Зарубежная журналистика XVII-XVIII вв.
Изобретение книгопечатания, принадлежит немецкому типографу из Майнца – Иоганну Гутенбергу. Наиболее известным деянием Гутенберга стало издание так называемой 42-строчной Библии (называемой так по количеству строк на странице). Первые газеты были рукописными, оставаясь таковыми на протяжении всего XVI столетия, и продолжали свое хождение наряду с печатными и в XVII веке. Кроме рукописных газет, в информационном потоке XVI–XVII вв. широкое хождение имели печатные памфлеты, «книги новостей», «листки новостей», «газеты-листовки», «реляции», «истории» и «баллады новостей» – печатные брошюры небольшого формата и небольшого объема, оперативно откликавшиеся на различные события как внутри страны, так и за рубежом и во многом напоминавшие первые газеты. Несмотря на сходство, три основных момента отличают эти брошюры от первых газет:
1) подобного рода печатная продукция обычно посвящалась только одному событию;
2) данные издания не были периодичными;
3) зачастую акцент делался на иллюстративный ряд.
Первые печатные газеты не имели четко обозначенного названия. Место издания и фамилия редактора-издателя обычно не указывались. Расположение новостного материала зависело не от степени важности самого описываемого события, а от дня поступления данной информации. Сами новости практически не комментировались и подавались без всяких рубрик, политические события перемежались с далеко не всегда достоверными сенсациями. Начиная с 1609 г. еженедельные периодические печатные издания стали быстро распространяться по всей Европе. Однако процесс появления первых газет в ряде стран сдерживался строгими цензурными порядками, регулировавшими появление печатной продукции. Повсеместное введение института предварительной цензуры, появившейся почти сразу после изобретения книгопечатания, стало реакцией государства на неподконтрольное распространение идей, мнений и информации (Мильтон, Ареопагитика: Цензура бесполезна, цензура вредна, цензура унижает человеческое достоинство).
К характерным чертам первых европейских газет можно отнести недолговечность их существования, зависимость от официальных властей и, как следствие, чисто информационный, неполитизированный характер этих изданий. Тиражи колебались от 200 до 1500 экз.
По мере становления газетной периодики в Европе наметилась тенденция к изменению как внешнего облика газет, так и их содержания. В названиях многих газет появляются указания на место издания, как, например, «The London Informer». Первые страницы иллюстрировались виньетками, заставками, эмблемами или портретами августейших особ (хотя собственно газетная иллюстрация, карикатура и сатирическая графика относятся только к началу XVIII в.). В левом углу первой страницы размещались аннотации статей; там же ставилась дата. В 1660-е гг. отмечены новшества в верстке материала, и газетный текст стал делиться на две колонки. К середине XVII столетия в газетах появилась реклама, ставшая впоследствии неотъемлемой частью газетного бизнеса.
Первой ежедневной газетой в Европе стала «Einkommende Zeitung» («Приходящая газета»), которая увидела свет в 1650 г. в Лейпциге. В Англии первая ежедневная газета «The Daily Courant» («Ежедневные куранты») стала выходить лишь в 1702 г., во Франции «Journal de Paris» («Парижская газета») – в 1777 г., в Италии «Gazzetta di Genova» («Генуэзская газета») – в 1798 г.
Особенность первых европейских журналов – преимущественно научная ориентация. Научная переписка вовлекла в коммуникацию большое число участников. Информационно-пропагандистские возможности периодического издания были несоизмеримо выше. Первый европейский журнал – «Journal des Savants» («Журнал ученых», 1665–1828) увидел свет в Париже 5 января 1665 г. Материалы облекались в форму писем. Журнал был ориентирован на научную полемику, на «провокацию» спора.
В XVIII веке Европа сделала решительный шаг к переходу к новым экономическим, социально-политическим и идеологическим формам. Абсолютистские режимы начали сменяться демократическими. Феодальные экономические отношения уступали место капиталистическим, в науке и философии утверждался рационализм, в политической и религиозной жизни – принципы толерантности. Обозначенные явления пробивали себе дорогу с большим трудом: XVIII столетие – эпоха кровавых революционных потрясений и войн за независимость. Просвещение совпало со становлением и расцветом журнальной периодики. Этот период иногда называют эпохой персонального журнализма. Практически за каждым периодическим изданием стояла личность редактора или издателя, проводившего свою идеологическую политику. Писатели и философы часто обращались к созданию журналов для пропаганды собственных взглядов.
