Классификация вопросов в жанре интервью
Основную часть интервью составляет система вопросов-ответов, которые в своей последовательности образуют драматургию беседы. Композиция ее зависит от преобладания событийного или описательного начала в фиксируемой информации и от смысловой связи вопросов. Главная функция вопросов — это реализация целей и задач интервью.
Приведем классификацию вопросов разработанную исследователем современных СМИ Н.В.Кодола[24]
Открытый вопрос называет для интервьюируемого тему или предмет, а далее он волен структурировать ответ по своему усмотрению.
Закрытый вопрос характерен тем, что возможные ответы заложены в нем самом, так что опрашиваемый должен выбрать точку зрения, мнение, которое больше всего соответствует его позиции.
В журналистике их используют в том случае, если:
– нужно получить прямую реакцию собеседника, например, подтвердить, или опровергнуть факт;
– собеседник затрудняется высказать свое мнение в силу различных обстоятельств: застенчивость, боязнь показаться смешным, неумение выразить свою мысль. Однако нужно помнить об опасности невольно навязать интервьюируемому ответ.
Одним из наиболее популярных в классификации вопросов, и наиболее сложных является многоярусный вопрос. Иногда его называют «вопрос с балконом», «вопрос с предшествующим суждением журналиста». Суть такого вопроса в том, что журналист сначала высказывается на определенную тему, а потом задает вопрос в продолжении своего высказывания.
Контактные вопросы. До основных могут быть заданы вопросы, которые позволяют установить контакт с собеседником. Вопрос может быть связан с последними событиями, с окружающей обстановкой.
Уточняющие вопросы. Такие вопросы необходимы, когда собеседник не раскрывает каких-либо неясных для аудитории вещей, считая их само собой разумеющимися, или намеренно уклоняется от разъяснений. Уточняющие вопросы направлены на выяснение истинности или ложности выраженного в них суждения. Уточняющий вопрос необходим, когда на предыдущий дан неясный или двусмысленный ответ. Такие вопросы можно задавать в разных формах:
1) запросить пример для иллюстрации или прояснения сказанною;
2) перефразировать сказанное собеседником, если его ответ непонятен.
Контрольные вопросы. Контрольные вопросы могут быть подготовлены заранее и появляться спонтанно в ходе интервью. Их цель — проверить, обладает ли интервьюируемый в действительности теми знаниями, на которые претендует, теми чувствами, о которых рассказывает, одним словом, проверка поступающей информации на достоверность, что видно из вышеприведенного примера.
Уличающие вопросы. Вопрос уличающего характера применяется в случае противоречии в ответах, если собеседник был непоследовательным в описании, неуверенным в аргументации.
При использовании такого рода вопросов журналисту следует воздерживаться от высказываний типа: «Вы не правы», «Я вам не верю». Даже в том случае, если журналист был вежлив, после уличающего вопроса беседа может быть прекращена собеседником или затруднена. Поэтому этот вопрос лучше задать в конце беседы.
Гипотетические вопросы. Такие вопросы побуждают собеседника запяться прогнозами, пофантазировать о перспективах объекта беседы пли возможных последствиях его действий. На них часто отказываются отвечать политики и лица, принимающие решения, так как они рискуют ответить невыгодным для себя образом. Гипотетические вопросы лучше задавать ученым или экспертам, занимающимся прогнозами в своей области.
Риторические вопросы. Такие вопросы содержат скрытое утверждение, не требующее ответа. В риторических вопросах не происходит требуемого двустороннего взаимодействия между журналистом и его героем. Здесь активной стороной оказывается журналист.
Вопрос-перебивка. Любая перебивка журналиста со стороны кажется неэтичной, недопустимой. Тем не менее, если этого требует лимит времени или собеседник уходит от ответа, можно мягко, едва заметно, профессионально, ловко поворачивая беседу, перебить собеседника вопросом. Но перебивать грубо, резко, оскорбим при этом собеседника, недопустимо.
Личный вопрос. Такие вопросы выделяются как наиболее трудная часть интервью, затрагивающая факты, касающиеся человека лично или его близких. Такие вопросы необходимо задавать деликатно, однако достаточно настойчиво, также желательно:
■ тщательно их формулировать во время предварительной подготовки (домашних заготовок);
■ изучать биографию и особенности характера собеседника;
■ стараться интервьюировать в обстановке «с глазу на глаз»;
■ не упускать возможности пообщаться в случайной и непринужденной обстановке; когда собеседник не насторожен, а расслаблен, раскован, он с большей вероятностью ответит на вопросы;
■ не прерывать собеседника для уточнения записи в блокноте.
Подсказывающие вопросы. Такие вопросы уже содержат ожидаемый ответ. В большинстве случаев их следует избегать, гак как они подталкивают собеседника к неполноценному ответу или собеседник может воспринять их как' манииулятнвнын прием. В интервью. публикуемых ь печати, а особенно часто на радио- и телевидении, встречаются вопросы: «Вам известно, что ...» Немногие в таких случаях решатся возражать интервьюеру, у которого все уже распланировано и ясно. Большинство интервьюируемых в таких случаях спешат вырази ть свое согласие. Иногда подсказывающие вопросы намеренно используют журналисты, особенно те, которые заранее все решили и не хотят отказываться от сложившегося представления. Однако подсказывающие вопросы необходимы в том случае, если собеседник смущается.
Подсказывающие вопросы могут проявляться в разных формах:
■ включать в себя избыточные слова;
■ содержать лимитированное количество вариантов ответа:
■ содержать оценку.
