Очерки Б. Галина стали популярными благодаря своей актуальности и высокому журналистскому мастерству автора. Публицистика 50-х – 60-х годов
Разоблачение культа личности Сталина породило в нашей журналистике особый период, который называется “оттепелью” шестидесятых, а его участников – “шестидесятниками”. Оживлению культурной жизни общества способствовало появление новых литературно-художественных журналов: "Юность", "Иностранная литература", "Москва", "Нева", "Советский экран", "Музыкальная жизнь" и др. Второе дыхание обрели и уже известные журналы, прежде всего "Новый мир" (главный редактор А. Т. Твардовский), превратившийся в трибуну всех демократически настроенных творческих сил в стране.
На рубеже 50-60-х гг. появляются бесцензурные издания ("самиздат").
Основным направлением поисков художественной интеллигенции, наряду с осмыслением драмы народа в годы Великой Отечественной войны, было стремление показать жизнь такой, какая она есть, без "лакировки", парадности и шумихи, без надуманного и "идеологически выдержанного" героизма - т. е. жизнь обыкновенных людей с их повседневными заботами, огорчениями и радостями. В годы «оттепели» происходит заметное духовное возрождение страны, повышается интерес к внутреннему миру человека. Материалы газет и журналов стали гораздо психологичнее, «человечнее».
В. Овечкин
Цикл очерков В. Овечкина «Районные будни» (1952), публиковавшиеся в «Правде» и в «Новом мире»,стал «фактом поворотного значения», открыл новый этап в развитии очеркистики.
А. Твардовский писал: «Его очерки и рассказы из колхозной деревни, обратившие на себя внимание еще в довоенные годы, отличались основательным знанием материала и правдивостью изложения». «Здесь впервые, – пишет А. Твардовский, – прозвучало встревоженное слово вдумчивого литератора о положении в сельском хозяйстве тех лет, о необходимости решительных перемен в методах руководства колхозами».
Колхозная деревня всегда глубоко интересовала В. Овечкина.
В 1947 г. в «Правде» был напечатан очерк В. Овечкина «Дума об урожае», в котором резко критиковались незадачливые руководители колхозов, стремящиеся славой одного передовика прикрыть недостатки всего хозяйства. Уже в этом выступлении угадывается будущий автор «Районных буден», в которых назревшие проблемы сельского хозяйства рассмотрены разносторонне, с большой остротой и определенностью. Очерки построены на острых жизненных конфликтах, в них беспощадно развенчиваются те руководители, для которых важны не подлинные интересы дела, а формальное благополучие. Таковы в очерках первый секретарь райкома Борзов, секретарь обкома Маслеников. Им противостоят второй секретарь райкома Мартынов, директор МТС Долгушин, председатель передового колхоза Опенкин. В. Овечкин так рельефно, так правдиво очерчивает характеры героев очерка, что каждый из них словно уже знаком читателю, словно он встречался с ним в районах, МТС, колхозах. Сила очерков В. Овечкина именно в том, что он пишет «почти с натуры, ничего не сочиняя».
Понаблюдать в жизни, изучить, глубоко разобраться в происходящих событиях, правдиво и ярко об этом рассказать – это главное в творческом методе В. Овечкина. «Когда читаешь очерки Овечкина, – отмечал агроном одного из колхозов Ростовской области С. Пасько, – то кажется, что он пишет о нашем районе или даже нашем колхозе. У нас в районе также проводится очень много всяких собраний, совещаний и заседаний с выступлениями постоянных ораторов, которые не прочь поговорить обо всем и ни о чем конкретно. Ведь ни один из этих ораторов не хочет расстаться с райцентром и пойти на передний край: У Федора Степановича поясница болит, Трофим Николаевич и Георгий Васильевич говорят: «Мы стары». Кого послали на укрепление в отстающие колхозы из райцентра? Никого. Почему? Да потому, что не нашлось в нашем районе Мартынова».