Начало европейского Просвещения связано с идеями английских деистов и философов конца XVII столетия. Принятие в 1689 г. «Билля о правах» стало знаменательным событием не только для Англии, но и для всей Европы, ибо в «Билле о правах» была заявлена новая модель взаимоотношения личности и государства. Задача просветительской журналистики – исправлять нравы общества посредством просвещения и развлечения. Поэтому язык просветительских изданий отличался простотой и ясностью, чтобы быть понятным и доходчивым максимально большему числу читателей.
В английской просветительской журналистике выделились два подхода к исправлению нравов – сатирический и морально-дидактический. Их не всегда можно разъединить, но если выделять крайние стороны, то нравоучительная журналистика Джозефа Аддисона и Ричарда Стиля оказывается с одной стороны, а едкая сатира Джонатана Свифта – с другой. Дефо «Кратчайший способ расправы с диссидентами» (1702), «Гимн позорному столбу» (1703), в 1704 г. Дефо стал издавать собственный журнал «The Weekly Review» в качестве независимого журналиста.
Аддисон и Стиль прекратили издание «Болтуна» в начале 1711 г., когда журнал находился на пике своей популярности. В тот же год появился самый удачный журнал в творческом наследии Аддисона и Стиля – «The Spectator» («Зритель»). На этот раз Аддисон и Стиль разработали целую галерею масок, членов небольшого клуба, которые собирались, чтобы порассуждать на самые замысловатые темы из области политики, литературы, философии, театра, светской жизни и т.д.
Франция 17 в. - страна абсолютной монархии. Публицистика того времени принадлежит государству. Основная концепция печати - авторитарная. Она заключается в том, что государственная власть осуществляет полный контроль над производством печатной продукции, а именно за её идеологической направленностью. Все материалы в “Ля Газетт” Теофраза Ренодо делались по заказу, или, по крайней мере, с разрешения Людовика XIII и кардинала. Ришелье был её верховным редактором. За XVII - XVIII вв. правительство издало множество законов, ограничивающих печатное слово. В стране действовало большое число учреждений светской и духовной власти, призванных уничтожать неугодные произведения. Нарушители преследовались и жестоко наказывались, вплоть до применения смертной казни. Всё это тормозило развитие печати во Франции. Так продолжалось до начала Великой французской революции, когда она наконец, хоть на какое-то время, получила желанную свободу.
В целом, в Европе восемнадцатого столетия против периодических изданий продолжали действовать цензурные ограничения. Если даже в либеральной Англии свободу прессы приходилось отстаивать в достаточно сложных условиях, то в других европейских государствах, в частности во Франции и в Германии, положение дел было гораздо хуже, так как журналисты в этих странах подвергались внесудебным преследованиям.
В английских колониях на американском континенте, которые назывались Новой Англией, действовали законы метрополии: сначала авторитарные, а затем Билль о правах.
Билль о правах — это общее название первых десяти поправок к Конституции, которые гарантируют отдельные личные права граждан и соответственно ограничивают полномочия государственных органов. Поправки были предложены Джеймсом Мэдисоном на первом конгрессе США в 1789 году, в том же году одобрены конгрессом и ратифицированы штатами до конца 1791 года. Первая поправка к Конституции США является частью Билля о правах. Она гарантирует, что Конгресс США не будет: Поддерживать какую-либо религию, либо утверждать государственную религию; Запрещать свободное вероисповедание; Посягать на свободу слова; Посягать на свободу прессы; Ограничивать свободу собраний; Ограничивать право народа обращаться к Правительству с петициями об удовлетворении жалоб.
В 18 веке американская журналистика не оказывала практически никакого влияния на мировую журналистику и в целом носила местный характер. Важно, что она формировалась в условиях отмены предварительной цензуры.
Пресса всех английских колоний представляла собой по сути отростки собственно британской прессы, так как сами колонии не имели своей культурной базы, которая могла бы послужить основой для собственной печати. Английские газеты пришли в Америку в самом начале 18 в. Старейшая из них “The Boston News Letter” вышла в 1704 г. в Бостоне. Ее редактором был бывший британский почтмейстер Джон Кэмпбелл. Позже в 1719 г. газета появилась в Филадельфии и в 1725 г. в Нью-Йорке. Все эти газеты были еженедельными и лишь спустя полвека появилась первая ежедневная газета “American Daily Advertiser”. Попытки издания газеты предпринимались в Америке с конца 17 века. Старейшая американская газета «Public Occurences» («Общественные события») вышла 25 сентября 1690 года, но ее первый номер оказался и последним.
