Характеристика мультимедийной истории как журналистского медиатекста: структура, формат, платформа, материал и фактура
Для того чтобы наиболее полно изучить мультимедийную историю, необходимо выделить ее отличия от традиционного журналистского медиатекста. Так как мультимедийная история является своего рода мультимедийным ресурсом, то для характеристики данного формата с некоторыми оговорками можно воспользоваться теорией О. В. Шлыковой. Она выделяет следующие отличия мультимедийных ресурсов от немультимедийных:
• данные хранятся и обрабатываются в цифровой форме с применением компьютера;
• они могут содержать различные виды информации (не только текстовую, но и звуковую, графическую, анимационную, видео и т.д.);
• существенной особенностью данных является интерактивность;
• наличие гипертекста.
Безусловно, нельзя говорить, что данные характеристики уникальны только для мультимедийных историй. Стоит сказать, что многие журналистские медиатексты в интернет-СМИ соответствуют по крайней мере одному-двум из этих параметров и, более того, даже некоторые материалы традиционных газет и журналов могут подойти по какой-то характеристике. Например, редакции создают материалы с использованием компьютера, а значит, тексты и иные данные хранятся и обрабатываются именно в цифровой форме. Однако именно сочетание всех четырех элементов рождает такой тип журналистского медиатекста, как мультимедийная история.
Следует подробнее остановиться на таком понятии, как «гипертекст», ведь характеристики гипертекста в полной мере присущи именно мультимедийным историям. Конечно, практически любой текст журналиста в интернете является не просто медиатекстом, но гипертекстом, так как содержит в себе некоторое количество гиперссылок, однако далеко не каждый из них действительно сочетает в себе все характеристики гипертекста. По мнению А. В. Поликахина, гипертекст является «информационным массивом, на котором заданы и автоматически поддерживаются связи между выделенными элементами». Такое определение можно отнести и к мультимедийной истории. Однако намного полезнее для определения сущности формата мультимедийной истории изучить характеристики гипертекста. По мнению О. В. Соболевой, гипертекст обладает следующими характеристиками:
• нелинейность (отсутствие физической связи между страницами и приобретение страницами автономности, благодаря которой их можно прочесть в любой последовательности);
• вариативность (соединение в пределах целостной структуры разного рода информации: аудио, визуальной и текстовой);
• неиерархичность (возможность читать тексты в любой последовательности);
• расширение границ текста (раскрытие смысла текста через гиперссылки в теле материала, а также за его пределами);
• фрагментарность (существование текста как набора фрагментов);
• бесконечность (отсутствие четко заданного центра);
• интерактивность (возможность выбора способа и последовательности чтения текста).
Конечно, мультимедийная история нелинейна, неирархична, фрагментарна и бесконечна – читатель вправе сам выбирать, какой из мультимедийных элементов достоин его внимания в первую очередь, и проектировать свое собственное прочтение каждой мультимедийной истории. Вариативность такого формата также не подлежит сомнению – ведь информация в виде мультимедийных элементов и является одной из главных особенностей данного формата. Интерактивность же мультимедийной истории заключается не только в приведенной О. В. Соболевой возможностью выбора, но и в возможности взаимодействовать с мультимедийными элементами: получать определенный результат на определенные действия (например, при наведении на фотографию статичное изображение анимируется). И, как и практически любой журналистский медиатекст в интернете, за счет гиперссылок мультимедийная история выходит за формат текста.
Если вернуться к отличиям мультимедийных историй от других форматов журналистских медиатекстов в интернете, то следует заметить, что структура мультимедийной истории также отличается от структуры любого другого журналистского медиатекста. Конечно, текст в интернете как таковой является неким синтезом: он зачастую включает в себя не только собственно текст, но и фотографии, видео- или аудиозаписи, инфографику, которые призваны проиллюстрировать его. Мультимедийная история же составлена с помощью иной структуры – так, она состоит из некоторого числа элементов, которые все вместе являют собой рассказанную историю. Конечно, помимо мультимедийных элементов, которые подробнее описаны немного ниже, присутствует и такой элемент, как текст. Но он, хотя и иногда является стержнем мультимедийной истории, тем не менее стал таким же элементом, как и фотографии, и видеозаписи, и аудиослайд-шоу. Если из журналистского медиатекста другого формата можно легко изъять видео или фото, и текст не потеряет в своем информационном плане практически ничего, то из мультимедийной истории нельзя изъять ее мультимедийные элементы – они не иллюстрируют историю, они сами по себе являются историей.
