Депутату Государственной Думы Южилину В.А. Апрель 2005г.
Форт Красная Горка под угрозой постыдной смерти...очень опасен.
Уважаемый Виталий Александрович!
На территории Вашего избирательного округа находится последняя на Балтике и в России морская береговая крепость - форт Красная Горка (Алексеевский) и её младший брат - форт Серая Лошадь (Передовой). Оба форта закончили свою службу Отечеству в 1957 году. Ныне форт Серая Лошадь представляет собой скорее бетонное кладбище среди подтопленного леса.
Иной была судьба крепости Красная Горка. На части форта был создан мемориал с братским захоронением, а в районе основной батареи пушек Канэ на пяти сохранившихся бастионах развернули музейную экспозицию. Для этой цели сюда вернули "родную" форту пушку Канэ, а также поставили 100 и 130 мм орудия. На куске железной дороге установили артиллерийские транспортёры 180 и 305 мм, также "родные" для форта - они воевали отсюда на Ораниенбаумском плацдарме в 1943-44 гг. Воинская часть - Экипаж принял на работу музейного работника и создался музей. Это было в 1975 году. Но ... музей и вооружение не были поставлены на баланс. 10 лет назад Экипаж ушёл из форта, уволили музейного смотрителя, при переезде погибли музейные материалы.
Почему форт Красная Горка важен для России? В России эта крепость последняя по времени постройки - 1907-1915гг. Это подземная бетонная крепость 20 века с автономным пребыванием в ней 6 тысяч гарнизона, вооружённого самыми мощными орудиями того времени. Эта крепость - натурное свидетельство ответа русской фортификационной школы наследников Тотлебена на гибельные недостатки "бетонной твердыни" Порт-Артура. Ответ был правильный: в обеих мировых войнах форт не пропустил врага к Кронштадту, форты которого были бы расстреляны в отсутствии Красной Горки с недоступного Кронштадту расстояния.
Что угрожает форту Красная Горка?Забвение и разграбление. Сейчас я не говорю о бедствиях жителей форта (320 человек). 1 февраля 2004 года форт поставлен на баланс ЛенВМБ, части в Большой Ижоре (Арсенал). Вся музеефицированная часть форта огорожена колючей проволокой и недоступна для осмотра. Месяц назад разрезана 130 мм пушка на части автогеном, а пушка Канэ, ставшая единственной в России, разобрана, уложена на дно большегрузного автомобиля. Сверху на неё навалили лом 130 мм пушки и вывезли с форта. Работу осуществили военные из института в Старом Петергофе. Я был свидетелем разговоров высокопоставленных офицеров главкомата ВМФ в апреле и июне 2004 о намерении продать пушку Канэ в Финляндию. На телефонный звонок в штаб ЛенВМБ был получен ответ, что, возможно, в Москву на Поклонную Гору. Тогда же я слушал суждения разрезать и вывезти артиллерийские транспортёры 180 и 305 мм. Они памятники-победители Великой Отечественной и они стоят на своём месте! Крепость без вооружения мертва! Форт Серая Лошадь погиб из-за этого.
Чем опасен форт?Опасностей три. Первая - половина форта превращена в склад арсенала. Здесь хранятся боеприпасы с просроченным сроком годности и подлежащие уничтожению на месте Ещё на памяти криминальный вывоз их на первую чеченскую войну Вторая. 7 казематов пушек Канэ были взорваны 19 августа 1918 года революционными матросами, которые боялись подхода немецкой эскадры ( мятеж будет через год!). Взорвались пороховые заряды, и масса бетона и земли перекрытий и брустверов упала назад быстрее, чем начали взрываться сами снаряды 152 мм пушек Канэ. В советское время эти 7 позиций с подземным хозяйством не ремонтировались, а лишь систематически засыпались песком. Особая опасность в том, что эти снаряды взрывчатым веществом имеют пикриновую кислоту (миленит, шимоза), которая, взаимодействуя с железом, медью, от времени превращается в пикраты и становится в 1,5 раза мощнее. От этой взрывчатки отказались в 30-х годах 20 века. Третья.После взрыва 19 августа 1918 года матросы собрали разлетевшиеся при взрыве и не взорвавшиеся 46 снарядов и 2 химические бомбы и закопали на территории форта. Где?
После многократных обращений в органы власти и с помощью ОРТ,РТР, 5 канала, НТВ состоялись две государственные комиссии. Результат. Опасность признана и Госдума финансировала на 2005 год разминирование форта Красная Горка.
