Периоды развития французской журналистики в XIX веке.

Франция в XIX веке сохранила свой статус одной из ведущих европейских держав. Франция в сознании европейцев оставалась родиной Великой французской революции, мощной европейской державой, захватившей при Наполеоне значительную часть Европы. Французская пресса играла в этом процессе важную роль. Франция в XIX веке прошла несколько этапов социально-политического развития: период Консульства и Империи, Реставрации, Июльской монархии, Второй империи, Третьей республики.

В период Консульства и Империи (1799-1814 гг.) был установлен режим авторитарной власти Наполеона Бонапарта (1769-1821). В истории мировой журналистики найдется немного политических деятелей, которые бы оказали столь решающее влияние на развитие журналистики. Наполеон не церемонился с прессой, считал, что пресса должна служить укреплению его власти. Он прекрасно понимал силу и значение прессы. Придя к власти, Наполеон сказал как-то: «Если я распущу печать, то не продержусь у власти и трех месяцев». Став первым консулом Франции, спустя два месяца 17 января 1800 года, опубликовал консульский указ о газетах, который открыл новый этап в развитии журналистики. По мнению Наполеона газеты «могут служить орудием в руках врагов Республики». Чтобы этого не произошло, согласно первому параграфу декрета, из 73 газет, выходивших в Париже и ближайших пригородах, закрыли 60. Оставшиеся 13 подлежали строгому контролю фактически предварительной цензуры. Наполеон не употреблял слово «цензура», он использовал эвфемизмы, лицемерно называл должность цензора постыдной. Второй параграф декрета уполномочивал министра полиции Жозефа Фуше следить за прессой, редакторами газет и предоставлять доклады о провинциальной печати. Третий параграф запрещал создание новых газет в Париже и в провинции.

Парижские газеты фактически были лишены возможности принимать участие в обсуждении важнейших вопросов общественно-политической жизни страны, печатать аналитические статьи о внутренней и внешней политике, давать оценку политике Наполеона. Они ограничивались короткими информационными заметками, констатацией фактов. При Наполеоне редакторы и издатели газет жили в постоянном страхе, под угрозой закрытия и преследований.

В эпоху Реставрации (1815-1830 гг.) после падения Наполеона к власти вернулись Бурбоны. В это время не было организованных политических партий, поэтому главной ареной политической борьбы стала периодическая печать. Пресса становится влиятельной силой, формирующей общественное мнение, принимающей участие в политических баталиях. Журналистика эпохи Реставрации развивалась в непростых условиях монархического правления, но в это время были сделаны некоторые шаги по направлению к большей свободе прессы. Во Франции появилась оппозиционная печать. Периодические издания получили возможность обсуждать важнейшие вопросы общественной жизни, знакомить своих читателей с различными точками зрения на те или иные явления в политике и культуре.

Французская печать эпохи Реставрации не ограничивалась обсуждением политических событий и новостей. Большое место в ней занимали литературные и эстетические дискуссии. Отдел литературной критики имелся во всех ведущих французских периодических изданиях. Парижская либеральная пресса сыграла огромную роль в подготовке Июльской революции 1830 года.

Начало Июльской монархии (1830-1848 гг.) было ознаменовано небывалой свободой прессы, что способствовало быстрому увеличению числа периодических изданий. В период за 1830 по 1848 года во Франции появилось более 700 новых газет и журналов. Выросли престиж и популярность журналистской профессии.

Изменения происходили не только в журналистской среде, но и в читательской. Этому способствовали открытия, не имеющие никакого отношения к журналистике. Так, например, в 1830 году была изобретена керосиновая лампа. Читатели получили доступ к напечатанным текстам в вечернее время, в часы досуга. Это был один из факторов увеличения тиражей газет. Рост мегаполисов, развитие школьного образования создавали новую, более широкую читательскую аудиторию.