Итак, в структуру мультимедийной истории входят определенные мультимедийные элементы. М. М. Лукина и Н. Г. Лосева в работе «Контент интернет-СМИ» выделяют перечень жанров, которые наиболее часто используются конвергентными редакциями. Как кажется автору, данные жанры можно представить в том числе в качестве элементов мультимедийных историй, так как именно из таких материалов и состоит мультимедийная история.
Однако автор исключил из приведенного перечня жанров потоковое видео, интерактивный видеомост, мультимедийное ток-шоу, доэфирный этап, прямой эфир и послеэфирный этап, так как данные жанры относятся преимущественно к интернет-телевидению. Также был исключен жанр карикатуры, так как в мультимедийной истории карикатура может быть представлена в форме других элементов. За последнее время также набрали популярность такие элементы мультимедийной истории, как 2D- и 3D-панорамы, а также анимированная иллюстрация, так что и они включены в данный перечень. Некоторыми изданиями используются также такие типы мультимедийных элементов, как 3D-модель (см. – конец материала), а также – трансляция постов из Twitter (см. – #Ebola in Guinea: "This is the most deadly strain of Ebola virus. It kills 9 out of 10 patients."), поэтому приведены и они.
Таким образом, в структуру мультимедийной истории могут входить такие мультимедийные элементы, как:
• статичная иллюстрация (отражает суть происходящего, расширяет информацию, помогает выстроить визуальный ряд; может быть точкой входа на другие, более сложно устроенные иллюстрации, или же быть их частью – например, стоп-кадр из видео);
• фотоленты, фоторепортажи, фотогалереи (фоторассказ о событии, выстроенный либо в хронологическом порядке, либо как микс различных иллюстраций, относящихся к общей теме);
• слайд-шоу (фоторассказ, в котором изображения сменяют друг друга в самом теле иллюстрации);
• подкаст (звуковой файл, передача, законченный сюжет);
• аудиоиллюстрация (фрагмент аудиозаписи, относящийся к определенной части текста, который призван проиллюстрировать ту часть сообщения, в которой звуковая составляющая несет некую смысловую или же эмоциональную нагрузку);
• аудиоверсия текста (начитанный диктором текст сообщения);
• аудиосюжет (законченное аудиосообщение, являющееся компиляцией из начитанного текста и/или аудиоцитат);
• видеоиллюстрация (фрагмент видео, относящийся к определенной части материала, выступающий в качестве иллюстрации – в том числе в качестве главной иллюстрации);
• видеосюжет (законченное видеосообщение, имеющее свою завязку, кульминацию и развязку);
• видеоколонка, видеоочерк, видеокомментарий (видеозапись с «говорящей головой»);
• аудиослайд-шоу (фотоистория, поданная в виде flash или silver light, в которую помимо самих фотографий могут быть включены инфографика, карикатуры, карты, а также копии документов. Особенностью данного типа слайд-шоу является то, что оно обладает звуковым сопровождением – музыкой, интершумом или начитанным автором либо диктором текстом);
• интерактивная видеоколонка, интерактивный видеосюжет (видеозапись, в тело которой встроены ссылки на другие мультимедийные элементы – например, иконки или мини-баннеры, предлагающие перейти на другие расширения, связанные с данным видео по контексту);
• мультискрипт (формат подачи информации, упрощающий навигацию по материалам большого объема, который позволяет оперативно и с высокой точностью выбрать интересующий фрагмент видеозаписи);
• инфографика:
• статичная инфографика (схема, карта, простой график или диаграмма);
• простая динамичная инфографика (в нее включены стандартные интерактивные элементы: слайд-шоу, аудиокомментарий, видеоролик и т.д.);
• модульная схема (динамическая схема, основанная на модульном методе);
• оперативная 3D-реконструкция (видеоролик, основанный на 3D-технологиях);
• сложная статичная схема (схема, содержащая несколько сложных иллюстративных объектов);
• сложная динамическая схема (схема, способная содержать в себе весь спектр мультимедийных данных);
• полнофункциональная 3D-реконструкция (видеоролик высокого качества, основанный на 3D-технологиях);
