Эмиль де Жирарден и становление массовой прессы во Франции.
Создать новый тип газеты – дешевую прессу – решил Эмиль де Жирарден (1806-1881). Он стал организатором новой французской журналистики.
Жирарден был незаконным сыном графа Александра де Жирардена. Наделенный изрядным честолюбием Эмиль чувствовал себя ущемленным и не успокоился, пока не получил право официально носить имя своего отца. По своим взглядам он был наследником Просвещения, он верил в прогресс и был убежден, что состояние общества зависит от образованности его членов. Поэтому газета для Жирардена была одновременно и средством удовлетворить свое честолюбие, и способом воплотить в жизнь свою социальную утопию.
В 1827-1828 годах Жирарден выпустил два автобиографических романа, но затем решил заняться журналистикой, причем создать принципиально новую газету.
В 1828 году Жирарден стал издавать еженедельную газету «Вор», которая стала первым в истории журналистики дайджестом. Материалы для своей газеты он подбирал сам, перепечатывая из парижских газет наиболее интересные заметки за неделю, без разрешения их авторов и редакторов. Друзья советовали Жирардену дать газете нейтральное название, например «Волшебный фонарь». Но начинающий журналист настоял на своем варианте: он считал, что надо называть вещи своими именами. По мнению Жирардена название «Вор» на фоне привычных названий газет сразу будет бросаться в глаза покупателей.
Расчет Жиаррдена оказался точным: и необычное, шокирующее название газеты, и развернувшаяся в печати резкая критика методов сбора публикаций служили лучшей рекламой нового и необычного издания. Издатель приобрел сандальную репутацию в журналистском мире Парижа и всей страны.
Задумка Жирардена о газете-дайджесте удалась: читателям было гораздо выгоднее покупать в неделю одну газету и читать в ней самые интересные материалы, чем ежедневно тратить немалые деньги на покупку всех газет, откуда они были перепечатаны. А вопросы журналистской этики и авторского права подавляющее большинство читателей волновали очень мало.
В июне 1831 года Жирарден продал газету «Вор».
Жирарден не стал останавливаться на достигнутом и в 1829 году основал еженедельный журнал «Мода». Он был задуман для широкой публики: «как для двора, так и для простонародья». Но это был е просто журнал о моде это было политическое издание с разделами о жизни королевского двора и парижской элиты, о моде, женщинах, детях, семье и браке.
Для работы в журнале Жирарден привлек Оноре де Бальзака, Александра Дюма, Жорж Санд – в будущем знаменитых французских писателей, а тогда начинающих авторов. Сначала они публиковали только журналистские материалы, но затем Жираржен стал публиковать на страницах журнала их романы. Так появился жанр романа с продолжением.
В XIX веке подавляющее большинство художественных произведений пришло к французскому читателю через романы с продолжением, которые сначала были опубликованы в газетах Жирадена и только потом выходили в с веет отдельными книгами. Писатели получали за них огромные гонорары и были крайне заинтересованы в таких публикациях. Это сотрудничество выгодно было и Жирардену, поскольку тем самым росла популярность его прессы.
Первоначально Жираден платил писателям гонорары в зависимости от количества строк. Но некоторые писатели, например, Александр Дюма, стремясь получить больше денег, строили романы на диалогах, так что в строке иногда было всего по нескольку слов. Тогда Жирарден изменил правила и стал платить только за строки, в которых количество знаков превышало половину газетной строки. И количество диалогов в романах таких авторов значительно снизилось.
Романы с продолжением, публиковавшиеся в «Моде», крепко привязывали читателей к журналу. Более того: романы верстались таким образом, что их можно было вырезать из журнала, а по окончании публикации переплести, чтобы получилась книга. Книги в магазинах стоили дорого, и далеко не каждый любитель литературы мог позволить себе регулярно покупать книжные новинки. А регулярные читатели «Моды» собирали домашнюю библиотеку, не заходя в книжные магазины
Вскоре по примеру Жирардена и другие парижские газеты стали публиковать романы с продолжением. Этот жанр быстро распространился и за пределами Франции. Со временем его освоили и русские периодические издания.
В апреле 1830 года Жирарден продал журнал «Мода».
В сентябре 1830 года Жирарден начал издавать газету, рассчитанную на более широкую аудиторию, чем читатели еженедельника «Мода». Газета «Национальный гвардеец» по замыслу Жирардена была адресована элите французской нации.
Чтобы газета уже с первого номера имела успех, Жирарден предпринял необычную рекламную компанию. Он подписал на «Национального гвардейца» короля Луи Филиппа, королеву, членов королевского двора, премьер- министра и всех министров – разумеется, не спрашивая у них разрешения. И в первом же номере сообщил читателям о столь высокопоставленных подписчиках. Читатели, польщенные возможностью читать ту же газету, что и руководство страны, с удовольствием ее покупали.
Но такая реклама не могла быть действенной долгое время. Вскоре число подписчиков стало снижаться, и газета «Национальный гвардеец» стала терпеть убытки, тогда Жирарден был вынужден закрыть газету.