Книги стоили дорого, от 3 до 8 франков (для сравнения рабочий получал около 50 франков в месяц, а министерский служащий около 100 франков). Газеты дороговизной не уступали книгам, годовая подписка обходилась примерно в 70-80 франков. Чтобы удовлетворить читательский голод, были избраны 2 стратегии: открытие общественных читален и издание дешевых газет.

Быстрое развитие в периодИюльской монархии получили леворадикальная республиканская и социалистическая печать. Демократическая, республиканская и социалистическая пресса сыграла огромную роль в подготовке февральской революции 1848 года. Февральская революция дала прессе возможность сделать глоток свободы. В течение 4 месяцев после революции пресса была освобождена от цензуры, был отменен гербовый сбор на периодические издания. За эти 4 месяца во Франции появилось 200 новых периодических изданий. Поворот к реакции произошел в июне 1848 году, когда правительство жестоко расправилось с восставшими парижскими рабочими. Луи Бонапарт совершает государственный переворот и объявляет себя Наполеоном III. Во Франции установился режим Второй империи (1852-1871).

Во второй половине XIX века появляется дешевая «малая пресса». Одним из ее создателей был Моисей Полидор Мило (1813-1871), в 1863 году он основал малоформатную ежедневную газету «Пти журналь» («Маленькая газета») стоимостью в 5 сантимов. В то время обычная цена газетного номера составляла 25 сантимов. На 4 полосах половинного формата «Пти журналь» публиковала практические советы, разнообразную полезную информацию, много места отводилось уголовной хронике, сенсациям разного рода. Газета имела огромный успех и массовую аудиторию. Тираж газеты составлял 300 тысяч экземпляров.

Мило развивал дешевую иллюстрированную печать, пользовавшуюся большим спросом, ему принадлежали парижские иллюстрированные издания «Живописный журнал», «Иллюстрированная газета», «Иллюстрация».

Недовольство режимом Наполеона III к концу 60 годов нарастало, этому способствовал экономический кризис 1867 г., неурожай этого года, бездарная внешняя политика Наполеона. Время Второй империи закончилось с поражением французов во франко-прусской войне 1870 года.

Третья республика (1870-1918 гг.) – «золотой век» французской журналистики. С 1874 по 1892 года число ежедневных газет в Париже выросло с 40 до 79, почти в 2 раза увеличилась численность провинциальных газет.

На рубеже XIX-XX веков газеты и журналы становятся ареной политической и литературной борьбы. Раньше эту функцию они выполняли совместно с другими институтами – салонами, Академией. Парижские светские и литературные салоны существовали еще и в конце XIX – начале XX веков, но постепенно утрачивали свое влияние на общественную, интеллектуальную и культурную жизнь. Французская академия теперь лишь санкционировала состоявшийся у читателей успех автора. Создавали этот успех, прежде всего газеты и журналы.

Законы Ферри 1881-1882 гг. сделали начальную школу во Франции светской, бесплатной, общедоступной и обязательной. Это привело к почти 100 процентной грамотности населения к 1890-м годам. Следствием стало стремительное развитие и огромные тиражи информационной прессы на рубеже XIX-XX веков – «Пти журналь» («Маленькая газета»), «Матен» («Утро») и др. Политическая информация уступает в газетах первенство материалам общего и развлекательного характера: газеты печатают лотереи, проводят конкурсы, увеличивается удельный вес рекламы. Это увеличивает объем газеты с 4 до 8-12 страниц.

Под влиянием американской массовой прессы во Франции в конце XIX века развивается жанр репортажа, происходит рост престижа репортеров (особенно военных) в журналистском сообществе. В литературных разделах парижских газет большое место заняли интервью, романы-фельетоны.

В конце столетия журналисты начинают осознавать общность своих корпоративных задач и интересов, а журналистика становится профессией. В начале 80-х годов XIX века появились первые профессиональные объединения журналистов во Франции – «Профессиональная ассоциация французских журналистов-республиканцев», «Профсоюз парижской прессы». В 1899 году при парижской Высшей школе социальных исследований была создана Высшая школа журналистики, которая положила начало журналистскому профессиональному образованию во Франции.

