Вожди и богатыри многолетних походов
Нартовский эпос сохранил специфику переходных отношений племени доблестных с остальной массой народа, которая относилась к племени обильно производящих Boratæ. Гегемония доблестных устанавливалась не только силой: в переходную эпоху большое значение имело общественное мнение, одобрение обществом своих действий достигалось щедростью, то есть надо предполагать раздачу военной добычи на обильных пирах победы по возвращении из балцев. Приведем сюжет эпоса, в котором представлены обе темы: принуждение силой, регулярно осуществлявшееся племенем доблестных над племенем производителей, и общественное суждение о сравнительной престижности деяний профессионалов и сезонных промысловиков "одноразовых" походов.
Boriatæ adæmæj fuldær adtæncæ;ZEhsærtægkatæ ba, kæd særæj uoj bærcæbæl ivuld na'dtæncæ, wæddær æhsaræj ba uaiægdær adtæncæ ma sin fud bændtæ uinun kodtoncæ — "Бориаевы людьми были многочисленнее, но Ахсартагкаевы, хотя поголовьем не были так многочисленны, но все-таки доблестью были стремительнее, и горькие дни часто являли им"286. Самый доблестный из племени Ахсартаггата — стремительный Батрас. Сам он — воплощенная стрела, а меч его — молния. Его внезапные появления и жестокие избиения нартов чередуются со щедростью и благородством других его поступков. Он безупречный профессиональный воин и аристократ — это признано безоговорочно. Однако в общественном мнении всего нартовского народа нет полного признания его социального приоритета — и это главная причина того, что обществу порой жестоко "перепадает" от Батраса, устанавливающего в нем новые порядки. Сюжет, рассказывающий об этом, весьма нагляден: лучшие из нартов собрались на Ахкела для выявления того, кто из двух героев, Сослан или Батрас, более достоин. При этом очень характерный момент присутствует в задании, которое сформулировала Ахсина ("госпожа" — один из титулов Сатаны): кто завтра до полудня вернется с лучшей добычей, тот и лучше. Совершенно ясно, что это задание, при всей стремительности Батраса, выиграет Сослан, ибо оно подходит только для одного короткого набега куда-нибудь по соседству. Так и случается: Сослан приводит в качестве добычи мальчика и девочку из кургана неподалеку и провозглашает свое промысловое кредо — дело мое скорое. Батрас проиграл в скорости — он отсутствовал десять лет, семь лет, но зато привел сто ароб богатства, сто молодых мужей и сто девиц пленных. Мнение великих судей Нарты распределилось пополам, и вердикт заключал компромиссную оценку: достоинство Сослана и Батраса — равное 287. То есть — это пока переходное время, когда в нартовском обществе "на равных" сосуществовали годичные сезонные дружины bal и многолетние профессиональные дружины с трех- и семилетним постоянным составом.
Таким образом, сюжет свидетельствует, что нарты практиковали как разовые кратковременные набеги за добычей, для которых специально выбирали вождя (скорое дело Сослана), так и многолетние походы балц в далекие страны, откуда приводили большую добычу великие воины и вожди (Батрас). В обществе существовали конкурентные оценки того и другого, и очевидно, что перед нами эпоха распада родовых отношений под влиянием складывавшихся военно-иерархических образований, которые решали разного уровня задачи и имели соответствующую этому организацию членов. По времени — это именно эпоха — она охватывает всю огромную протяженность времен, отложившихся в емкой памяти нартовского эпоса, и в ней нет свидетельств о завершении конкуренции: военные "демократы" и военные "аристократы" сосуществуют на всем протяжении циклов Сослана и Батраса. Единственное можно утверждать определенно — это то, что приоритет силы аристократов — несомненно новый мотив: кровавые избиения нартов, учиняемые Батрасом за разного рода "обиды", за которыми, конечно же, стоит борьба за привилегии, свидетельствуют о "полицейских" функциях дружин аристократов. И самое важное: этот сюжет являет первый случай раскола в самом племени доблестных Ахсартаггата, когда конкурентами выступили лидеры племени — перед нами одна из иллюстраций распада племени доблестных и выделение профессиональных воинов в сословие военной аристократии.
Любопытно, что именно такую картину скифского общества дают исторические описания Геродота, Диодора и Плиния. Социальные традиции нартов и скифов очень точно представлены в эпосе: родоплеменной демократизм переходной эпохи и аристократизм царского племени, запечатленные античными авторами в двух генеалогиях скифов, теперь стройно соединяются в один исторический контекст, который известен нам в варианте совмещенного переизложения как Нартовский эпос. Он свидетельствует об идейном расколе в скифо-нартском обществе: племя доблестных нартов æhsar и геродотовы династы царских скифов ksaj исповедуют свою идею и свой культ — военной силы, бога войны и рыцарского благородства как особо достойной жизни; а большинство нартов, представляющих другие два племени — нартовских производителей bora и ведающих верой и знанием alæg, которым соответствуют нецарские скифы Геродота, — исповедуют иную идею и иной культ — веры в могущество родовых божеств и силу молитв, обеспечивающих извечный строй жизни.