Осипов Андрей. Моя деревня, которой не стало

Января 1754 года – 250 лет назад в письме И.И. Шувалову М.В. Ломоносов впервые указывает место отправки письма: ’’из Усть – Рудиц с бисерных заводов’’, где была им основана фабрика по производству цветного стекла.

Усть-Рудицы осталась в истории России, памяти моих обеих бабушек, а теперь она и в моем сердце…

Я не помню дня, когда бы бабушка не упоминала бы название Усть-Рудицы. Все хорошее в ее жизни, похоже, осталось в этой деревне. Но ведь покинула она ее почти девочкой, ну не может быть идеальных мест на земле, однако бабушка продолжает поминать Усть-Рудицу и по сей день. Она помнит ее такой, какой она была до войны. Деревня стояла на пересечении двух речек-Рудицы и Черной, которые как раз там соединяются в одно русло реки Коваш.120 дворов были разными по доходам , но не было особо бедных. Разве что вот моя бабушка-отец ее долго болел и его недуг в отсутствии в семье других мужчин заметно осложнял их жизнь, но щедрая природа округи давала возможность и им неплохо жить. Со слов моей бабушки работы у них было много - в леспромхозе валили лес, корили и сплавляли, по зиме из ивового прута и дранки плели для себя и на продажу корзины, мяли лен и ткали, шили и вязали носки, рубашки, косынки. Летом заготавливали лесное сено, его было много и сбывали его в больших количествах. Три реки приносили улов лососем и форелью. В каждом втором дворе была лодка и ловили с них ночью при свете лучины острогой. Лес манил ягодами и грибами. Разработанные пашни давали урожаи ржи, ячменя и овса. Даже после начала коллективизации почти в каждом дворе были не только коровы, овцы и птица, но и кони.

А больше чем налаженный труд запомнились бабушке часы отдыха - культурный парк, молодежь его звала’’ вал’’ и большой театр. Моя бабушка была в нем актрисой, конечно самодеятельной. Они сами ставили спектакли и зрителями и судьями им были их мамы и друзья. И хоры свои были, и гармонисты. Приезжали к ним из Лопухинки, Ковашей, Тентелево попеть, потанцевать. Были свои качели, гигантские шаги.

После революции двухэтажные дома последнего владельца Усть-Рудиц купца Елисеева были заняты под почту, школу, магазин, театр, контору. Кстати в школе 40 лет учительствовала Ольга Вермантова. А в центре деревни, где сходились мосты через речушки, был остров, а на нем была часовня и кругом ее рассадники для огородов. В этой часовне и крестили и отпевали.

’’Дома у нас были хорошие’’, -говорит моя бабушка. Деревня была застроена пятистенками на две избы и еще крашеные сени. В доме была русская печь, в другой половине круглая голландка. А особо в памяти у нее самовар Утром и

вечером. Чай и сахар. И семья за столом. Прошло 60 лет, а бабушка помнит цифру 340 литров молока. Каждый год с коровы колхозник был обязан сдать такой налог…

Но овощи с огорода, яйца, творог с хозяйства мои родные везли на продажу говорит бабушка:''' Нет, не голодовали. Жили мы неплохо.’’

.

А в войну на деревню лишь 2 снаряда упало. Военные разобрали деревню на блиндажи,окопы, землянки да на дрова. Разобрали дома, риги, амбары, кузницу, мельницу, плотину и мосты.

”А после войны нам запретили там жить, - говорит бабушка горько, горько.

Я лично думаю, наверное, потому, что рядом в 4-х километрах разместили ракетную базу ПВО Ленинграда.

Мой отчет моей памяти и моей бабушке за археологические поиски летом 2003 года в том месте, где когда-то стояла славная русская деревня Усть-Рудицы.

Бывшая деревня Усть – Рудица находится ныне в Ломоносовском районе. Само название района и его центра говорят о том, что земля эта связана с именем гениального русского ученого, философа, поэта и художника Михаила Васильевича Ломоносова. 16 марта 1753 года императрица Елизавета Петровна пожаловала ему в Ораниенбаумском уезде деревни Шишкина, Калищи, Усть – Рудица, Перекули и Липову с 226 душами мужского пола и 9000 десятинами земли. По указу Сената здесь намечалось построить стеклянный завод для выделки разноцветных стекол и из них бисера, пронизок, стекляруса и других галантерейных вещей, а также посуды и смальты.

Летом 1753 году под руководством Ломоносова работы шли уже полным ходом. Из всего довольно обширного имения М.В. Ломоносов избрал для устройства завода и усадьбы самую маленькую усадьбу Усть – Рудицу, в которой насчитывалось всего 12 душ мужского пола. Выбор места был обусловлен обилием проточной воды. Здесь соединялись речки Рудица и Черная в реку Коваши. Плотина, сооруженная на речке Рудица, позволила создать большую запруду – разлив, который и стал центром композиции всего усадебно – заводского комплекса.

