Журналистика в семантическом поле культуры

«Культура» как сложный текст, его языки и символы. Коды в куль­туре, их дешифровка. Журналистика как выражение интересов со­циальных групп. Способность жур­на­листики создавать «вторую социальную реальность». Ме­диа­ре­альность как «искусственная общественная сфера» (Ю. Ха­бер­мас). «Общественное мнение», экспертные группы и журналисты. Со­циальный капитал, внимание и доверие. Журналистика как участ­ник управления вниманием и доверием. «Повестки дня», их язык и об­разы. «Мемы» и медиавирусы. «Культурные герои» и «ан­ти­ге­рои».

Тема 3

Журналистика в поле экономики и политики

П. Бурдье о силовом «поле экономики» и «поле политики». Со­циальное пространство, поля, капиталы. Массовое инду­ст­ри­аль­ное общество, медиабизнес и СМИ. «Медиатизация» экономики и по­литики во второй половине ХХ века. Ресурсы медийного поля. Кон­вертация капиталов в поле СМИ. Капитал известности в поле СМИ. Идеология и медиаполитика. Журналистика и ме­диа­по­ли­ти­ка. Глобальные сети медиакапитала и де-массификация медиа­по­требления. М. Кастельс о мобильном обществе и массовой са­мо­-коммуникации. «Креативный класс» и «креативные аудитории».

Тема 4

Журналистика как творческая деятельность

Миссия журналистики и авторская самореализация в период, пред­шествующий массовой коммуникации, эпоху СМИ, в сетевом об­ществе. Редакционная политика, профессиональные стандарты, ав­торское право и бесправие. Профессиональный долг. Социальная от­ветственность журналиста. От журналиста-писателя к уни­вер­саль­ному журналисту, конструктору коммуникаций, фри-лансеру. Кто такие «пост-журналисты»?

IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

1. Амзин А. А. Новостная интернет-журналистика : учеб. пособие [Электронный ресурс]. – М. : Аспект Пресс, 2012. – URL: http://www.biblioclub.ru/book/104038/

2. Дымова И. Профессиональная этика журналиста [Электронный ресурс] : учебное пособие / И. Дымова, П. Рыков, Г. Щербакова . - Оренбург : ООО ИПК "Университет", 2013.- 164 с. - Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259175&sr=1

3. Журналистика и редактирование: Учебное пособие [Электронный ресурс]. Т. В. Гордиенко. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 176 с. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=375895

4. Есин Б. И. История русской журналистики (1703 - 1917) [Электронный ресурс] : учебно-метод. комплект / Б. И. Есин. - 4-е изд., стер. - М.: Флинта, 2012. – 464 с. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=496290

5. Криницын Е. Акулы интервью: 11 мастер-классов [Электронный ресурс] / Евгений Криницын. - М.: Альпина Паблишерз, 2014. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=518841

6. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/kastel/05.php

4 Кастельс М. Сетевая теория силы / Пер. с англ. В. Гатова. URL: http: //postjournalist.ru/?p=424

5 Самарцев О. Р. Творческая деятельность журналиста : очерки теории и практики: учебное пособие [Электронный ресурс]. – М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2013. – 528 с. //http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=143219

6 Овчинников В. Формирование инновационной модели пла­ни­рования работы мультимедийной редакции / Меди@льманах. 2011. № 5.

Дополнительная литература

1. Бодрийар Ж. Общество потребления. Его мифы и структу­ры. М., 2006.

2. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. СПб, 2005.

3. Бурдье П. Социология политики. М., 1993.

4. Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002.

5. Вартанова Е. Л. Основы медиабизнеса. М., 2009.

6. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М.: Весь мир, 2004.

7. Грушин Б. Мнение о мире и мир мнений. М., 1967.

8. Дзялошинский И. М. Коммуникационные процессы в обществе: институты и субъекты. - М.: АПК и ППРО, 2012.

9. Дзялошинский И. М. Современное медиапространство России. Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Аспект-пресс, 2015.

