И учебе в интернате «Каменка»

До войны я работала учительницей русского языка и литературы в школе № 195 Дзержинского района г. Ленинграда. Меня с группойучеников 8, 9, 10 классов 185 школы перевели в интернат в село Каменку.

Все три года войны я проработала в интернате воспитательницей (одновременно я вела 5, 6 и 7 классы в школе в селе Рыбаковщина). Это был замечательный интернат. Организовал его Андрей Сергеевич Шарков, «Макаренко 185 школы», как его называли. Добрый, умный человек, с широким взглядом на жизнь, на людей, веселый, энергичный, глубоко переживающий за эвакуированных, обездоленных детей.Помню, в интернате однажды заболел воспалением легких воспитанник Игорь Варновский. Срочно нужен был сульфидин. К несчастью, поднялась сильная пурга, а до станции Свеча, где можно было достать лекарство, - 7 километров! И А.С. Шарков пошел на станцию,с великим трудом добрался до нее и затем, проделав такой же трудный путь обратно, доставил нужное лекарство. У меня в душе осталось очень яркое, доброе, благодарное чувство к нашему директору, Человеку и Воспитателю с большой буквы.

Когда А.С. Шаркова взяли на фронт, он нашел и оставил вместо себя достойную замену, Сару Григорьевну Нанкину. Новый директор (историк по образованию) была человеком с волевым характером, с очень доброжелательным, но строгим отношением к детям, к работе.В основе глубоко продуманной «макаренковской» системы организации жизни интерната лежал принцип полной самостоятельности воспитанников; причем, не на словах, а на деле.

Жизнью интерната управлял высший орган «старостат», которым умело руководила Сара Григорьевна.

На весь день выделялись дежурные. Они вставали вместе с поваром, подносили воду, дрова, накрывали стол для завтрака, резали хлеб, будили ребят, проверяли санитарно-гигиеническое состояние комнат, записывали в дневник особые события дня.

У дежурных воспитывалось высокое чувство ответственности. Они были совершенно самостоятельны, так как вставали воспитателей, и от них требовалась распорядительность, организаторские способности, доброжелательное отношение к людям. Это для ребят была «проба сил». Мне, например, поручили работать с группой пятиклассников. В группе было 30 человек, из них 19 второгодников. Успеваемость была очень низкая, особенно по математике. В нравственном отношении многие дети были, мягко, говоря «не на высоте», было в них много дикости, невоспитанности, какой-то отчужденности. Мы взялись за эту группу всем интернатом: старостат, учителя, старшеклассники. Многим ребятам помогали индивидуально. Вскоре группу было не узнать. Не забыть нашего общего торжества в день сдачи экзаменов по математике. Многие ребята получили «пятерки» и «четверки» и никому не было сделано никакой поблажки. Это была победа. С тех пор пятиклассники стали иначе вести себя, у них появилась уверенность в себе, какая-то солидность. Они активно включились в общую жизнь интерната, особенно в нашу художественную самодеятельность.

Летом мы все работали в колхозе.Пололи, теребили лен, гребли и возили сено, копали картошку. Ребята отлично работали на полях, соревнуясь бригадами и внутри бригад.

Для нас, лененградцев, было совершенно необыкновенно вот так вдруг очутиться среди природы: чудных стройных сосен, елочек, узорчатого кустарника. Осенью и зимой мы просто застывали, очарованные волшебными восходами и заката солнца. Все небо расцвечивалось такими замечательными красками, голубыми, розовыми! Были в этом что-то от яркого праздника, светлого, необычного… Зимой лес был сказочно красив: большие и маленькие деревья обступали нас кругом, всюду пушистые снежные лапы сосен, - чарующие застывшие сверкающие царство, и только еле заметная тропинка вела к домам, к людям. Но, глядя на эту красоту, мы обычно только вздыхали, опускали глаза и говорили: «Если бы не война…»

Летом на опушках и пригорках было много земляники. От мала до велика все лакомились ею. Большой компанией, человек 30-40, ходили за грибами, километров за пять. Это было веселое занятие. А грибные блюда казались особенно вкусными.

Все наши дети и мы взрослые жили дружно, одной семьей.Например, однажды зимним утром дежурные сообщают, что снегу намело так много, что и в школу не пройти. Тогда старшие мальчики встают на лыжи и прокладывают лыжню, затем мальчики помладше протаптывают тропинку по лыжне и замыкают шествие девочки, которые идут уже по достаточно твердой тропе. Иногда и обратно шли в пургу, тогда из школы отправлялись группами, был приказ никого не оставлять ни в школе, ни в поле.

Все дни рождения обязательно отмечались: пирогом, поздравлением от старостата и дружескими приветствиями и подарками-самоделками товарищей.

Каждые 10 дней все обязательно мылись в бане.

Интересно проводились праздники.На обед готовились «торжественное» блюдо, а вечером вступали самодеятельные артисты. Большую роль в развитии художественной самодеятельности сыграла Лиля Лосева (Елизавета Петровна работала потом пионервожатый). До войны она пела в хоре Дворца пионеров. Руководил хором прославленный композитор И. Дунаевский. Лиля обладала приятным сильным голосом, знала много песен, любила веселье, была заводилой. Я составляла литературные монтажи, и мы превращали в интересные, содержательные выступления. Однажды мы даже сумели поставить спектакль «Раскинулось море широко» и «гастролировали» с ним в клубе на станции Свеча.

Часто ребята выступали в госпитале. Вася Рубцов, лучший наш маленький певец и декламатор, особенно нравился бойцам. Один солдат подарил Васе ножичек на память, которым мальчик потом очень дорожил.

Настроение у нас было высокое, патриотическое. Мы читали газеты, многие очерки были прочитаны вслух. К поэме Твардовского «Василий Теркин» ученик Леня Семенов нарисовал иллюстрации. Мы знали обо всех событиях на фронте, мы ими жили.

В течение первого года из Ленинграда было получено особенно много извещений о гибели родителей наших воспитанников. Эти переживания накладывали на детей свою страшную печать. Ребята сразу взрослели, становились, мудрее, серьезнее.

Невозможно забыть проводы на фронт старших мальчиков. Они получили повестки, не закончив 10го класса. Собрание было торжественно-печальное, но в то же время и оптимистическое… Некоторые из мальчиков вернулись, но некоторым это не было суждено, они отдали свои жизни за Родину.

Мне кажется, все воспитанники с очень добрым, хорошим чувством вспоминают наш интернат в Каменке. В 1944 году воспитанник Петя Алпатов написал стихотворение, в котором выразил чувство любви и благодарности ребят к интернату:

«И никогда мы не забудем,

Родная Каменка, тебя!»

В Каменке старостат отмечал многих грамотами за отличную работу. Получила такую грамоту и я. На ней было два высказывания Макаренко:

«Ничто так не украшает человеческую жизнь, как перспектива впереди»;

«Чем больше уважения к человеку, тем больше требований к нему».

Сколько раз я повторяла эти слова мысленно и вслух в школе своим ученикам и воспитанникам.

Когда я вспоминаю об этих таких трудных, таких насыщенных трех годах работы во время эвакуации в Кировской области, меня охватывают самые хорошие, самые высокие человеческие мысли и чувства.

Наши рекомендации