В 1719 году появилась первая конкурирующая газета «Boston Gazette» («Бостонская газета»), а через два года вторая – «The New England Courant» («Вести Новой Англии»). Обе газеты редактировал Джемс Франклин. В 1730 году в Филадельфии он начал издавать «Pennsylvanya Gazette» («Пенсильванскую газету»). Вообще, все отцы-основатели Соединенных Штатов были журналистами и публицистами.
В середине 18 века типичная американская газета содержала новости, рекламу, политические статьи, публиковала нравственные очерки, письма читателей редактору, помещала отрывки из книг, памфлетов, стихи, а также обширные перепечатки из английских периодических изданий. Общей чертой американских газет был эклектизм. Печать в колониях развивалась очень быстро. В первой половине 18 века любой автор мог получить доступ на газетные страницы за определенную плату. Такая практика у многих вызывала протест, однако Франклин в памфлете «Апология печатника» отстаивал право своих коллег предоставлять место в газете всем авторам, независимо от их взглядов, лишь бы они платили деньги.
Особенностью американской печати того времени было наличие вечерних газет, сообщающих то, что произошло за день. Сильный толчок прессе Америки был дан изобретением Б. Франклином печатного станка усовершенствованной конструкции. Франклин, движимый желанием распространять просвещение в широких кругах населения, приложил много труда для поднятия печатного слова. Однако в целом, в период предшествующий войне за независимость США, американская пресса была развита достаточно слабо.
Первые американские журналы создавались в подражание английским, но, в отличие от Англии, из-за своей безликости и массового плагиата сначала не имели успеха у читателей и быстро прогорали. Один из первых оригинальных американских журналов был «Pennsylvanya Magazine» (1775–1776), который вскоре после открытия стал редактировать один из наиболее выдающихся американских публицистов, англичанин по рождению Томас Пейн (1737–1809). Он довел тираж до 1500 экземпляров, что было невероятным успехом. Пейн сам писал в журнал патриотические статьи, заметки, стихотворения. Много внимания уделял «Pennsylvanya Magazine» и материалам неполитического характера, например, вопросам брака.
Авторитарная концепция печати.
Авторитарная концепция печати заключается в том, что государственная власть осуществляет полный контроль над производством печатной продукции, а именно за её идеологической направленностью. В странах Европы она сформировалась в эпоху абсолютизма. Монархия и церковь сделали печать инструментом управления народом. Ни одна книга, ни одна газета не могла быть напечатана без согласия властей. Примером этого может послужить французская “Ля Газетт” Теофраста Ренодо. Любые оппозиционные издания были запрещены. Цензура отслеживала крамольные сочинения, угрожающие авторитету монарха и церкви. За XVII - XVIII вв. правительство издало множество законов, ограничивающих печатное слово. В стране действовало большое число учреждений светской и духовной власти, призванных уничтожать неугодные произведения. Нарушители преследовались и жестоко наказывались, вплоть до применения смертной казни. Всё это тормозило развитие печати во Франции. Так продолжалось до начала Великой французской революции, когда она наконец, хоть на какое-то время, получила желанную свободу.
“La Gazette” и её роль в формировании французской журналистики.
“Ля Газетт” была первым периодическим изданием Франции. Её основателем был парижский врач Теофраст Ренодо, призванный на службу кардиналом Ришелье. Это был очень энергичный и деятельный человек, талантливый журналист и попечитель бедных. Ришелье ценил качества Ренодо, поэтому и поручил ему издание газеты. Кардинал хорошо понимал значение печатного слова в овладении умами людей и планировал использовать газету как орудие своей политики по укреплению абсолютной королевской власти. Первый номер “Газетт” вышел в свет 30 мая 1631 г. В техническом плане она была прообразом настоящей современной газеты. Текст состоял из отдельных абзацев, разбитых на колонки, каждый из которых содержал своё сообщение. Заметки начинались с места и даты отправки известия. Со второго года у “Газетт” появились приложение - “Обычные новости различных местностей”. В газете сообщались как внутренние, так и зарубежные новости. Большинство известий приходило из Германии, Испании, Венеции, Вены и др.; печатались военные сводки, придворные новости, сведения о торговле и мореплаваниях, а также объявления. Информацию Ренодо получал от кардинала, который снабжал редакцию хорошими сотрудниками и присылал копии разных документов, от самого короля Людовика XIII, из переписки различных деятелей того времени, а также из иностранных газет. Редакция снабжалась необходимыми техническими средствами и Ренодо имел исключительное право на производство и продажу газеты. Для кардинала Ришелье и Людовика XIII газета была средством проведения в жизнь их политической программы. Издатель мог публиковать только то, что было выгодно для правительства. Все материалы в газете делались по заказу, или, по крайней мере, с разрешения короля и кардинала. Ришелье по сути был её верховным редактором. “Газетт” во всём была подвластна ему и Его Величеству.
