия с другими коллективами редакция выступает в роли субъекта и объекта управления. С издателем она находится в подчинительных связях, с авторским активом, читательской аудиторией - управляющих и подчинительных, с редакционными коллективами других средств массовой информации в координационных связях.

Подчинительные связи. В советский период в большинстве случаев издателем газет являлись партийные комитеты, которые непосредственно руководили деятельностью средств массовой информации и пропаганды. От стиля руководства парткома своим печатным органом во многом зависела эффективность деятельности редакционного коллектива.

Практика показала, что наибольший вред работе редакции наносила мелочная опека со стороны издателя, вмешательство во внутриредакционные процессы. Это лишало руководство редакционного коллектива возможности самостоятельно принимать ответственные решения. Принятие закона о средствах массовой информации изменило подчинительные связи редакции. Был введен статус учредителя. Он утверждал устав редакции и заключал с ней договор, в котором было оговорено, что учредитель вправе обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени. В то же время учредитель не вправе вмешиваться в деятельность редакции, за исключением случаев, предусмотренным законом о СМИ, уставом редакции, договором между учредителем и главным редактором. Учредитель мог передать свои права и обязанности третьему лицу с согласия редакции и соучредителей. В случае ликвидации или реорганизации учредителя - объединения граждан, предприятия, учреждения, организации, государственного органа его права и обязанности в полном объеме переходят к редакции (если иное не предусмотрено редакционным уставом). По новому закону редакция с самого начала может выступать в качестве учредителя издания, а также издателя, распространителя, собственника редакционного имущества.

Семинарские занятия по теме

1 Оценить структуру редакции СМИ, его устав и другие нормативно-правовые документы (на выбор студента).

Тема 8. Информация в журналистике и ее виды
Журналист, собирая и осмысливая сведения о действительности,создает свое произведениеи фиксирует его текстна каком-то матери­альном носителе (бумаге, кино- или магнитной пленке и т.д.). Затем этот текст, отредактированный и скомпонованный с другими в номер газеты или программу ТВ (РВ), передается в аудиторию.

Виды информации:

По способам восприятия: визуальная, аудиальная; по форме представления: текстовая, числовая, графическая., звуковая.

По общественному значению: массовая (обыденная, общественно-политическая, эстетическая), специальная (научная, производственная, техническая, управленческая), индивидуально-личностная – включающая в себя знания, умения неповторимый и уникальный личный опыт, чувства, интуицию, прогнозы и планы.

Термин «информация» в журналистике означает всю совокупность сведений (вербально (словесно) и невербально зафиксированных), которую несет журналис­тика аудитории.

В теории журналистики применяется понятие «массовая информация» (лат. informatio «осведомление, изложение, сообщение»). Именно через характеристику деятельности журналистики по сбору, обработке, компоновке, распространению массо­вой информации проявляется сущность журналистики как особой сферы социальной деятельности. Журналистика не располагает никакими дру­гими средствами для выполнения своей социальной роли, кроме инфор­мации. Становясь посредником между журналистикой и аудиторией, ин­формация является тем рабочим инструментом, с помощью которого решаются многообразные задачи, стоящие перед всей системой журнали­стики как специфическим социальным институтом. Этим объясняется вы­бор термина «средства массовой информации» для журналистики как со­вокупности многочисленных каналов печати, радио и телевидения.

Употребляемое в словосочетании «средства массовой информации» прилагательное «массовый» приобретает сле­дующий смысл:
• направленность на массу (общество, народ, класс, слой, регион, про­фессию и т. д.) при отсутствии непосредственного контакта независимо от величины и пространственной рассредоточенности аудитории

• соответствие нуждам этой массы в информации, ориентирующей в социально значимых явлениях и проблемах, затрагивающей широкий круг экономических, социальных, духовных интересов массы, и обеспече­ние ее сведениями, которыми она может оперировать как своими в раз­ных сферах жизни;
• стремление к созданию единой позиции массы по касающимся ее вопросам, интеграции ее в социальную общность и выработке единой ак­тивной позиции по этому кругу вопросов с приближением к общечелове­ческим суждениям нормам;
• доступность информации для массы (бесплатное поступление ин­формации или за небольшую плату, удобный режим потребления - дома, в дороге, на работе, рядом с местом постоянного пребывания и пр.), про­стота формы, способствующая легкому усвоению;
• возможность одновременного получения массовой аудиторией (при непрерывности, стабильности поступления, периодичности выпуска) ин­формации; регулярность появления рубрик, циклов, постоянных блоков материалов;
• открытая возможность для всех желающих участия в работе средств массовой информации в разных ее формах (письма, сотрудничество, ра­бота на общественных началах и т.д.).
Структура массово-информационной деятельност:.