Заводские строения с плавильными печами, плотиной, мельницей и рабочим поселком расположились на левом берегу запруды, а усадьба на правом. Она занимала оконечность мыса, образованного слиянием рек. Ее облик легко восстановить по рисункам на дарственной, выданной Ломоносову 2 сентября 1756 года. Если к 1754 году был выстроен только господский дом, то к 1756 году здесь была уже настоящая усадьба. Ее центром стал одноэтажный с мезонином дом, по сторонам которого, ближе к реке, располагались два флигеля, образуя как бы парадный двор, главный фасад усадьбы. В левом флигеле была оборудована лаборатория, в правом -–мастерская. За строениями тянулись фруктовые сады и огороды, распланированные строго регулярно и симметрично по отношению к главной оси – подъездной аллее. Их окружали пашни.

Парка как такового не было, но Ломоносов учел потенциальные возможности естественного рельефа и использовал их для создания прекрасных прогулочных аллей. Берега мыса были высокими и образовывали естественный вал, защищавший усадьбу от северных ветров. Природа была лишь упорядочена. Несколько позже дорожки, повторявшие линии извилистых берегов, были обсажены липами. Так еще при Ломоносове образовалась самая старинная часть Усть – Рудицкого парка, его липовые аллеи.

После смерти великого ученого завод перестал действовать, а имение долго переходило от одного его потомка к другому, пока не перешло к последнему владельцу – известному купцу Елисееву, чьи магазины в Москве и Петербурге пережили 20 век и поныне носят его имя.

Я ни разу не был в Усть – Рудицах прежде. И, следовательно, мне нечего здесь узнавать. Да здесь и нет ничего, все разобрано и давно вывезено. Как нет уже по соседству той самой ракетной базы, от нее остались лишь бетонные фундаменты и стартовые площадки.

Этим летом наш Лоцманский класс стал лагерем на месте деревни Усть – Рудица. Наши палатки и бивак мы поставили у слияния рек Черная и Рудица. Надо сказать, что путь сюда был нелегким. Особенно последние три километра. После дождей русское бездорожье показало нам свою бесстыдную мощь и мы бы дрогнули, если бы не наш старый друг - советский аналог студебеккера, ЗИЛ – 151, в народе -’’колун’’. Оправившись от страха запрокидываний машины на этой трассе слалома , я не сразу понял, что же меня вдруг поглотило и оглушило? Тишина…Теплое солнце стремительно становилось жарким, быстро надвигалась духота. Но на земле этого еще не чувствовалось. Да, на земле. Никто из наших ребят не видел в своей жизни такой травы. Два метра и выше. Впереди идущего видишь лишь вблизи, а потом догоняй его по проходу в зарослях травы.

Обустроившись на месте и поев, я в нетерпении начал копать. Где? Сразу во многих местах. В зарослях такой травы и не поймешь, где что было. Ну а потом всем миром мы обсудили увиденное и поняли, как была устроена жизнь в этих местах. Здесь нет дикорастущих деревьев и кустарников. Старые – старые дубы, огромные пожилые липы, пирамидальные ели, кедровая сосна, пихта, ясень – ведь это же парк, а не лес вокруг нас. Первыми мы нашли фундаменты господских домов. Фундаменты старые, глубокие, выложены диким камнем, окна-продухи фундаментов выполнены старинным кирпичом 18 века. То и дело мы находили оконное стекло толщиной 1 мм, обломки посуды с клеймами поставщиков императорского двора, битый’’ кузнецовский’’ фарфор, осколки майолики с печей, осколки тонких зеркал 18 века. Размеры фундаментов говорят, что здания были деревянными и выполнены в традиционном стиле "пятистенка’’. Все постройки господских строений и крестьянских домов опять же по традиции русских селений протянулись вдоль высокого берега реки.

Вдоль деревенской улицы липы, через трещины в некоторых можно пролезть взрослому человеку. Сразу отмечаем для себя места бань, они у спуска к реке.

Но есть общее у всех построек, и господских и крестьянских – фундаменты. Я даже не смогу сказать, а глубже ли господские? Такой же камень, а вот кирпич моложе – век 19-й. Но стекла тонкого так же много, как и в господских домах. Мы находим домашнюю утварь: обод бочки, сковороду, рядовую посуду стеклянную и керамическую, гвозди, скобы, подковы. Особо хочу отметить, что русские печи в крестьянских домах если и были глинобитными, то стояли они на каменных фундаментах. И особо отмечу ,что во второй половине крестьянского дома обязательно была печь из кирпича, так называемая печь обогревательная. И эта печь была стянута металлическим ободом, имела кованые дверцы с поворотной рукояткой-зажимом, и, конечно, и у этой печи был фундамент. Находка при раскопе косточки задней ноги свиньи зримо воспроизвела передо мной деревенскую улицу и играющих моих сверстников в "бабки’’, наиболее хитрые из которых заливали в них свинец. В одном из раскопов мы нашли старинный флакон из-под одеколона.