Косвенные подсказки провоцируют собеседника на расшифровку мысли, подкрепление ее примером. Они могут быть оформлены весьма деликатно. Выделяются следующие виды косвенных подсказок (пригодные для разных случаев):
■ «договарнвание» репортер сам заканчивает фразу, начатую партнером):
■ «сомнение» («Но если так, не может ли получиться, что...»; «Неужели все так просто?»)',
■ «реакция отрицания или удивления» («Вот это да!.. Не может быть!»);
«подсказка-сюжет» («Да, мне это понятно, со мной это тоже бывало. Помнится...»).
Провокационные вопросы. Обычно задавая провокационный вопрос, журналист надеется, что собеседник потеряет над собой контроль и выложит информацию, которой не собирался делиться. На провокационные вопросы не реагируют люди, подготовленные к общению с прессой. Результативным же будет такой ход в беседе с тем, кто этого опыта ранее не имел.
Корректные и некорректные вопросы. Логически некорректными (неправильно поставленными) называются вопросы, в основе которых лежат ложные или неопределенные суждения. Например, во время дискуссии одной девушке вопрос был поставлен так: «По каким проблемам вам чаще всего приходится ссориться со своими сверстниками?» Некорректность этого вопроса заключается в том, что сначала нужно было выяснить, ссорится ли вообще девушка со своими сверстниками, а потом уже при положительном ответе уточнять, по каким проблемам.
Таким образом, формулировка вопросов, расположение их в определенной последовательности обеспечиваются специальными коммуникативно-речевыми умениями. Это такие умения, как:
■ формулировать вопросы в соответствии с замыслом интервью;
■ располагать вопросы в логическом порядке, с учетом необходимости придать беседе определенный «сюжет», «развитие действия»;
■ реагировать на различные ситуации, возникающие в процессе беседы, и в связи с этим корректировать ход беседы.
Вопросы для самопроверки в тестах по курсу «Практика журналистского общения»
1. Назовите известные Вам виды интервью по характеру обсуждаемого вопроса, коротко раскройте их суть.
2. Охарактеризуйте достоинства и недостатки интервью по телефону.
3. Сформулируйте основные правила ведения интервью по телефону.
4. Назовите известные Вам типы собеседников в интервью, дайте им краткую характеристику.
5. Назовите наиболее частые ошибки интервьюеров, связанные с подготовкой и формулировкой вопросов.
6. Каковы требования к формулировкам вопросов для интервью?
7. За счет чего Иван Ургант создает юмористический эффект в интервью с детьми «Взгляд снизу».
8. Каковы для журналиста достоинства и недостатки открытых вопросов?
9. Какова функция закрытых вопросов?
10. Почему вопрос «Вы уже бросили пить?» является вопросом-ловушкой?
11. В ситуации, когда собеседник затрудняется высказать свое мнение: застенчив, боится показаться неубедительным, затрудняется высказать свою мысль, какой тип вопросов необходимо использовать и почему?
12. Дайте определение типа вопросов по следующим характеристикам:
«Вопрос с предшествующей информацией, суждением журналиста»
«Вопрос служит для выяснения точки зрения интервьюируемого, даже если он не хочет ее высказывать»
«Вопрос предполагает конкретный ответ»
13. Что такое «движение вперед» в интервью, какими двумя способами оно достигается?
14. Что такое «движение назад» в интервью, почему его следует избегать
15. Какие проблемы для журналиста возникают из следующей типичной ситуации: «Существующие пресс-службы, в ведении которых находится общение с представителями СМИ, подчас являются источниками актуальной и общественно значимой информации. Однако на самом деле первоисточник представляют собой не они».
16. Как можно устранить недостатки в полученной информации от пресс-служб?
17. Что это за тип собеседника: «Они не терпят критики и очень любят лесть. Именно в этой связи интервью прессе они предпочитают использовать как своего рода рекламную акцию» . Какова должна быть тактика журналиста в интервью с такими собеседниками?
18. Что это за тип собеседника: «Всякий контакт с журналистами они расценивают, как повод отчитаться об успешной работе. В их ответах преобладают ссылки на документы, материалы статистики, они избегают личных оценочных суждений, а также самооценки». Какова должна быть тактика журналиста в интервью с такими собеседниками?
19. В чем принципиальное отличие информационного интервью от беседы? Какова роль журналиста в этих двух видах интервью?
20. В классификации вопросов, одним из наиболее сложных является многоярусный вопрос. Иногда его называют «вопрос с балконом», «вопрос с предшествующим суждением журналиста». Придумайте такой вопрос о роли России в гражданской войне на Украине.
21. Среди собеседников журналиста существует такая категория как «бывшие» (директора, политики, спортсмены). В чем особенность этих собеседников, как источников информации.
22. Для какой категории собеседников предназначены следующие рекомендации журналисту:
♦ Не проявлять нетерпения, быть готовым к тому, чтобы выслушать длинные сентенции и поучения.
♦ Увеличить время для «разминки»; пустить в ход прием ненавязчивого, «мягкого» зондирования.
♦ Проявить терпимость и не вступать в спор — это минимальные условия того, чтобы разговор состоялся.
♦ Упростить вопросы, не демонстрируя при этом свое снисхождение.
Почему необходимо соблюдать эти рекомендации.
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:
1. В сети интернет найти примеры удачных и неудачных интервью профессиональных журналистов, объяснить, что повлияло на успех интервью, определить причины неудачного профессионального общения.
2. Подготовить вопросы для интервью – или представить собственное реальное интервью, опубликованное в СМИ, с обоснованием заданных вопросов: как они «работают» на тему интервью, почему выбраны такие формулировки вопросов, именно такая их последовательность.