Пушкин - журналист и издатель
Когда до Москвы дошла весть о трагической гибели А.С.Пушкина, редактор "Московского наблюдателя" В.П.Андросов написал в Петербург редактору "Литературных прибавлений к Русскому инвалиду" А.А.Краевскому: "Пушкин едва ли не потому подвергся горькой своей доле, что сделался журналистом".
И в самом деле, при жизни поэта в периодике было опубликовано более пятидесяти его выступлений и столько же осталось в рукописи. Самое первое публицистическое выступление А.С.Пушкина было опубликовано в 1824 году. В "Сыне Отечества" появилась присланная из Одессы полемическая заметка ссыльного поэта "Письмо к издателю Сына Отечества". Откликнувшись на несправедливую, по его мнению, критику, он открыл в своем творчестве новую страницу - публицистическую.
Большинство журналов преддекабристской поры его не удовлетворяло. Он уже тогда был уверен, что именно в журналистике - при всей ограниченности ее тогдашних возможностей - возможно "золотое кстати". И после 1825 года при первой же возможности смело вошел в "сословие журналистов".
А.С.Пушкин сотрудничал в "Московском телеграфе" и "Телескопе", был одним из основателей "Московского вестника" и "Литературной газеты", издавал журнал "Современник", - и при этом, почти вся его публицистика осталась незамеченной критиками 19 века. А публицистичность его художественных произведений не изучена до конца и сейчас.
Появившееся в 1827 году недолговременно существовавшее издание "Московский вестник" своей главной задачей определило разработку философских основ литературной критики и эстетики. Лицо журнала определяли Д.В.Веневитинов, С.П.Шевырев и М.П.Погодин. Принявший активное участие в организации журнала А.С.Пушкин мечтал превратить его в литературно-общественное издание. И когда поэта не поддержали, он покинул журнал.
Но желание иметь свою публицистическую трибуну осталось. Уже в 1830 году ему удается получить разрешение на издание газеты. Вместе с Антоном Антоновичем Дельвигом он увлеченно берется за редакторско-издательскую деятельность. "Литературная газета" стала выходить один раз в пять дней и обьединила вокруг себя лучших авторов того времени: О.М.Сомов, П.А.Вяземский, Д.В.Давыдов, Е.А.Боратынский, П.А.Катенин, Н.М.Языков, Н.В.Гоголь охотно печатали здесь свои произведения.
Не имея разрешения на политический отдел в газете, друзья-издатели искали возможность высказать свои политические пристрастия через отдел критики. Рецензируя романы Ф.В.Булгарина, А.С.Пушкин показывает полицейскую роль в литературе как самого Фаддея Венедиктовича, так и его близкого друга Николая Ивановича Греча.
Кстати, Фаддей Венедиктович Булгарин был не таким уж и бездарным человеком. А в чем-то даже очень и очень прогрессивно настроенным. Например, в своем альманахе "Русская Талия" он не побоялся почти целиком напечатать запрещенную комедию А.С.Грибоедова "Горе от ума". В.Г.Белинский назвал Ф.В.Булгарина создателем первого русского романа, - он и впрямь стоял у истоков зарождения русского исторического романа. Автор многочисленных очерков нравов, обширной мемуаристики, путешествий, политической публицистики, основоположник русской фантастики и фельетонистики, Фаддей Венедиктович выступал первооткрывателем почти во всех жанрах. Сорок лет русской журналистики - с 1819 по 1859 годы - тесно связаны с его именем. Между прочим, А.С.Пушкин, задумав издавать собственную газету, корректировал издательско-редакторские планы по образцу булгаринской "Северной пчелы".
Но при этом за Ф.В.Булгариным закрепилась слава агента и доносчика царской политической охранки. Опираясь на эти слухи, А.С.Пушкин создает ряд замечательных фельетонов "О записках Видока", "Торжество дружбы, или Оправданный Александр Анфимович Орлов" и "Несколько слов о мизинце господина Булгарина и о прочем", направленных против Ф.В.Булгарина и Н.И.Греча. И Александр Сергеевич был не одинок в своих нападках: против дружбы этих литераторов направлена и знаменитая басня И.А.Крылова "Кукушка и Петух".
Намекая на неблаговидность поведения Ф.В.Булгарина как человека и литератора, на его аморальность и связь с полицией, А.С.Пушкин едко высмеивает журналиста и редактора "Северной пчелы".
Острый характер полемики публицистических выступлений в "Литературной газете" привел к запрету издания. Официальным поводом для этого стала публикация четверостишия, посвященного жертвам июльской революции 1830 года во Франции.
