Профессионализм общения журналиста
Для того, чтобы на практике эффективно использовать все методы, журналисту требуется немало умений и навыков для выяснения и фиксации требуемых фактов. Профессиональное общение журналиста немыслимо без технического оборудования и немалой духовной культуры.
Прежде всего, вспомним о технической оснащенности. Журналист обязан иметь при себе достаточный запас ручек, на случай, если какая-либо из них подведет в нужный момент, и как минимум пару блокнотов: для записи официальных бесед и для фиксации неофициальной информации. Диктофон фиксирует ход беседы при непосредственном контакте с собеседником, но не имеет возможности фиксировать мысли журналиста, возникающие по ходу беседы, поэтому блокнот остается непременным атрибутом журналиста всегда, - он помогает при переработке поступающей информации.
На всех этапах творческой деятельности журналист имеет дело как с индивидуальной, так и коллективной психологией, которые нельзя не учитывать.
При сборе информации он контактирует с индивидуальным сознанием и поведением источников информации, межличностным и межгрупповым общением, социальными ролями, психологическими установками, идентификацией.
При обработке информации - с психологией труда и творчества журналиста, межгрупповыми отношениями в редакции.
При передаче и распространении информации - с психологическими методами воздействия на аудиторию, с массовым сознанием, психологическими эффектами.
К тому же и сам журналист зависит от общего социально-психологического состояния среды, общественного мнения, стеретипов. Поэтому очень важно психологическое состояние журналиста, его знание психологических основ информационно-коммуникативного процесса.
Содержанием общения является взаимное познание, взаимоотношение и взаимодействие. Творческая природа профессионального общения журналиста явственно обнаруживается в умении ставить содержательные и небанальные вопросы.
Но при этом также важно как будет выглядеть журналист: вспомните пословицу, гласящую, что встречают по одежке. Вот те факторы, которые влияют на успешный исход профессионального общения: внешность, одежда, осанка, поведение.
Индивидуальный облик и выбор одежды обычно рассматриваются как свидетельство того, как человек сам себя представляет. Можно прочитать массу специальной литературы об этом, проконсультироваться с профессионалами-имиджмейкерами, но так и не понять самого главного: при выборе одежды необходимо учитывать, чтобы она подходила к случаю. Одежда, подходящая для общения в кабинетах высокого начальства, менее всего годится для разговора в слесарной мастерской. Практичность - самый важный показатель соответствия.
В последнее время немаловажным фактором стала стоимость одежды. Будучи определенным показателем благосостояния, она может "приблизить" или "отдалить" собеседника от журналиста. Ведь в более широком смысле, одежда - часть сложной формулы воздействия на мир ее владельцем.
Связь между физическим и эмоциональным состоянием людей - достаточно широко признанный факт. От того, как выглядит журналист в момент общения, зависит и объем полученной информации и ее качество. Уверенному в себе человеку гораздо проще завоевать симпатию собеседника. А от степени доверия как раз и зависит успех профессионального журналистского общения. Добавим, что уверенный в себе человек легче реализует право свободно общаться и высказывать свою точку зрения. Этот фактор особенно важен при первом контакте с собеседником. В ходе общения вопросы должны формулироваться четко, ясно, по возможности кратко. И сам ход разговора должен быть логически выстроен: каждый следующий вопрос должен вытекать из предыдущего, развивая и углубляя тему.
Но стоит журналисту продемонстрировать излишнюю наглость, самоуверенность, спесь, высокомерие или, напротив, недооценку себя, смутные представления о том, чего он хочет получить от собеседника, опасение враждебности с его стороны, - результат профессионального общения будет сведен к нулю. И никакая предварительная подготовка, никакие знания методологии не спасут.
Практически каждый умный человек при желании может стать толковым журналистом. Но чтобы подняться над этим уровнем, став профессионалом, ему прежде всего необходимо научиться слушать собеседника.
Этому могут способствовать навыки, приобретенные упорным трудом.
Прежде всего, журналист должен направлять свое внимание, почувствовать интерес к сообщаемым сведениям.
Наблюдая за невербальными знаками, за выражениями лица и движениями человека, можно получить массу дополнительной информации.
В ходе беседы не следует давать резких оценок обсуждаемых проблем.
Прежде, чем сделать замечание или задать следующий вопрос, журналисту важно убедиться в том, что собеседник закончил свою речь.
Уточнение услышанного - верный признак того, что журналист пытается правильно понять собеседника. Поэтому не следует опасаться повторных вопросов.
Внимательно вслушиваясь в слова собеседника, проявляя неподдельный интерес к его личности, журналист поощряет его на откровенный разговор.
Итак, для журналиста одинаково вредна переоценка своих профессиональных и личных качеств, которая проистекает из-за перенесения имиджа издания на себя, и недооценка своих деловых возможностей. Избегая крайностей, уважительно относясь к аудитории как равноправному собеседнику, журналист добьется больших успехов.
Успешная деятельность журналиста зависит и от того, насколько журналист сам осознает себя журналистом. Если он не сумел в силу ряда причин обрести социальный статус, то объективно становится человеком, который как бы "застрял" между двумя социальными группами и разными культурами. Он не принадлежит полностью ни к одной. И значит, не имеет возможности самореализоваться. У него возникает чувство неуверенности, тревожности. А ведь социально-психологическая особенность профессии журналиста состоит в том, что его социальный статус, редакционное амплуа, социальные роли и имидж определяются не только личными качествами, но и внутриредакционными отношениями, взаимоотношениями с аудиторией и властью.
От того, кем ощущает себя журналист по отношению к читателю, зависит профессионализм его творческого общения. Есть несколько психологических типов журналистских "идеологий".
Первый основывается на утверждении, что читатель - объект управления и воспитания. Исторические корни его восходят к Н.А.Полевому, считавшему, что главная функция журналиста быть колонновожатым. Менторский тон журналиста, моделирующего общество будущего, сразу же ставит определенные барьеры в общении.
Второй психологический тип журналистской "идеологии" полагает, что журналист - прежде всего информатор. В его основе кредо Ф.В.Булгарина: "Наше дело сообщать новости, а право судить о них предоставлено публике". В этом случае журналист занимает позицию на ступень ниже по отношению к читателю, что опять же снижает эффективность профессионального общения.
Третий тип рассматриваемой "идеологии" получил название гуманитарного. Он реализуется в равноправном и уважительном диалоге журналиста с аудиторией. Профессиональное общение в этом случае наиболее оптимально: журналист психологически находится как бы внутри аудитории.
Проведенные исследования выявили в новой российской журналистике эволюцию от первого типа к преимущественно второму. Это свидетельствует о еще достаточно низком уровне взаимодействия отечественной прессы с аудиторией.