Из воспоминаний директора интерната «Каменка»
Сары Григорьевны Нанкиной об организации
Коллектива.
В 1940-1941 учебном году я работала учителем истории 9 и 10 классов 185 школы Дзержинского района города Ленинграда. На 9-й день войны, 30 июня 1941 года по мобилизации РОНО я выехала со школьниками в эвакуацию эшелоном, начальником которого был директор 185 школы Андрей Сергеевич Шарков.Путь в Кировскую область был «окольным», трудным и мучительным. Начальник нашего эшелона проявил исключительную распорядительность, энергию и заботу о детях, благодаря которым наше длительное и тяжелое путешествие благополучно завершилось. По прибытии на место он же связался с районными организациями и колхозами, разместил детей по интернатам (учащиеся школы были по возрасту разбиты на три интерната) и руководил ими в сложный и трудный период их организации. В октябре 1941г., в связи с уходом А. С. Шаркова на фронт, я была назначена директором интерната в Каменке.
К нашему приезду Каменка пустовала. Заняв находившиеся там 5 домиков, мы оказались её единственными обитателями. На берегу протекавшего здесь ручья стояла баня. Кругом был лес. Ближайшая деревня находилась в километре от Каменки.
Обстановка помещений была наипростейшая: топчаны, деревянные столы, скамейки. Ели из алюминиевых мисок алюминиевыми или деревянными ложками. Отопление во всех домиках было печное, отсюда постоянная забота о дровах, которые по заданию сельсовета издалека доставляли колхозы. Вместе с колхозниками за дровами ездили и наши старшие ребята. Летом все собирали хворост и шишки в лесу. Электричества не было, освещались керосиновыми лампами и маленькими коптилками. Воду брали из колодца, находившегося возле нашего главного здания. Туалеты были холодные. Радио не было. Слушать последние известия, которыми все обитатели Каменки живо интересовались, бегали в сельсовет в Рыбаковщину, там забирали и корреспонденцию, приходящую в интернат.
Воспитанниками каменского интерната были ученики средних и старших классов 185 школы, а также учащиеся других школ Дзержинского района. В интернате числилось примерно 100 детей. Все воспитанники были разбиты на четыре группы, называвшиеся у нас бригадами.
Каменские дети учились в Рыбоковщине, в 10 - летней школе «Красная Заря» (по имени колхоза) вместе с местными ребятами. Здесь же учились и воспитанники Казанского интерната. Сотрудниками интерната были также ленинградцы, приехавшие с детьми учителя и некоторые родители, оставшиеся здесь работать. Штат интерната был невелик: директор, завхоз, 3-4 воспитателя, 2 повара, прачка, медсестра. Основными работниками Каменки были учителя: Мария Алексеевна Карамазова, Сара Григорьевна Нанкина, Надежда Дмитриевна Румянцева и родители: Аполлинария Петровна Гречишкина, Надежда Анисимовна Воробьева, Мария Александровна Четверикова, Зоя Николаевна Крылова, Таисия Сергеевна Кузьмина, Антонина Ильинична Пензина, Кузьма Сергеевич Алпатов. Медсестрой в нашем изоляторе работала Маргарита Павловна Гомаш. М. А. Карамазова, С. Г. Нанкина и Н. Д. Румянцева были и учителями школы «Красная Заря», в которой учились каменские дети. Эта школа с нашим приездом стала 10 - летней.
Решать стоящие перед нами многочисленные и сложные задачи без самого активного участия воспитанников было невозможно, тем более при таком малом количестве сотрудников. Поэтому в организации детского самоуправления и самообслуживания мы видели свою важнейшую задачу, для успешного решения которой особенно много сил и напряженного труда пришлось затратить зимой 1941- 1942 гг. В вопросах организации детского коллектива и работы с ним работники интерната широко использовали метод и опыт А.С.Макаренко;конечно, применительно к нашим условиям и к нашему составу ребят. Макаренковские формулировки: «Не пищать», «Чем больше уважения к человеку, тем больше требований к нему», «Ничто так не украшает человеческую жизнь, как перспектива впереди» - прочно вошли в нашу жизнь и в сознание каменских детей. Работе в этом направлении способствовал контакт, установившийся между сотрудниками и воспитанниками. Со стороны всех работников ребята видели бескорыстную, самоотверженную работу, полностью направленную на облегчение и улучшение их жизни. Отсюда у детей возникало чувство доверия и уважения, без которых не могло быть взаимопонимания и контакта.