Еще шесть лет понадобилось на то, чтобы добиться нового разрешения на издательскую деятельность. В 1836 году А.С.Пушкин приступает к изданию журнала "Современник". Он был разрешен как чисто литературный, с невыгодной периодичностью - четыре номера в год.
Имея опыт редакторской работы в "Литературной газете", А.С.Пушкин даже в таких стесненных цензурой обстоятельствах находил возможность заявить о своих политических взглядах.
В сущности, все его крупнейшие произведения этого периода посвящены проблеме народа. Журнал - не исключение. "Современник" публиковал материалы об Отечественной войне 1812 года. С одной стороны, это было своеобразным продолжением традиции декабристов. А с другой, - явное противостояние с официальной политикой правительства. Дело в том, что в это время шла колонизаторская война на Кавказе против Шамиля, и постоянное напоминание о справедливом характере войны 1812 года подчеркивало несправедливость нынешних военных действий.
Различные материалы об отношении к нерусским народам России А.С.Пушкин начал печатать с первого тома журнала. Рассказывая о Кавказе, он подчеркивает трагические противоречия увиденного: богатая стадами и растениями земля хранит следы губительной войны.
Русский народ, решавший судьбы России в 1812 году, достоин иной, лучшей доли, - подчеркивалось почти во всех материалах журнала. Истинное положение так и оставшихся крепостными освободителей Отечества рассыпано по тем произведениям, которые А.С.Пушкин печатает в "Современнике": "Утро делового человека" и "Нос" Н.В.Гоголя, "Путешествие в Арзрум" А.С.Пушкина, "Долина Ажитугай" С.Казы-Гирея...
В журналах того времени научный отдел печатал статьи по истории, экономике, географии, по вопросам образования и просвещения, здесь-то как раз наиболее ощутимо и проявлялось публицистическое направление того или иного журнала. В "Современнике" выходя такие публицистически острые статьи, как "Разбор парижского математического ежегодника" П.Б.Козловского, "Мифология вотяков и черемис" А.И.Емичева, "Взятие Дрездена" Д.В.Давыдова, "Собрание сочинений Георгия Кольского" и "Об Истории Пугачевского бунта" А.С.Пушкина...
Невероятно тяжелые цензурные условия вынуждали А.С.Пушкина тщательно отбирать материалы для печати. Но все равно цензоры находили недозволенное. Ведь в "Современнике", как видим, публиковались статьи, подлежащие дополнительному рассмотрению ведомственных цензур, - военной, например, или духовной.
Но положение осложнялось еще и тем, что даже близкие друзья А.С.Пушкина решили от него отступить. Когда готовилась к изданию третья книжка "Современника", они задумали издавать собственный журнал. В представленной министру просвещения С.С.Уварову программе предполагаемого издания был список его сотрудников, включавший почти сорок имен. Тут были В.А.Жуковский, П.А.Вяземский, В.Ф.Одоевский, Н.В.Гоголь, П.А.Плетнев, А.А.Краевский...
Но имени А.С.Пушкина не значилось. По мнению его друзей, он не справился с изданием "Современника", тираж второй книжки расходился с величайшим трудом. И потому его не стоило привлекать к сотрудничеству, чтобы не накликать какой-либо беды.
"Русский сборник" - так хотели назвать новый журнал - не должен был принадлежать не только ни к какой партии, но и ни к одной ученой системе, его единственная программа - отвращение от всего, что сделано неблагонамеренно. И еще - "Русский сборник" должен был стать конкурирующим с "Современником" изданием. Одновременно с разработкой нового проекта друзья А.С.Пушкина обдумывали возможность ограничения влияния поэта на "Современник". А.А.Краевский и В.Ф.Одоевский написали письмо-ультиматум, в котором предложили А.С.Пушкину заняться составлением исключительно литературного отдела. Когда обе попытки закончились неудачей, П.А.Вяземский все же ушел в историко-литературный сборник "Старина и новизна", а А.А.Краевский и В.Ф.Одоевский занялись изданием и редактурой "Литературных прибавлений к Русскому инвалиду". Редакция распадалась.
Реорганизация журнала задумывалась в начале 1837 года. А.С.Пушкин погиб на дуэли, не успев осуществить задуманное. Но издание не погибло вместе с ним. Журнал подхватили его друзья, а летом 1846 года пушкинский "Современник" оказался в руках Н.А.Некрасова и И.И.Панаева. Горячо поддержавший их Виссарион Григорьевич Белинский принял энергичные меры к привлечению в журнал лучших сотрудников. Начиналась новая эпоха "Современника".