-Сбор
-Обработка
-Компоновка .
-Передача
- Восприятие информации.
- Использование.

Источники информации.

1. Люди как источник информации – свидетели тех или иных событий, специалисты по определенному вопросу, люди, чье мнение может оказаться интересным для читателей, зрителей или слушателей.
Алгоритмы работы с ними таковы:
Интервью— наиболее часто употребляемый в журналистской прак­тике метод получения информации при подготовке публикаций практиче­ски всех газетных жанров. Характерная черта метода интервью заключает­ся в том, что автор будущей публикации предъявляет интервьюируемому некий перечень вопросов в устной форме, затрагивающих наиболее важ­ные, по мнению журналиста, стороны интересующей его проблемы, и вы­слушивает ответы, которые и составят основное содержание его будущего выступления.
Беседа,как и интервью, является непосредственным речевым обще­нием автора с собеседником. Но это уже общение, в ходе которого вопро­сы могут задавать друг другу оба собеседника — журналист и обладатель информации. Именно последний момент резко отделяет интервью от бесе­ды как метода получения информации. Выступая равноправными собесед­никами, журналист и тот, с кем он беседует, выступают равноправными участниками речевого действия, могут в одинаковой мере влиять на ход и содержание беседы. Естественно, в силу этого журналист-собеседник, в отличие от журналиста-интервьюера, может получить гораздо более не­предвиденный результат своей беседы.
Опрос— это метод получения информации, когда журналист пыта­ется выяснить у многих людей их мнения по одному и тому же (одним и тем же) вопросу (вопросам). Имея перед собой совокупность ответов, он может составить полную картину мнений, увидеть их разброс по шкале с полюсами: «полное одобрение» — «полное неодобрение» или получить набор программ, планов действий в связи с обсуждаемым явлением. Обобщив данные опроса, он может использовать их в виде цифр, процен­тов и других знаков, подтверждающих его собственные выводы относи­тельно предмета опроса.
Анкетирование— метод, близкий к опросу, однако, обладающий своими особенностями. Анкетирование проводится с помощью специально разработанных анкет и требует навыков социологической работы. Данные, полученные путем анкетирования, позволяют получить довольно обосно­ванный ответ на те или иные вопросы. Однако в силу определенной гро­моздкости и трудоемкости он применяется в журналистике -относительно редко по сравнению с другими методами получения информации.
2.Документы.
Этот метод является одним из наиболее распространенных в дея­тельности журналиста. Понятие документ происходит от латинского «documentum» («доказательство», «поучительный пример»). В настоящее время под документом понимается, прежде всего, письменное свидетель­ство о чем-либо. Но есть и другие толкования документа. Выделяется не­сколько типов документов по разным основаниям. Так, по типу фиксации они могут быть объединены в группы: рукописные; печатные; фото- и ки­нопленки; магнитные пленки, грампластинки, лазерные диски и т.д. По ти­пу авторства - официальные и личные. По степени близости к объекту ото­бражения - первоначальные и производные. По степени предназначенно­сти для печати - преднамеренно созданные и непреднамеренно. По сфере деятельности, породившей документ, - бытовые, производственные, госу­дарственно-административные, общественно-политические, научные, справочно-информационные.
Существуют разные методы анализа документов, в зависимости от того, какие сведения в данный момент более всего необходимы журналисту. Основные методы, описываемые специалистами, представляют так на­зываемые традиционные и формализованные методы. Традиционные ме­тоды, или как их еще называют - качественные, составляют основу журна­листского исследования документов. Эти методы преломляются в понима­нии исследуемого документа, в его интерпретации, в фиксировании полу­ченных таким образом сведений. Интерпретация осуществляется как срав­нение содержания документа с определенными критериями, соотносящи­мися с этим содержанием.
Что касается формализованного метода, основу которого составляет контент-анализ, то он требует изучения большого массива однотипных до­кументов (например, подшивки газет) по определенным параметрам. Кон­тент-анализ - это трудоемкий научный метод, и применяется в журнали­стике он довольно редко, поскольку требует особых навыков и отнимает много времени.
3.Окружающая действительность.