Высшим органом самоуправления в Каменке был старостат. В него входили бригадиры четырех бригад и председателей пяти созданных в интернате комиссий: учебной, производственной, культмассовой, санитарной и хозяйственной. Возглавлял старостат председатель, техническую работу вел секретарь. Председатель и секретарь старостата и председатели комиссий избиралась на общей линейке (так называлось собрание всехвоспитанников). Каждая бригада выбирала своего бригадира и своего представителя в каждую из пяти комиссий. Таким образом, все бригады были связаны со всеми комиссиями и старастатом. На собраниях старостата, как правило, присутствовал директор интерната, воспитатели и в случае необходимости – завхоз и медицинский работник. На собраниях мы совместно решали все вопросы интернатской жизни: устанавливали режим дня в зимнее и летнее время, организовывали помощь колхозам, решали вопросы организации и работы в своем подсобном хозяйстве, организации праздников в интернате и др. Здесь отчитывались бригадиры, председатели комиссий и с самоотчетами выступали отдельные воспитанники. На собрания вызывались нарушители установленных нами норм поведения (если воздействия бригады было недостаточно). В лице старостата мы, опытные педагоги, имели надежных и верных младших товарищей, вносивших в работу свою инициативу, молодой задор и энергию. В ряде случаев члены старостата, действуя с нами в одном направлении, добивались лучших, чем мы, результатов: будучи по возрасту ближе к ребятам, они больше знали о положении в бригадах, чувствовали настроение ребят. Права и ответственность старостата с течением времени возрастали. Обязанности ответственного дежурного по интернату поочередно несли все члены старостата, вместо воспитателей. Отвечая за весь распорядок и ход дня в интернате, ответственный дежурный нес личную ответственность за точное распределение всех нормированных продуктов: вместе с дежурной бригадой он развешивал на порции хлеб, масло, сахар.
Старостат и воспитатели прилагали все усилия к тому, чтобы ребята добросовестно и хорошо учились. На учебу смотрели как на дело большой государственной важности. Одним из наших лозунгов был: «Отличишься в учебе – победишь в бою!» Окончание каждого учебного года мы отмечали большими торжественными праздниками с вручением отличникам грамот от старостата.
Летом много работали в колхозах и в своем подсобном хозяйстве. Работой руководила производственная комиссия. Уходили на поле сразу после завтрака, а возвращались у вечеру к ужину. На обед колхозники привозили в поле котел картошки и бидон молока. За работу колхоз начислял интернату трудодни, которые оплачивал продуктами наравне с колхозниками.
Кроме того, в интернате был большой огород,гдевыращивали картошку, морковь, свеклу, лук, огурцы, капусту и пр. Семена или рассаду выдавала производственная комиссия и завхоз. Каждый обрабатывал свою грядку самостоятельно: вскапывал, удобрял, поливал, окучивал и т.д. Время для этой работы каждый находил и выкраивал сам. Осенью все убирали свой урожай, взвешивали, фиксировали и складывали в овощехранилище. Метод соцсоревнования, широко применяемый на сельхозработах, давал прекрасные результаты.
По окончании полевых и огородных работ мы ежегодно проводили праздники труда.Председатель производственной комиссии на торжественной линейке сообщал количество заработанных трудодней и собранных с огорода овощей, отмечались отличники нашего трудового фронта. Наши овощи и полученные по трудодням продукты (мука, горох, и др.) позволили значительно улучшить и разнообразить питание в интернате.
У нас было пять малышей, которым тяжело было работать на поле. Им тоже нашлась работа: они по два человека в день помогали пасти скот. Кроме того, они собирали для интерната на зиму щавель, грибы, ягоды, которых кругом было много. Ягодами лакомились все ребята, забегая в свободное время в лес на 10-15 минут.
