Журналистика в семантическом поле культуры
«Культура» как сложный текст, его языки и символы. Коды в культуре, их дешифровка. Журналистика как выражение интересов социальных групп. Способность журналистики создавать «вторую социальную реальность». Медиареальность как «искусственная общественная сфера» (Ю. Хабермас). «Общественное мнение», экспертные группы и журналисты. Социальный капитал, внимание и доверие. Журналистика как участник управления вниманием и доверием. «Повестки дня», их язык и образы. «Мемы» и медиавирусы. «Культурные герои» и «антигерои».
Тема 3
Журналистика в поле экономики и политики
П. Бурдье о силовом «поле экономики» и «поле политики». Социальное пространство, поля, капиталы. Массовое индустриальное общество, медиабизнес и СМИ. «Медиатизация» экономики и политики во второй половине ХХ века. Ресурсы медийного поля. Конвертация капиталов в поле СМИ. Капитал известности в поле СМИ. Идеология и медиаполитика. Журналистика и медиаполитика. Глобальные сети медиакапитала и де-массификация медиапотребления. М. Кастельс о мобильном обществе и массовой само-коммуникации. «Креативный класс» и «креативные аудитории».
Тема 4
Журналистика как творческая деятельность
Миссия журналистики и авторская самореализация в период, предшествующий массовой коммуникации, эпоху СМИ, в сетевом обществе. Редакционная политика, профессиональные стандарты, авторское право и бесправие. Профессиональный долг. Социальная ответственность журналиста. От журналиста-писателя к универсальному журналисту, конструктору коммуникаций, фри-лансеру. Кто такие «пост-журналисты»?
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература
1. Амзин А. А. Новостная интернет-журналистика : учеб. пособие [Электронный ресурс]. – М. : Аспект Пресс, 2012. – URL: http://www.biblioclub.ru/book/104038/
2. Дымова И. Профессиональная этика журналиста [Электронный ресурс] : учебное пособие / И. Дымова, П. Рыков, Г. Щербакова . - Оренбург : ООО ИПК "Университет", 2013.- 164 с. - Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259175&sr=1
3. Журналистика и редактирование: Учебное пособие [Электронный ресурс]. Т. В. Гордиенко. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 176 с. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=375895
4. Есин Б. И. История русской журналистики (1703 - 1917) [Электронный ресурс] : учебно-метод. комплект / Б. И. Есин. - 4-е изд., стер. - М.: Флинта, 2012. – 464 с. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=496290
5. Криницын Е. Акулы интервью: 11 мастер-классов [Электронный ресурс] / Евгений Криницын. - М.: Альпина Паблишерз, 2014. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=518841
6. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/kastel/05.php
4 Кастельс М. Сетевая теория силы / Пер. с англ. В. Гатова. URL: http: //postjournalist.ru/?p=424
5 Самарцев О. Р. Творческая деятельность журналиста : очерки теории и практики: учебное пособие [Электронный ресурс]. – М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2013. – 528 с. //http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=143219
6 Овчинников В. Формирование инновационной модели планирования работы мультимедийной редакции / Меди@льманах. 2011. № 5.
Дополнительная литература
1. Бодрийар Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М., 2006.
2. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. СПб, 2005.
3. Бурдье П. Социология политики. М., 1993.
4. Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002.
5. Вартанова Е. Л. Основы медиабизнеса. М., 2009.
6. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М.: Весь мир, 2004.
7. Грушин Б. Мнение о мире и мир мнений. М., 1967.
8. Дзялошинский И. М. Коммуникационные процессы в обществе: институты и субъекты. - М.: АПК и ППРО, 2012.
9. Дзялошинский И. М. Современное медиапространство России. Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Аспект-пресс, 2015.
10. Дзялошинский И. М., Пильгун М. А. Медиатекст: особенности создания и функционирования. - M.: НИУ-ВШЭ, 2011.
11. Дьякова Е., Трахтенберг А. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов. Екатеринбург, 1999.
12. Засурский Я. Н., Вартанова Е. Л. История печати. Антология. В 2-х томах. - М.: Аспект-пресс, 2001. URL: http://www.studfiles.ru/preview/2366509/
13. Липпман У. Общественное мнение. М., 2004.
14. Лозовский Б. Н. Манипулятивные технологии управления средствами массовой информации. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2008.
15. Лозовский Б. Н. Журналистика: техника безопасности. Тюмень, 2004. URL: http://virlib.eunnet.net/metod_materials/javerting/
16. Луман Н. Реальность масс-медиа. - М.: Праксис, 2005. URL: http://www.studfiles.ru/preview/3796597/
17. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: Кучково поле, Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2004.
18. Рашкоф М. Медиавирус. – М., 2005.
19. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. – М., 2007.
20. Фомичева И. Д. Индустрия рейтингов. Введение в медиаметрию : учеб. пособ. – М., 2004.
21. Фомичева И. Д. Социология СМИ : учеб. пособ. – М., 2012, гл.6.
22. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. М.: Наука, 2006.
23. Шампань П. Делать мнение. Новая политическая игра. – М., 1997.
24. Шелонаев С.М. Медиапространство: структура и распределение социального капитала медиаагентов. - http://cyberleninka.ru/article/n/mediaprostranstvo-struktura-i-raspredelenie-sotsialnogo-kapitala-media-agentov (Shelonaev S.M. Mediaprostranstvo: struktura i raspredelenie sotsial'nogo kapitala mediaagentov.
25. Ширки К. Включи мозги. Свободное время в эпоху Интернета: пер. с англ. М.: Карьера Пресс, 2012.
26. Урри Дж. Мобильности. М.: Издательство: Праксис, 2012.
Источники
1. Конституция Российской Федерации.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
3. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (с изм. и доп.).
4. Кодекс профессиональной этики российского журналиста //Профессиональная этика журналиста. – М. : Галерия, 2002.
Журналы
1. Вестник МГУ. Серия «Журналистика».
2. Журналист.
3. Журналистика и медиарынок.
4. Медиальманах.
Интернет-источники
1. Сайты исследовательских организаций (Gallup media, Comcon-2, Левада-центр, Мониторинг.ru).
2. Introduction to Theory of Communication. – URL: http://www. sagepub.com/upm-data/4983_Dainton
3. Сайт Центра по изучению средств массовой информации. – URL: www.mediastudies.org
4. Сайт Ассоциации по изучению журналистики и массовой коммуникации. Страница для преподавателей по этим специальностям в США и других странах мира. – URL: http://lamar.colostate. edu/~aeimcpr
5. «The European Journalism Center» – информационный форум для журналистов, руководителей средств массовой информации и преподавателей в области журналистики. – URL: www.regioweb.nl/eic/index.html
6. Сайт, обеспечивающий информационными ресурсами прессу, преподавателей журналистики. – URL: www.reporter.org
7. Национальная профессиональная организация студентов и практиков в области изучения коммуникаций. – URL: www.uark.edu/depts/comminfo/
8. Общественно-политическая газета на тему коммуникаций. – URL: www.rupr.ru
9. Центр коммуникативных технологий. – URL: www.prcom.ru
10. Сайт Гильдии издателей периодической печати. – URL: www.gipp.ru
11. Сайт проекта «Медиалогия». – URL: www. medialogia.ru
12. Сайт проекта «Медиакратия». – URL: www. mediacratia.ru
13. Университетская библиотека он-лайн - http://www.biblioclub.ru