• flash-заметка (сборный модуль, состоящий из текста, видео, фотографий и других элементов);
• информационные игры (интерактивный инфотеймент):
• викторины (уместны как элемент информационной картины дня, а также способны играть существенную роль в формировании лояльности пользователя к изданию, увеличении времени пребывания на сайте, увеличении времени pageview);
• турниры (продолжение викторин, которые могут проходить в несколько серий, а также выявлять победителя);
• flash-игры (сюжет игры и ее этапы раскрывают информацию, которая близка к информационному тренду или долгоиграющей актуальной теме);
• 2D-панорама (двумерная панорама, входит в тело материала);
• 3D-панорама (трехмерная панорама, вероятнее всего, в отдельном окне);
• 3D-модель (изображение, переданное в трехмерной форме);
• анимированная иллюстрация (иллюстрация, которая анимирована либо сама по себе, либо меняется при наведении или нажатии на нее);
• трансляция постов из Twitter (плашка с твитами).
Говоря о структуре мультимедийной истории, также следует отметить, что очень важно «гармонично сочетать элементы, не перегружая лишней информацией, которая подобрана исключительно для увеличения линейки элементов». Эта рекомендация также подтверждает тезис автора о том, что текст не является главным элементом мультимедийной истории. Безусловно, он является неким связующим звеном, которое объединяет части материала между собой и дает некий контекст, однако он все еще является таким же элементом, как другие элементы мультимедийной истории, даже в виде лонгрида (см. ниже).
Исследуя категорию формата мультимедийной истории, следует начать с обозначения понятия «формата» как такового. В современной журналистике до сих пор существует некоторое непонимание того, что именно является форматом, а что – жанром. Так, в журналистском сообществе распространено понимание мультимедийной истории как жанра, а не как формата. Однако в теории журналистики уже существуют достаточно четкие и подробные описания того, чем именно является «формат» в журналистике. Так, Г. В. Лазутина выделяет шесть вариаций использования термина «формат»:
• формат как совокупность внешних характеристик предмета коммуникации, которые передают его размер и особенности формы;
• формат как «тип издания»;
• формат как «род творчества»;
• формат как «вид творчества»;
• формат как «вид коммуникационного канала»;
• формат как «способ подачи».
Исходя из указанного перечня, можно прийти к выводу, что для исследования мультимедийной истории необходимо воспользоваться первым определением – то есть формата как совокупности «внешних характеристик предмета коммуникации, передающих его размер и особенности формы». Остальные пять определений в той или иной степени определяют форматы как типы журналистских медиатекстов либо же способы их подачи в определенных средствах массовой информации. Мультимедийные истории же, естественно, не привязаны к какому-то определенному СМИ. В свою очередь, они действительно именно по форме отличаются от других журналистских медиатекстов (то есть по уже исследованной структуре), а также по размеру – мультимедийные истории по объему намного больше, чем большинство других материалов, и в том числе требуют больше сил и времени на подготовку. Таким образом, мультимедийная история сама по себе является форматом журналистского медиатекста, как уже было сказано выше.
Также у мультимедийных статей можно выделить собственные виды. Например, М. М. Лукина выделяет следующие типы мультимедийных историй:
• html-статья;
• инфографическая статья;
• «мультимедийная коробочка» (статья в формате плеера).
Итак, основа мультимедийной html-статьи – это вербальный текст. Также куски текста могут быть «подводкой или презентацией к релевантным тому или иному абзацу мультимедийным элементам». Мультимедийные и текстовые материалы должны быть распределены равномерно. Необходимо следить и за тем, чтобы сплэшка видеофрагмента отличалась от первого кадра слайд-шоу. Справочная и бэкграундная информация вводятся в текст с помощью гиперссылок.
