Вывод, проникновение и движение к цели
Вывод войск специального назначения может происходить как целыми отрядами/группами, так и поодиночке, разделенно в пространстве и во времени, и различными методами. Учитывая стратегический характер их заданий, массовое использование войск спецназначения до начала конфликта могло бы стать важным индикатором для НАТО, сигнализирующим о развязывании войны и о направлениях главных ударов наступательных действий.
Проникновение путем поглощения, растворения (пассивное проникновение) рассматривалось на случай наступления противника. Группа/отряд войск спецназначения незаметно прятался (обычно в подземном убежище с припасами) в районе, в котором трудно было его обнаружить (леса, разрушенные населенные пункты, и т.д.), и там ждал вражеской оккупации. В благоприятный момент отряд выходил «наружу», чтобы выполнить свою задачу.
Инфильтрация (активное проникновение) осуществлялась обычно на некотором расстоянии от цели (до 50 км) для поддержания максимальной скрытности. Этот метод применялся, насколько это было возможно, в условиях плохой видимости (рассвет, сумерки, туман, ночь, дождь и т.д.). Самой предпочтительной формой проникновения была доставка по воздуху.
В случае сбрасывания на парашютах, парашюты нужно было незамедлительно закопать и/или замаскировать. Первая задача командира группы состояла в том, чтобы после выброски собрать свою группу, собрать сброшенные на парашютах вооружение и оснащение и проверить численность группы. После этого группа выдвигалась в свой район действий.
При продвижении старались избегать любого контакта с противником. В случае необходимости - и по возможности – солдат противника, попавшихся по пути, скрытно ликвидировали холодным оружием или бесшумным оружием, и их тела зарывали или прятали - если время позволяло.
«Если группа парашютистов внезапно сталкивается с более слабым противником и не имеет времени, чтобы от него уклониться, она должна незамедлительно и безжалостно уничтожить его. В этом случае ни одному вражескому солдату нельзя позволить уйти» - так учит учебник восточногерманских десантников.
В случае необходимости группа могла захватить гражданские или военные машины, чтобы на них двигаться к своей цели.
В этой фазе группа специальных войск могла воспользоваться поддержкой сочувствующих или «спящих агентов» КГБ или ГРУ, которые уже находились к этому моменту в районе операции и были активизированы. Об этой возможности, впрочем, тоже упомянуто в учебнике восточногерманских парашютистов (40-й парашютный батальон):
«Перед выполнением задачи группы парашютистов, глава группы может получить адреса людей, заслуживающих доверия, способных оказать поддержку группе. Также здесь необходима осторожность, нужно наблюдать за местностью и удостовериться в ее безопасности, и завязывать разговор только после обмена паролями».
Сферы, в которых этот «вспомогательный персонал» мог бы быть полезным, разнообразны:
• снабжение вооружением и прочими предметами материального обеспечения,
• снабжение местной формой одежды (вооруженных сил или гражданских организаций),
• предоставление средств передвижения,
• предоставление планов и информации о районе местности и о цели,
• услуги проводников и указание дорог,
• предоставление санитарной инфраструктуры.
Учебник восточногерманских парашютистов также предусматривал соединение с подразделениями партизан:
«Кроме того, может быть организованно соединение с подразделениями партизан, или группа парашютистов может внезапно встретиться с партизанами».
Действия вблизи цели
Поблизости от цели группа специальных сил устраивает «оперативную базу», которая, в зависимости от характера задачи, может выполнять разные роли:
• Для локализации целей и «охотничьей» войны (РОК/РУК): Оперативная база служит тактическим командным пунктом и местом координации дозоров для поиска/разведки, которые отправляются с базы в разные стороны. Каждый дозор поддерживает связь с оперативной базой, которая сама, в свою очередь, поддерживает связь с центральным командным пунктом, руководящим операцией (например, со штабом фронта) и/или с авиацией. Площадь, покрываемая одним разведывательным дозором, может достигать приблизительно 25-40 квадратных километров.
• Для наблюдения (наблюдение за целями, оценка ущерба, и т.д.) «тайные» наблюдательные пункты располагаются вокруг цели. Каждый наблюдательный пункт независим и включает около 2-3 человек. Собранная информация передается по радио или нарочным на оперативную базу, которая, в свою очередь, передает ее вышестоящему штабу и/или по авиации.
• Для налета или засады оперативная база служит базой атаки. На ней группа отдыхает и приступает к последним приготовлениям. Последняя разведка цели проводится для того, чтобы при необходимости приспособить порядок действий к изменившейся обстановке.
Командир группы войск спецназначения пользуется очень большой свободой действия и получает от своего вышестоящего командования только общее задание. Процесс действия планируется заранее, но глава группы имеет право его менять, если посчитает это необходимым.
Группа специального назначения не берет пленных, за исключением тех случаев, если это и является ее главной задачей (захват «языков» и т.д.).
Действия советских войск специального назначения в Афганистане происходили в следующих формах:
• блокировка района для сухопутных войск, используемых в операции по зачистке в долинах. После того, как группа мятежников была обнаружена, войска спецназначения направлялись по дну долины, чтобы перекрыть выходы. Затем воздушно-десантные или мотострелковые подразделения перебрасывались на вертолетах на господствующие высоты, в то время как наземные части и подразделения снова входили в долину.
Блокировка района (спецназ (SF) блокирует выходы и ведет бой с моджахедами, пытающимися прорваться, тогда как «обычные» войска, входя в долину, проводят ее зачистку, вертолеты или воздушно-десантные войска удерживают высоты по длине долины).
В случае необходимости, фланговая блокировка зоны зачистки могла осуществляться путем сбрасывания мин с вертолетов или самолетов, чтобы заставить формирования мятежников двигаться в нужном для советских войск направлении. Роль войск спецназначения здесь состояла в преследовании и блокировании, чтобы не дать мятежникам прорваться.
• «Охотничья» война («прочесывание») в операциях по окружению. На более открытых местностях, когда мятежники были окружены, задача спецназа состояла в том, чтобы помешать их просачиванию, главным образом ночью. Роль войск спецназначения тут была довольно близка к их роли, описанной в предыдущем случае. Учитывая значительно большие размеры их «района охоты», войскам спецназначения приходилось между тем больше полагаться на помощь вертолетов как для обнаружения мятежников, так и для более быстрого перемещения.