Неудачная попытка этого издания привела Жирардена к мысли о необходимости произвести реформу прессы, которая заключалась бы в уменьшении ее зависимости от политических партий. Для этого, по мнению Жиаррдена, следовало бы привлечь больше подписчиков.
Закрыв «Национальный гвардеец», продав «Моду» и «Вор», Жирарден в том же 1831 году основал «Газету полезных сведений». Это был тридцатидвухполосный еженедельник, где печаталась полезная информация политического, коммерческого и сельскохозяйственного характера: выдержки из законов, официальных документов, советы читателям и т.п.
Объявляя подписку на «Газету полезных сведений», Жирарден снизил ее стоимость до четырех франков в год, в то время как годовая подписка на аналогичные периодические издания стоила около 15 франков. Успех не заставил себя ждать: если первые номера газеты имели тираж 400 экземпляров, то спустя год «Газета полезных сведений» насчитывала уже 132 тысячи подписчиков, а Жирарден завоевал массовую известность.
Альманах-ежегодник «Альманах Франции», который Жирарден выпустил в 1832 году, разошелся во многом благодаря славе издателя фантастическим тиражом в 1 миллион 300 тысяч экземпляров.
Вершиной журналистской дейтельнсоти Жирардена и первым периодическим изданием принципиально нового типа стала ежедневная информационная газета «Пресса». Ее первый номер увидел свет 1 июля 1836 года огромным для того времени тиражом в пять тысяч экземпляров. Подписная цена газеты – 40 франков в год – была вдвое ниже всех остальных ежедневных французских периодических изданий. Такая дешевизна достигалась, в первую очередь, за счет платных объявлений и рекламы. Из-за большего, чем у других газет и журналов, тиража реклама в «Прессе» стоила дороже, чем у конкурентов.
Успеху «Прессы» способствовала и выбранная Жирарденом позиция газеты: не затеряться среди массы других газет. Исследователь французской журналистики В.Е. Аникин пишет о намерениях Жирардена: «Его главной задачей было представить свою газету в качестве органа, стоящего над другими изданиями. Само ее название должно было способствовать этому, как бы олицетворяя всю прессу, не отдавая предпочтения какому-либо политическому оттенку».
Кроме того, Жирарден перенес и успешно сгенерировал в «Прессе» приемы и журналистские находки, которые он использовал в предыдущих своих газетах. Из этих новаций самый большой успех имели романы с продолжением.
Их авторы, лучшие французские писатели того времени – Виктор Гюго, Теофиль Готье, Оноре де Бальзак, Александр Дюма и другие, с первых номеров были литературными сотрудниками в «Прессе». Гюго, например, заведовал в «Прессе» разделом политики. Рубрику «Парижская хроника» вела под псевдонимом Виконт де Лоне жена Жирардена Дельфина де Жирарден. Она была хорошо известна не только как самобытный журналист и публицист, но и поэт и драматург.
Через месяц после начала выхода в свет тираж газеты вырос до десяти, затем – до двадцати тысяч экземпляров, что являлось абсолютным рекордом.
«Пресса» старалась не ссориться с властями и, как правило, поддерживала политику главы государства.
Успех «Прессы» в частности и массовой прессы в целом объясняется созданием Жирарденом так называемой тиражно-рекламной спирали. Он понял, что рекламодатель покупает не место в газете, а количество читателей. И чем выше тираж газеты, тем больше цена рекламы в ней. Соответственно, увеличение тиража газеты приводило к повышению цены рекламу, а ыврученные деньги опять шли на рост тиража. Из-за этого такие газеты продавались ниже себестоимости. В них было большое количество рекламы товаров и услуг, объявлений.
Жирарден первым разделил газетные расходы на убывающие и прогрессирующие. К убывающим расходам относятся затраты, не зависящие от тиража издания: например, на редактирование, типографский набор, административные расходы. Прогрессирующие расходы зависят от тиража: на бумагу, изготовление газеты, печать тиража, почтовые сборы, налоги.
Но популярность газет Жирардена объяснялась не только успехом экономической концепции. Читателей привлекали интересные литературные материалы. Для них Жирарден придумал газетный жанр романа с продолжением. Практически каждый известный французский писатель XIX века начинал публиковаться в печати именно таким образом.
Французская массовая газета была рассчитана на достаточно образованного читателя. Возможно, сейчас такая газета считалась бы качественной. Жирарден, открыв серию других массовых газет, ставил перед собой цель просветить читателя. Он считал, что новая газета должна быть энциклопедической, то есть представлять весь спектр интересов и взглядов. В то время как его английские и американские коллеги, прежде всего, хотели обогатиться.
В деятельности Жирардена – истоки современной журналистики, журналистики информационной, ориентированной на широкую аудиторию, разнообразной по информации, жанрам и формам, быстро реагирующей на перемены в обществе и в жизни. Появление дешевой периодики значительно изменило облик французской журналистики, был сделан первый шаг к массовой прессе.