В чём же тогда вопрос?10 марта 2005 года должны были быть известны результаты закрытого тендера по разминированию форта Красная Горка. У ВМФ нет своего сапёрного батальона для подобной работы. В тендере участвовали две известные кампании в области разминирования: Российский поисковый центр, СПб(812-235-30-32, 235-62-19) и Альфа Экспедишн Демайнинг, Москва(095-959-98-85, 959-97-25). Их специалисты работали в обеих государственных комиссиях. В первых числах апреля стало известно, что разминирование передано неизвестной на этом специфичном рынке услуг кампании "Вега М". Тендер проводил главкомат ВМФ, ракетно-артиллерийское управление. Как мне стало известно, "Вега М" - дочерняя кампания управления, не имеет опыта, специалистов, оборудования. Ей управлением ВМФ по безопасности переданы наработанные вышеназванными кампаниями документы и проектные наработки. Велика опасность, что под видом проектно-изыскательских работ "Вега М", не покидая Москвы, израсходует все бюджетные деньги на разминирование.
Таким образом, можно сказать, что теперь под вопросом и разминирование и музеефикация последней русской береговой крепости, а следовательно и её возвращение в систему национальных ценностей. И это делается вразлад, но неуклонно людьми в военно-морской форме. Если я не прав, то в таком случае я, Сенотрусов Александр Иванович, русский офицер в девятнадцатом поколении немедленно публично принесу свои извинения.
Виталий Александрович! Прошу вложить чувство любви к Отечеству и родной старине и потратить время своё и силы на спасение безмолвно умирающего защитника Петрограда - Ленинграда.
С уважением историк-краевед Сенотрусов Александр Иванович .188531 Лен. обл. Ломоносовский район, п. Лебяжье ул. Мира д.3 кв.43. т/ф 81376-75482.
Виктор Матрёнин.
Прогулка по саду.
Под тусклым светом фонарей
Ложились лёгкие снежинки,
А голые стволы ветвей
Держали белые крупинки.
И становилось всё теплей
На неистоптанной тропинке.
В моём саду живёт зима,
Прекрасные лежат сугробы,
Ночная правит тишина,
Запрятав свет в свои утробы.
И вдруг в моём саду звезда
Зажглась, раздвинув небосводы.
Я вижу, что ушла беда
И с нею, кажется, невзгоды,
Под тусклым светом фонарей
Ложатся лёгкие снежинки,
А голые стволы ветвей
Всё держат белые крупинки.
И мне становится теплей
На неистоптанной тропинке.
Депрессия.
Исхудавшее тело,
Затянутое кожей,
Воды жадно хотело,
Ни на что не похожей.
Короткие торчат руки.
В кулак загнуты пальцы,
Как брошенные в муки
Сутулые страдальцы.
Кривые дрожат ноги,
Как тела рабов тощих,
Ужасных и убогих,
На каторге иссохших.
Лицо тряпкой обвисло,
Как воск с тающей свечки
Расползается кисло,
На жаркой стоя печке.
Но вот прогремела гроза,
Мгновенье - и всё просветлело.
И вот покатилась слеза
Водой на засохшее тело.
Душа.
Белоснежный иней лёг,
Кое-где уже росой
На полях
туман-дымок,
Расстилаясь над землёй,
Простирался к солнцу
вдаль
Пробираясь из-за туч,
Ласково его пронзал
Первый самый
нежный луч.
Жёлто-красным огоньком
Загорелся небосвод.
Свет
оранжевым ядром
Вырисовывал восход.
Белый иней стал росой,
И рассеялся туман...
Вдруг вскричал сиренный вой,
Развергаясь по полям,
Самолётный рёв летит,
Пыль, вздымая за собой,
Танков строгий ряд скользит,
Закрывая солнце тьмой.
Свист снаряда...
первый ВЗРЫВ,
Разлетается земля,
ВЗРЫВ
раздался, кровь разлив,
На бескрайние поля
Тряпки мяса раскидал.
Твёрдо ставя свой сапог,
Вражеский солдат шагал,
Навсегда в окопе лёг,
Кровь свою земле отдав.
Танки
рвали плоть солдат,
Везде трупы
раскидав
Тучей
превратив всё в ад
Смерть
редеющей ордой
Изувечила
рассвет,
По земле сырой прошла,
Навсегда оставив след.
Свобода.
О, как прекрасно: падает звезда,
Бескрайние просторы бороздя.
Она свершает свой полёт,
Ведь он свобода всех свобод.
О, как мгновенно: падает звезда,
Бескрайние просторы бороздя.
В один лишь миг сгорает вся,
Один холодный свет неся.
Куда? Зачем летит она,
Ведь эта пропасть не без дна.
О, как ужасно: падает звезда,
Бескрайние просторы бороздя.
14.03.05
Сентиментальность.
В даль, в бескрайние просторы,
В нежность синевы небес
Ласково бросаю взоры
В чистый сказочный навес.
И пронизывая светом
Голубые облака,
Растворяясь в свете этом,
Я стремлюсь из далека.
16.05.2005
Мой путь.
