Довольствоваться ли тем, что уже добыто?

Не стоит забывать и о тирании крайних сроков сдачи материала. Как часто репортеру не хватает времени для “самого последнего” звонка или для проверки еще одного нужного документа. Тогда перед ним (и перед редактором) открываются два выбора. Первый – “довольствоваться тем. что уже добыто”, обязательно поясняя читателю, каких фактов недостает (например, число погибших во время пожара). Это единственный выход в случае экстренных новостей. Второй выбор – отложить публикацию “развивающегося” материала до следующего выпуска. Умудренные опытом редакторы рекомендуют такой выход из положения, если необходима дополнительная проверка материалов-расследований.

Основной принцип репортера – ничего не принимать на веру. Здоровый скептицизм (но не цинизм) – ценнейшее качество журналиста, так как ситуация иногда оборачивается совсем не той, какой кажется на первый взгляд. Репортер должен “копать глубоко” и обличать недостатки и правонарушения.

Когда сбор информации завершен или по крайней мере близок к публикации, репортер должен рассортировать беспорядочную кучу собранных фактов (точнее, явных фактов), отбросить незначительные и не имеющие отношения к данному вопросу, свести все оставшееся в четкий рассказ-изложение и представить материал в редакцию в нужный срок. При всем этом журналист никогда не должен забывать о том, что самое главное качество опубликованного материала – его достоверность.

Обычно у тех, кто пришел в журналистику, многие из перечисленных качеств являются врожденными. Журналиста-новичка любое задание может поставить в тупик. Со временем это проходит – при условии упорной работы. Один уважаемый репортер – обладатель многих журналистских наград как-то сказал, что научился восьмидесяти процентам того, что умеет, за первые три года работы. А потом ему понадобилось еще десять лет, чтобы научиться оставшимся двадцати процентам. Он, конечно, имел в виду то, что репортер никогда не должен прекращать учиться.

В идеале репортеру требуется хорошее гуманитарное образование. Если он его не имеет, ему следует компенсировать это постоянным чтением и приобретением опыта выполнения заданий. Хорошее базовое образование для журналиста обычно включает язык, литературу, историю, политические науки, экономику, социологию, психологию, математику и естественные науки. Так как окружающий мир становится все более сложным, в крупных газетах были введены специальные постоянные тематические задания для репортеров – на темы образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, бизнеса, религии и т. д. Журналисты никак не решат, что лучше – найти готового специалиста и научить его “быть репортером” либо просить хорошего репортера специализироваться в какой-то из упомянутых областей. На этот вопрос редакторы обычно отвечают: “Дайте мне хорошего репортера, который знает, как добывать информацию”.

Три источника

Репортеры добывают информацию из следующих трех источников:

1) документы и записи,

2) интервью и

3) личные наблюдения.

Каждая категория достаточно обширна и заслуживает отдельного рассмотрения.

Упоминание о документах и записях, вероятно, сразу наводит на мысль о брачных лицензиях, завещаниях, актах передачи недвижимости, свидетельствах о смерти, результатах вскрытия, дипломах, повестках в суд, ордерах на арест, полицейских отчетах об арестах и происшествиях, патентах, свидетельствах о разводе, стенограммах судебных заседаний, правительственных бюджетах и тому подобных вещах. Но под документами и записями подразумевается нечто гораздо большее. Вырезка из газеты – это тоже документ, как и информационное сообщение или пресс-релиз. Добавьте сюда справочники, любую публикацию по интересующему вас вопросу – и начало работы над материалом можно считать успешным.

Большинство репортеров быстро осваивают эти известные источники. Кроме всего прочего, репортер не должен забывать о том, что мы живем в мире записанных слов. Любое мало-мальски значительное событие имеет целый “шлейф” документов: заявка, монография, научное изыскание, доклад, изобретение, справка, банковский отчет, акт о ревизии. Иногда можно отыскать документы, проливающие свет на самые запутанные истории. Они могут скрываться под самыми непредсказуемыми названиями, но они имеются.