Однако это не уменьшает значения и роли “Газетт”. Это была первая политическая газета в сегодняшнем смысле этого слова, положившая начало всей периодической печати Франции. Под названием “Газетт де Франс” она просуществовала до 1792 г.
Развитие французской печати в период Великой французской революции.
Журналистика стала зеркалом Великой французской революции, в ней отразились все её течения и противоречия. В истории печати этого времени можно выделить три наиболее характерных периода, соответствующих определенным этапам развития революции.
На первом этапе — май 1789-г. — август 1792 г. — свержение монархии, вся демократическая печать вела ожесточенную борьбу с аристократической и роялистской прессой по всем буквально вопросам. Впервые юридически была закреплена свобода печати сначала в «Декларации прав человека и гражданина», а позднее в статьях Конституции 1791 г.
Второй этап — с 10 августа 1792 г. по 2 июня 1793 г. — отличается тем, что перестала существовать роялистская печать, но зато развернулась напряженная борьба между жирондистами и якобинцами. И здесь важную роль сыграли газеты Марата, Эбера, Робеспьера и Прюдома. Большое значение имели и брошюры К. Демулена.
Третий этап — начало июня 1793 г. и до 9 термидора 1794 г. — характеризуется сложнейшей внутренней борьбой якобинцев, кордельеров, будущих термидорианцев и тяжелой внутренней и внешней обстановкой Французской Республики.
Революция вызвала к жизни множество газет. Если в 1788 г. во всем королевстве печаталось 60 периодических изданий, то с 14 июля 1789 г. по 10 августа 1792 г. появилось более 500 различных газет. Накануне революции наиболее распространенной была «Парижская газета», имевшая около 8 тыс. подписчиков. В большинстве же случаев тираж газет колебался от 300 до 500 экземпляров, большинство из них выходило 2—3 раза в неделю. До 1789 г. газеты продавались сброшюрованными по нескольку номеров. После начала революции с ростом тиража и числа газет их продавали и отдельными номерами.
Реклама в газетах находилась в зачаточном состоянии.
Говоря о печати в первые годы революции, необходимо отметить появление в это время вечерних газет, в которых публиковались стенографические отчеты о работе Национального собрания. Эти газеты быстро завоевали популярность, так как они оперативно сообщали о заседаниях Ассамблеи.
Выходили газеты, получавшие субсидии от правительства.
Многие газеты являлись органами клубов и кружков. Такой, например, была газета «Железные уста» — издание «Социального кружка». Ее редакторами были аббат К. Фоше и Н. Бонвилль.
1789 год открыл новую эру журналистики — политической печати. Начало политической газете положил П. Бриссо, напечатавший в марте проспект одной из первых во французской революции газет «Французский патриот». Эпиграфом к газете он взял высказывание английского публициста Джебба: «Свободная газета — это часовой, бессменно стоящий на страже народных интересов».
В первые годы революции (1789–1791) свобода печати была безграничной. Часто журналисты – как ультрареволюционеры, так и сторонники монархии, – открыто призывали в своих газетах к насилию, убийствам, погромам. В 1789 году возникло 250 периодических изданий, а к 1791 году выходило более пятисот газет разной направленности. С наступлением якобинского террора свобода печати, несмотря на декларирование в конституции 1793 года, стала ограничена гильотиной. В марте 1793 года конвент дал право казнить каждого, кто будет «изобличен в составлении и печатании сочинений, которые провозглашают восстановление во Франции королевской власти или распущение Национального Конвента». Закон от 17 сентября 1793 года «О подозрительных» предусматривал беспощадно истреблять всех, кто каким бы то ни было способом показывал себя «партизаном тирании или федерализма и врагом свободы». Эти акты давали широкую возможность расправляться с личными врагами. На эшафоте погибла масса журналистов, представлявших все политические течения. Господство кровавой революционной диктатуры кончилось 27 июля 1794 года, когда был арестован и казнен ее глава Максимилиан Робеспьер.