На протяжении всего XIX столетия пресса утверждает себя как важнейший институт общественной жизни во Франции, как «четвертая власть» и публичная трибуна, с которой разные социальные группы могли выразить свой взгляд на прошлое и будущее страны.

2.Печать Парижской Коммуны.

19 июля 1870 года началась Франко-прусская война. Поражения французской армии следовали одно за другим. 2 сентября Наполеон III, командовавший войсками, сдался с 80 тысячной армией в плен. В Париже началась революция. Было объявлено о свержении монархии (на этот раз навсегда) и провозглашена республика. К власти пришло временное правительство, его возглавил Адольф Тьер, активный участник Июльской революции, журналист газеты «National».

Новое республиканское правительство не смогло повлиять на военную ситуацию в стране. 28 января 1871игода германские войска заняли Париж, и Тьер от имени Франции был вынужден подписать капитуляцию, унизительный для страны Версальский мирный договор. При этом правительство объявило о закрытии газет, выступивших против договора.

Многие журналисты, не согласные с политикой временного правительства уехали из Парижа. Среди них был Эмиль Жирарден, он бежал в г.Бордо и там издавал газету «Свобода», в которой страстно критиковал республиканское правительство Тьера.

Недовольные антинациональной политикой властей парижане вышли на улицы с оружием в руках. Началось всеобщее восстание, Тьер не смог сломить противостояние народа и 18 марта 1871 года бежал в Версаль. В это день в Париже к власти пришла Коммуна – первое в мире рабочее правительство, первая в истории диктатура пролетариата.

72 дня правления Парижской Коммуны с 18 марта по 28 мая 1871 года – представляют очень важный этап развития французской журналистики. 20 марта коммунары захватили редакцию правительственной газеты и превратили ее в главный орган власти «Официальная газета Коммуны». В официальной части газеты помещались документы центрального комитета рабочего правительства, в неофициальной – городская, французская и зарубежная информация, различные полемические материалы.

Исследователь французской журналистики В.Е. Аникеев назвал «Официальную газету Коммуны» своеобразной летописью борьбы Парижской Коммуны.

«Официальная газета Коммуны» выходила 2 изданиями: утреннее, формата А2, продавалось по 15 сантимов; вечернее, за 5 сантимов. В общей сложности было выпущено 65 номеров газеты, последний номер увидел свет 24 мая 1871 года.

Из популярных городских газет особым успехом пользовались:

- «Крик народа», которую издавал писатель и политический деятель Жюль Валлес, тираж газеты достигал 100 тысяч экземпляров;

- «Мститель» с тиражом 60 тысяч экземпляров, редактировал писатель и публицист Феликс Пиа;

- «Папаша Дюшен», газета повторяла название газеты Жана Рене Эбера, выходившей в годы Великой французской революции. Ее возродил поэт и журналист Эмиль Вермеш, тираж газеты доходил до 70 тысяч экземпляров. Девиз газеты гласил: «Республика или смерть!».

Газеты Коммуны издавались, как и буржуазные, на коммерческой основе, их издатели также должны были покупать краску, бумагу.

Отсутствие профессиональных редакторов – одна из особенностей газет Парижской Коммуны. Большую часть газет составляли письма читателей. Многие журналисты были из числа читателей. Поскольку коммунары не запретили оппозиционные периодические издания, существовала жесткая конкуренция, шла постоянная борьба за читателей. Лейтмотивом большинства рабочих газет было недовольство мягкостью Коммуны к своим врагам, требования разоблачения аристократии, Церкви, закрытия храмов.

