I. Краткий конспект лекционных занятий и зад ание на семинарские занятия
П Р О Г Р А М М А
дистанционного обучения для студентов 1 курса по направлению «Журналистика» по дисциплине «Основы журналисткой деятельности»
Цель дисциплины:
Сформировать компетенции обучающегося в области журналистской практики, развивать журналистское мышление и навыки творческой журналистской деятельности.
Задачи дисциплины:
· дать представления о сущности редакционной работы журналиста как индивидуальной и коллективной деятельности, о ролевых обязанностях журналиста;
· раскрыть принципы творческой деятельности журналиста;
· показать специфику создания журналистского произведения, журналистских текстов;
· научить готовить журналистские материалы в разных жанрах для размещения на различных медийных платформах.
Тема 3. Журналистика как политический, и социальный институт
Журналистику относят наряду с государством к важнейшему политическомуинституту. Являясь его составной частью, она действует в рамках политической и правовой системы, установленной государством, решает вопросы, которые стоят перед государством. Это с одной стороны.
С другой стороны, являясь социальным институтом, служит прежде всего обществу, обращаясь к разуму и чувству людей. Ориентированная на наиболее важные в общественном отношении явления, выполняя регулирующую и контрольную функции, - все это дает основания говорить о журналистике как о влиятельном и активно действующем социальном институте, наряду с такими, как церковь, семья, культура и т.д.
Роль, которая возлагается на журналистику, предполагает наличие гласности, плюрализма мнений и свободы масс-медиа.
Гласность - это политика максимальной открытости в деятельности государственных учреждений и свободы информации.
Плюрализм – это свобода выражения мнений, убеждений.
Свобода масс-медиа – это конституционная гарантия функционирования СМИ в отдельно взятой стране. Закон о СМИ трактует о том, что в РФ поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение СМИ, владение, пользование и распоряжение ими; изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ, не подлежит ограничениям.
Таким образом, свобода – это возможность действовать со своими целями и интересами, это необходимое условие обеспечения социальных прав человека.
В связи с этим встает вопрос о высокой гражданской ответственности журналистики, что относится каждому, кто принадлежит к данной профессии.
Основное требование, которое предъявляется к журналистам:
· соблюдение объективности в оценке событий, выводах и прогнозах,
· отсутствие предвзятости в освещение происходящего, беспристрастное отношение к нему
· способность и возможность высказаться независимо и правдиво
· соблюдение нравственности и морали.
Эта проблема имеет значение первичной важности. Она оказалась в перечне проблем, связанных с обеспечением гуманитарной безопасности. Дело в том, что сама журналистика все более шаблонно-технической, целые ее блоки заимствуются из сетевого пространства. Особую опасность представляют для общества внедрение искаженных моральных стереотипов, что не лучшим образом сказывается особенно на подрастающем поколении.
Семинарские занятия по теме
1 Оценить структуру редакции СМИ, его устав и другие нормативно-правовые документы (на выбор студента).
Тема 8. Информация в журналистике и ее виды
Журналист, собирая и осмысливая сведения о действительности,создает свое произведениеи фиксирует его текстна каком-то материальном носителе (бумаге, кино- или магнитной пленке и т.д.). Затем этот текст, отредактированный и скомпонованный с другими в номер газеты или программу ТВ (РВ), передается в аудиторию.
Виды информации:
По способам восприятия: визуальная, аудиальная; по форме представления: текстовая, числовая, графическая., звуковая.
По общественному значению: массовая (обыденная, общественно-политическая, эстетическая), специальная (научная, производственная, техническая, управленческая), индивидуально-личностная – включающая в себя знания, умения неповторимый и уникальный личный опыт, чувства, интуицию, прогнозы и планы.
Термин «информация» в журналистике означает всю совокупность сведений (вербально (словесно) и невербально зафиксированных), которую несет журналистика аудитории.