Итак, обязательный принцип: всегда предполагайте, что документ существует.

Вы скоро узнаете, где искать стандартные правительственные документы, вы будете отличать их по типичным названиям. Но поиск не будет легким в отношении разовых документов – например, докладной записки для внутреннего пользования. Поэтому, когда вы будете объяснять возможному владельцу документа, что именно вам нужно, вам придется опираться не на название документа, а на его описание. Очень часто бывает так: пока вы пребываете в замешательстве по поводу поисков “трудного” документа, тот, кого вы просите о нем, вдруг говорит: “Не имеете ли вы в виду такой-то материал о том-то? Он как раз находится у меня в подшивке”. И разумеется, нужные документы часто можно найти в банке данных компьютера. Никогда не забывайте о существовании документа. Он представляет ценность сам по себе, подтверждая или подвергая сомнению ту информацию, которую вы набрали с помощью интервью или наблюдений. Далее, документ является необходимой поддержкой, если кто-то пытается опровергнуть ваш материал.

Второй источник информации– интервью – может быть любого размера и годится при любых обстоятельствах. Фраза вспотевшего после матча спортсмена в раздевалке – это интервью. Так же как и звонок служащему правительственного учреждения с просьбой проинформировать вас о повестке дня. Но, как правило, интервью означает некую последовательность вопросов-ответов, создающую цельный материал на заданную тему. Советам по проведению удачного интервью будет посвящена отдельная глава.

Во время любого интервью репортер должен быть уверен, что интервьюируемый знает, с кем говорит. С обычными информаторами проблем, как правило, не возникает. Они могут возникнуть при интервьюировании людей, которые редко (если вообще когда-либо) общаются с прессой. Им следует сообщить, что вы ищете информацию, которая будет опубликована.

И репортер, и информатор обязаны знать, на каких условиях предоставляется информация.

Официальные лица часто дают сведения, предполагая, что в качестве источника будет приведено не конкретное имя, а, например, ссылка на некое “высокопоставленное официальное лицо”, Они могут давать информацию и таким образом, что опознать их в опубликованном материале будет невозможно, а это означает, что вы вообще не сможете сослаться на источник. Очень часто информатор дает вам сведения “не для печати”, имея в виду, что вы не вправе ими воспользоваться. В этих случаях нужно быть очень осмотрительным. Как правило, такую информацию не стоит принимать, поскольку она свяжет вам руки. И если вам удастся в дальнейшем получить те же сведения где-то еще, первый информатор решит, что его предали, либо он запретит вам использовать ее.

Тем не менее бывают ситуации, когда информация “не для печати” может помочь вам строить материал. Необходим здравый смысл. Если вы сомневаетесь, посоветуйтесь с редактором.

Иногда информатор излишне пуглив, но после необходимого разумного внушения может согласиться на опубликование предоставленных им сведений. Бывают случаи, когда репортеру нужно сразу предупредить информатора: “Если это не для печати, я не хочу этого слышать”. Отношения с информатором могут быть сложными из-за того, что в прошлом у него был негативный опыт работы с журналистами, и теперь он не верит ни одному из них. Это препятствие можно преодолеть только завоеванием вашей собственной доброй репутации, т. е. честностью и профессионализмом.

Третий важный источник информации– ваши личные наблюдения. Число примеров бесконечно: военный корреспондент на поле боя, репортер на пожаре, на спортивном состязании или репортер, берущий интервью у важного лица. В каждом из случаев необходимо уметь подмечать такие детали, которые помогут перенести воображение читателя на место события.

Репортерское задание

Репортерам даются либо обычные разовые, либо постоянные тематические задания. Тематическое задание подразумевает определенную специфическую область (или области) освещения. Типичные постоянные тематические задания: местное самоуправление, полиция, суд, образование, здравоохранение и больницы, бизнес и т. д. В маленькой газете одни репортер обычно совмещает несколько областей освещения. В больших газетах они более специализированы. Обычные разовые задания даются редактором тем репортерам, которые не заняты в тематических заданиях. Темы первых, как правило, не подпадают под вышеперечисленные типы постоянных заданий и могут касаться самых разнообразных событий и явлений. Иногда репортер, работающий по разовым поручениям, может подменять репортера, имеющего постоянное тематическое задание.