В годы революции наибольшей популярностью пользовались газеты, выходившие под редакцией или при непосредственном участии главных деятелей революции, таких как Жан Поль Марат, Камиль Демулен, Максимилиан Робеспьер и др.
Одним из первых был Элизе Лустало, издававший газету «Revolutions de Paris» («Парижские революции»), которую уже после смерти Лустало назвали энциклопедией французской революции.
Самой яркой личностью, общепризнанным лидером, «отцом народа» был депутат от третьего сословия, потомственный аристократ Оноре-Габриэль де Мирабо. Ораторское искусство Мирабо сразу же сделало его авторитетным лицом в Национальном Собрании, разобщенном поначалу принципом сословности. Мирабо стал лидером, объединив представителей трех сословий Вступив на арену политической деятельности в Париже в 1789 году, Мирабо стал издавать газету «Journal des Etats generaux» («Газета Генеральных штатов»), которая вскоре была запрещена королевским министром Неккером. Но неукротимый трибун возобновил издание под другим названием: «Письма к моим избирателям». Газета Мирабо была одним из первых революционных изданий. В ней начинали журналистскую деятельность Демулен и Ксавьер. Её отличительной чертой было то, что она делалась коллективом людей. Но идейным вождем здесь был Мирабо, его духом и идеями пронизаны все публикации.
Правый якобинец дантонист Камиль Демулен (1760–1794) издавал газеты «Revolutions de France et de Brabant» («Революции Франции и Брабанта») и «Le Vieux Cordellere» («Старый кордельер»). «Сегодня во Франции журналист сам себе и консул, и диктатор», – писал Демулен. За требования ослабления революционного террора и отмены системы принудительной таксации цен и зарплаты был казнен.
Левый якобинец Жан Рене Эбер (1757–1794) выпускал газету «Pere Duchene» («Папаша Дюшен»), названную по имени фольклорного персонажа – торговца и любителя выяснять отношения. Газета рассчитана была на низшие слои населения – безработных, бедняков, маргиналов. Эбер умел руководить толпой и считал необходимым опускаться в своей публицистике до уровня самого невзыскательного читателя. «Я понимаю по-латыни, но говорю с читателями на их языке», – говорил Эбер. Его газету называли наиболее самобытным изданием революции. За страстные выступления против произвола якобинской диктатуры Эбер был казнен.
Марат(якобинец)Газета «Марат друг народа» стала выходить с 12 сентября 1789 года. На фоне восторженных приветствий революции, лившихся со страниц парижской прессы этих дней, голос «Друга народа» прозвучал резким диссонансом. Марат сразу же выступил против тех, кто решил ограничить революцию её первыми формальными достижениями, будущих предателей Лафайета, Мирабо, Бриссо, Неккера, Бальи В течение 4 лет революции Марату пришлось дважды прекращать издание своей газеты, выпускать её подпольно. Самыми верными помощниками и друзьями в эти трудные дни были для него простые люди Парижа, санклюлоты. Они же были его информаторами (Марат делал свою газету почти в одиночку) и распространителями отпечатанной на плохой бумаге мелким неровным шрифтом, но самой влиятельной и любимой газеты Парижа 1789 – 1793 годов. Секрет популярности Марата прост. Две вещи сделали его истинным другом народа: 1) то, что он всегда и, прежде всего, бесстрашно и настойчиво защищал интересы «маленького человека», бедняка или санкюлота, как говорили в те дни в Париже; 2) простой, понятный народу и одновременно «зажигательный», по определению жирондистов, язык газеты Марата.
Франсуа Бабёф по происхождению был представителем «третьего сословия». До 1789 года он служил комиссаром по межевым делам, а также занимался сочинением трудов по проблемам имущественных отношений и благоустройства (известна его книга под названием «Записки для земельных собственников и собственников сеньорий»). Служба помогла Бабёфу досконально изучить систему экономических отношений феодального общества, узнать тайны происхождения аристократических владений. Именно в эти годы в его сознании возникли мысли о неравенстве и несправедливости отношений в феодальном обществе. Личный жизненный опыт и размышления, связанные с родом его занятий, подготовили Бабёфа к революции. Он принял её сразу. 14 июля он участвовал во взятии Бастилии. Затем некоторое время метался между Парижем и Руа (город, в котором жила его семья) и, наконец, основал газету «Пикардийский корреспондент». Так же издавал «Трибун народа». Казнен во времена Директории.
