Жанровая классификация мультимедийных историй
Говоря же непосредственно о жанрах мультимедийных историй, следует отметить, что на данный момент не создано какой-либо единой классификации. Это объяснимо тем, что, как уже было сказано выше, мультимедийные истории – это сравнительно новое явление, практически не исследованное.
Итак, существует достаточно много классификаций жанров журналистского творчества как такового: например, труды А. А. Тертычного, А. В. Колесниченко, Г. В. Лазутиной и С. С. Распоповой. Если классификация А. А. Тертычного относится непосредственно к газетным материалам, то классификации других исследователей могут быть применимы и к журналистским медиатекстам в интернете, в том числе – к мультимедийным историям. К сожалению, мультимедийная история все же является таким форматом, для которого необходим особый подход, и без определенных корректировок нельзя переложить предложенные типологии на формат мультимедийной истории. Поэтому авторское видение жанров мультимедийных историй, которое основывается на данных классификациях и их жанрообразующих признаках, может быть несколько субъективно, однако обосновано.
Итак, А. А. Тертычный в своей работе «Жанры периодической печати» выделяет следующую типологию жанров:
• информационные жанры (заметка, информационная корреспонденция, информационный отчет, информационное интервью, блиц-опрос, вопрос-ответ, репортаж, некролог);
• аналитические жанры (аналитический отчет, аналитическая корреспонденция, аналитическое интервью, аналитический опрос, беседа, комментарий, социологическое резюме, анкета, мониторинг, рейтинг, рецензия, статья, журналистское расследование, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версия, эксперимент, письмо, исповедь, рекомендация (совет), аналитический пресс-релиз);
• художественно-публицистические жанры (очерк, фельетон, памфлет, пародия, сатирический комментарий, житейская история, легенда, эпиграф, эпитафия, анекдот, шутка, игра).
Как видно из данной классификации, она достаточно обширная и включает в себя все возможные жанры печатных средств массовой информации. Данная типология актуальна и сейчас, но только применительно к периодической печати, хотя некоторые жанры (например, репортаж, статья) вполне уверенно себя чувствуют и в рамках онлайн-СМИ. Однако в полной мере данная классификация не может быть переложена на мультимедийные истории, хотя может использоваться в качестве дополнительной.
Также следует обратить внимание и на жанровую классификацию Г. В. Лазутиной и С. С. Распоповой:
• новостная журналистика (краткая новостная заметка, расширенная новостная заметка, репортаж, критическая заметка);
• проблемно-аналитическая журналистика (статья, персонифицированная и деловая корреспонденции, комментарий, обозрение);
• очерковая журналистика (очерк, эссе);
• смеховая журналистика (юмористика, сатирическая заметка, фельетон, памфлет);
• культурно-просветительская журналистика (анонс, аннотация, рецензия, обозрение, искусствоведческая статья, творческий портрет, научно-популярная статья, научно-популярный очерк, пропагандистская статья, полемическая статья, рекомендация, культурно-исторический очерк);
• интерактивная журналистика (обзор писем, вопрос-ответ, отчет, литературная запись, интервью, беседа, блиц-опрос, круглый стол, ток-шоу).
Данная классификация также является обширной и всеобъемлющей, однако и она, к сожалению, больше характеризует традиционные средства массовой информации: не только печать, но и телевизионные, радийные жанры. Однако ее можно будет использовать в качестве вспомогательной типологии.
В свою очередь, А. В. Колесниченко в учебном пособии «Практическая журналистика» также предлагает свою классификацию жанров, которая относится уже не к печатной, телевизионной или радийной журналистике, но к практической, прикладной:
• новостные жанры (короткая новость, расширенная новость, «песочные часы», информационное интервью);
• жанры рациональной журналистики (ньюс-фиче, комментарий, аналитическая статья, экспертное интервью);
• жанры эмоциональной журналистики (репортаж, фиче, личностное интервью, портрет).
Данная типология жанров более универсальна, чем представленные А. А. Тертычным и Г. В. Лазутиной и С. С. Распоповой, так как не ограничена традиционными СМИ (что нисколько не умаляет достоинств работы других исследователей в рамках типологии жанров традиционных СМИ).
