Характеристика вопросов интервью


Все вопросительные предложения можно разбить на два типа.

Вопросы с неопределенностью, относящиеся ко всему предложению (например: «Действительно Вы столкнулись с трудностями при внедрении «1С»?).

^ Вопросы с неполной информацией (например: «При каких условиях «1С» Вас не устраивает?»), часто начинающиеся со слов «кто», что», «где», «когда» и т.д.

Открытый вопрос называет тему или предмет, оставляя экспертам полную свободу в том, что касается формы и содержания ответа («Как Вы боретесь со срывами графика поставок?»).

В закрытом вопросе специалист предприятия выбирает ответ из набора предложенных. Например: «Укажите, пожалуйста, что Вы делаете при срыве графика поставок: а) наказываю виноватых, б) подключаю дополнительные ресурсы, в) обращаюсь к партнерам, г) докладываю начальству». Закрытые вопросы легче обрабатывать при последующем анализе, но они более опасны, так как «закрывают» ход рассуждений специалиста и «программируют» его ответ в определенном направлении. При составлении сценария интервью полезно чередовать открытые и закрытые вопросы, особенно тщательно продумывая закрытые, поскольку для их составления требуется определенная эрудиция в предметной области.

Личный вопрос касается непосредственно индивидуального опыта специалиста («Скажите, пожалуйста, Иван Данилович, в Вашей практике как Вы определяете себестоимость продукта?»). Личные вопросы обычно активизируют мышление специалиста, «играют» на его самолюбии; они всегда украшают интервью.

Безличный вопрос направлен на выявление наиболее распространенных и общепринятых закономерностей предметной области («Что влияет на себестоимость?»).

При составлении вопросов следует учитывать, что языковые способности специалиста, как правило, ограничены и вследствие скованности, замкнутости или робости он может не сразу высказать свое мнение и предоставить знания, которые от него требуются (даже если предположить, что он их четко для себя формулирует). Поэтому часто при «зажатости» сотрудников компании аналитик использует не прямые вопросы, которые непосредственно указывают на предмет или тему («Применяете ли Вы методы сетевого планирования?»), а косвенные, которые лишь неявно указывают на интересующий предмет («А что Вы думаете о целесообразности применения…»). Иногда приходится задавать несколько десятков косвенных вопросов вместо одного прямого.


Вербальные вопросы — это традиционные устные вопросы. Вопросы с использованием наглядного материаларазнообразят интервью и снижают утомляемость интервьюируемого. В таких вопросах используют фотографии, рисунки и карточки. Например, специалисту предлагаются цветные картонные карточки, на которых выписаны документы, с которыми он работает. Затем аналитик просит разложить эти карточки в порядке убывания значимости.

Деление вопросов по функции на основные, зондирующие, контрольные связано с тем, что часто основные вопросы интервью, направленные на выявление знаний, не срабатывают, специалист по каким-то признакам уходит в сторону от вопроса, отвечает нечетко. Тогда аналитик использует зондирующие вопросы, которые направляют рассуждения специалиста в нужную сторону. Например, если не сработал основной вопрос “Кто имеет право подписи договора?”, аналитик начинает задавать зондирующие вопросы: «Всегда ли процесс оформления договора визирует директор? А если его нет?» и т.д.

Контрольные вопросы применяют для проверки достоверности и объективности информации, полученной в интервью ранее («Скажите, пожалуйста, а Ваши филиалы также считают себестоимость?»). Контрольные вопросы должны быть составлены хитро, чтобы не обидеть работников компании недоверием (для этого используют повторение вопросов в другой форме, уточнения, ссылки на другие источники).

И, наконец, о нейтральных и наводящих вопросах. В принципе интервьюеру рекомендуют быть беспристрастным, следовательно, и вопросы его должны носить нейтральный характер, т.е. не должны указывать на отношение интервьюера к данной теме. Наводящие вопросы, напротив, заставляют респондента (в данном случае специалиста предприятия) прислушаться или даже принять во внимание позицию интервьюера. К примеру, нейтральный вопрос может звучать так: «Какие факторы Вы учитываете при начислении премии сотрудникам?». Наводящий вопрос в той же ситуации: «Не правда ли, очень трудно оценить личные качества сотрудников при премировании?».

Кроме перечисленных выше, полезно различать и включать в интервью следующие вопросы:

контактные (ломающие лед между аналитиком и специалистом предприятия);

буферные (для разграничения отдельных тем интервью);

оживляющие память специалистов (для реконструкции отдельных случаев из практики);

провоцирующие (для получения спонтанных, неподготовленных ответов).

Роль вопросов в интервью


Есть три основные характеристики вопросов, которые влияют на качество интервью:

·
язык вопроса (понятность, лаконичность, терминология);

·
порядок вопросов (логическая последовательность и немонотонность);

·
уместность вопросов (этика, вежливость).

Вопрос в интервью — это не просто средство общения, но и способ передачи мыслей и позиции аналитика. Отсюда необходимость в протоколах фиксировать не только ответы, но и вопросы, предварительно тщательно отрабатывая их форму и содержание.

Очевидно, что любой вопрос имеет смысл только в контексте. Поэтому вопросы может готовить только аналитик, уже овладевший спецификой работы компании.

Вопросы имеют для специалистов компании диагностическое значение — несколько откровенно глупых вопросов могут полностью разочаровать специалиста и отбить у него охоту к дальнейшему сотрудничеству. Известен ответ Маркса на вопрос Прудона: «Вопрос был до такой степени неправильно поставлен, что на него невозможно было дать правильный ответ».

Наши рекомендации