В теории журналистики применяется понятие «массовая информация» (лат. informatio «осведомление, изложение, сообщение»). Именно через характеристику деятельности журналистики по сбору, обработке, компоновке, распространению массовой информации проявляется сущность журналистики как особой сферы социальной деятельности. Журналистика не располагает никакими другими средствами для выполнения своей социальной роли, кроме информации. Становясь посредником между журналистикой и аудиторией, информация является тем рабочим инструментом, с помощью которого решаются многообразные задачи, стоящие перед всей системой журналистики как специфическим социальным институтом. Этим объясняется выбор термина «средства массовой информации» для журналистики как совокупности многочисленных каналов печати, радио и телевидения.
Употребляемое в словосочетании «средства массовой информации» прилагательное «массовый» приобретает следующий смысл:
• направленность на массу (общество, народ, класс, слой, регион, профессию и т. д.) при отсутствии непосредственного контакта независимо от величины и пространственной рассредоточенности аудитории
• соответствие нуждам этой массы в информации, ориентирующей в социально значимых явлениях и проблемах, затрагивающей широкий круг экономических, социальных, духовных интересов массы, и обеспечение ее сведениями, которыми она может оперировать как своими в разных сферах жизни;
• стремление к созданию единой позиции массы по касающимся ее вопросам, интеграции ее в социальную общность и выработке единой активной позиции по этому кругу вопросов с приближением к общечеловеческим суждениям нормам;
• доступность информации для массы (бесплатное поступление информации или за небольшую плату, удобный режим потребления - дома, в дороге, на работе, рядом с местом постоянного пребывания и пр.), простота формы, способствующая легкому усвоению;
• возможность одновременного получения массовой аудиторией (при непрерывности, стабильности поступления, периодичности выпуска) информации; регулярность появления рубрик, циклов, постоянных блоков материалов;
• открытая возможность для всех желающих участия в работе средств массовой информации в разных ее формах (письма, сотрудничество, работа на общественных началах и т.д.).
Структура массово-информационной деятельност:.
-Сбор
-Обработка
-Компоновка .
-Передача
- Восприятие информации.
- Использование.
Источники информации.
1. Люди как источник информации – свидетели тех или иных событий, специалисты по определенному вопросу, люди, чье мнение может оказаться интересным для читателей, зрителей или слушателей.
Алгоритмы работы с ними таковы:
Интервью— наиболее часто употребляемый в журналистской практике метод получения информации при подготовке публикаций практически всех газетных жанров. Характерная черта метода интервью заключается в том, что автор будущей публикации предъявляет интервьюируемому некий перечень вопросов в устной форме, затрагивающих наиболее важные, по мнению журналиста, стороны интересующей его проблемы, и выслушивает ответы, которые и составят основное содержание его будущего выступления.
Беседа,как и интервью, является непосредственным речевым общением автора с собеседником. Но это уже общение, в ходе которого вопросы могут задавать друг другу оба собеседника — журналист и обладатель информации. Именно последний момент резко отделяет интервью от беседы как метода получения информации. Выступая равноправными собеседниками, журналист и тот, с кем он беседует, выступают равноправными участниками речевого действия, могут в одинаковой мере влиять на ход и содержание беседы. Естественно, в силу этого журналист-собеседник, в отличие от журналиста-интервьюера, может получить гораздо более непредвиденный результат своей беседы.
Опрос— это метод получения информации, когда журналист пытается выяснить у многих людей их мнения по одному и тому же (одним и тем же) вопросу (вопросам). Имея перед собой совокупность ответов, он может составить полную картину мнений, увидеть их разброс по шкале с полюсами: «полное одобрение» — «полное неодобрение» или получить набор программ, планов действий в связи с обсуждаемым явлением. Обобщив данные опроса, он может использовать их в виде цифр, процентов и других знаков, подтверждающих его собственные выводы относительно предмета опроса.
Анкетирование— метод, близкий к опросу, однако, обладающий своими особенностями. Анкетирование проводится с помощью специально разработанных анкет и требует навыков социологической работы. Данные, полученные путем анкетирования, позволяют получить довольно обоснованный ответ на те или иные вопросы. Однако в силу определенной громоздкости и трудоемкости он применяется в журналистике -относительно редко по сравнению с другими методами получения информации.
2.Документы.