Я оторвавшийся листок,
Лечу себе в земном просторе,
Попав в бессмысленный поток
В пустынном и холодном море.
Холодный ветер вдаль несёт,
Взмывая вверх, куда-то в бездну.
О, как прекрасен мой полёт,
Вот-вот из виду я исчезну.
Сокроюсь в серых облаках,
Найду там светлое оконце,
Пусть после превращусь я в прах,
Я устремлюсь в Святое Солнце.
30.06.2005
Романова Н.Е. Опыт этнографически точного воссоздания ижорского национального костюма.(По материалам авторской коллекции).
Приносил мне песни ветер,
Ледяной порыв весенний,
Их ко мне толкало море,
Гнали их морские волны.
(Эпитафия с могильного камня Ларин Параске)
Сведения об ижорском национальном костюме встречаются в литературе очень редко. Хотя начиная с 1920-х годов в регионе работали экспедиции и ижорский костюм представлен в коллекциях этнографических музеев России.
Источник настоящей статьи – костюм из собрания музея «Ижора» в д. Вистино Кингисеппского района Ленинградской области (директор музея Чаевская Наталья Николаевна) и литература. В материалах Северо-западной экспедиции 1926-1928гг. мы находим, что данный костюмный комплекс, бытующий у ижор и води уже на протяжении последних 50-60 лет, включает в себя рубаху, косоклинный сарафан, пояс, рушники, головной убор, обувь.
Рубаха, по-ижорски «пайти», основной составляющий элемент женского костюма, относится к типу с условным названием «восточнославянский крой». Эта рубаха состоит из двух полотнищ холста, прикрывающих спину и грудь; на плечах вшиваются «полики». Верхняя часть рубахи шьётся из более тонкого холста, нижняя из четырёх полотнищ грубого холста и бывает очень тяжёлой. Ворот собран на мелкую сборку и обшит тонкой бейкой светло-жёлтого цвета. Рукава длиной ниже локтя собраны на манжет и украшены сборкой, вышивкой и кружевом, связанным из х/б нити крючком.
Полики сделаны из кумача и богато расшиты цветной бумагою. Подобные рубахи носились только с косоклинным сарафаном.
Сарафан имел два названия: «синяк» и «красик». Это – типичный косоклинный сарафан, встречающийся у великороссов нашего Севера. Шьётся он из домашнего холста, окрашенного в синий цвет, или из китайки. Носился синяк как в будние, так и в праздничные дни. На подол нашита в несколько рядов цветная тесьма шириной в 1 см красного, жёлтого и фиолетового цветов. Лямки обшиты тесьмой, эта же тесьма нашита по верхнему краю и спереди под ряд белых фарфоровых пуговиц.
Сарафан носили с поясом – «вюо» - узким шерстяным пояском домашнего плетения. Преобладающий цвет – красный. Концы его иногда украшаются белым бисером. В праздничные дни этот поясок заменяется длинным и узким полотенцем «кушакка» из белого холста, с вышитыми концами. В музее «Ижора» сарафан дополнен двумя вышитыми полотенцами, которые крепятся на поясе пояском.
Головной убор – «сапана» - типа соропи; состоит из двух частей: налобной и задней, хвостовой, спускающейся на спину. Налобная часть сапана снабжается завязками, при помощи которых головной убор завязывается на затылке. Сапана богато украшается вышивкой, материалом для неё служат цветные шерсть и шелка, белые льняные нитки и цветная бумага.
Вышивка исполняется гладью двусторонним швом, шитьём по выдергу и крестом; преобладающими цветами является синий и красный.
Обувь – женская обувь очень немногим отличается от мужской. Ижорки носят «уличи», но без голенищ. «Уличи» - местная кожаная обувь до колен. В летнее время носят «поршни» - обувь из одного цельного куска кожи, собранного на кожаный ремешок. С уличами носят несколько пар шерстяных чулок и узкие шерстяные оборы (обмотки) из домашнего сукна красного цвета.
Праздничный костюм ижорской женщины дополнялся височными и шейными украшениями, выполненными из цветного бисера, жемчуга и раковин «каури».
Изучением национальных костюмов народов СПб губернии коллектив педагогов ЦДТ (филиал п. Лебяжье) занимается уже более 3-х лет. Нами собран большой материал о традиционной культуре народов водь, Ижора, финны – коренных жителей Ломоносовского (б. Ораниенбаумского) района. Изготовлен полный комплекс – рубаха, сарафан, сапана, полотенца, пояс, височные и шейные украшения – копии подлинников из музея д. Вистино и музея этнографии СПб.
Нам важно, чтобы не только в книгах и музеях хранилась наша история, но и жила в сердцах внуков и правнуков, а старинные традиции нашли своё место в их современной жизни, становясь духовной защитой от обезличивания и равнодушия.