Зимой и летом после ужина собирались в столовой. Обсуждали известия с фронта, читали вслух газеты, книги, рассказы, очерки, статьи – Макаренко, Твардовского, Соболева, Эренбурга, Симонова и др.
В Каменке был свой хор, свои чтецы и декламаторы, своя стенгазета.Мы с ребятами ставили пьесы Чехова «Юбилей», «Предложение» и др. С концертами ребята выступали на праздниках: в интернате, в школе, в госпитале, в клубе на станции Свеча. Праздники в Каменке проводились часто. Их организацией ведала культкомиссия. В торжественные дни приглашали гостей: учителей из Рыбаковщины, председателей колхозов и сельсоветов, представителей районных организаций. В конце 1942 года интернат получил в виде премии патефон, который доставлял ребятам так много радости в праздничные дни и в часы отдыха.
Дисциплинированность и организованность каменского коллектива, хорошие показатели ребят в учебе и труде отмечали все. Какими путями и методами мы добивались таких результатов?.. Воспитанники Каменки были не пассивными объектами воспитания, а активными строителями своей жизни, сами воспитывали себя.Мы лишь поддерживали формирующиеся в них патриотизм и гражданственность, проявляющиеся в упорной учебе и добросовестном труде как активных составляющих участия в общей борьбе с ненавистным врагом.
Большое внимание мы уделяли нравственному воспитанию ребят: воспитанию честности, правдивости, чуткости, дружбы, принципиальности и других моральных качеств. Видя заботу и внимание с нашей стороны, ребята привыкли заботиться друг о друге и о нас – взрослых.
Однако бывали и у нас различные эксцессы. Однажды летом Игорь Варновский (председатель старостата) поймал на поле двух наших ребят, вырывающих турнепс. Вечером собрался старостат, на который были приглашены виновники. Решено было просить правление колхоза вычесть из нашего общего заработка по одному трудодню за каждый вырванный турнепс. Решение было объявлено на линейке (общем собрании), доведено до правления колхоза и осуществлено. Больше таких случаев никогда не было.
Во время летних полевых работ старостат решил освободить от труда одного недовольного всем ворчуна, если он так тяготится работой. Два дня освобожденный «отдыхал»в товремя, когда товарищи работали. На третий день воспитанник упрашивал допустить его к работе со всеми.
Так познавалась радость победы над трудностями, гордость за свой коллектив, формировалось чувство долга, ответственности перед товарищами, человеческое достоинство.
Интернат просуществовал три года: с конца лета 1941 года по сентябрь 1944 года.За это время ребята выросли, окрепли. Болели мало, инфекционных болезней мы не знали. Было два-три случая воспаления легких, закончившихся полным выздоровлением. Не знали мы и серьезных желудочных заболеваний. Все редкие у нас болезни, благодаря бдительности медсестры М.П. Гомаш и воспитателей, быстро ликвидировались.
В феврале 1943 года военкомат призвал на военную службу трех старших ребят 1925 года рождения. Они были направлены в Львовское военно-пехотное училище и оттуда через шесть месяцев на фронт. В их числе был первый председатель нашего старостата Игорь Варновский; замечательный комсомолец, за полтора года так много сделавший для укрепления органов интернатского самоуправления и воспитания каменского коллектива. 25 июня 1944 года Игорь погиб в бою за Бугом, не успев получить свою первую воинскую награду, медаль «За отвагу», и не дожив до своих полных 19 лет.
Летом 1943 года некоторые воспитанники, окончившие 8-е 10-е классы, разъехались в военные училища, техникумы и ВУЗы. 17 человек уехали в ремесленные училища Ленинграда. К новому, 1944 году мы отправили нашим ребятам на фронт и некоторым другим, особо нуждающимся, посылки с продуктами своего хозяйства. В январе 1944 года наш интернат принял около 20 новых воспитанников из ликвидированного интерната из деревни Казань. Окончание последнего учебного года в Каменке было отмечено 14 июня особо торжественным вечером. А 28 июня 1944 года мы прощались с Каменкой,вспоминали прожитые годы, мечтали о близкой победе, о будущих встречах в Ленинграде.