А что потом? (А. Бондаренко)
Цель: развитие ориентировки во времени. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 3-4 года.
Количество играющих: любое.
Необходимые приспособления: колечко (камешек, любой маленький предмет).
Описание игры: дети садятся полукругом. Затем взрослый предлагает им рассказать, как проходит день, что за чем они делают в течение дня. Рассказывать начинает тот, кому взрослый положит в руки колечко, каждый играющий должен назвать одно действие. Если ребенок ошибается, он садится последним. Игра продолжается до тех пор, пока дети не скажут: «Ложусь спать».
Комментарий: игре предшествует беседа о режиме дня, о последовательности действий в течение суток, обязательно нужно перечислить все времена суток — утро, день, вечер — и соотнести их с действиями, характерными для этого времени.
Взрослый не обязан передавать колечко последовательно, он может пропустить кого-то, а потом вернуться к этому ребенку — это заставляет детей быть более внимательными.
Игра может быть включена в процесс сопровождения адаптации ребенка к условиям детского сада, так как многие дети испытывают чувство тревоги, не зная, что их ждет впереди, как скоро могут прийти родители, а такие абстрактные понятия, как «скоро», «через час» детям недоступны. Если же время обозначить через конкретные действия, ребенку будет понятно.
Добавь слово (А. Бондаренко)
Цель: развитие ориентировки в пространстве.
Нарушение: СДВГ, ЗПР.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: двое и более.
Необходимые приспособления: мяч.
Описание игры: вариант 1. Дети садятся в одну линию (чтобы все предметы по отношению к ним находились в одинаковом положении). Затем взрослый (или кто-то из детей) бросает им мяч со словами: «Стол (стул, кровать, ваза, горшок с цветами) стоит...». Ребенок должен отве-
тить: справа, слева, сзади и т. д. Если ребенок ошибся, он должен встать, поднять руку и показать этой рукой на предмет, назвав при этом, правая это рука или левая.
Вариант 2. Игра проходит так же, как описано выше, только взрослый загадывает не предмет, а сторону, в которой расположен предмет: «Справа от вас стоит...», а дети должны сказать: «Стол, стул и т. д.)».
Комментарий: игре должна предшествовать беседа, в ходе которой дети вспоминают, какая рука у них правая, какая — левая.
Детей более старшего возраста можно посадить в кружок, это усложнит игровую задачу, причем в этой игре можно сделать акцент на внимательном отношении к словам сидящих напротив.
И хорошо, и плохо (И. Барташникова, А. Барташников)
Цель: развитие умения видеть в одном и том же предмете противоположные свойства, находить противоречия.
Нарушение: СДВГ, ЗПР.
Возраст: 5—6 лет.
Количество играющих: любое.
Описание игры: взрослый предлагает ребенку (детям), пользуясь категориями «хорошо» и«плохо», оценить явления природы, действия или предметы:
— зима, весна, лето, осень;
— огонь, солнце, вода, снег, ветер;
— есть, спать, гулять, дружить, переезжать в другую квартиру;
— чистить зубы, умываться, делать зарядку;
— ложка, тарелка, чайник, окно, укол.
После того как ребенок ответит на все предложенные вопросы, можно предложить ему самостоятельно назвать какие-либо предметы и охарактеризовать их по той же схеме.
Комментарий: часто дети, как и взрослые, «страдают» однотипностью мышления, стереотипностью. Им трудно сразу найти что-то хорошее в чем-то, на первый
взгляд, неприятном. Эти стереотипы распространяются, к сожалению, и на восприятие жизни вообще, определяют пессимистичную точку зрения многих людей. Яркое подтверждение этому — известный пример о наполовину полном и наполовину пустом стакане воды. Эта игра учит находить приятное в неприятном, искать выход из проблемы, а не виноватого.
Продолжи слово (В. Петрушинский)
Цель: развитие речи, внимания.
Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР.
Возраст: 5—6 лет.
Количество играющих: группа детей.
Необходимые приспособления: мяч.
Описание игры:-дети садятся в круг. Бросая мяч кому-либо, играющий произносит половину слова, а тот, кому он бросил, должен быстро слово закончить. Бросать мяч можно любому ребенку.
Комментарий: игра проходит интереснее, если ведется в высоком темпе.
Детям постарше можно предложить придумывать разные слова по одному началу: мото-роллер, мото-циклист, мото-р, мото-к; фото-аппарат, фото-ателье, фото-граф, фото-графия, фото-галерея.