Иначе обстоит дело с инфографической статьей – в ней «визуальное, графическое преобладает над текстом». Главная задача, стоящая перед создателями такого материала, – сделать так, чтобы он был изучен аудиторией от начала до конца. Однако пользователь должен обладать возможностью изучения истории в альтернативной последовательности, а не только следовать по пути, предложенному редакцией. Авторам рекомендуется «не прятать “самое интересное” в глубину, не проанонсировав наличие этого “самого”». Важно также не перегружать читателя информацией.
Для формата «мультимедийной коробочки» характерно безусловное доминирование фото-, видео- и аудиоэлементов. Материал представлен в виде плеера. У текста сохраняется лишь функция оформления – с его помощью создаются заголовки, подписи, сжато представляется какая-либо информация.
В рамках обозначения формата мультимедийной истории следует также обратить внимание на такой термин, как лонгрид (в англоязычной теории журналистики – “longform”). Это понятие можно отождествить с понятием “html-статьи”, так как по своему существу они описывают один и тот же формат. Нетрудно догадаться, что кириллизованный термин «лонгрид» происходит от английской фразы “long read”, что дословно означает «долгое/длительное чтение». Лонгрид – это «новый формат подачи текстовой информации в Интернете», в основе которого – текст большого объема и аудиовизуальные компоненты. Можно говорить о том, что лонгрид представляет собой своеобразное полотно текста с подверстанными мультимедийными элементами. Д. Доулинг и Т. Воган в статье “Can We “Snowfall” This?” («Можем ли мы “заснегопадить” это»?) называют уже упомянутый “Snow Fall” не первой мультимедийной историей, но первым «цифровым лонгридом». Сам же формат берет начало от крупных журнальных материалов.
Основные признаки лонгрида были упомянуты в его определении – это наличие текста большого объема и разделяющих его мультимедийных элементов. Основной характеристикой такого формата является “long” – то есть в буквальном смысле длина материала, количество экранов при прокручивании вниз. В отличие от мультимедийных историй других форматов, лонгриды обычно наиболее качественны и продуманы в плане текстовой составляющей. Однако некоторые журналисты жертвуют качеством ради количества, и на это обращают внимание Д. Доулинг и Т. Воган. Они пишут, что лонгрид – это просто «оспариваемый и символически перегруженный термин, которые некоторые называют просто модным словечком, которое позволяет цифровым изданиям гнаться за "длиной", а не выпускать тщательно проработанный контент, который требует длительной подготовки». Безусловно, это вина не самих лонгридов, а журналистов, которые предпочитают издать материал модного формата, но не самого высокого качества.
Сравнивая мультимедийные истории и другие журналистские медиатексты, следует также упомянуть, какие технологические платформы используются для данных материалов. Так, для текстов традиционных средств массовой информации платформами являются типичные для данных СМИ каналы информации (то есть телевидение и радио для телевизионных и радийных СМИ и т.д.), для других же журналистских медиатекстов в интернете – html-страница на сайте издания. Для мультимедийных же историй каналами информации могут стать:
• текст на простой html-странице, в который встроены мультимедийные элементы;
• сложная интерактивная инфографика;
• плеер, созданный с помощью flash или silver light.
Нельзя не заметить, что и другие журналистские медиатексты в интернете могут быть созданы на html-странице с мультимедийными элементами (например, фотографией), а также могут являться инфографикой, в том числе интерактивной. Тем не менее, платформа-плеер – это абсолютно новая платформа для интернет-журналистики. Также, хотя платформы и могут в чем-то совпадать, по иным характеристикам, которые указаны выше, мультимедийную историю все равно можно отличить от других журналистских медиатекстов. Классификация платформ – скорее, вспомогательная категория, служащая не столько выделению отличий, сколько характеристике самих мультимедийных материалов.