Вода в Рудице очень холодная, но только идя ее руслом мы нашли усадьбу Михаила Васильевича Ломоносова. Ни дорог, ни тропинок. На заросшей поляне стоит сбоку вращающийся на стержне памятник с гордой надписью, а против него два больших обросших грибами дуба. Это все. Это место усадьбы М.В.Ломоносова.

По имевшемуся у нас плану мы отыскали место, где располагалась личная лаборатория Михаила Васильевича, вернее отвалы на ее месте. Мы перебрали добросовестно эти отвалы. В этой лаборатории размером 4 на 6 метров Ломоносов 2 года день за днем работал, провел 4000 опытов и научился делать аналог итальянской смальты, приготовил специальный клей для нанесения смальты на поверхность и сделал первые произведения из нее. Мы нашли в отвалах таганок, обломки химической немецкой посуды, огнеупорную глину, древесный уголь, кварцевый песок, много плохо сохранившихся химикалиев. Но главное – мы нашли много неинтересных на вид предметов, это расплавы стекла с разными оттенками, толщинами, прозрачные и непрозрачные. Всякие. Это опыты Михаила Васильевича. А еще кусочки минералов. Он их разламывал в ступке до порошка и пытался в расплавленном виде нанести на стекло или вплавить в него. Много навозил Ломоносов минералов для опытов и использовал их часто вслепую. А не отсюда ли такая плодородность этой земли?

Реки здесь у своих истоков, разливы небольшие и кратковременные, да и места возвышенные, а вот такая высокая трава! Нет, наверное, Михаил Васильевич своими минералами для опытов, привезенных вдосталь , удобрил эту почву в виде микроэлементов на века. Это всего лишь мое предположение, а не утверждение, но все-таки…

Конечно, мы хотели найти смальту. Немного, но как факт. К этому времени мы уже знали, что в Усть-Рудице с 1952 по 1958 год работала археологическая экспедиция(и в ней была рабочей моя бабушка),после которой и следов почти не осталось от деревни. И именно на отвалах этой экспедиции мы и работали в усадьбе М.В.Ломоносова. Известно, что во время этой экспедиции было собрано несколько машин смальты на фабрике Ломоносова и отправлено в Москву. В дальнейшем из этой смальты изготовили витражи и панно на станциях метро "Комсомольская’’ и ’’Киевская’’ в Москве

Мы нашли смальту там, где была фабричная лаборатория и там, где происходила отгрузка со склада. Ее когда-то обронили и втоптали в землю. Дожди вымыли, мы немного покопали. Нашли. Как факт. И не больше. Просто мы увидели, какой за смальтой был труд, труд Михаила Васильевича Ломоносова, великого труженика.

А ведь тогда же, на фабрике делалось оконное стекло. И зеркала делались на 1мм стекле. Вот с какого времени в простой русской деревне не бычий пузырь на окне, а распахнутая в мир рама с прозрачным стеклом. И зеркало отражало лица моих земляков по утрам, а не начищенный самовар. Не отсюда ли высокая культура домостроения и

культурные сады? Если не так, то отчего же на улицах моей деревни старинные липы и дубы?

Да, наверное, было чему учиться М.В.Ломоносову у местных крестьян, но и они научились у него и у его восприемников многому, что стало потом привычкой и образом жизни. Мои земляки сочетали труд на производстве и в своем хозяйстве и, как мне представляется сейчас, они были культурными хозяевами своей земли, имея в своем фундаменте плодотворное сожительство с передовым ученым и интеллигентом России…

Выросши, не презирай мечтаний своей юности.

Александр Грин

Скориков Ю.А.

Зима

Посвящается Лидуне

Снег идёт и улетает

Злою вьюгою гоним,

А уставши оседает,

Как на дно реки, налим...

Так сугробы вырастают,

Всё скрывая под собой,

И дымок меж них плутает,

Извиваясь над трубой...

Ближе к полдню солнце встанет,

Разноцветьем снег зажжёт,

Мир нам сказочный представит...

Незаметно в ночь уйдёт.

Но недолго тьма царила,

Вышла светлая луна,

Тихим светом озарила

Все окрестные снега.

И избушку у просёлка,

Только крыша и видна,

Там в сенях зимует тёлка

И ночная тишина...

Догорела вся лучина,

Светит лунным серебром,

Не страшна старцу кручина

На печи, да со сверчком...

Далеко бушуют страсти,

Люди речи говорят,

Наплевать им на напасти,

Что лучины здесь горят...

Лебяжье, 1993г.декабрь.

По-настоящему тот молод ,кто не умеет забывать.

Лидия Хаиндрава

… «только через традиционную культуру можно найти путь к самому себе»

Восточная мудрость

Белов Глеб

Наши рекомендации