Совершенно ясно, что все репортеры должны создавать свою сеть информаторов. Это, в частности, относится к репортерам с постоянными заданиями. Если репортер освещает деятельность муниципального совета, он должен быть знаком с мэром, начальниками отделов, секретарями и даже со сторожами. Каждый из них является потенциальным источником информации или хотя бы намека на информацию. Репортеру следует знать должностные обязанности официальных лиц, а также насколько хорошо они этими лицами исполняются. Лучше не полагаться на официальные заявления, а писать о том, что происходит в действительности. Писать следует так, чтобы читатель понимал, какие последствия для него лично могут иметь те или иные действия мэра или муниципального совета.

Репортеры обычно “закреплены” за определенными отделами редакции – городских новостей, спорта, бизнеса и т. д. В небольших газетах, как правило, существует только отдел информации. Как правило, большая часть репортеров работает в отделе городских (столичных) новостей, который отвечает за освещение местных событий.

Репортер получает задание от редактора своего отдела, но он не должен ограничиваться только его выполнением. Репортеры – это “глаза и уши” газет, и им следует постоянно генерировать новые идеи помимо обычной работы. Такие идеи называются инициативным сбором информации.

Журналисты обладают большой властью в обществе, и осознание этой власти должно сочетаться со скромностью и чувством долга перед читателем. Во все времена они добивались признания благодаря высокому уровню точности и беспристрастности, а также благодаря соблюдению ими правил честной игры.

Интервью: это больше чем вопросы и ответы

Интервью может провалиться по многим причинам, но это произойдет почти наверняка, если репортер к нему не готов. Тот, кто соглашается дать интервью, как правило, предполагает, что репортер будет максимально подготовлен и осведомлен. Неподготовленного репортера очень легко ввести в заблуждение, и, разумеется, добытая информация в этом случае будет малоценной. Компетентно поставленные вопросы располагают к диалогу большинство интервьюируемых.

Поэтому репортеру следует сначала прочитать все, что можно достать, об интервьюируемом (или о предмете расследования). Для созданий его портрета опросите сначала тех, кто его хорошо знает. Разумеется, бывают случаи, когда герои интервью ранее не был объектом интереса газет. И даже в таком случае можно пронести полезные расспросы о вашем будущем собеседнике у членов его семьи, соседей, коллег по работе, учителей к т. д.

Затем репортеру нужно составить список вопросов, запомнить главные из них н во время интервью держать список наготове на случай внезапного провала памяти. Но список не должен управлять интервью. Уже первые вопросы и ответы могут придать беседе совершенно иное, чем предполагалось репортером, направление. В результате может получиться даже более удачный материал.

Интервью тет-а-тет гораздо предпочтительнее беседы по телефону. При личном общении, особенно если это происходит на работе или дома, репортер увидит окружение интервьюируемого. В этом случае интервью не прерывается н совмещается с личными наблюдениями репортера. Телефонный же собеседник может в любой момент отключиться, и тогда – конец интервью.

Репортер должен быть одет соответствующим образом, любезен н деловит. Во время интервью важно вес время быть начеку и соответствующими вопросами возвращать разговор в нужное русло, если собеседник забирается в какие-то не относящиеся к делу области. Это не слишком легко для начинающих репортеров, особенно если их собеседники намного старше, знамениты или облечены властью. Но и в этом случае может помочь предварительная подготовка.

Как добиваться ответов

Популярные личности, привыкшие часто давать интервью, умеют отвечать на вопросы, не сообщая при этом ничего по сути дела. Особенно любят эту практику политики. В таких ситуациях репортер должен спросить себя: действительно ли он получил ответ на заданный вопрос или же ответ абсолютно ничего не означает? Если вопрос все-таки остался без ответа, попробуйте перефразировать его н задать еще раз. Можно даже сказать собеседнику, что он не ответил на ваш вопрос.

