Электронные часы (И. Томашпольская)
Цель: развитие мелкой моторики, пространственного воображения.
Нарушение: СДВГ, ЗПР.
Возраст: 6-7 лет.
Количество играющих: 6—7 человек.
Необходимые приспособления: карандаш, бумага в крупную клетку.
Описание игры: детям показывают электронные часы и предлагают научиться рисовать цифры так, как на часах — каждая цифра равна двум клеткам. В последующем задание усложняют: просят нарисовать зеркальное вертикальное отражение цифры, затем горизонтальное.
Комментарий: на первых этапах дети должны работать с образцом, а уже позже можно давать им задание рисовать самостоятельно.
Пальчики-узнавальчики (М. Сигимова)
Цель: развитие тактильной чувствительности, активного словаря.
Нарушение: РДА, ЗПР.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: группа не менее 6-ти человек.
Необходимые приспособления: 2-3 предмета, разных по форме и величине.
Описание игры: предметы ставятся на стол, затем ребенок с закрытыми глазами, проводя по ним пальцем, должен сказать, что это.
Комментарий: так же проводится игра «Узнай, кто подошел».
Можно попросить детей задавать ведущему вопросы о свойствах предлагаемых предметов, об их величине, отом, на что они похожи, из чего сделаны.
Что происходит? (М. Сигимова)
Цель: развитие слухового восприятия, воображения, коммуникативных навыков.
Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР.
Возраст: 7—8 лет.
Количество играющих: две группы детей.
Описание игры: две команды садятся так, чтобы не видеть друг друга. Одна команда загадывает что-нибудь, а вторая должна угадать загаданное по тем звукам, которые дети издают. Например, можно озвучить шум прибоя, табун лошадей, ферму и т. д.
Комментарий: побеждает команда, которая придумала самую необычную «озвучалку». Также приз может получить команда, которая отгадала больше звуковых «картинок».
Взрослый может помогать как одной команде, так и другой в подборе подходящих звуков или в загадывании чего-либо.
Сонар — улавливатель звуков (М. Сигимова)
Цель: развитие слухового внимания, воображения.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.
Возраст: 3—4 года.
Количество играющих: любое.
Описание игры: взрослый предлагает представить, что у них есть волшебный прибор, который помогает услышать любые звуки. И вот этот прибор включен. Что можно услышать в комнате? А на улице?
Комментарий: игру можно разнообразить, если предложить детям услышать с помощью своего волшебного прибора то, чего на улице (дома) быть не может.
Как упали палочки? (М. Сигимова)
Цель: развитие внимания, зрительной памяти.
Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: 3—5.
Необходимые приспособления: палочки.
Описание игры: взрослый бросает палочки на стол и предлагает детям на счет «раз, два, три» запомнить, как они легли, затем он закрывает палочки и дает задание детям взять столько же палочек и так же разложить их. Потом работы детей сравниваются с оригиналом.
Комментарий: игру можно включать в занятия по развитию математических представлений как дополнительный метод для усвоения детьми понятий «равно», « больше », « меньше ».
Видеоскоп(М. Сигимова)
Цель: развитие зрительной памяти.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР.
Возраст: 5—6 лет.
Количество играющих: группа (4—10 человек).
Необходимые приспособления: 2-3 картинки с несложным сюжетом.
Описание игры: дети рассаживаются в круг. Воспитатель передает им картинки через каждые 10 секунд. Картинки должны попасть к каждому ребенку 2—3 раза, после этого им задается вопрос: какая картинка была показана первой? Что на ней было нарисовано? Дети при ответе не должны закрывать глаза.
Комментарий: для детей 5-ти лет временной промежуток можно увеличить до 30 секунд, а потом постепенно его сокращать. Можно спросить детей о том, кто запомнил последовательность предлагаемых картинок.
С помощью этой игры легко выявить детей с низким уровнем зрительной памяти.
Делаем по-разному
Цель: развитие мышления, воображения, внимания.
Нарушение: СДВГ, ЗПР.
Возраст: 3—4 года.
Количество играющих: любое.
Описание игры: дети показывают, как можно сделать что-то по-разному. Например: идти — быстро, прогуливаясь, вприпрыжку, устало; прыгать — через скакалку, на одной ножке, через барьер, в высоту и т. д.
Комментарий: команду к выполнению какого-либо действия может давать взрослый, а может и кто-то из детей. Если взрослый ставит задачу развития внимания детей, можно ввести дополнительное правило: ребенок, не успевший быстро сменить движение, выбывает из игры.
Мой необыкновенный фотоаппарат (М. Сигимова)
Цель: развитие внимания, активного словаря.
Нарушение: застенчивость/тревожность, ЗПР.
Возраст: 4—5 лет.
Количество играющих: любое.
Описание игры: дети соединяют указательные и большие пальцы рук в виде фотоаппарата, а затем сквозь него рассматривают окружающие предметы и рассказывают о том, что они видят, пытаясь не упустить подробностей. Затем расширяют рамку и рассказывают, что изменилось. Потом пытаются «фотографировать» в движении и запомнить движущуюся картинку. После этого можно посмотреть вокруг, придвигая и отодвигая «фотоаппарат». Увиденное обязательно сопровождается рассказом.
Комментарий: игра развивает у детей способность видеть в обычном необычное, замечать детали привычной обстановки. Необходимо стимулировать детей к развернутому рассказу, с использованием разных частей речи.
На это следует особо обратить внимание, так как речь современных.детей очень бедна. Если рассказ у ребенка не получается, ему нужно помочь наводящими вопросами и подсказками, дать образец.
Оживим картинку (М. Сигимова)
Цель: развитие воображения, памяти, коммуникативных навыков.
Нарушение: застенчивость/тревожность, ЗПР.
Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: группа.
Необходимые приспособления: любые картины с простым сюжетом.
Описание игры: один ребенок рассматривает картину, а затем рассказывает всем остальным, что на ней нарисовано, но не показывает само изображение. Потом дети должны показать эту картину, постаравшись отразить позы, действия героев, их настроение.
Комментарий: игра интересна тем, что в процессе выполнения первого задания дети ставятся перед необходимостью договориться о действиях каждого участника картинки, согласовать свои предположения и догадки. А у детей-дошкольников именно низкий уровень развития этого умения является причиной конфликтов. Поэтому игру полезно проводить в группах детей с низким уровнем развития коммуникативных навыков.
Числовые ряды
Цель: развитие логического мышления, навыков счета.
Нарушение: СДВГ, ЗПР.
Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: один или более.
Необходимые приспособления: карточки с рядами цифр.
Описание игры: ребенок должен внимательно посмотреть на карточку и посчитать, какие будут следующие два числа в ряду, предварительно сообразив, по какому принципу построен каждый ряд.
1. 2, 4, 6, 8, 10, ...
2. 3, 5, 7, 9, 11, ...
3. 9, 8, 7, 6, 5, ...
4. 1, 2, 1, 4, 1, 6, ...
5. 5, 7, 8, 10, 11, ...
Комментарий: игру можно усложнить, если предложить числовой ряд прослушать. Это будет способствовать осмысленному освоению счета.