10. Дзялошинский И. М., Пильгун М. А. Медиатекст: особенности создания и функционирования. - M.: НИУ-ВШЭ, 2011.

11. Дьякова Е., Трахтенберг А. Массовая коммуникация и проб­ле­ма конструирования реальности: анализ основных теоретических под­ходов. Екатеринбург, 1999.

12. Засурский Я. Н., Вартанова Е. Л. История печати. Антология. В 2-х томах. - М.: Аспект-пресс, 2001. URL: http://www.studfiles.ru/preview/2366509/

13. Липпман У. Общественное мнение. М., 2004.

14. Лозовский Б. Н. Манипулятивные технологии управления сред­ствами массовой информации. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2008.

15. Лозовский Б. Н. Журналистика: техника безопасности. Тю­мень, 2004. URL: http://virlib.eunnet.net/metod_materials/javerting/

16. Луман Н. Реальность масс-медиа. - М.: Праксис, 2005. URL: http://www.studfiles.ru/preview/3796597/

17. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: Кучково поле, Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2004.

18. Рашкоф М. Медиавирус. – М., 2005.

19. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют бу­ду­щее. – М., 2007.

20. Фомичева И. Д. Индустрия рейтингов. Введение в ме­диа­мет­рию : учеб. пособ. – М., 2004.

21. Фомичева И. Д. Социология СМИ : учеб. пособ. – М., 2012, гл.6.

22. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. М.: Наука, 2006.

23. Шампань П. Делать мнение. Новая политическая игра. – М., 1997.

24. Шелонаев С.М. Медиапространство: структура и распределение социального капитала медиаагентов. - http://cyberleninka.ru/article/n/mediaprostranstvo-struktura-i-raspredelenie-sotsialnogo-kapitala-media-agentov (Shelonaev S.M. Mediaprostranstvo: struktura i raspredelenie sotsial'nogo kapitala mediaagentov.

25. Ширки К. Включи мозги. Свободное время в эпоху Интернета: пер. с англ. М.: Карьера Пресс, 2012.

26. Урри Дж. Мобильности. М.: Издательство: Праксис, 2012.

Источники

1. Конституция Российской Федерации.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации.

3. Закон Российской Федерации «О средствах массовой инфор­ма­ции» от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (с изм. и доп.).

4. Кодекс профессиональной этики российского журналиста //Профессиональная этика журналиста. – М. : Галерия, 2002.

Журналы

1. Вестник МГУ. Серия «Журналистика».

2. Журналист.

3. Журналистика и медиарынок.

4. Медиальманах.

Интернет-источники

1. Сайты исследовательских организаций (Gallup media, Comcon-2, Левада-центр, Мониторинг.ru).

2. Introduction to Theory of Communication. – URL: http://www. sagepub.com/upm-data/4983_Dainton

3. Сайт Центра по изучению средств массовой информации. – URL: www.mediastudies.org

4. Сайт Ассоциации по изучению журналистики и массовой ком­му­никации. Страница для преподавателей по этим специаль­нос­тям в США и других странах мира. – URL: http://lamar.colostate. edu/~aeimcpr

5. «The European Journalism Center» – информационный форум для журналистов, руководителей средств массовой информации и пре­подавателей в области журналистики. – URL: www.regioweb.nl/eic/index.html

6. Сайт, обеспечивающий информационными ресурсами прес­су, преподавателей журналистики. – URL: www.reporter.org

7. Национальная профессиональная организация студентов и прак­тиков в области изучения коммуникаций. – URL: www.uark.edu/depts/comminfo/

8. Общественно-политическая газета на тему коммуникаций. – URL: www.rupr.ru

9. Центр коммуникативных технологий. – URL: www.prcom.ru

10. Сайт Гильдии издателей периодической печати. – URL: www.gipp.ru

11. Сайт проекта «Медиалогия». – URL: www. medialogia.ru

12. Сайт проекта «Медиакратия». – URL: www. mediacratia.ru

13. Университетская библиотека он-лайн - http://www.biblioclub.ru

Наши рекомендации