Те, кто не привык часто давать интервью, обычно пугаются блокнота или диктофона репортера. Можно ободрить такого собеседника, сказав, что вы заинтересованы в получении абсолютно точной информации. Если вы пользуетесь диктофоном, параллельно выборочно делайте записи – диктофон неожиданно может отказать. Если интервьюируемый все-таки стесняется блокнота или диктофона, сразу после интервью сядьте где-нибудь поблизости – прямо за дверью рабочего кабинета, например. – н восстановите разговор, набрасывая заметки или наговаривая в диктофон. Память может подвести, и то, что кажется совсем свежим впечатлением, часто забывается уже по пути в редакцию. Кстати, диктофон-это надежная защита от ошибок при цитировании, так же как и от претензий собеседника по поводу неверного цитирования. Интервью обычно проводится тет-а-тет: репортер и интервьюируемый. Иногда мудрым шагом будет проведение интервью вместе с еще одним репортером – один задает вопросы, другой записывает. Это особенно полезно при подготовке материалов-расследований, например, когда предполагаемому правонарушителю предоставляется для комментария доказательство его преступления.

Предварительные любезности

Почти всегда о длительных интервью договариваются заранее. Профессиональные манеры репортера не исключают кратких предварительных любезностей. Так, репортер должен быть уверен в том, что произносит имя собеседника правильно: искаженное имя может сильно повредить беседе.

Смысл любого интервью в том, что ваш собеседник должен говорить. Если он молчит, попробуйте сказать, что вы только выполняете свою работу и хотите сделать ее хорошо.

Несколько дополнительных советов по ведению интервью:

1. После нескольких кратких любезных фраз начните с легкого или менее спорного вопроса, оставив самые трудные на конец разговора. Иногда можно растянуть вступительную часть и дать собеседнику поговорить немного о том, о чем он хочет. Когда тон и настроение разговора установятся, переходите к самым простым из ваших вопросов.

2. В начале разговора задайте вопрос-другой, на которые вы сами знаете ответ. Это поможет проверить, насколько правдив собеседник. Относитесь скептически к любому ответу, который нельзя проверить. Ваш собеседник, особенно если это политическая фигура, может иметь свои планы относительно интервью.

3. Записывая ответы, отмечайте также, как одет собеседник, как себя ведет, что его окружает – это те специфические детали, которые помогут вам воссоздать место действия для читателя вашего материала.

4. Убедитесь в том, что понимаете ответы. Если сомневаетесь, попросите объяснить. Если сомнения остались, опишите ваше понимание ответа и спросите у собеседника, верно ли оно. Это особо важно в беседах на научно-технические темы.

5. Задавайте вопросы, на которые нельзя ответить односложно “да” – или “нет”. Незавершенные вопросы обычно вызывают более откровенные ответы.

6. Попробуйте начать вопрос с “как” или “почему” – “Как вы себя чувствовали в тот момент?” или “Приняли бы вы такое же решение еще раз?” и так далее. Такие вопросы помогают вам больше узнать о собеседнике.

7. Метод, сходный с предыдущим. Задайте вопрос: “Что удивило вас (в такой-то ситуации)?” Иногда это может много добавить к вашим наблюдениям.

8. Поговорите о биографических подробностях. Вызовите собеседника на разговор о нем. Спросите: “Какое самое тяжелое переживание связано у вас с...?”

9. Ведите разговор так, чтобы всегда предполагался ответ. Не просите: “Не хотите ли прокомментировать то-то и то-то...” Собеседник может сказать “нет”. По возможности задавайте вопрос так, как будто вы уже знаете ответ или часть ответа.

10. Если собеседник уклоняется от ответа, перефразируйте вопрос и задайте его снова, но немного позже.

11. Опираясь на свои предварительные исследования, задавайте вопросы типа: “О вас говорят так-то и так-то. Какова ваша реакция на это?”