Но руководство Коммуны ограничивалось лишь предупреждениями в адрес наиболее радикальных газет. 4 апреля были запрещены лишь 3 газеты, и только в последние недели своей власти коммунары закрыли 20 газет. Однако большинство оппозиционных изданий, поменяв название, буквально через несколько дней возобновили выход. Журналисты антикоммунарских газет сумели перебраться в Версаль, где была резиденция правительства, и там наладили выпуск своих газет.

После поражения Парижской Коммуны республиканские газеты были сразу же закрыты, а оставшиеся журналисты-коммунары казнены или репрессированы и сосланы в ссылку. Их полностью амнистировали только в 1881 году.

Опыт журналистики первого рабочего правительства внимательно изучался в Советском Союзе. Так, В.И. Ленин писал в статье «Памяти Коммуны» в 1911 году, что Парижская Коммуна потерпели поражение из-за милосердия к врагам, не ответив на их террор красным террором. Они даже не конфисковали предприятия у крупной буржуазии. Все это происходило потому, что свободно издавалась буржуазная пресса.

Придя к власти в России в 1917 году во власти партии большевиков, Ленин учел эти и другие ошибки коммунаров и быстро закрыл все оппозиционные периодические издания.

Наполеон и пресса

В истории мировой журналистики найдется немного политических деятелей, которые оказали бы решающее влияние на развитие журналистики. Одним из таких политиков был Наполеон Бонапарт (1769-1821). Он родился на средиземноморском острове Корсика в небогатой аристократической семье. Окончив Королевскую кадетскую школу в Париже в звании младшего лейтенанта артиллерии, Наполеон стал профессиональным военным.

В годы Французской революции он выдвинулся как талантливый полководец, стремительно пройдя путь от поручика до генерала. 9 ноября 1799 года Наполеон совершил государственный переворот и провозгласил себя первым консулом Франции. В эти годы по его инициативе и при его активном участии были проведены важные реформы, в 1804 году был принят Гражданский кодекс – классический свод законов, который действует до сих пор.

Став первым консулом Франции, Наполеон спустя 2 месяца, 17 января 1800 года, опубликовал консульский указ о газетах, который открыл новый этап в развитии журналистики.

Наполеон утверждал, что газеты «могут служить оружием в руках врагов Республики». Чтобы этого не произошло, согласно первому параграфу декрета, из 73 газет, выходивших в то время в Париже и ближайших пригородах, закрытию подлежали 60. Оставшиеся 13 газет подлежали строгому контролю фактически предварительной цензуры. Наполеон не употреблял слово «цензура», он предпочитал пользоваться эвфемизмами, лицемерно называл должность цензора постыдной.

Второй параграф декрета уполномочивал министра полиции Жозефа Фуше следить за прессой, редакторами газет и предоставлять доклады о провинциальной печати.

Главной французской газетой, рупором и орудием наполеоновской политики стала газета «Всеобщий инструктор». На ее страницах публиковали указы и статьи Наполеона, сводки о военных действиях, которые вела наполеоновская Франция, полемические статьи против заклятого врага Наполеона – Англии.

Все другие газеты должны были ориентироваться на «Всеобщий инструктор». Незадолго до смерти Наполеон писал: «Я сделал «Всеобщий инструктор» душой и сердцем моего правительства. Он был посредником между мной и народом, был выразителем общественного мнения в стране и за ее пределами, он был проникнут духом моего правительства».

Наполеон кардинально переосмыслил авторитарную модель печати, зародившуюся в середине XVII века при участии короля Людовика XIII, кардинала Ришелье и Теофраста Ренодо. Впервые в истории мировой журналистики сформировалась вертикальная система управления прессой из единого центра.

Прессе Наполеон придавал огромное значение: «Четыре газеты смогут принести врагу больше зла, чем стотысячная армия» - утверждал он. Ежедневно Наполеон читал ведущие французские и зарубежные газеты, часто сам писал статьи, преимущественно во «Всеобщем инструкторе». В его 32-томной переписке, изданной в середине XIX века, вопросы развития печати занимают в общей сложности несколько томов. Прежде всего, это письма, адресованные министру полиции Фуше.