Этот метод является одним из наиболее распространенных в деятельности журналиста. Понятие документ происходит от латинского «documentum» («доказательство», «поучительный пример»). В настоящее время под документом понимается, прежде всего, письменное свидетельство о чем-либо. Но есть и другие толкования документа. Выделяется несколько типов документов по разным основаниям. Так, по типу фиксации они могут быть объединены в группы: рукописные; печатные; фото- и кинопленки; магнитные пленки, грампластинки, лазерные диски и т.д. По типу авторства - официальные и личные. По степени близости к объекту отображения - первоначальные и производные. По степени предназначенности для печати - преднамеренно созданные и непреднамеренно. По сфере деятельности, породившей документ, - бытовые, производственные, государственно-административные, общественно-политические, научные, справочно-информационные.
Существуют разные методы анализа документов, в зависимости от того, какие сведения в данный момент более всего необходимы журналисту. Основные методы, описываемые специалистами, представляют так называемые традиционные и формализованные методы. Традиционные методы, или как их еще называют - качественные, составляют основу журналистского исследования документов. Эти методы преломляются в понимании исследуемого документа, в его интерпретации, в фиксировании полученных таким образом сведений. Интерпретация осуществляется как сравнение содержания документа с определенными критериями, соотносящимися с этим содержанием.
Что касается формализованного метода, основу которого составляет контент-анализ, то он требует изучения большого массива однотипных документов (например, подшивки газет) по определенным параметрам. Контент-анализ - это трудоемкий научный метод, и применяется в журналистике он довольно редко, поскольку требует особых навыков и отнимает много времени.
3.Окружающая действительность.
Этот метод основан на личном наблюдении, личном познании действительности путем чувственного ее восприятия. В отличие от обыденного наблюдения, которое часто носит непреднамеренный, случайный характер, журналистское наблюдение целенаправленно. Оно базируется на общих, значимых и для других сфер деятельности основаниях: систематичности, целенаправленности, последовательности.
Объектом журналистского наблюдения могут быть и относительно простые, и исключительно сложные общественно-политические, культурные, религиозные, нравственные процессы, события, ситуации.
Существует несколько видов журналистского наблюдения. Их можно классифицировать по разным основаниям, например, способам организации, предмету, характеру интересующих наблюдающего сведений. По первому основанию наблюдения подразделяются на открытоеискрытое. Особенностью открытого наблюдения является то, что журналист, открыто заявляет о своей цели, о редакционном задании, может сообщить и о том, как он его будет выполнять, какая ему может потребоваться помощь со стороны участников действа. В отличие от открытого, скрытое наблюдение характеризуется тем, что журналист в течение определенного времени (или никогда) не сообщает окружающим его людям, за действиями которых он наблюдает, что он является журналистом и собирает необходимую ему информацию, а также о том, какого рода сведения его интересуют. Скрытое наблюдение может применяться при изучении, например, конфликтной ситуации в каком-то коллективе или при проведении журналистского расследования.
Особенности журналистского наблюдения могут быть предопределены и таким фактором, как степень его участия в том событии, за которым он ведет наблюдение. По этому основанию наблюдения могут быть разделены на включенныеиневключенные. В первом случае журналист становится участником событий и выполняет в событии свою нежурналистскую роль. Невключенное наблюдение представляет собой изучение какой-то деятельности со стороны.
В зависимости от условий изучения предмета, на который направлено внимание журналиста, наблюдение может оказаться прямыми косвенным. Имеется в виду, что одни предметы автор может наблюдать непосредственно, другие же — в силу их удаленности, скрытости и других условий — лишь опосредовано, используя косвенные данные.
По временному признаку наблюдения подразделяются на кратковременныеидлительные. Кратковременные наблюдения используются при подготовке оперативных публикаций; в случае же, когда надо изучить предмет подробно, основательно, применяется длительноенаблюдение.
Правовые и этические нормы работы с источниками.
Конституции, п. 4, 29 статьи которой гласит: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». То же дублируется в «Законе о СМИ».
Право журналиста:
1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;
2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;
3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;
4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;
5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первой статьи 42 настоящего Закона;
6) производить записи, в том числе с использованием средств аудиои видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;
7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;
Статья 38 статья этого же Закона, которая декларирует право граждан на получение информации через СМИ, и обязывает предоставлять информацию:
- по запросам редакций;
- на организованных ими же самими пресс-конференциях;
- в своих рассылках справочных или иных материалах;
- да и в любых других формах, в зависимости от собственной испорченности.