Говоря о платформах, важно обратить внимание и на то, с каких устройств воспроизводятся мультимедийные истории и другие журналистские медиатексты в интернете. Если материалы других форматов можно воспроизводить с самых разных устройств и при этом они не потеряют в качестве (разве что в удобстве прочтения), то мультимедийные истории называют «материалами, созданными для планшета». Действительно, именно с экрана планшета можно наиболее полно воспринять все, что хотели донести авторы материала. Связано это с тем, что в непосредственной близости от планшета, на весь экран которого развернут материал, читатель может достичь наибольшего «эффекта присутствия» или, в зависимости от тематики материала, соучастия. Удобно читать мультимедийные истории именно с планшетов и потому, что таким образом все мультимедийные элементы находятся в одинаковой доступности – достаточно лишь дотянуться до них пальцем, когда указатель мышки нужно специально доводить до нужного объекта.
Также необходимо отметить, что для создания мультимедийных историй требуются особенные материал и фактура. М. М. Лукина и Н. Г. Лосева выделяют следующие признаки, которыми должны обладать материал и фактура для мультимедийных историй:
• развивающийся во времени сюжет;
• какие-либо эпизоды сюжета можно описать словом «самый»;
• наличие в сюжете деталей, которые разумнее изобразить графически, а не описывать их внешний вид и цвет словами;
• большое количество фактуры для видео;
• большое количество бэкграундной и справочной информации;
• потенциальное развитие сюжета с помощью пользовательского контента.
Если же говорить о материале для других журналистских текстов, то для них, как кажется автору, наиболее важными характеристиками являются актуальность и новизна материала, а не его развитие во времени. Конечно, для аналитических материалов сюжет, который развивается, не менее важен, чем для мультимедийных историй, но если мультимедийная история может существовать без привязки к некому инфоповоду и быть самодостаточна, то для журналистских медиатекстов других форматов такой возможности зачастую нет. Для других текстов также не так важно, чтобы материал можно было описать словом «самый». Если же рассматривать детали, которые следует изобразить графически, а также большое количество фактуры для видео, то эти характеристики уместны и для материалов других журналистских медиатекстов – если они являются инфографикой или же видеоматериалом. Мультимедийная история же сочетает их в себе.
Бэкграундная и справочная информация также важны и для иных журналистских медиатекстов, однако вопрос стоит в объеме. В рамках мультимедийной истории журналисты могут использовать действительно очень много дополнительной информации, размещая ее в тех или иных частях своего материала. Журналист же, пишущий другой медиатекст, зачастую ограничен редакционной политикой, традиционными представлениями о формате или же банально – объемом полосы. Пользовательский же контент в последнее время получает все большее внимание у интернет-СМИ: создаются подборки комментариев пользователей о каком-либо событии, «репортажи из Instagram» (TJournal) и т.д. Безусловно, для мультимедийных историй пользовательский контент также обладает большим значением, поскольку формат мультимедийной истории предполагает наибольшую интерактивность.
К сожалению, сейчас мультимедийные истории – это далеко не самый распространенный тип подачи контента в онлайн-медиа, но за последний год он стал более популярным, чем раньше. На момент весны 2015 года к такому типу изложения информации чаще всего обращаются следующие СМИ: The New York Times, The Guardian из зарубежных СМИ и Forbes, Слон и КоммерсантЪ – из российских. В других же крупных СМИ видна тенденция к использованию мультимедийных элементов – например, объемной интерактивной инфографики, – но тенденция к созданию мультимедийных историй хотя и имеется, но на данный момент недостаточно ярко выражена. Возможно, это связано с тем, что производство мультимедийных историй очень затратно как во временном, так и в денежном плане, а также требует высокой классификации журналистов, редакторов и дизайнеров.
Также не исключено, что некоторые редакции сознательно отказались от использования формата мультимедийной истории. Несмотря на все достоинства, у мультимедийных статей все же имеются и некоторые недостатки, которые связаны не только с их непосредственным производством, но и с размещением и распространением. Необходимо учитывать поисковую оптимизацию, которая очень важна для успешного продвижения сайта СМИ, и совместимость браузеров – некоторые браузеры и сейчас не готовы воспроизводить мультимедийные истории в большом количестве. Также стоит иметь в виду, что мультимедийные истории, в составе которых есть Flash-файлы, «снижают скорость загрузки страницы из-за своего относительно большого размера».