История калининградского радио
· Калининградское радио начало свою работу в марте 1946 года, первые месяцы транслировали программы из Москвы через громкоговорители на улицах.
Работало на частоте 1-ой программы Всероссийского радио, перекрывали Москву с 7 до 9 и с 18 до 19 час. После 1990 г. – радио «Янтарь», позже – «Радио России».
Сейчас работает и с радиостанциями «Радио России», радио «Маяк-Калининград» и «Вести ФМ» – перекрывает эфир.
· 1993 – радио БАС (Балтийский аудосервис» – первая негосударственная радиостанция, закрыта в 2005 г.)
· 1994 – радио ШОК (закрыто в 2011 г.)
· 1995 – «Балтик плюс» (работает в настоящее время)
· 1997– Балтийская волна (проект ГТРК, закрыта)
· 2003 – «Русский край» (работает в настоящее время)
· Сегодня в Калининграде работают 18 филиалов Всероссийских радиостанций: «Business FM», «Авторадио», «Балтик Плюс», «Вести FM», «Дорожное радио», «Европа Плюс», «Максимум», «Маяк», «Монте-Карло», «Наше Радио», «Радио 7», «Радио России», «Ретро FM», «Русский край», «Русское Радио», «Шансон», «Комсомольская правда», «Серебряный дождь», «Юмор FM».
Особенности современного радио
· Широкий выбор каналов;
· Специализация каналов, поиск своей вещательной ниши, формата программ, аудитории.
· Развитие: информационного радиовещания, рост его оперативности, достоверности, динамичности; разговорных программ-шоу; развлекательных, игровых программ, стремление привлечь аудиторию, конкуренция с телевидением.
· Главное действующее лицо радиовещания — ведущий (ди-джей, журналист), важны его профессиональные качества, индивидуальность.
· Большинство радиостанций – федеральные с представительствами в регионах.
· Чрезмерное увлечение высокими технологиями современного радио приводит к снижению качества профессиональной практики радиожурналиста у микрофона.
· Резкое снижение культуры речи, неумение журналистов формулировать мысли.
· Прямой эфир и как следствие — интерактивность, радиослушатель непосредственно включается в создание передачи как её участник.
· Наличие рекламы, как основного источника финансирования канала.
6. Требования к радиожурналисту:
· Знание особенностей радио и умение применять их в своей передаче.
· Хорошая дикция.
· Умение пользоваться техникой для записи и монтажа.
· Умение работать в прямом эфире, общаться со слушателем.
7. Основные этапы работы журналиста над радиопередачей:
· Составляется концепция нового цикла передач (обоснование необходимости, тема, основные сюжеты, периодичность, эфирное время). Концепция согласуется с редактором и утверждается руководством радиокомпании.
· Составляется сценарный планотдельной передачи (основные сюжеты, время выхода в эфир).
· Происходит нестудийная (реже студийная) запись сюжетов. Радиожурналист берёт диктофон и отправляется записывать собеседника.
· Расшифровка. Журналист прослушивает свою запись и решает, что следует взять для сюжета.
· Составляется сценарий. В нём содержится текст начала передачи, связок между сюжетами, концовки, информация о том, в каком месте передачи включается тот или иной сюжет, какая музыка используется в передаче.
· Монтаж сюжетов. С помощью компьютерных программ запись «чистится», то есть записываются только необходимые части беседы, лишнее «вырезается».
· Монтаж всей передачи. Записываются начитки из студии, переписываются сюжеты, музыкальные и шумовые фрагменты. Передача готова к эфиру.
Если передача идёт в прямом эфире, процесс работы над ней тот же, за исключением последнего монтажа передачи. Работу, описанную в предыдущем пункте – чтение начиток, общение со слушателем, включение сюжетов, музыкальных и шумовых эффектов – производят ведущий и звукооператор по ходу передачи.
Оборудование радиостудии
Радиостудия представляет собой два смежных помещения:
· Дикторская– помещение с хорошей звукоизоляцией, где установлены «рабочие места радиожурналистов» – кресла, стол, микрофоны, электронные часы; различают «тёмную» студию (помещение без окон, с выключенным во время эфира светом, освещается только стол со сценарием, чтобы журналист не отвлекался во время передачи) и «светлую» (с окнами – считается, так легче вести прямой эфир);
· Операторская– помещение, где установлены микшерские культы и компьютеры.
ТЕЛЕВИДЕНИЕ
История телевидения
· 1931 год – начались регулярные передачи электромеханического телевидения в Москве.
· 1936 год – началось вещание для электронных телевизоров в США и Англии, а в 1938 году – в СССР, Франции, Германии и Италии.
· 1939 год – Шабаловская (Шуховская) радиобашня стала вещать телепередачи, построена в 1922 году по проекту инженера В. Г. Шухова
· В годы войны 1941-1945 телевидение не работало
· 1952 год – первая в СССР опытная передача цветного телевидения.
· 1967 год – открытие телевизионного центра Останкино, начало массового цифрового вещания, высота башни – 540 м, 4-ая по высоте в мире
· 1996 год – появился первый российский оперор спутникового телевизионного вещания – «НТВ+».
· С 2000 г. по настоящее время: переход на цифровое вещание, развитие спутникового и интернет-телевидения, резкое увеличение количество телеканалов
Современные телеканалы
· Федеральные: «Первый канал» (с 1951 г. - Первая программа ЦТ , Останкино), «Россия-1» (с 1956 г. – Вторая программа, ЦТ ГТРК), «Домашний», «Звезда», «Культура», «Муз ТВ», НТВ, «Пятый канал», РЕН ТВ, «Россия-24», «СТС», «ТВ 3», «ТВ Центр», ТНТ.
· Региональные:ГТРК «Россия-Калининград», «Каскад», «Первый городской»