Соблюдение этики. Кодекс профессиональной этики российского журналиста (принят в 1994 г.):
- При выполнении своих профессиональных обязанностей журналист не прибегает к незаконным и недостойным способам получения информации. Журналист признает и уважает право физических и юридических лиц не предоставлять информацию и не отвечать на задаваемые им вопросы - за исключением случаев, когда обязанность предоставлять информацию оговорена законом.
- Журналист сохраняет профессиональную тайну в отношении источника информации, полученной конфиденциальным путем. Никто не может принудить его к открытию этого источника. Право на анонимность может быть нарушено лишь в исключительных случаях, когда имеется подозрение, что источник сознательно исказил истину, а также когда упоминание имени источника представляет собой единственный способ избежать тяжкого и неминуемого ущерба для людей.
- Журналист обязан уважать просьбу интервьюируемых им лиц не разглашать официально их высказывания.
- Только защита интересов общества может оправдать журналистское расследование, предполагающее вмешательство в частную жизнь человека.
- Журналист уважает и заставляет уважать авторские права, вытекающие из любой творческой деятельности. Плагиат недопустим. Используя каким-либо образом работу своего коллеги, журналист ссылается на имя автора.
Охрана прав и законных интересов личности.
-Тайна переписки,
- неприкосновенность жилища,
- презумпция невиновности
- исключение дискриминации по расовому, национальному, половому признакам,
- неприкосновенность личности и обязанность удовлетворять ее потребности, в том числе - потребности в информации,
- права на свободу убеждений,
- выражение взглядов и мнений,
- получение и распространение информации
Действующее Российское законодательство ограничивает свободу по 4 позициям:
1. Это обязанность в установленных законом случаях помещать обязательные сообщения в СМИ. В частности, ГК РФ обязывает редакцию СМИ публиковать опровержение не соответствующих действительности сведений; Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав» обязывает электронные СМИ с государственным или муниципальным участием предоставлять эфир кандидатам и избирательным объединениям.
2. Законодательные запреты на сбор и распространение информации определенного рода. Большое количество таких запретов содержит Конституция РФ. Так, ст. 21 содержит запрет на умаление достоинства личности; ст. 24 - на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия; ст. 29 запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства; ст. 49 закрепляет принцип презумпции невиновности. Кроме того, ст. 44 Конституции гарантирует защиту интеллектуальной собственности, что также налагает на редакции СМИ и журналистов определенные ограничения. Множество подобных ограничений, касающихся сбора и распространения информации с помощью СМИ, содержится в других законодательных актах (ФЗ «О борьбе с терроризмом», ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности», ФКЗ «О чрезвычайном положении, ФКЗ «О военном положении»).
К числу таких ограничений можно отнести обязанность хранить государственную тайну и иную конфиденциальную информацию, распространяющуюся на тех, кому она была доверена в специальном порядке. Ограничения на осуществление определенной деятельности, которые также могут затрагивать СМИ. К их числу относится регистрация СМИ, которая по своему содержанию является разновидностью разрешительной системы. И лицензирование частот.
Тема 9. Жанровое многообразие журналистских произведений
ЖАНР (франц. genre) (иск.), исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства; тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Строгое разделение по жанрам существует лишь в теории и, в определенной степени, в информационных материалах. Вообще жанрам свойственно взаимопроникновение, и на практике границы между ними часто размыты (особенно в так называемых «бульварных» изданиях).
Газетные жанры отличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто числом строк. Условно их можно разделить на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические. Главная цель информационного материала, будь он газетным, радийным или телевизионным, – сообщить о факте (в ежедневных изданиях и выпусках во главу угла ставится «свежий» факт – новость).Факт для журналистики - без фактов журналистика немыслима.
Информационные жанры.
1. Хроника - факт без подробностей. Небольшие (порой из одной – двух фраз) сообщения, не имеющие заголовка. Чаще публикуются подборками.