Политическая журналистика в Англии в 17-18 веках.
Важную роль в становлении политической журналистики Англии безусловно сыграла буржуазная революция 1642 – 1660 гг. Во-первых, потому, что она вызвала мощнейший всплеск общественной мысли, вследствие чего количество и качество печатных изданий сильно возросло за достаточно короткий срок. в революционный период значительно повысился спрос на новости, да и самих новостей стало больше. Помимо прочего, серьезным стимулом для английской журналистики стало фактическое уничтожение цензуры вплоть до установления диктатуры Кромвеля в 1653 г.
Политизация печати в годы революции была обусловлена тем, что власть в Англии разделилась на два лагеря. Король и парламент открыто враждовали и невольно искали поддержки в общественном мнении, а это, в свою очередь, означало, что в борьбу вовлекались периодические издания. До реставрации Стюартов в Англии существовало около 200 различных газет. Но лишь несколько рискнули вступить в политические дискуссии. Особенно в этой связи стоит отметить деятельность Маримонта Нэдгема, которого называют «хамелеоном английской революции» - за чрезмерную гибкость и неустойчивость политических взглядов.
Нэдгему было всего 23 года, когда он основал «Mercutius Britannicus», журнал, ставший условно говоря, на сторону парламента. Это издание существовало с 1643 по 1646 год; на его страницах Нэдгем публиковал критические статьи о короле, за что в 1647 году попал под суд. Правда, ему удалось вымолить прощение у короля, и с 1647 года он начинает издавать другой журнал, «Mercurius Pragmaticus», в котором переходит на сторону королевской власти и становится ярым противником Кромвеля. После Нэдгем в третий раз меняет свои политические убеждения и начинает издавать «Mercurius Politicus». Этот журнал просуществовал около десяти лет и пользовался благосклонностью Кромвеля, а также имел огромное распространение и влияние в Англии вообще.
Зарождение лозунга свободы печати.
Английская буржуазная революция 17 века, результатом которой было установление в Соединенном королевстве парламентского правления, фактически привела к тому, что существовавшая до того времени цензура, если не была отменена то, во всяком случае, потеряла свое значение: книги печатались совершенно свободно, без каких - либо цензурных стеснений. Однако 14 июня 1643 года парламентом был издан закон, согласно которому вновь устанавливалась строгая цензура: “...ни одна книга, памфлет или газета отныне не могут быть напечатаны иначе, как после предварительного просмотра и одобрения лиц или, по крайней мере, одного из лиц для того назначенных”.
Основной же формой журналистского творчества эпохи английской буржуазной революции была памфлетная публицистика. Большая часть периодики того времени тяготела к коммерческому и информационно-рекламному стилю и была слабо развита, поэтому политическая дискуссия велась с помощью памфлетов. Наиболее яркими и блестящими представителями памфлетной журналистики были среди противников монархии. Особого внимания заслуживают Джон Мильтон, Джон Лильберн и Джерард Уинстенли, т.к. их работы оказали серьезное влияние на взгляды лидеров буржуазных революций в других странах, в частности, Франции и США.
Джон Мильтон.
Джон Мильтон, поэт, общественный деятель, публицист, живший в Англии в период становления буржуазного общества, оказался в центре революции с самого ее начала и довольно скоро, благодаря своим политическим памфлетам, стал одним из первых ее идеологов. Правда, он никогда не преследовал тех экономических целей, которые ставила перед собой английская буржуазия; его больше волновала идеологическая сторона. В своих трактатах он прежде всего выражал мысли и взгляды собственно революционеров, что называется, их страсти и иллюзии.