12. Используйте так называемую “беременную” паузу. Если собеседник сразу не отвечает на вопрос полностью, тихо ждите, изображая ожидание. Часто по мере того, как убегают секунды, собеседник делает для себя заключение, что вам нужны еще какие-то детали, и дополняет короткий ответ. Трюк заключается в умении с пользой “перемолчать” собеседника.

13. Когда беседа близится к концу, начинайте задавать самые сложные вопросы, на которые, по вашему мнению, собеседник не склонен отвечать охотно. К этому моменту нежелание говорить может уже исчезнуть. Если оно все же имеет место, это не испортит ваше интервью, так как на большинство вопросов вы уже получили ответы.

14. Продолжайте беседу и после того, как вы закрыли блокнот и выключили диктофон. Это самый благоприятный момент для наиболее искренних ответов.

15. В конце интервью поблагодарите собеседника, который потратил на вас свое время, и договоритесь о возможности связаться с ним, может быть, по телефону, если вы вдруг обнаружите какие-то пробелы в своем материале. Оставьте о себе самые лучшие воспоминания – ведь этот человек может не раз пригодиться вам в качестве информатора. Если есть вероятность того, что он не сможет приобрести газету, пошлите ему вырезку с опубликованным интервью.

Подготовка материала: ремесло и процесс

Малькольм Ф. Мэллет, директор проектов.

Всемирный комитет свободы печати

Самое тяжелое в жизни начинающего журналиста – это те стрессовые моменты, когда перед ним чистый лист бумаги или пустой дисплей компьютера и редактор сердито требует готовый материал, а слова не приходят. И тут же, рядом, опытные коллеги-журналисты с кажущейся легкостью “выпекают” прекрасные материалы. В такие моменты новички начинают подумывать о том, почему они не выбрали в свое время менее нервное занятие – прыжки с парашютом, например.

У начинающих журналистов будет меньше поводов для отчаяния, если они поймут, что написание информационного материала – это процесс, состоящий из пяти определенных этапов. Знание их поможет новичкам, и даже ветеранам, понимать, на каком этапе создания материала они находятся и как выйти из ступора, когда “не пишется”.

Одна из причин уныния новичков – это то, что хорошо написанный материал выглядит так, как будто работать над ним было очень легко. В мастерски написанной статье не видно следов тяжкого труда, поисков лида и подтверждающих фактов, многочисленных переработок.

Неудивительно, что, когда у новичков получается очередное топорное и неуклюжее “произведение”, они начинают сомневаться, достойны ли они хотя бы того, чтобы с них брали налоги как с журналистов.

Можно ли вообще стать хорошо пишущим журналистом? Ответ, в общем, положителен, потому что журналистика является таким же ремеслом, как, скажем, столярное дело. Но только самые лучшие умеют превращать ремесло в искусство.

Реквизиты хорошего стиля

Что требуется для приобретения хорошего стиля? Краткий ответ: интеллект и умение компоновать частности. Кроме того, необходимы практика и умение пользоваться некоторыми основными принципами работы, не говоря уже о любви к языку и абсолютной грамотности. Все это должно стать настолько естественным, чтобы проявляться рефлекторно под прессом сроков сдачи материалов.

По истечении некоторого времени новички начинают работать лучше, но только после осознания того, что именно у них не получается. Конечно, практика и упорный труд тоже делают свое дело. Вскоре мы расскажем о некоторых принципах работы, но сначала попробуем исследовать процесс написания материала.

Как уже отмечалось, он состоит из пяти этапов. Иногда, особенно у новичков, эти этапы должны идти последовательно друг за другом, но автор должен знать, на каком из них он в данный момент находится. Иногда этапы смешиваются или автор переходит к следующему, не закончив предыдущий. Набрав опыт, можно молниеносно пробегать их все, не особо задумываясь над самим процессом создания материала. Речь идет о следующем:

1) оформление идеи материала,

2) сбор фактов,

3) анализ фактов и составление плана материала,

4) набрасывание черновика и

5) переработка и отделка текста.