2. Заметка (информация).Содержит сам факт и некоторые подробности. Состоит из десяти–тридцати строк, имеет собственный заголовок. Чаще публикуется в подборке. Расширенная информация предполагает более широкое и подробное изложение событий. Возможны: историческая справка, сравнение, характеристика героев и т.д.
· Анонс - заметки, представляющие собой превентивные сообщения о будущих всевозможных культурных мероприятиях, выставках, концертах
· Аннотация - предметом отображения в котором выступает определенное, уже состоявшееся информационное явление (прежде всего — это книги, статьи). Цель публикации данного типа заключается не столько в том, чтобы известить аудиторию о появлении, существовании какого-либо нового издания, сколько в том, чтобы описать кратко его качества. В аннотации сообщается об основных, «узловых» моментах возникшего феномена (его названии, авторе или авторах, издателе или постановщике, теме, содержании, времени появления, цели создания).
· Мини-рецензия - представляет собой оценочную заметку, предметом которой выступает какое-то информационное явление (книга, кинофильм, пьеса и т.д.). Цель публикации данного типа заключается в том, чтобы сообщить читателю о впечатлении, полученном ее автором в ходе знакомства с отображаемым предметом.
· Блиц-портрет - содержит краткие сведения о человеке с целью дать аудитории первичное представление о его личности.
· Мини-обозрение – это фактологическая заметка, только предметом отображения выступает не одно какое-то событие, действие, явление, а их совокупность.
· Мини-история - предмет отображения - какая-то семейная, любовная, профессиональная или иная жизненная интрига, построенная на взаимоотношениях людей. Такого типа заметки ориентированы на небольшой объем информации, сопровождающей, как правило, цветные фотографии.
· Мини-совет - обычно предстает в виде какого-то короткого совета, рекомендации.
3. Информационное интервью - изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа. В полной мере информационным интервью получается тогда, когда акцент сделан на вопросах «что?», «где?», «когда?». Цель – проинформировать читателя о предмете авторского интереса, но отнюдь не проанализировать этот предмет. Предполагает совместное творчество: журналист предвосхищает вопросы читателей, тщательно готовится к интервью, непременно владеет ситуацией. Необходимо указать, с кем ведется беседа (фамилия, имя, отчество, служебное или общественное положение), тему разговора, каким образом получено интервью (в личной беседе, по телефону, по факсу и т.д.).
4. Информационный отчет - по заданию редакции журналист рассказывает о том, что видел и слышал. Размер материала зависит от значимости события. Общий отчетсодержит изложение фактов в хронологическом порядке,
5. Зарисовка - обобщение фактов и описание обстановки. Короткий, живой и образный рассказ о своих впечатлениях.
6. Информационное обозрение - важнейшие события жизни города, завода, школы и т.п. за определенный период (сводки, итоги).
7. Информационный репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица. Дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортера), т.е. создать «эффект присутствия». Репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.). Репортаж желательно иллюстрировать фотоснимками. Репортаж бывает: событийный, тематический, постановочный.
8. Блиц-опрос - симбиоз журналистики и социологии. Представление коллективного мнения по одному или нескольким специально выбранным проблемам, темам, вопросам..
9.Информационная корреспонденция - отличается от заметки более детальным и более широким освещением предмета. Таким предметом обычно выступает какое-то единичное событие, явление, действие. Причем публикация такого жанра может включать в себя не только фактологическое описание предмета, но и некоторые элементы оценки, предписания, прогноза и пр. Вместе с тем автор информационной корреспонденции не ставит перед собой задачу выявить взаимосвязи описываемого предмета, проникнуть в суть его. Основное для него — сообщить некоторые лежащие на поверхности параметры отображаемого явления.
Аналитические жанры
Отчет.Предметом аналитического отчета являются выступления, доклады, речи участников всевозможных собраний, заседаний, съездов, слетов, конференций и т.п. Но он, в отличие от информационного не констатирует ход собраний людей, а отображает внутреннюю связь выступлений, докладов, речей. Цель - показать взаимосвязь тех или иных суждений, оценок, выводов, предложений, содержащихся в речах выступавших, с реальными проблемами, ситуациями, процессами, существующими в данный момент в жизни города, района, страны. И, уже исходя из такого соотнесения, вынести оценку выступлениям участников того или иного форума, определить их значимость для города, района, страны.