В 1644 году он написал памфлет “Ареопагитика”, чтобы выступить перед парламентом в котором высказывал свое мнение о цензуре и цензорах. Это его основная работа за всю жизнь. “Цензура бесполезна, цензура вредна, цензура унижает человеческое достоинство”. Вот основная мысль “Ареопагитики”. Мильтон приводит массу толкований по этому поводу. Если цензура и будет действовать против “соблазнительных революционных и клеветнических книг”, т.е. ставит своей целью улучшение нравов, “то должны поступать так же и со всеми увеселениями и забавами, - со всем , что доставляет человеку наслаждение”. Принести пользу могут только “...не принудительные законы добродетельного воспитания, религиозной или гражданской культуры...”. Цензорами должны быть люди выше среднего уровня. Где отыскать людей, которые будут тратить своё время на подобные занятия? Никто, кроме расточителей своего времени. А если это так, то легко представить себе этих людей: “то будут люди невежественные, властные и нерадивые”. Цензоры будут выедать из книг все то, что не соответствует их невежественному пониманию, или даже подвергать книги уничтожению. Здесь Мильтон опирается на то, что образованный человек, умный, с высокими идеалами не будет тратить своё драгоценное время на то, чтобы убирать из книг какие-либо мысли. Еще один важный момент в “Ареопагитике” - неизбежность столкновения цензуры с культурой. Цензура непременно встает на пути самой истины, замедляя и затрудняя доступ этого самого драгоценного товара. “Цензура приносит вред даже тем, что запрещает вредные книги”. Мильтон хочет сказать, что человек должен быть сам для себя цензором, уметь отличать хорошее от плохого. Как уже говорилось, цензоры должны быть непогрешимыми, чтобы исполнять своё прямое назначение, однако по каким параметрам государство выбирает цензоров не очень ясно. “Государство может управлять мной, но не критиковать меня; оно так же легко может ошибаться в цензоре, как цензор в авторе”. Дионисий: “Читай всякие книги, которые попадут в твои руки, ибо ты можешь сам все правильно обсудить и исследовать”
Также Мильтон написал “Иконоборец” (1649), “Защита английского народа” (1650-54). Знамениты и его поэмы “Потерянный рай”, “Возвращенный рай”, “История Британии”, а также, трагедия “Самсон-борец”.
Во второй половине XVII века в Англии возникает неотъемлемый атрибут политической журналистики – сатирическая печать. Довольно ярким ее примером является газета «Еженедельные советы из Рима», издававшаяся сторонниками партии виг. За необычным названием издания угадывался прием, довольно характерный для журналистики XVII – XVIII вв.: газета велась как бы от имени политических противников ее учредителей, но в виде пародии. Так, на ее страницах ненавистный вигам Папа Римский давал советы относительно управления Англией партии тори. Советы эти были даны в утрированной форме, доведены до абсурда и преподносились в юмористической форме. Газет издавалась подпольно. Однако сыскная служба не теряла времени даром, и довольно скоро отважный издатель Генри Карр был арестован.
Политическая журналистика Англии в XVIII веке.
С низложением Иакова II и вступлением на престол Вильгельма III дела печати пошли гораздо лучше. В 1702 г. в Лондоне вышла в свет первая ежедневная газета «Daily Courant». Новое затруднение для печати, значительно затормозившее ее развитие, возникло в царствование королевы Анны в 1712 г., когда был введен штемпельный налог в размере полпенни с листа и одного пенни с 11/2 листа; вскоре, впрочем, были найдены средства для полного обхода этого закона или, по меньшей мере, некоторого ослабления его обременительности, благодаря чему в Лондоне постепенно появился целый ряд новых газет. И хотя большинство газет в начале века с точки зрения политического наполнения не шло дальше заграничных новостей, тем не менее через довольно непродолжительное время на арене английской журналистики стали возникать издания, серьезно затрагивающие политическую сторону жизни страны. Естественно, они пользовались популярностью у населения.
Одним из первых таких изданий стал журнал Даниеля Дефо «Revue». Дефо начал издавать его, находясь в Ньюгетской тюрьме, куда он попал за свой памфлет «Способ всего скорее покончить с диссидентами» (ему пришлось также стоять у позорного столба). «Revue» выходил раз в неделю; так называемая «реформа нравов», обсуждение государственных мероприятий, статьи против пьянства, игры, дуэли, рассказы про распущенность общества и театра, политические вопросы – все это входило в программу журнала. Он просуществовал девять лет, пока Дефо снова не попал в Ньюгет. С появлением этого журнала собственно и начинается политическая роль печати в Англии. Увеличение значения журналистики в ту эпоху подтверждается тем, что многие знаменитые писатели и высокопоставленные лица выступали на ее поприще и принимали участие в политической борьбе посредством именно журнальной полемики. Многие из выдающихся писателей того времени были даже редакторами газет.