Часто затруднения журналистов объясняются недостаточно хорошей работой на одном из ранних этапов работы. В таком случае приходится возвращаться назад и переделывать все заново. Давайте последовательно пройдем по всем стадиям работы над конкретным материалом.

Первое: идея. Часто она бывает самоочевидной. Разбивается самолет или проходит заседание городского совета — и газета должна дать материал об этом. У журналиста, имеющего постоянное тематическое задание, многие идеи возникают автоматически. Но репортер высокого класса находит идеи вне пределов обыденного. Предположим, что в один прекрасный день в вашем городе появляется стая грачей. Никогда прежде вы не видели такого количества этих птиц сразу. К чему бы это? У вас созревает идея материала, и вы делитесь ею со своим редактором.

Вместе вы начинаете планировать, как подать эту идею. У кого следует взять интервью? У орнитологов? Есть ли хоть один в местном университете? У отдельных сограждан, которые тоже не могли не заметить “нашествия”? У представителе и городской санэпидемстанции, которая может столкнуться с проблемой птичьего помета как в смысле количества, так и в плане угрозы повышения уровня заболеваемости в городе? Увеличилась ли численность птиц в близлежащих городах? Есть ли план их изгнания? Случалось ли нечто подобное раньше; может быть, стоит покопаться в редакционной библиотеке? Фотографии? Самое время позаботиться об иллюстративном материале.

Итак, идея обрастает плотью, и вы начинаете планировать сбор фактов для материала, переходя таким образом ко второму этапу.

На втором этапе, собирая информацию, вы можете уже продумывать переход к третьему этапу и начинать составлять план статьи. Фраза, оброненная специалистом-орнитологом, охотником пли домохозяйкой, может показаться вам настолько удачной, что вы вынесете ее в лид статьи. Отмечайте все в памяти или в блокноте. Каждое наблюдение или интервью выводит вас на новые источники информации.

“Чердак” журналиста

Хочу заметить, что человек научится хорошо писать, если создаст нечто похожее на бабушкин чердак. Он должен коллекционировать слова, фразы, образы; собирать цвета, запахи, звуки, движения, качества; культивировать в себе особое восприятие обыденных вещей: спущенной шины, перегоревшей лампочки, разорванного кружева, оброненной записки, последнего удара судьбы, чувства тошноты у человека, окончательно выбившегося из сил... Мы накапливаем эти кусочки и обрывки, зная, что когда-нибудь они нам пригодятся.

Джеймс Дж. Кнлпатрик

(из бюллетеня Американского общества редакторов газет)

Все время помните, что материал – это подборка фактов, мастерски изложенных и умело скомпонованных. На этом этапе вы еще не можете знать, какие из них войдут позже в материал. Поэтому набирайте как можно больше фактов, особо отмечая те, которые помогут создать у читателя ощущение его присутствия на месте происшествия. И если в материале использованы все факты из вашего блокнота или диктофона, это означает, что вы недобрали фактического материала.

И вот вы в редакции и переходите к третьему этапу – анализу фактов и составлению плана материала. Что будет квинтэссенцией вашей статьи? – спрашиваете вы себя.

О чем она на самом деле? Иногда полезно определить суть статьи одним кратким предложением. Такое упражнение помогает принести ваши мысли в порядок.

Держите редактора в курсе

Кратко проинформируйте редактора, давшего вам задание, о положении дел, ведь в конце концов именно он решает судьбу вашей статьи – объем, место на полосе и т. д. Объясните редактору свою концепцию. Если таковой не имеется или ее формулировка ускользает от вашего возбужденного сознания, он может предложить свой, быть может, лучший вариант. И если вас заносит куда-то не туда, редактор направит вас в нужную сторону.

На третьем этапе вы должны принять несколько решений. Какие факты наиболее яркие? Какие резонные вопросы могут возникнуть у читателей и на какие из них они захотят получить ответы в вашей статье?

Вы вдруг понимаете, что в собранной информации налицо явный пробел. Вы не узнали, например, в какое время года грачи выводят потомство и сколько у них обычно бывает птенцов. Вы брали интервью у орнитолога, который должен это знать. Вы звоните ему, получаете информацию и заполняете таким образом пробел.

