Структура и объем выпускной квалификационной работы, в т. ч объем каждого из разделов ВКР.
Требования к структуре выпускной квалификационной работы (исследовательского характера)
Выпускная квалификационная работа должна содержать следующие структурные элементы:
· титульный лист;
· содержание;
· введение (объем – 3-5 страниц);
· основную часть, разделенную на главы и параграфы;
· заключение (объем – 2-3 страницы);
· список использованной литературы (не менее 50 наименований);
· приложения (если они необходимы).
Объем ВКР исследовательского характера должна составлять не менее 50 страниц без списка литературы и приложений.
Требования к структуре выпускной квалификационной работы (творческого характера)
Выпускная квалификационная работа должна содержать следующие структурные элементы:
· титульный лист;
· содержание;
· введение (объем – 3-5 страниц);
· теоретический раздел, включающий теорию вопроса, анализ чужой медиапрактики, соответствующей тематике ВКР, обоснование собственных творческих решений (объем – не менее 25 страниц);
· творческую часть (в виде распечаток материалов, вышедших в СМИ и других медиа в течение последнего учебного года);
· заключение (объем – 2-3 страницы);
· список использованной литературы (не менее 50 наименований);
· приложения (в том числе при необходимости носитель с выполненным в рамках ВКР творческим проектом).
Объем творческого проекта зависит от сложности творческих задач (по согласованию с выпускающей кафедрой), но не менее 10 минут общим хронометражом для теле- и радиоматериалов, не менее 20000 печатных знаков – для текстовых материалов, не менее 20 изобразительных материалов, не менее 10 т. з. текста для мультимедийных историй и т.д.
5. Содержание выпускной квалификационной работы, в т.ч., содержание каждого из разделов ВКР, включенных в структуру ВКР.
В каждой ВКР должны быть четко обозначены и отражены главные компоненты, характеризующие исследовательский труд любого масштаба. Тема – главный и определяющий компонент исследования. Решающую роль при выборе темы играют собственные научные и практические интересы автора, однако ему важно сразу же определить ее соответствие критериям однозначности трактовки, актуальности, новизны (см. ниже). При этом важно осознавать, что ВКР – не реферат, это открытие «нового» на основе того, что «уже открыто». Важным этапом работы является конкретизация темы, что необходимо для однозначности ее трактовки. Предельно широкие темы не соответствуют статусу учебного исследования и в итоге приводят к нетождественности заглавия ВКР и ее содержания. В рамках ВКР нужно обозначить вполне определенный аспект, ракурс рассмотрения, возможно, широкой реалии; выбрать четкий период, который берется исследователем для изучения и т. д. Конкретизация темы позволит автору корректно использовать фактические данные, быть убедительным в своих комментариях, обеспечит релевантность выводов. Из темы также должна быть ясна исследовательская проблема. Проблема имеет место в том случае, если выбранный автором аспект содержит какое-то противоречие, неясность, обнаруженные в процессе исследования или познания.
Формулировка темы (заглавие ВКР) представляет собой развернутое словосочетание. При этом нужно помнить, что в процессе работы над исследованием могут открыться непредвиденные факты и обстоятельства. Поэтому лучше изначально формулировать тему так, чтобы оставалась какая-то «свобода для маневра» – сужения или расширения круга вопросов, изменения акцентов и углов зрения. Загнав себя в очень узкие рамки формулировки, автор рискует оказаться в исследовательском тупике (например, из-за того, что просто не удалось найти необходимый материал).
Исследовательские работы могут быть также новаторскими (поисковыми) и компилятивными (описательными). В первом случае от автора ждут по настоящему новой информации и результатов, во втором – автор критически переосмысливает известные материалы по теме, излагает и сопоставляет различные точки зрения. В зависимости от того, есть ли в ВКР практические рекомендации или собственные разработки, она, соответственно, будет носить прикладной или теоретический характер. Для бакалавров предпочтителен прикладной вариант.
5.1.Титульный лист(см. приложение 2).
Оглавление
В содержание должны быть введены все разделы выпускной квалификационной работы, начиная с введения, с указанием страницы, с которой они начинаются. Главы и параграфы (подпункты) должны иметь и нумерацию, и название.
