Электронные часы (И. Томашпольская)

Цель: развитие мелкой моторики, пространственного воображения.

Нарушение: СДВГ, ЗПР.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: 6—7 человек.

Необходимые приспособления: карандаш, бумага в круп­ную клетку.

Описание игры: детям показывают электронные часы и предлагают научиться рисовать цифры так, как на ча­сах — каждая цифра равна двум клеткам. В последую­щем задание усложняют: просят нарисовать зеркальное вертикальное отражение цифры, затем горизонтальное.

Комментарий: на первых этапах дети должны рабо­тать с образцом, а уже позже можно давать им задание рисовать самостоятельно.

Пальчики-узнавальчики (М. Сигимова)

Цель: развитие тактильной чувствительности, актив­ного словаря.

Нарушение: РДА, ЗПР.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: группа не менее 6-ти человек.

Необходимые приспособления: 2-3 предмета, разных по форме и величине.

Описание игры: предметы ставятся на стол, затем ре­бенок с закрытыми глазами, проводя по ним пальцем, должен сказать, что это.

Комментарий: так же проводится игра «Узнай, кто подошел».

Можно попросить детей задавать ведущему вопросы о свойствах предлагаемых предметов, об их величине, отом, на что они похожи, из чего сделаны.

Что происходит? (М. Сигимова)

Цель: развитие слухового восприятия, воображения, коммуникативных навыков.

Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР.

Возраст: 7—8 лет.

Количество играющих: две группы детей.

Описание игры: две команды садятся так, чтобы не видеть друг друга. Одна команда загадывает что-нибудь, а вторая должна угадать загаданное по тем звукам, кото­рые дети издают. Например, можно озвучить шум при­боя, табун лошадей, ферму и т. д.

Комментарий: побеждает команда, которая придума­ла самую необычную «озвучалку». Также приз может получить команда, которая отгадала больше звуковых «картинок».

Взрослый может помогать как одной команде, так и другой в подборе подходящих звуков или в загадывании чего-либо.

Сонар — улавливатель звуков (М. Сигимова)

Цель: развитие слухового внимания, воображения.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность, РДА, ЗПР.

Возраст: 3—4 года.

Количество играющих: любое.

Описание игры: взрослый предлагает представить, что у них есть волшебный прибор, который помогает услы­шать любые звуки. И вот этот прибор включен. Что можно услышать в комнате? А на улице?

Комментарий: игру можно разнообразить, если пред­ложить детям услышать с помощью своего волшебного прибора то, чего на улице (дома) быть не может.

Как упали палочки? (М. Сигимова)

Цель: развитие внимания, зрительной памяти.

Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: 3—5.

Необходимые приспособления: палочки.

Описание игры: взрослый бросает палочки на стол и предлагает детям на счет «раз, два, три» запомнить, как они легли, затем он закрывает палочки и дает зада­ние детям взять столько же палочек и так же разложить их. Потом работы детей сравниваются с оригиналом.

Комментарий: игру можно включать в занятия по развитию математических представлений как дополни­тельный метод для усвоения детьми понятий «равно», « больше », « меньше ».

Видеоскоп(М. Сигимова)

Цель: развитие зрительной памяти.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность, ЗПР.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: группа (4—10 человек).

Необходимые приспособления: 2-3 картинки с неслож­ным сюжетом.

Описание игры: дети рассаживаются в круг. Воспита­тель передает им картинки через каждые 10 секунд. Кар­тинки должны попасть к каждому ребенку 2—3 раза, пос­ле этого им задается вопрос: какая картинка была пока­зана первой? Что на ней было нарисовано? Дети при ответе не должны закрывать глаза.

Комментарий: для детей 5-ти лет временной проме­жуток можно увеличить до 30 секунд, а потом постепен­но его сокращать. Можно спросить детей о том, кто за­помнил последовательность предлагаемых картинок.

С помощью этой игры легко выявить детей с низким уров­нем зрительной памяти.

Делаем по-разному

Цель: развитие мышления, воображения, внимания.

Нарушение: СДВГ, ЗПР.

Возраст: 3—4 года.

Количество играющих: любое.

Описание игры: дети показывают, как можно сделать что-то по-разному. Например: идти — быстро, прогули­ваясь, вприпрыжку, устало; прыгать — через скакалку, на одной ножке, через барьер, в высоту и т. д.

Комментарий: команду к выполнению какого-либо действия может давать взрослый, а может и кто-то из детей. Если взрослый ставит задачу развития внимания детей, можно ввести дополнительное правило: ребенок, не успевший быстро сменить движение, выбывает из игры.

Мой необыкновенный фотоаппарат (М. Сиги­мова)

Цель: развитие внимания, активного словаря.

Нарушение: застенчивость/тревожность, ЗПР.

Возраст: 4—5 лет.

Количество играющих: любое.

Описание игры: дети соединяют указательные и боль­шие пальцы рук в виде фотоаппарата, а затем сквозь него рассматривают окружающие предметы и рассказы­вают о том, что они видят, пытаясь не упустить подроб­ностей. Затем расширяют рамку и рассказывают, что изменилось. Потом пытаются «фотографировать» в дви­жении и запомнить движущуюся картинку. После этого можно посмотреть вокруг, придвигая и отодвигая «фо­тоаппарат». Увиденное обязательно сопровождается рас­сказом.

Комментарий: игра развивает у детей способность ви­деть в обычном необычное, замечать детали привычной обстановки. Необходимо стимулировать детей к развер­нутому рассказу, с использованием разных частей речи.

На это следует особо обратить внимание, так как речь современных.детей очень бедна. Если рассказ у ребенка не получается, ему нужно помочь наводящими вопроса­ми и подсказками, дать образец.

Оживим картинку (М. Сигимова)

Цель: развитие воображения, памяти, коммуникатив­ных навыков.

Нарушение: застенчивость/тревожность, ЗПР.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: группа.

Необходимые приспособления: любые картины с про­стым сюжетом.

Описание игры: один ребенок рассматривает картину, а затем рассказывает всем остальным, что на ней нарисо­вано, но не показывает само изображение. Потом дети должны показать эту картину, постаравшись отразить позы, действия героев, их настроение.

Комментарий: игра интересна тем, что в процессе выполнения первого задания дети ставятся перед необхо­димостью договориться о действиях каждого участника картинки, согласовать свои предположения и догадки. А у детей-дошкольников именно низкий уровень разви­тия этого умения является причиной конфликтов. По­этому игру полезно проводить в группах детей с низким уровнем развития коммуникативных навыков.

Числовые ряды

Цель: развитие логического мышления, навыков счета.

Нарушение: СДВГ, ЗПР.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: один или более.

Необходимые приспособления: карточки с рядами цифр.

Описание игры: ребенок должен внимательно посмот­реть на карточку и посчитать, какие будут следующие два числа в ряду, предварительно сообразив, по какому принципу построен каждый ряд.

1. 2, 4, 6, 8, 10, ...

2. 3, 5, 7, 9, 11, ...

3. 9, 8, 7, 6, 5, ...

4. 1, 2, 1, 4, 1, 6, ...

5. 5, 7, 8, 10, 11, ...

Комментарий: игру можно усложнить, если предло­жить числовой ряд прослушать. Это будет способствовать осмысленному освоению счета.

Наши рекомендации