Корреспонденция. Содержит в себе сообщение о событии, явлении. Однако само сообщение не является самоцелью. Оно лишь дает представление о событии, предваряющее его истолкование. Истолкование представляет собой выяснение причин события, явления, определение его значимости, ценности, прогнозирование его развития и т.д. В силу этого автор аналитической корреспонденции неизбежно использует теоретические методы познания — анализ, синтез, индукцию, дедукцию и др.
Интервью.Кроме того, содержит и анализ факта, отвечая при этом на вопросы: почему? Каким образом? Что это значит? и т.д. Роль автора аналитического интервью заключается прежде всего в том, что своими вопросами он задает прежде всего направление анализа, который обычно осуществляет само интервьюируемое лицоАналитический опрос.Есть общее с развернутым комментарием. В одном тексте объединяются нескольких подробных ответов на один и тот же вопрос.
Беседа.Журналист-собеседник является равноправным, наряду со своим партнером по коммуникативному акту, создателем содержания будущего текста. Употребляется тогда, когда обсуждаемый предмет не поддается моментальному и однозначному истолкованию, но требует спокойного всестороннего, глубокого своего рассмотрения, аргументированного и квалифицированного «препарирования».
Комментарий.
Социологическое резюме.Тип публикации, которая содержит краткое изложение итогов каких-либо социологических исследований, на которые авторы резюме обычно не указывают («выжимку» из них). Аналитическое начало в публикациях такого рода обеспечивается прежде всего содержанием самих исследований, которые, как это понятно, нацелены на анализ действительности. Кроме того, автор резюме может не просто публиковать их в той последовательности, в которой они изложены в самом исследовании, но и определенным образом соотносить те или иные социологические данные и таким путем дополнительно комментировать их, что также выступает одной из ступеней аналитического осмысления предмета отображения в резюме.
1. Анкета.Анализ анкеты. Жанр позволяет удовлетворять потребность аудитории в знании того, как реагируют на те или иные общественные ситуации, процессы, явления определенные социальные группы, поскольку именно такое знание позволяет выбирать правильные ориентиры в собственном поведении и оценке действительности.
2. Мониторинг.«Слежение» за каким-либо явлением, систематически повторяющийся «замер» одних и тех же параметров в определенной сфере деятельности. Мониторинг дает возможность увидеть, так сказать, «срез» какого-то явления, прежде всего в виде совокупности статистических данных, которые «обнаруживают» сиюминутную тенденцию развития этого явления
3. Рейтинг.Цель публикации подобного рода заключается в том, чтобы осуществить определенную «ранжировку» сходных явлений по какому-то конкретному признаку. Эта цель достигается прежде всего за счет применения традуктивных методов — аналогии и сравнения.
4. Рецензия -это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего — критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т.п.
5. Статья -жанр, предназначенный прежде всего для анализа актуальных, общественно значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Это обобщение и анализ фактов и явлений. Если в корреспонденции события рассматриваются от частного к общему, то в статье все происходит наоборот – от общего к частному. Статья берет факты в глобальных масштабах, анализирует их, поднимая до научно обоснованных выводов.
6. Общеисследовательская статья –общезначимые, широкие вопросы.
7. Практико-аналитическая статья –актуальные практические проблемы промышленности, сельского хозяйства, предпринимательства,культуры, науки, образования, бизнеса, финансов. В этих статьях анализируются конкретные проблемы, события, действия, ситуации, связанные с практическими задачами, решаемыми в той или иной сфере деятельности, отрасли производства и пр
8. Полемическая статья –спор, короче.
9. Журналистское расследование. Рассказ о процессе поиска ответов на актуальные вопросы, разбора скандальных событий, криминальных историй, когда журналист собирает и анализирует факты автономно от соответстсвующих служб и органов или вкупе с другими специалистами.
10. Обозрение.Основной метод обозрения заключается в том, чтобы с помощью глубокого рассмотрения определенной совокупности фактов, объединенных временем, пространством, познакомить аудиторию с происходящими в обществе процессами, сложившимися ситуациями, возникшими проблемами.