Введение
Во введении обосновывается актуальность темы (социальная, научная, практическая значимость исследуемого вопроса); определяются цель работы, объект, предмет исследования (при необходимости формулируется гипотеза) и комплекс задач, подлежащих решению для раскрытия темы или проверки гипотезы; указываются источниковая база, хронологические рамки, методы исследования, его практическая значимость. Во введении по возможности обосновываются предполагаемая научная новизна работы, а также указывается, где были апробированы результаты ВКР.
В нормативном понимании актуальность – это важность, значимость, своевременность чего-либо для настоящего момента. Актуальной может считаться работа, в которой изучается то, что имеет место сейчас или уже имело место, но все еще не утратило значимости. Главное для автора объяснить причины актуальности его исследования (пример: «Актуальность данной работы обусловлена увеличивающейся частотой использования профессиональных приемов Х и Y в репортажах журналистов телеканала Z»).
Критерию новизны соответствует тема, в которой предлагается оригинальный подход к рассмотрению любых, в том числе уже известных вопросов. Новизна исследования напрямую зависит от того, что было написано по данной тематике ранее, поэтому обоснованию новизны должен предшествовать источниковедческий обзор(историография темы). К корпусу научных источников, на основании которых строится работа, могут относиться монографии, статьи, учебные пособия, отчеты, диссертации/авторефераты, предшествующие ВКР и пр. Но этот обзор – не просто бессистемное перечисление всего, что удалось найти. Важно уметь отбирать источники, оставляя в фокусе внимания наиболее значимые с концептуальной и терминологической точки зрения. Тем самым автор показывает, что им проделана серьезная подготовительная работа и он владеет теоретической основой своей темы, разбирается в истории вопроса. Главный результат обзора – выявление состояния научной разработанности темы. Его качество одновременно демонстрирует основательность самого исследования, компетентность автора, умение работать с литературой, концентрировать внимание. Неверно полагать, что самостоятельно выбранная и сформулированная тема обязательно будет совершенно новой. Вполне возможны совпадения с трудами других авторов, тем более что в сфере медиаисследований и в других гуманитарных науках уникальность – редкое явление. Конечно, если обнаружено полное совпадение с уже существующей работой, тему требуется поменять; в случае частичного совпадения – акцентировать внимание на каком-то новом аспекте. В итоге, обязательно указывая на достижения других исследователей, автор констатирует, что именно таким образом (в таком контексте) тема еще никем не рассматривалась (пример: «В связи с отсутствием работ по проблеме Х у исследователей Y – Z, данная работа является первой попыткой ее анализа»).
Цель исследования ориентирует на анализ и решение проблемы в двух основных направлениях: теоретическом и прикладном. В ВКР обычно формулируется основная цель, отражённая и в заголовке. Связь заголовка с целью – одна из ключевых при формулировке цели.
Научные работы нацелены на приобретение некоего нового знания о предмете. Поэтому целями не могут быть исследовательские операции. Формулировки, начинающиеся со слов «проанализировать», «исследовать», ошибочны. Формулировку цели правильно начинать со слов: «определить», «охарактеризовать», «выявить», «найти», «сформировать/создать» или близких по значению синонимов.
Объект и предмет исследования являются важнейшими концептуальными компонентами ВКР. Их определение и разграничение – обязательное требование к исследовательской работе. Объект можно определить как сферу существования того, что изучает автор, а то, что именно изучается, – как предмет. Предмет зачастую является характеристикой объекта. При этом объект отвечает на вопрос: «Что исследуется?», а предмет – «Какая сторона (аспект, ракурс) объекта выбраны для изучения?». Предмет исследованиясовпадает с названием работы и содержится в цели сразу после сказуемого («выявить… что?», «определить… что?», «сформировать… что?»).
Задачи исследования – еще один необходимый компонент ВКР. Это перечень действий, которые должен осуществить автор, для того чтобы достичь намеченных результатов. Задачи (обычно три-пять) отвечают на комплексный вопрос: «Что именно нужно сделать, чтобы исследование состоялось?». Как правило, они формулируются так: «Выявить….», «Охарактеризовать…», «Рассмотреть…», «Отследить…», «Разработать…» и пр. На основании задач могут быть поставлены исследовательские вопросы. Задачи исследования коррелируют с параграфами вашего исследования.
Источниковая (эмпирическая) основа исследования формируется из информации, полученной и исследуемой самим автором с применением научной методологии. Этим исходным («рабочим») материалом могут быть публикации офлайновых и онлайновых СМИ (и другие медиаресурсы), архивные материалы, хозяйственные документы, законодательные и нормативные акты, результаты научных интервью, статистические и социологические данные организаций и пр.