«Подавляйте газеты еще и еще, - писал Наполеон министру Фуше в апреле 1805 года. – Публикуйте хорошие статьи. Дайте понять редакторам «Газеты дебатов», что недалек тот день, когда газеты, рассказывающие мне сказки, будут закрыты мною. Пусть даже останется только одна газета, но безупречно верная мне. Время революции прошло, и я не потерплю, чтобы во Франции осталась хотя бы одна газета или партия, которая бы раздражала меня или выступала против моих интересов».

В 1800 году была принята новая Конституция Франции, где уже ничего не говорилось о свободе печати. Таким образом, пресса окончательно потеряла независимость.

Правительственный контроль над прессой все время ужесточался. Наполеон объяснял это так: «Если я перестану держать печать на вожжах, я не останусь у власти и трех дней».В 1801 году было создано бюро общественного настроения. Во-первых, для дополнительного контроля и проверки соблюдения газетами указаний Наполеона. Во-вторых, для сбора информации об отношении французов к режиму Наполеона.

В штат каждой газеты был введен фактически цензор, зарплату которому в размере 1/6 дохода издания должна была платить редакция. Эта сумма значительно превышала оклады самих журналистов и даже редакторов.

Декрет от 6 ноября 1807 года запрещал всем провинциальным газетам писать какие бы то ни было статьи по политическим вопросам, за исключением перепечаток из правительственного официоза. Кроме того, для всех газет устанавливался единый налог в пользу государства в размере 1/6 дохода.

В 1809 году министр полиции постановил, что в каждом департаменте должно существовать не более одной политической газеты. Удивительно, но этот указ способствовал появлению политической прессы в некоторых отдаленных провинциях Франции, где доселе не было ни одной газеты.

Наполеоновскими декретами 1911 года закрылись все парижские газеты, кроме трех: «Газеты империи», «Газета Парижа», «Газета Франции». Эти газеты были объявлены собственностью государства на том основании, что за долгие годы существования они уже принесли достаточно дохода своим владельцам.

При этом лишь «Всеобщий инструктор» имел право публиковать политические материалы, хотя и эта привилегия была относительной. «Если правительство узнает неприятную новость, ее не следует публиковать до тех пор, пока она не подтвердится. А когда она подтвердится, то зачем ее публиковать: ведь о ней уже известно».

При Наполеоне во французской журналистике существовал ряд запретных тем:

- не разрешалось писать о прошедшей революции, свергнутой королевской династии Бурбонов.

- До 1807 года запрещалось упоминать в положительном контексте Россию. После заключения Тильзитского мира между Наполеоном и российским императором Александром Первым вектор французской политики изменился, и вплоть до 1811 года, когда Наполеон решил вести войну против нашей страны, - разрешили писать лишь положительные статьи.

- Рекомендовалось по возможности не упоминать Римского папу Пия VII, который попал в плен к Наполеону и жил под домашним арестом в замке Фонтебло.

- Наполеон не терпел никакой, даже малейшей критики со стороны в свой адрес. В то же время он был категорически против слащавых, безмерно лестных материалов о себе. Например, прочитав 1 апреля 1811 года в «Газете Франции» льстивую заметку о рождении своего сына, Наполеон рассердился и потребовал уволить главного редактора. «Кто позволил поместить очень глупую статью, которая сегодня напечатана там обо мне? – писал он министру полиции Жану Мари Савари. – Поистине, этот молодой человек делает слишком много пошлостей. Отнимите у него редактирование газеты».

Основной принцип Наполеона в отношении прессы сводился, по словам крупнейшего российского исследователя наполеоновской журналистики Е.В. Тарле, к следующему: «Газеты обязаны не только молчать, о чем прикажут молчать. Но и говорить, о чем прикажут, и главное, что прикажут говорить».

Наши рекомендации