Однако следует обратить внимание на то, что А. В. Колесниченко, как и другие исследователи, выделяет группу «новостных» (или, как у А. А. Тертычного), «информационных» жанров. Мультимедийные истории же требует больших затрат и времени, и ресурсов, поэтому новостных жанров в рамках данного формата пока не существует. Безусловно, довольно распространенным явлением являются мультимедийные хроники или мультимедийные репортажи (например, «Марш миллионов» 6 мая в Москве. Хроника событий») и даже мультимедийные новости (“Vanuatu Cyclone Pam: President appeals for 'immediate' help”). Однако трудно поспорить с тем, что такие материалы трудно назвать мультимедийными историями, поскольку они являются совокупностью коротких текстовых сообщений и мультимедийных материалов в режиме live-трансляции. Мультимедийная история же – это куда более тщательно проработанный и сверстанный материал, который несет в себе цель не только сообщить о каком-либо факте, но и рассказать историю.
Резюмируя вышесказанное, для работы с мультимедийными историями автор предлагает взять за основу типологию жанров А. В. Колесниченко. Причиной такого решения является то, что данная классификация наиболее универсальна. В отличие от типологии А. А. Тертычного, ориентированную преимущественно на печатную прессу, а также классификации Г. В. Лазутиной и С. С. Распоповой, которая также создана для традиционных СМИ, классификацию А. В. Колесниченко с некоторыми оговорками можно почти полностью использовать и для мультимедийных историй.
Однако стоит обратить внимание, что новостные мультимедийные истории – явление, которое на данный момент очень трудно воплотить в жизнь. Главные характеристики новости – актуальность и новизна, а редакционный процесс создания мультимедийной истории, к сожалению, очень продолжителен, и за это время новость успевает устареть и потерять свою актуальность. Однако такова ситуация на данный момент, что не отрицает того, что впоследствии, при наличии удобных платформ для создания мультимедийных историй, новостные материалы такого формата могут стать очень популярными и использоваться повсеместно. Поэтому для исследования приводятся только две группы жанров, выделенных А. В. Колесниченко: жанры рациональной журналистики и жанры эмоциональной журналистики.
Также необходимо расширить категорию жанров эмоциональной журналистики жанром очерка (используется в классификациях А. А. Тертычного и Г. В. Лазутиной и С. С. Распоповой), поскольку полного аналога данного жанра в классификации нет. Некоторые исследователи (например, И. С. Тимченко) считают фиче помесью очерка и репортажа, однако на данный момент это утверждение является спорным. Фиче, по определению А. В. Колесниченко, является текстом, который написан от третьего лица, но позволяет пережить случившиеся. Очерк же, не являясь ни репортажем, ни фиче, может быть написан и от первого лица, а также с использованием репортажной техники, что часто применяется в мультимедийных историях.
Таким образом, для анализа мультимедийных историй предлагается следующая классификация:
• жанры рациональной журналистики (ньюс-фиче, комментарий, аналитическая статья, экспертное интервью);
• жанры эмоциональной журналистики (эмоциональный репортаж, фиче, личностное интервью, портрет, очерк).
К материалам жанроврациональной журналистики относятся аналитические тексты, призванные сравнивать или пояснять те или иные события и явления, а также комментировать их. Итак, ньюс-фиче представляет собой «рассказ о тенденции, которую автор увидел за событиями». Комментарием называется материал, который расширяет новость путем ее объяснения и оценки. В свою очередь, аналитическая статья – это текст, в котором «тема раскрывается посредством столкновения тезиса и антитезиса с последующим уточнением тезиса без высказывания журналистом своего мнения». И экспертное интервью – это итог беседы журналиста с авторитетным профессионалом в своей области, который вписывает некое событие в контекст.
Жанры же эмоциональной журналистики – это те жанры, которые призваны получить какой-то эмоциональный отклик от читателя, вызвать в нем те или иные чувства. Репортаж – это «рассказ очевидца, составленный так, чтобы дать возможность читателю самому почувствовать себя на месте события». Фиче – «история, написанная от третьего лица, но также дающая возможность пережить случившееся». Личностным интервью называется такое интервью, которое «ставит целью раскрыть человека через суждения и рассказанные им эпизоды из жизни». И портрет – это жанр, который предполагает «раскрытие человека, но не только через беседу, но и через поведение персонажа в характерных для него жизненных ситуациях». Также необходимо определить очерк – это материал, в котором «соединяется репортажное (наглядно-образное) и исследовательское (аналитическое) начало».
Также для определения жанров будут использоваться жанрообразующие признаки, выделенные А. В. Колесниченко: предмет («что отображается?»), метод («как отображается?») и функция («с какой целью отображается?»). С таблицей жанрообразующих признаков (кроме новостных жанров) можно ознакомиться в Приложении (см. Таблица 1).
Итак, мультимедийная история – новый и уникальный формат для современной интернет-журналистики. Являясь форматом, мультимедийные истории могут представлять собой материалы различных жанров.