11. Обзор СМИ.
12. Прогноз.Предсказание того, как будут развиваться события. Аналитичности в этот метод добавляет то, что используются три аналитических метода:
13. Метод Экстраполяции –проецирование основной тенденции развития какого-то явления на будущее.
14. Метод аналогии - на основе совпадения ряда основных признаков делается вывод о том, что и все другие признаки сравниваемых явлений совпадают.
15. Метод сценариев - Подобный метод исходит из того, что сложные ситуации, процессы развиваются под воздействием ряда факторов. При наличии определенных условий преобладающим может оказаться влияние одного из факторов, а значит — возможны и разные результаты этого влияния.
16. Версия.Моделирование собственного суждения по поводу уже имеющегося хода событий или явления, предположение, основывающееся на их детальном изучении (подкрепленное порой неординарными аргументами).публикация базируется на неполных доказательствах, на предположениях автора. Версия исключает категоричность выводов, заключений.
17. Эксперимент.Искусственная, специально организованная самим журналистом предметно-практическая ситуация. Об этом должно быть указание в тексте.
18. Письмо.«Дорогая редакция…».
19. Аналитический пресс-релиз.Предметом аналитического пресс-релиза являются качества, возможности каких-либо людей или организаций, фирм, учреждений во взаимосвязи их с потребностями, задачами, которые в данный момент могут быть у аудитории СМИ. Журналист, поставивший перед собой задачу подготовить пресс-релиз, встает перед необходимостью проанализировать причинно-следственные взаимосвязи между возможным удовлетворением потребностей, которые есть у аудитории СМИ, и рекламируемой деятельностью фирм, учреждений, отдельных личностей.
Семинарские занятия
Сделать обзор программ одного из теле или радиоканалов, дать оценку.
II. Темы курсовых работ
1. Жанровая характеристика газеты (журнала).
2. Выразительные средства в творчестве одного журналиста.
3. Выразительные средства в качественной и массовой прессе.
4. Информационные жанры журналистики, их функционирование в современных условиях.
5. Аналитические жанры журналистики, их функционирование в современных условиях.
6. Трансформация жанра (-ов) в современных СМИ.
7. Особенности кратких сообщений в газете.
8. Структура редакции, ее построение.
9. Информационный выпуск на телевидении.
10. Интернет-сайт, его особенности.
11. Пресс-служба, организация ее деятельности.
12. Районная газета в системе СМИ
13. Система региональных СМИ
14. Информационная заметка в газете.
15. Современный репортаж в СМИ.
16. Жанр корреспонденции в качественной прессе.
17. Жанр интервью в газете.
18. Журналистское расследование: жанровые особенности.
19. Комментарий как форма публицистического выступления.
20. Аналитический отчет как жанр периодической печати.
21. Статья как жанр аналитической журналистики (другие отдельные аналитические жанры по выбору).
22. Художественно-публицистические жанры в периодической печати.
23. Жанр очерка в творчестве одного журналиста.
24. Зарисовка как жанр журналистики.
25. Фельетон как жанр.
Цель контрольной работы– глубокое, всестороннее изучение на теоретическом и эмпирическом уровне определенной темы, связанной с журналистскими текстами разных жанров в том или ином СМИ, их системы и структуры на федеральном, региональном и местном уровнях.
Требования к выполнению и представлению результатов курсовой работы
Контрольная работа является одним из важнейших этапов научно-исследовательской и творческой работы студента и должна соответствовать следующим критериям:
· Полнота охвата первоисточников и исследовательской литературы.
· Уровень овладения методикой исследования.
· Научная обоснованность и аргументированность обобщений, выводов и рекомендаций.
· Научный стиль изложения.
· Актуальность и степень разработанности темы.
· Творческий подход и самостоятельность в анализе, обобщениях и выводах.
· Правильная структурированность разделов работы.
· Степень соответствия оформления государственному стандарту.
· Своевременная сдача на проверку.
Контрольная работа выполняется печатным текстом на бумаге формата А4.
Текст набирается через 1,5 межстрочных интервала, высота букв должна