Этот метод основан на личном наблюдении, личном познании дейст­вительности путем чувственного ее восприятия. В отличие от обыденного наблюдения, которое часто носит непреднамеренный, случайный характер, журналистское наблюдение целенаправленно. Оно базируется на общих, значимых и для других сфер деятельности основаниях: систематичности, целенаправленности, последовательности.
Объектом журналистского наблюдения могут быть и относительно простые, и исключительно сложные общественно-политические, культур­ные, религиозные, нравственные процессы, события, ситуации.
Существует несколько видов журналистского наблюдения. Их можно классифицировать по разным основаниям, например, способам органи­зации, предмету, характеру интересующих наблюдающего сведений. По первому основанию наблюдения подразделяются на открытоеискрытое. Особенностью открытого наблюдения является то, что журналист, открыто заявляет о своей цели, о редакционном задании, может сообщить и о том, как он его будет выполнять, какая ему может потребоваться помощь со стороны уча­стников действа. В отличие от открытого, скрытое наблюдение характеризуется тем, что журналист в течение определенного времени (или никогда) не сообща­ет окружающим его людям, за действиями которых он наблюдает, что он является журналистом и собирает необходимую ему информацию, а также о том, какого рода сведения его интересуют. Скрытое наблюдение может применяться при изучении, например, конфликтной ситуации в каком-то коллективе или при проведении журналистского расследования.
Особенности журналистского наблюдения могут быть предопреде­лены и таким фактором, как степень его участия в том событии, за кото­рым он ведет наблюдение. По этому основанию наблюдения могут быть разделены на включенныеиневключенные. В первом случае журналист становится участником событий и выполняет в событии свою нежурналистскую роль. Невключенное наблюдение пред­ставляет собой изучение какой-то деятельности со стороны.
В зависимости от условий изучения предмета, на который направле­но внимание журналиста, наблюдение может оказаться прямыми косвен­ным. Имеется в виду, что одни предметы автор может наблюдать непо­средственно, другие же — в силу их удаленности, скрытости и других ус­ловий — лишь опосредовано, используя косвенные данные.
По временному признаку наблюдения подразделяются на кратковре­менныеидлительные. Кратковременные наблюдения используются при подготовке оперативных публикаций; в случае же, когда надо изучить предмет подробно, основательно, применяется длительноенаблюдение.
Правовые и этические нормы работы с источниками.
Конституции, п. 4, 29 статьи которой гласит: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». То же дублируется в «Законе о СМИ».
Право журналиста:

1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;
2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;
3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;
4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;
5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первой статьи 42 настоящего Закона;
6) производить записи, в том числе с использованием средств аудиои видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;

Статья 38 статья этого же Закона, которая декларирует право граждан на получение информации через СМИ, и обязывает предоставлять информацию:
- по запросам редакций;

- на организованных ими же самими пресс-конференциях;

- в своих рассылках справочных или иных материалах;
- да и в любых других формах, в зависимости от собственной испорченности.
Соблюдение этики. Кодекс профессиональной этики российского журналиста (принят в 1994 г.):

- При выполнении своих профессиональных обязанностей журналист не прибегает к незаконным и недостойным способам получения информации. Журналист признает и уважает право физических и юридических лиц не предоставлять информацию и не отвечать на задаваемые им вопросы - за исключением случаев, когда обязанность предоставлять информацию оговорена законом.
- Журналист сохраняет профессиональную тайну в отношении источника информации, полученной конфиденциальным путем. Никто не может принудить его к открытию этого источника. Право на анонимность может быть нарушено лишь в исключительных случаях, когда имеется подозрение, что источник сознательно исказил истину, а также когда упоминание имени источника представляет собой единственный способ избежать тяжкого и неминуемого ущерба для людей.

- Журналист обязан уважать просьбу интервьюируемых им лиц не разглашать официально их высказывания.

- Только защита интересов общества может оправдать журналистское расследование, предполагающее вмешательство в частную жизнь человека.
- Журналист уважает и заставляет уважать авторские права, вытекающие из любой творческой деятельности. Плагиат недопустим. Используя каким-либо образом работу своего коллеги, журналист ссылается на имя автора.

Охрана прав и законных интересов личности.
-Тайна переписки,

- неприкосновенность жилища,

- презумпция невиновности

- исключение дискриминации по расовому, национальному, половому признакам,
- не­прикосновенность личности и обязанность удовлетворять ее потребнос­ти, в том числе - потребности в информации,

- права на свободу убеждений,
- выражение взглядов и мнений,
- получение и распространение информа­ции
Действующее Российское законодательство ограничивает свободу по 4 позициям:

1. Это обязанность в установленных законом случаях помещать обязательные сообщения в СМИ. В частности, ГК РФ обязывает редакцию СМИ публиковать опровержение не соответствующих действительности сведений; Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав» обязывает электронные СМИ с государственным или муниципальным участием предоставлять эфир кандидатам и избирательным объединениям.
2. Законодательные запреты на сбор и распространение информации определенного рода. Большое количество таких запретов содержит Конституция РФ. Так, ст. 21 содержит запрет на умаление достоинства личности; ст. 24 - на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия; ст. 29 запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства; ст. 49 закрепляет принцип презумпции невиновности. Кроме того, ст. 44 Конституции гарантирует защиту интеллектуальной собственности, что также налагает на редакции СМИ и журналистов определенные ограничения. Множество подобных ограничений, касающихся сбора и распространения информации с помощью СМИ, содержится в других законодательных актах (ФЗ «О борьбе с терроризмом», ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности», ФКЗ «О чрезвычайном положении, ФКЗ «О военном положении»).
К числу таких ограничений можно отнести обязанность хранить государственную тайну и иную конфиденциальную информацию, распространяющуюся на тех, кому она была доверена в специальном порядке. Ограничения на осуществление определенной деятельности, которые также могут затрагивать СМИ. К их числу относится регистрация СМИ, которая по своему содержанию является разновидностью разрешительной системы. И лицензирование частот.

Тема 9. Жанровое многообразие журналистских произведений
ЖАНР (франц. genre) (иск.), исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства; тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Строгое разделение по жанрам существует лишь в теории и, в определенной степени, в информационных материалах. Вообще жанрам свойственно взаимопроникновение, и на практике границы между ними часто размыты (особенно в так называемых «бульварных» изданиях).
Газетные жанры отличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто числом строк. Условно их можно разделить на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические. Главная цель информационного материала, будь он газетным, радийным или телевизионным, – сообщить о факте (в ежедневных изданиях и выпусках во главу угла ставится «свежий» факт – новость).Факт для журналистики - без фактов журналистика немыслима.
Информационные жанры.

1. Хроника - факт без подробностей. Небольшие (порой из одной – двух фраз) сообщения, не имеющие заголовка. Чаще публикуются подборками.
2. Заметка (информация).Содержит сам факт и некоторые подробности. Состоит из десяти–тридцати строк, имеет собственный заголовок. Чаще публикуется в подборке. Расширенная информация предполагает более широкое и подробное изложение событий. Возможны: историческая справка, сравнение, характеристика героев и т.д.

· Анонс - заметки, представляющие собой превентивные сообщения о будущих все­возможных культурных мероприятиях, выставках, концертах

· Аннотация - предметом отображе­ния в котором выступает определенное, уже состоявшееся инфор­мационное явление (прежде всего — это книги, статьи). Цель пуб­ликации данного типа заключается не столько в том, чтобы известить аудиторию о появлении, существовании какого-либо но­вого издания, сколько в том, чтобы описать кратко его качества. В аннотации сообщается об основных, «узловых» моментах возникшего феномена (его названии, авторе или авторах, издателе или постановщике, теме, содержании, времени появления, цели со­здания).

· Мини-рецензия - представляет собой оценочную заметку, предметом которой выступает какое-то информационное явление (книга, кинофильм, пьеса и т.д.). Цель публикации данного типа заключается в том, чтобы сообщить читателю о впечатлении, по­лученном ее автором в ходе знакомства с отображаемым предме­том.

· Блиц-портрет - содержит краткие сведения о человеке с целью дать аудитории первичное представление о его личности.

· Мини-обозрение – это фактологическая заметка, только предметом отображения выступает не одно какое-то событие, действие, явление, а их совокупность.

· Мини-история - предмет отображения - какая-то семейная, любовная, профессиональная или иная жизненная интрига, построенная на взаимоотношениях людей. Такого типа заметки ориентиро­ваны на небольшой объем информации, сопровождающей, как правило, цветные фотографии.

· Мини-совет - обычно предстает в виде какого-то короткого совета, рекомендации.

3. Информационное интервью - изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа. В полной мере информационным интервью получается тогда, когда акцент сделан на вопросах «что?», «где?», «когда?». Цель – проинформировать читателя о предмете авторского интереса, но отнюдь не проанализировать этот предмет. Предполагает совместное творчество: журналист предвосхищает вопросы читателей, тщательно готовится к интервью, непременно владеет ситуацией. Необходимо указать, с кем ведется беседа (фамилия, имя, отчество, служебное или общественное положение), тему разговора, каким образом получено интервью (в личной беседе, по телефону, по факсу и т.д.).

4. Информационный отчет - по заданию редакции журналист рассказывает о том, что видел и слышал. Размер материала зависит от значимости события. Общий отчетсодержит изложение фактов в хронологическом порядке,
5. Зарисовка - обобщение фактов и описание обстановки. Короткий, живой и образный рассказ о своих впечатлениях.
6. Информационное обозрение - важнейшие события жизни города, завода, школы и т.п. за определенный период (сводки, итоги).
7. Информационный репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица. Дать аудитории возможность увидеть описываемое событие гла­зами очевидца (репортера), т.е. создать «эффект присутствия». Репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая ре

Наши рекомендации