Есть и другие важные решения. Каким будет тон статьи? Если нет угрозы здоровью людей и грачи, по всей вероятности, скоро улетят, вы, скорее всего, захотите подать это событие в беззаботно-легком тоне. Если же существует потенциальная угроза здоровью людей, юмористический тон не подойдет. Тон должен соответствовать содержанию материала.

О структуре материала. Один из вариантов – “перевернутая пирамида”, когда самые важные факты сконцентрированы в лиде. а все остальные расположены последовательно по степени убывания значимости. В варианте “перевернутая пирамида” в одном-двух вступительных абзацах материала даются ответы на пять вопросов: что, где, когда и почему. Также – как.

“Перевернутая пирамида”, широко используемая в материалах информационных агентств, позволяет сокращать материалы с конца. Другой вариант – очерковый лид, иногда называемый затяжным лидом. Он имеет бесчисленное множество вариаций, и ему отдают предпочтение, если нет риска, что концовка материала будет сокращена из-за нехватки моста па полосе. В любом случае структура материала должна быть тщательно продумана.

Пользуйтесь планом, который работает на вас

Разные журналисты составляют планы по-разному. Некоторые составляют схему, отдаленно напоминающую план школьного сочинения. Другие готовят простую схему, перечисляя “обязательные” факты и располагая их по номерам – 1. 2. 3... Третьи могут просто отмечать красными чернилами нужные факты из записанных в блокноте.

Каким бы ни был наш метод, вы должны решить, в каком порядке подавать факты, и затем сгруппировать псе родственные так, чтобы подать их в одной связке. Главным недостатком многих статей является то, что родственные факты разбросаны. Без плана вы обязательно запутаетесь. Если вы выбрали очерковый вариант лида, вы должны написать концовку материала до того, как приметесь за лид. В противном случае ваша статья в конце «обвиснет».

Постарайтесь сделать концовку запоминающейся, заставляющей читателя испытать такие же эмоции, какие испытали вы, когда писали материал.

Третий этап – это проверка вашего умения компоновать детали. Журналистка похожа на архитектуру, и прихотливая игра слои не заменит крепкую структуру.

Подготовив ее, вы садитесь за устрашающую вас пишущую машинку, с тем чтобы набросать первый черновик. Начинается четвертым этап. Думается, что на этом этапе условия работы идеальны, так как времени писать и переписывать черновик у вас достаточно. Вас только двое – вы и пишущая машинка (или дисплей компьютера). Правилом здесь должно стать следующее: нужно вынести на бумагу или экран хоть что-то. Вы не гравируете золотом на мраморе.

Черновики и делаются для того, чтобы их править и переделывать. Ваши первые пять вариантов лида никуда не годятся? Ничего страшного. Скомкайте бумагу или загоните этот мусор с экрана куда-нибудь подальше в электронные внутренности компьютера и – начните заново.

Сколько журналистов до вас страдало из-за груд скомканной бумаги под ногами...

Одной из причин возможного ступора может быть страх создать что-то не соответствующее придуманным вами же стандартам. Это все та же неосознанная боязнь того, что все написанное будет тут же высечено на мраморе. Черновик – отправная точка. Поэтому напишите для начала хоть что-нибудь.

Здесь, на четвертом этапе, вы можете неожиданно осознать, что ваш план неполноценен. В таком случае вам придется вернуться на третий этап и переработать структуру. И лучше вовремя вернуться, чем рваться вперед – к неминуемому провалу.

При обсуждении четвертого этапа уместно проанализировать старый принцип “пиши так, как говоришь”. Он не совсем верен. Редко можно встретить человека, который говорит точными, краткими, “написанными” предложениями. Цель заключается в следующем -писать так, чтобы создавалось впечатление, что вы рассказываете, но без обычных в разговоре “ахов”, “охов” и вступлений типа “Ну, ты понимаешь...”.

Наши рекомендации