Даниель Дефо (ок. 1660-1731) (за вигов) прославился как автор памфлетов «Опыт о проектах» 1697; «Ходатайство бедняка» 1698; «Чистокровный англичанин» 1701 и т.д, в которых он предлагал демократические реформы в сфере законодательства и образования, высмеивал спесь английской аристократии, религиозную нетерпимость. За памфлет «Кратчайший способ расправы с диссидентами» Дефо был привлечен к суду и приговорен к позорному столбу и тюремному заключению. В памфлете «Гимн позорному столбу» 1703 г. Писатель защищал свободу мысли и прессы. Выйдя на свободу, Дефо продолжает свою журн. Деятельность. С 1704 г. По 1713 г. Он издавал газету «Уикли ревью», выходит 3 раза в неделю и составляется самим писателем. Это была небольшая брошюрка (от 4 до 8 стр). Газета издавалась на гос-ые ср-ва. В 1704 г. Дефо опубликовал «Эссе о регулировании прессы». Продолжая мильтоновскую традицию, Дефо выступил против цензуры как оружия в руках правящей партии. Важнейшим критерием для Дефо была правдивость прессы. «Уикли ревью» отличалась высоким литературным качеством публикаций, аналитизмом комментариев и материалов. Дефо внес значтельный вклад в развитие жанра эссе. Он был блестящим мастером мистификации, прекрасным полемистом. Броские заголовки его статей и памфлетов привлекали внимание читателей.
Джонатан Свифт (1667-1745)- один из лучших англ. журналистов века Просвещения. Свифт издавал газету «Экземинер», которая вела жесткую полемику с вигами. Газеты была открыта при поддержке тогдашнего лидера тори лорда Болингброка, он же печатался в этой газете под псевдонимом «Случайный писатель». Свифт-публицист - автор многочисленных памфлетов, в том числе таких, как «Битва книг» (1697) и «Сказка о бочке» (1704). Благодаря Дефо, Свифту, Дилингу в английской газетной периодике получил развитие жанр политического эссе. «Уикли ревью» Дефо и «Экземинер» Свифта преобразовали политическую сцену и проложили дорогу профессиональной журналистике. Свифт поддерживал тори (после войны за испанское наследство). Защищал права ирландцев - анонимно изданы и разошлись многотысячным тиражом мятежные«Письма суконщика», призывающие к бойкоту английских товаров и неполновесной английской монеты. Резонанс от «Писем» был оглушительным и повсеместным, так что Лондону пришлось срочно назначать нового наместника, Картерета, для успокоения ирландцев. В письме лорду-казначею Великобритании «Предложение об исправлении, улучшении и закреплении английского языка» Свифт протестует против порчи литературного языка жаргонизмами, диалектными и неграмотными выражениями (историческая справка, отсылки к опыту других наций, королевский двор стал рассадником «дурновкусия», поэты реставрации ввели обычай сокращать слова; чтобы решить проблему - собрать компетентных лиц для установления правил.
Наряду с политическими газетами в самом начале XVIII столетия зародилась и другая отрасль английской журналистики – так называемые «моральные еженедельники», занимавшиеся на первых порах вопросами культуры, бичеванием извращенных нравов и вкусов и охотно предававшихся философским рассуждениям о Боге и бессмертии души. Впоследствии эти еженедельники сделали попытку сообщать отчеты о заседаниях парламента и пробили таким образом брешь в устаревшем запрещении обнародования парламентских прений.
Первый из таких еженедельников - «The Tatter» - появился в 1709 г. под редакцией Ричарда Стиля. Для того, чтобы обеспечить успех своему журналу, Стиль прибегнул к хитрости: он заимствовал псевдоним у Свифта («Исаак Бикерстаф»), под которым последний издал свои три юмористические брошюры, имевшие огромный успех. «Исаак Бикерстаф», эсквайр, рассуждал здесь обо всем, что интересовало общество: о чудовищных кринолинах дам, военных приключениях герцога Мальборо, сердечных тайнах госпожи Дженни Дистаф, единоутробной сестры мистера Исаака, миросозерцании Ньютона и т.п. Статьи Стиля, подписанные именем «Исаака Бикерстафа, эсквайра», отличались юмористичностью, сразу обеспечившей журналу многочисленных подписчиков. После того, как