Определение хронологических рамок исследования, как правило, необходимо еще на этапе работы с источниками. Смысл их существования – отсечение всего лишнего для более подробного погружения в суть исследования. Рамки – это условные границы начала и конца изучения материала, содержащего интересующую проблему. Рамкой может быть исторический период, объем выборки, топ-лист и пр. Рамка напрямую связана с объектом, она отграничивает его. Без четких рамок исследование может потерять определенность, а сам исследователь рискует запутаться в огромном объеме информации. При этом важно понимать, что рамки исследования всегда должны быть обоснованы.
Теоретико-методологическая база исследования. Здесь перечисляются виды теоретического знания, методы, используемые в вашей работе, а также собственно методология. Показывается обоснованность применения именно этих методов. Метод исследования определяет алгоритм действий автора. Понятие «метод» в философии определяется как способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Сознательное применение научно обоснованных методов является необходимым условием получения новых знаний. Выбор метода – один из ключевых моментов в работе над исследованием. В гуманитарных исследованиях выделяют теоретические и эмпирические методы. К теоретическим относятся различные виды анализа, сопоставление, систематизация, классификация, моделирование, к эмпирическим – наблюдение, сравнение, измерение, экспериментирование. Автор вправе избрать какой-то один из известных методов, но может и комбинировать несколько. Очевидно, что в работе, посвященной типологии СМИ, главными методами будут систематизация и классификация, а в работе о журналистских жанрах могут использоваться сравнение и анализ. Весьма продуктивным в исследовании медиа являются также статистические и социологические методы. Недостаточно просто указать метод – необходимо пояснить, как именно он применяется в данной работе.
Гипотеза исследования – это предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным. В процессе разработки гипотеза развертывается в систему или иерархию определенных высказываний, в которых каждый последующий элемент вытекает из предыдущего. Наиболее грамотными, а потому предпочтительными гипотезами являются объяснительные по своей сути гипотезы. В них не просто описываются свойства и связи явления, а делаются предположения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых процессах и явлениях. Именно такие гипотезы в состоянии показать перспективу и процедуры их экспериментальной проверки.
Практическая значимость ВКР подразумевает ее полезность для представителей профессионального сообщества и предполагает возможность использования результатов работы в практической, учебно-педагогической, научной деятельности журналистов. Это ответ на вопрос, зачем было предпринято исследование и кому нужны его результаты. Научно-практическая значимость может заключаться в рекомендациях (методических указаниях), которые автор дает практикам СМИ или их исследователям. В принципе состоятельной – с точки зрения научно практической значимости – можно считать такую ВКР бакалавра, которую впоследствии можно положить в основу ВКР более высокого уровня, например магистерского.
Структура работы.Здесь перечисляются основные части работы, начиная с введения, заканчивая списком литературы. Обычно эта формулировка приобретает следующий вид, например: «Работа состоит из введения, 2-х глав (указывается количество глав), заключения, списка литературы (столько-то наименований, указывается цифрой количество) и (если есть, указывается цифрой количество) приложений».
Основная часть
Основная часть выпускной квалификационной работы состоит из нескольких глав, которые в свою очередь разбиты на параграфы. Структура основной части должна продемонстрировать последовательность, логичность, стройность развития исследования. Каждая глава и параграфы должны заканчиваться выводами.
Обязательными условиями для выпускной квалификационной работыявляются логическая связь между главами и последовательность развития основной темы на протяжении всей работы.
Заключение
В заключении приводится краткий обзор проведенной в исследовании работы, излагаются теоретические и практические выводы, к которым пришел студент в результате исследования, а также предложения по улучшению, оптимизации состояния изучаемого вопроса. Они должны быть краткими и чёткими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности предлагаемых разработок.
Список литературы
Включает не менее 50 различных источников, использованных при написании работы. Отдельно выделяется раздел «Источники», если кроме научной литературы используются документы, архивные материалы, тексты передач и др.
Приложения
В приложение следует помещать вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст. К вспомогательному материалу относятся журналистские материалы, тексты анкет и интервью, промежуточные расчёты, таблицы вспомогательных цифровых данных, инструкции, методики, распечатки, иллюстрации вспомогательного характера, заполненные формы отчётности и других документов, схемы, диаграммы.
Если приложений больше 10, их целесообразно объединить по видам.
Оформление выпускной квалификационной работы.