Правдивое и яркое отображение жизни деревни было продолжено А. Калининым, Г. Троепольским, В. Тендряковым, Е. Дорошом и другими авторами. В отечественной публицистике возникло целое направление «деревенщиков», в чьем творчестве постановка острых проблем сельского хозяйства страны сочеталась с тонким психологизмом, глубиной образов, художественной отточенностью формы.
А. Аграновский
Очерки и проблемные статьи А. Аграновского были посвящены совсем другой тематике – производству, науке, образованию. Его материалы не тяготели к беллетризированности, а стиль отличался простотой и даже сухостью. Но, как и «деревенщиков», А. Аграновского отличали актуальность и масштабность поставленных проблем, новое отношение к человеку. Герои его публицистики – не просто борцы за план и технический прогресс, а живые люди, со своими характерами, думами и сомнениями, со своей борьбой за правду и справедливость. К числу лучших этого периода следует отнести очерк «Лукояновский задор» («Известия», 1962, 20 марта),
И.А. Рябов.
Несколько сборников составили выступления в «Правде» И.А. Рябова: «Годы и люди» (1949 г.), «За тридевять земель» (1950 г.), «Иерусалимские камешки» (1951 г.), «Новый горизонт» (1953 г.), «Фельетоны» (1955 г.). Во многих очерках И.А. Рябов показывает, что величие и красота России строящейся – в ее людях, в тех, кто, сменив винтовку на плуг, засеивает землю, сплавляет по вешней воде лес к местам строек, кто рубит новый дом, кто честью и доблестью своей считает быть полезным своему народу, Родине.
Рассказывая о героях трудовых будней, публицисты не могли не обратиться к жанру портретного очерка. Авторы портретных очерков послевоенного времени как бы продолжили горьковскую традицию изображения людей труда. Несомненного успеха в этом жанре добились Б. Полевой, В. Фоменко и другие.
Б. Полевой
В 1952 г. увидела свет книга «Современники», в которой были собраны очерки о строителях Волго-Донского судоходного канала, печатавшиеся ранее в «Правде». Несмотря на некоторый схематизм и «суховатый лаконизм», очерки Б. Полевого передают масштабность строительства, воссоздают групповой портрет строителей Волго-Донского канала. Читатели находили в героях Б. Полевого привлекательные, типичные черты советского человека послевоенного времени. Очерки имели большое значение для воспитания советской молодежи, их герои являли собой достойный пример для подражания.
В. Фоменко
Немало портретных очерков о рядовых советских людях напечатал В. Фоменко. «Тетка Федосья», «Табунщица Решетникова», «Дед Гузий», «Серафима», «Пасечник», «Шевелева» и другие.
Живо нарисован образ «шустрого колхозного деда», агротехника Носова, в очерке «Зародышек». Автор показывает его беспокойным, постоянно занятным: вот он идет по весенней грязи, еле переставляя ноги, несет мешок сортового зерна из лаборатории; вот гневно распекает тракториста Шацкого, который пашет слишком мелко, заставляя его все перепахать заново. Через дела Носова, через его отношение к людям выявляет Фоменко своеобразие личности, характера. Таких, как дедушка Носов, немало в любом колхозе. Сам автор подчеркивает: это «Чем он замечательный? Да ничем не замечательный. Дедок, как дедок, обыкновенный колхозный дедок», наделенный душевным богатством, для которого превыше всего общественные интересы.
Обращение не только ко всем, но и к конкретному человеку, зашита и представление перед властями интересов отдельной личности – эти тенденции начинают проявляться именно в годы «оттепели».
Т. Тэсс
Огромной популярностью пользовалась среди читателей «Известий» публицистика Т. Тэсс, которая искала темы своих очерков в письмах читателей, рассказывала истории жизни, раскрывала душевные драмы «простых» советских людей.
В. Песков
Лиричность, теплота, искренняя любовь к родной земле, к русской природе отличали публикации В. Пескова, которые были изданы в 1963 г. отдельной книжкой «Шаги по росе».
Следует отметить особую роль журнала «Новый мир», который в период «оттепели» стал флагманом развития литературы, публицистики и общественного сознания в целом, символом духовной оппозиции.